Опубликовано: ГП 03-2018
Продажи-2017: смена вектора тяги

Итоги продаж новой коммерческой автотехники в России

Александр Трохачёв, фото автора

Всё в жизни переменчиво. Вот и отчётность по итогам продаж новой коммерческой автотехники в России не пестрит красным цветом, характерным для статистического «минуса». Уставшие от экономических потрясений транспортники воспрянули духом и возобновили покупки подвижного состава. Характерной чертой сезона-2017 стала реанимация спроса на грузовые иномарки. Подрос сбыт LCV, и автобусы также в положительном тренде. Рынок восстанавливается!

Игра на своём поле

На первый взгляд, минувший год в сфере автобизнеса особых сюрпризов не преподнёс. Но стоит всмотреться в итоговые цифры реализации подвижного состава, как станут очевидны наметившиеся тенденции.

Например, сегмент малотоннажников вырос не так мощно, как сегмент средних и тяжёлых грузовиков. Платёжеспособный спрос по LCV сместился в сторону иномарок – их динамика в процентном выражении на треть выше, чем на автомобили отечественных брендов. Сбыт автобусов оказался предсказуем, но драйверами роста стали лайнеры китайского производства. Словом, в каждой избушке – свои игрушки.

Наиболее сильное влияние на оживление деловой активности перевозчиков оказали стабилизация экономики и отложенный спрос. В январе 2018-го Федеральная служба статистики открыла окончательные данные по динамике потребительских цен за 2017 г. Уровень инфляции в 2,5% стал самым низким за всю историю современной России. Для сравнения: в 2016 г. он составлял 5,4%, а в 2015-м взял рубеж 12,9%. В прошлом году розничные цены на продовольственные товары прибавили 1,1%, промышленные товары – 2,8%, услуги – 4,4%. Самый внушительный рост коснулся топлива: оно подорожало на 7,3%.

Индекс потребительских цен отразил рост цен в разных отраслях. Так, стоимость транспортных средств поднялась на 3,7%, а их эксплуатация стала дороже на 4,6%. Транспортные услуги в денежном выражении выросли на 7%. Медицинские услуги подорожали на 5,6%, оплата услуг ЖКХ стала дороже на 5%, услуги связи прибавили 4,4%. На этом фоне затягивать с обновлением парка стало себе дороже, и многие предприятия и частные перевозчики перезагрузили своё отношение к проблеме.

Мнения представителей автобизнеса относительно прогнозов-2018 во многом схожи. Восстановительный рост на рынке лёгких коммерческих автомобилей составит около 12–15%, на рынке грузовиков будет отмечен значением 20–25%, на рынке автобусов не превысит 10–12%.

Продажи новых LCV (<6 т) в РФ по маркам в 2017 г.
(Источник: «Автостат-Инфо»)
Марка нового LCV Январь–декабрь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
ГАЗ 46 864 40 956 5908 14,4
УАЗ 19 765 17 889 1876 10,5
Ford 8645 4923 3722 75,6
Lada 8073 6398 1675 26,2
Mercedes-Benz 7940 6552 1388 21,2
Volkswagen 5807 5256 551 10,5
Peugeot 2326 1517 809 53,3
FIAT 1897 2010 –113 –5,6
Citroёn 1790 1229 561 45,6
Hyundai 1624 1469 155 10,6
ИТОГО в топ-10 104 731 88 199 16 532 18,7
ВСЕГО в РФ 106 155 90 844 15 311 16,9
  • в т.ч. российские
74 712 65 268 9444 14,5
  • в т.ч. иномарки
31 443 25 576 5867 22,9

Умеренный рост LCV

В 2017 г. ёмкость рынка новых LCV в России составила 108,4 тыс. ед. (+16,7% к 2016 г.). При этом динамика продаж под конец сезона замедлилась. Например, в декабре количество отгрузок достигло 12,9 тыс. ед., что на 3,8% выше значений годичной давности. Лидером осталась марка ГАЗ с долей 44% от суммарного объёма (продано 47,8 тыс. ед., +14%). Вторым идёт УАЗ с продажей 20 тыс. ед. (+6,3%). Замыкает тройку лучших Lada: 10,2 тыс. ед. (+31,3%).

Самым урожайным по продажам новых LCV стал декабрь: продано более 12,5 тыс. ед. Минимальные объёмы сбыта зафиксированы в январе: 6,1 тыс. ед. В предпочтениях россиян по моделям первые позиции остаются за отечественными LCV. На вершине спроса базируется «ГАЗель NEXT», которая за 2017 г. разошлась в количестве 25,8 тыс. ед. (+37,6% к 2016 году). Доля нижегородской «полуторки» составляет почти четверть от всего объёма реализованных LCV. Вторым идёт УАЗ-3909 с показателем 10,9 тыс. ед. (+19%) и следом – ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес»: 10,8 тыс. ед., +3,1%. На четвёртой строчке базируется Lada Largus VU с результатом 8,6 тыс. ед. (+33,2%).

Удивительно, но факт: в топ-10 самых продаваемых моделей LCV 2017 г. по некоторой технике «Сделано в России» отмечено внушительное падение. Например, сбыт микроавтобусов ГАЗ-3221 за год упал на 1761 ед., или на 34,5%. На четверть (–25,3%) или на 1086 ед. снизилось число желающих стать обладателем «буханки» УАЗ-2206. Численность проданных цельнометаллических фургонов ГАЗ-2705 сократилась на 301 ед., или на 10,3%.

Отчасти такое положение вызвано тем, что данным транспортным средствам появилась альтернатива. Не всегда это автомобили, схожие по конструкции. Например, вместо универсалов перевозчики выбирают «каблуки», а классическим ЦМФ предпочитают более лёгкие промтоварные и изотермические фургоны. Более того, поставщиком новостей выступает уже не только «Группа ГАЗ», но также УАЗ и «АвтоВАЗ». И такой техники российского производства становится больше и больше.

Продажи новых LCV (<6 т) в РФ по моделям в 2017 г.
(Источник: «Автостат-Инфо»)
Модель нового LCV Январь–декабрь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
«ГАЗель NEXT» 25 263 18 148 7115 28,2
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» 10 592 10 426 166 1,6
Ford Transit 8632 4915 3717 43,1
УАЗ-3741 8406 9963 –1557 –18,5
Lada Largus Fourgon 8073 6463 1610 19,9
Mercedes-Benz Sprinter 5877 4967 910 15,5
УАЗ-3909 5303 4252 1051 19,8
ГАЗ-2752 «Соболь» 3288 2982 306 9,3
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» 3001 4094 –1093 –36,4
ГАЗ-2705 «ГАЗель» 2797 3723 –926 –24,9
ИТОГО в топ-10 81 232 69 933 11 299 16,2

Другое дело, что не всем моделям суждено стать хитами продаж. Скажем, название «Убийца «ГАЗелей» применительно к УАЗ «Профи» – не что иное, как хороший пиар, а не иллюстрация действительности. Пока ульяновский грузовичок не в состоянии хотя бы выйти на тот рост, какой был у «ГАЗели NEXT» в момент рыночного старта. А уж до сегодняшних показателей данной модели, по экспертным оценкам, никогда не дотянуться…

В сезоне-2018 трендом станет внедрение новейшей телематики. Системы управления парком в сегменте малотоннажников пока не так популярны, как в более тяжёлом классе, но за ними будущее – конкуренция обязывает. По этой причине набирает вес тема создания гибридов, газовых версий и электромобилей. И это будут не только иномарки! Уже создан серийный седан для службы такси и корпоративных перевозок Lada Vesta CNG. На базе УАЗ «Профи» вместе со специалистами НАМИ построен гибридный грузовик, и это только начало.

В статистику продаж внесут свою лепту новые модели LCV, и не только отечественные. Например, ЦМФ Renault Dokker подвинет соперников по классу своей ценовой привлекательностью. Он займёт стоимостную нишу между хитом продаж Lada Largus Fourgon и французскими «каблуками» Citroёn Berlingo и Peugeot Partner.

Промышленная группа PSA (Peugeot-Citroёn) начнёт серийную сборку малотоннажных Peugeot Expert и Citroёn Jumpy в Калуге. Маркировку «Сделано в России» получат микроавтобусы Traveller от Peugeot и SpaceTourer от Citroёn. Большое количество новых модификаций выпустит «Группа ГАЗ». А ведь есть ещё те, кто держит козырь в рукаве: о такой продукции станет известно по ходу сезона.

Драйверы роста – грузовики

Продажи новых средних и тяжёлых грузовиков в 2017 г. сродни прорыву платины: россиянами куплено почти наполовину больше, чем в 2016-м! В конкретной величине дельта составила 49,2%, или более 25,8 тыс. ед. Всего реализовано 78 348 ед. грузовиков с иголочки: 41 975 ед. российского производства и 36 373 ед. зарубежного.

Лавина спроса внесла изменения в предпочтения тех, кто «заказывает музыку». Скажем, резко активировался спрос на иномарки. Увеличение по ним составило 19 249 ед., или 112,4%, и это больше, чем совокупный объём продаж в 2016-м (17 124 ед.). Поставки новых грузовиков российских марок выросли на 6590 ед. (+18,6%). Иномарки тихой сапой отобрали у брендов РФ 13,8%! Удельный вес машин заграничного производства за год вырос с 32,6 до 46,4%, а отечественной сборки, напротив, снизился с 67,4 до 53,6%.

Продажи новых грузовиков в РФ по маркам в 2017 г.
(Источник: «Автостат-Инфо»)
Марка нового грузовика Январь–декабрь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
КАМАЗ 27 317 21 359 5958 27,9
ГАЗ 8642 8809 –167 –1,9
Volvo Trucks 5850 1672 4178 249,9
Scania 5642 2505 3137 125,2
Mercedes-Benz 5543 2056 3487 169,6
MAN 4684 2181 2503 114,8
Isuzu 3804 2585 1219 47,2
DAF Trucks 3406 938 2468 263,1
МАЗ 2871 2553 318 12,5
«Урал» 2654 2075 579 27,9
ИТОГО в топ-10 70 413 46 733 23 680 50,7
ВСЕГО в РФ 78 348 52 509 25 839 49,2
  • в т.ч. российские
41 975 35 385 6590 18,6
  • в т.ч. иномарки
36373 17124 19 249 112,4

Самыми «урожайным» с точки зрения продаж грузовых иномарок и машин «Сделано в России» стал декабрь (10,2 тыс. ед.), наиболее провальным – январь (3,5 тыс. ед.). Под финиш года рынок раскочегарился так, что рост продаж был отмечен во всех федеральных округах: от 15,8% в Уральском регионе и 34,8% в ЮФО до 71,8% на Северо-Западе и 65,3% на Дальнем Востоке.

По маркам грузовиков, недосягаемым для конкурентов, остаётся КАМАЗ: его коммерческий успех вылился в дополнительно проданные 5958 ед. (+27,9%). Общее количество отгрузок клиентам составило 27 317 ед. По некоторым брендам отмечено незначительное охлаждение интереса. В частности, ГАЗ уступил показателям 2016 г. 167 ед. (–1,9%), IVECO-AMT продал на 15 машин меньше (–5,1%). Ощутимее просадка НЕФАЗа: 76 ед., или –31,1%.

Совсем худо дела у Dongfeng: продажи упали на 53 ед., что эквивалентно –67,1%. Правда, скоро начнутся продажи китайских автомобилей Euro 5, что сулит оживление спроса. Отмеченный в конце списка бренд ЗИЛ сбавил обороты на 6 ед. (–60%) и, похоже, это уже агония... По другим маркам машин ни шатко ни валко шли отгрузки автомобилей TATA и Tiger. Худо обстояли дела по брендам Sany и XU Gong. Естественно, по этим же производителям оказался и минимальный количественный спрос на модели.

За строчками таблиц скрываются и другие перемены. Скажем, оттаявший сегмент тяжёлых грузовиков переориентировался на европейские иномарки. Лучше стали продаваться автомобили брендов «большой семёрки». Особенно заметный рывок сделал Renault Trucks. И хотя результат достигнут на фоне низкой исходной базы, в 2018 году французский «ромб» намерен удвоить продажи. При таком раскладе стало очевидно уменьшение спроса на белорусские МАЗы и турецкий Ford Cargo: спрос на последние упал до нескольких десятков единиц.

Продажи новых грузовиков в РФ по моделям в 2017 г.
(Источник: «Автостат-Инфо»)
Модель нового грузовика Январь–декабрь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
КАМАЗ-65115 (6х4) 5849 4846 1003 17,2
КАМАЗ-43118 (6х6) 5830 4662 1168 20,0
«ГАЗон NEXT» (4х2) 5371 5269 102 1,9
Mercedes-Benz Actros 5079 1741 3338 265,7
КАМАЗ-6520 (6х4) 4826 3236 1590 33,0
Volvo FH (4х2) 3879 1067 2812 272,5
КАМАЗ-5490 (4х2) 3854 2257 1597 41,4
DAF XF105 FT (4x2) 3157 874 2283 272,3
Scania Serie R (4x2) 1945 598 1347 269,3
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) 1629 1410 219 13,4
ИТОГО в топ-10 41 419 25 960 15 459 59,6

Предпочтения по моделям сюрпризов не преподнесли. На вершине горы – КАМАЗ-65115, который стал востребован больше на 1003 ед. (+17,2%). На 1168 ед. (+20%) активизировался спрос на полноприводный КАМАЗ-43118. Замыкает тройку лидеров «ГАЗон NEXT»: +102 ед., или +1,9%. В топ-10 самых продаваемых грузовиков присутствуют ещё две модели из Набережных Челнов: КАМАЗ-6520 (+1590 ед., или +33%) и КАМАЗ-5490 (+1597 ед., или +41,4%). Можно сказать, что позиции челнинских большегрузов сильны, как никогда прежде.

В рейтинге иномарок первенствует Mercedes-Benz Actros, собираемый в Татарстане: его поставки заказчикам выросли более чем в 2,6 раза, на 3338 ед. Аналогичный прогресс отмечен по Volvo FH калужского производства: рост на 2812 ед. или более чем в 2,7 раза. Практически ноздря в ноздрю со шведским фаворитом к финишу минувшего года пришёл DAF XF105: продажи поднялись на 2283 ед., или более чем в 2,7 раза. В первой десятке обосновалась и Scania R, спрос на которую поднялся на 1347 ед., или в 2,7 раза.

Прогноз на 2018 год оптимистичный, но сдержанный: увеличение продаж в процентном выражении вряд ли достигнет текущего уровня. Зато совершенно точно оно будет обозначено двухзначным числом: от 61 тыс. ед. до 75 тыс. ед. По оценкам блока заместителя ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису, регистрации новых грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т в 2018 г. к 2017 г. составят по КАМАЗу рост на уровне около 10%, по рынку – 13%. При этом доля лидера отрасли уменьшится примерно на 2%.

Автобусный пирог

До настоящего времени рынок пассажирского транспорта рос довольно скромными темпами, до 10% в год. В 2017-м оживление транспортных операторов вылилось в цифру 12,3%. Всего за минувшие 12 месяцев заказчикам поставлено 12 111 ед. новых автобусов, что на 1329 ед. выше результатов 2016 г.

В январе–декабре 2017-го было продано 11 134 ед. автобусов российских заводов и 977 иномарок. Рост по отечественной пассажирской технике составил 635 ед., или 6%, по иностранной – 694 ед., или в 2,5 раза. Доминирующее положение по-прежнему занимает техника местного производства: 91,9% против 8,1% у «чужаков». Бренды РФ утратили 5,5% рыночного пирога, а зарубежные столько же приобрели.

Лучше всего российские автобусы продавались в декабре (1491 ед.) и августе (1078 ед.). Иномарки взяли Эверест спроса в декабре (166 ед.) и мае (164 ед.). Под занавес года рост отмечен в пяти федеральных округах с минимумом на Урале (+1,1%) и максимумом в ЮФО (+76%). А вот Северо-Запад к декабрю 2016 г. неожиданно провалился на 72,9%. Компанию ему составил Северный Кавказ с минусом в 87,1%.

Продажи новых грузовиков в РФ по маркам в 2017 г.
(Источник: «Автостат-Инфо»)
Марка нового автобуса Январь–декабрь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
ПАЗ 7295 5836 1459 25,0
ЛиАЗ 1441 1845 –404 –21,9
НефАЗ 859 1057 –198 –18,7
«Волжанин» 361 275 86 31,3
КАвЗ 359 366 –7 –1,9
МАЗ 353 812 –459 –56,5
«Урал» 286 306 –20 –6,5
Yutong 270 57 213 373,7
ГАЗ 179 0 179 999,0
Higer 166 25 141 564,0
ИТОГО в топ-10 11 569 10 579 990 9,4
ВСЕГО в РФ 12 111 10 782 1329 12,3
  • в т.ч. российские
11 134 10 499 635 6,0
  • в т.ч. иномарки
977 283 694 245,2

Впрочем, отрицательная динамика коснулась не только регионов, но и самих брендов. По сравнению с 2016 г. ЛиАЗ не досчитался в отгрузках 404 автобуса (–21,9%), НефАЗ отстал от своего же результата на 198 ед. (–18,7%). «Вахтовок» на базе «Урала» заказано на 20 ед. меньше, а это минус 6,5%. Маленькая корректировка коснулась КАвЗ: объём подтаял на 7 ед. (–1,9%). Но настоящий апперкот пропустил МАЗ: закупки белорусских автобусов рухнули на 459 ед. (¦–56,5%). Минский производитель из-за этого даже не участвовал в крупных отраслевых выставках на территории России.

Хочется привести и позитивные примеры. Так, ГАЗ продал 179 своих новых автобусов, хотя годом ранее под этим брендом их отгрузки были равны нулю. Россияне приобрели 12 лайнеров Neoplan, хотя за год до этого не было продано ни одного «немца» с такой эмблемой. Прямо-таки как на дрожжах начали расти продажи китайских «извозчиков». Примеры: Yutong (с 57 до 270 ед., 373,7%), King Long (c 52 до 144 ед., 176,9%), Zhongtong (с четырёх до 70 ед., +1650%), Higer (с 25 до 166 ед., +564%), Golden Dragon (с 17 до 60 ед., +252,9%).

Продажи новых автобусов в РФ по моделям в 2017 г.
(Источник: «Автостат-Инфо»)
Модель нового автобуса Январь–декабрь Изменение
2017 г. 2016 г. Ед. %
ПАЗ-3205 3148 3691 –543 –17,2
ПАЗ-3204 2482 961 1521 61,3
ПАЗ-4234 857 540 317 37,0
ПАЗ-3203 715 562 153 21,4
ЛиАЗ-5292 672 768 –96 –14,3
НефАЗ-5299, КАМАЗ-5297 502 603 –101 –20,1
ЛиАЗ-4292 422 738 –316 –42,8
«Урал-3255», «Урал-4320» 286 306 –20 –6,9
НЕФАЗ-4208, КАМАЗ-4310 247 398 –151 –37,9
КАвЗ-4238 217 293 –76 –25,9
ИТОГО в топ-10 9548 8860 688 7,8

Модельная раскладка вызвала немало эмоций. С одной стороны, в топ-10 расположились всё те же, но, с другой стороны, большинство отмечено снижением объёмов продаж. Даже ПАЗ-3205 на первом месте разошёлся на 543 ед. (–17,2%) меньше, чем годом ранее. С пятой строчки и ниже в топ-10 все модели тоже идут с «минусом» по количеству продаж. Того же ЛиАЗ-5292 продано на 96 ед. (–14,3%) меньше, что вызвано оттоком заказов муниципалитетов разных регионов РФ.

Оптимистичный прогноз-2018 составляет рост сбыта новых автобусов на 12–15% к 2017 г., пессимистичный – не более 5–7%. В любом случае ожидается рост, и для таких позитивных прогнозов есть все предпосылки. Импортёры европейских лайнеров рассчитывают на увеличение сбыта междугородных и пригородных лайнеров. Российские производители, напротив, делают ставку на городские машины, в том числе с электрическим и гибридным приводом.

Комментировать ... >>
Loading...