Лыжно-гусеничный снегоход УАЗ-451С
В 1956 году на Ульяновском автозаводе было организовано Специальное конструкторское бюро (СКБ) для разработки изделий для народного хозяйства и специального назначения на базе автомобилей и узлов серийной продукции. Возглавил бюро Красильников Григорий Иванович.
В 1961 году Ульяновский автозавод получил задание разработать лыжно-гусеничный снегоход (Постановление Совета Министров СССР от 05.11.1960 г.). Работа над снегоходом началась в СКБ в апреле 1961 года, ведущим конструктором назначен В.Ф. Казюханов.
По проекту сменным снегоходным оборудованием должен оборудоваться стандартный ульяновский грузовичок УАЗ-451Д (УАЗ-451С) или УАЗ-452Д. Вместо передних колёс устанавливали цельнометаллические сварные лыжи с подошвой из тонколистовой нержавеющей стали. Вместо задних – гусеничные движители с ведущими звёздочками зацепления с резиновой гусеницей, армированной стальным тросом, и стальными грунтозацепами швеллерного типа. При этом ведущий мост гусеничного движителя оставался максимально унифицированным с серийным, отличался от него длиной полуосей и кожухов и отсутствием тормозов.
Чертежи на постройку первого образца выдали в июле 1962 года общий вес новой ходовой части лишь ненамного перетянул обычный колёсный ход. В такой комплектации автомобиль был способен двигаться по заснеженным дорогам и снежной целине значительной глубины. При плотном снежном покрове и наличии наста глубина снежного покрова уже не имела значения – у снегохода оказалось небольшое удельное давление на снег. При отсутствии снежного покрова сменное оборудование с машины можно было демонтировать, и она превращалась в обычную на колёсах, что делало машину всесезонной. Правда, перестановку на лыжи приходилось производить в полевых условиях, так как для движения на лыжах машине необходим снег, а перестановку гусеничного движителя – в гаражных условиях, так как для этого необходимы дополнительные подъёмные механизмы.
По результатам заводских испытаний была проведена доработка конструкции и изготовлены следующие образцы УАЗ-451С теперь уже для проведения межведомственных испытаний.
Межведомственные испытания двух образцов УАЗ-451С проводили в 1965–1966 гг. В зачёт испытаний в 1966 году пошёл и двухмесячный демонстрационный пробег по маршруту Новосибирск – Омск – Петропавловск – Кустанай – Джетыгора – Актюбинск – Уральск – Куйбышев – Ульяновск (Сибирь, Казахстан, средняя полоса России), общее расстояние больше 4000 км. После Уральска снежный покров неожиданно закончился, машины пришлось переделывать на колёсно-гусеничный ход и заканчивать пробег, пробираясь на снегоходах в распутицу. В пробеге в основном подводили траки гусеницы, которые регулярно выходили из строя, но не было зарегистрировано ни одной поломки ходовой части.
Снаряжённая масса, кг | 2113 |
Полная масса, кг | 3063 |
Грузоподъёмность, кг | 800 |
Ширина лыжи, мм | 340 |
Ширина гусеницы, мм | 390 |
Удельное давление на снег с полной нагрузкой, кг/cм2:
|
0,116 0,132 |
Максимальная скорость, км/ч:
|
48 15–20 |
В 1968 году были изготовлены новые образцы УАЗ-451С по несколько переработанной документации для увеличения ходимости гусеничных движителей (лент и катков). В этом же году начались эксплуатационные испытания УАЗ-451С, по одному образцу отправили в Тамбовскую область на сельскохозяйственную опытную станцию, в Татарскую АССР и в город Бугуруслан (Оренбургская обл).
По итогам эксплуатационных и последующих после них ресурсных испытаний было решено делать не просто снегоходную, а всепогодную машину с шарнирным сочленением рамы. Для этого раму от серийного автомобиля УАЗ-452Д предполагалось разделить на две части и установить на месте сочленения управляющие гидроцилиндры для осуществления машиной поворотов. При такой конструкции рамы на машину можно было бы устанавливать гусеничный ход не только на задний мост, но и на передний, что резко бы повысило возможности машины.
На новый снегоход уже подготовили большую часть конструкторской документации, но в январе 1971 года по указанию главного конструктора завода все работы по снегоходам в СКБ были прекращены.