Опубликовано: ГП 06-2014
Грузовая классика навсегда

Mercedes-Benz LKW 1 CN

Даниил Минаев, фото автора

Обычно в этой рубрике нашего журнала размещаются материалы, посвящённые современным серийным автомобилям. Сегодня сделаем исключение. Невозможно пройти мимо одного из первых серийных грузовых автомобилей концерна Daimler-Benz, построенного в 1926 году. Этот автомобиль встретился мне во Франкфурте. Mercedes-Benz LKW 1 CN бережно отреставрирован силами представительства концерна Daimler AG. Он пригоден для движения по дорогам общего пользования и даже состоит на регистрационном учёте.

В истории грузовиков со звездой на капоте малотоннажные и развозные автомобили играют немалую роль. Строго говоря, без них никогда не появились бы все прочие грузовые автомобили: ведь прежде чем отправиться в дальний рейс, сначала нужно было построить сеть автомагистралей и создать мощную и надёжную технику. Первыми грузовиками от Benz и Daimler с дизельными и бензиновыми двигателями были городские грузовики, построенные в 1923 году. Они же и составили основу первой общей программы выпуска грузовой техники после объединения Daimler-Benz в 1926-м. Вот пример такой продукции из тех лет – Mercedes-Benz LKW 1 CN.

Надо отметить, что производство автомобилей на предприятиях Бенца и Даймлера было довольно масштабным ещё и до исторического слияния этих двух компаний. С 1919 до 1926 г. Карл Бенц изготовил 20 930 машин, а Готлиб Даймлер – 13 420.

Объединившись, обе компании, как сейчас бы сказали, модернизировали производство. Изготовление грузовиков сосредоточили на бывшем заводе Benz в г. Гаггенау, предприятие Daimler в пригороде Берлина (Мариенфельде) преобразовали в ремонтно-сервисный центр и базу для изготовления компонентов. Модельный ряд также был обновлён.

Органы управления в большинстве традиционные, вполне понятны и нынешнему водителю, знакомому не только с самыми современными автомобилями. Рычажки на рулевом колесе отвечают за подачу топлива и опережение зажигания
Органы управления в большинстве традиционные, вполне понятны и нынешнему водителю, знакомому не только с самыми современными автомобилями. Рычажки на рулевом колесе отвечают за подачу топлива и опережение зажигания
Органы управления в большинстве традиционные, вполне понятны и нынешнему водителю, знакомому не только с самыми современными автомобилями. Рычажки на рулевом колесе отвечают за подачу топлива и опережение зажигания
Органы управления в большинстве традиционные, вполне понятны и нынешнему водителю, знакомому не только с самыми современными автомобилями. Рычажки на рулевом колесе отвечают за подачу топлива и опережение зажигания

Краткая историческая справка

В 1926 году началось серийное производство грузовых автомобилей, которое включало модели L1 и L2 (соответственно бывшие Benz 1CN и Benz 2CN) грузоподъёмностью 1,0 и 2,5 т с бензиновыми двигателями в 35–55 л.с., 3-ступенчатой коробкой передач, карданным приводом и пневматическими шинами.

В дальнейшем, после объединения двух германских автомобильных фирм – Daimler Motoren Gesellschaft из Штутгарта и Benz und Cie из Мангейма – производственные программы обоих участников были неоднократно пересмотрены, в результате чего производственная линейка объединённого производителя полностью изменилась. Морально устаревшая серия DC/DR фирмы Daimler была ликвидирована, сохранена была лишь единственная модель – Mercedes-Benz L5 (бывший Benz 5CN). На неё устанавливали 8,1-литровый 70-сильный мотор. В новой компании была введена типовая индексация моделей. Бортовые грузовики получили индекс L с цифровым указателем их грузоподъёмности в тоннах, самосвалы – К, полноприводные варианты – А, автобусы – О.

С 1932 по 1939 г. концерн Daimler-Benz постоянно наращивал выпуск грузовиков на заводах в Штутгарте, Гаггенау, Берлине. Всего за этот период было произведено 69 660 коммерческих машин – грузовиков, специальных автомобилей, автобусов и тягачей.

Конструкция передней подвески на продольных рессорах и шкворнях хорошо знакома не одному поколению эксплуатантов. Если не принимать во внимание ступицы колёс непривычной конструкции и отсутствие передних тормозных механизмов, то всё очень похоже на… ГАЗ-3302 Конструкция передней подвески на продольных рессорах и шкворнях хорошо знакома не одному поколению эксплуатантов. Если не принимать во внимание ступицы колёс непривычной конструкции и отсутствие передних тормозных механизмов, то всё очень похоже на… ГАЗ-3302

Лёгкий тестовый подход

Раз автомобиль официально показали журналистам, значит, я могу посмотреть его не только снаружи! Аккуратно, чтобы не поцарапать отлично положенный лак, поворачиваю медную дверную ручку, открывая крохотную дверцу, ведущую в кабину. Пробую освоиться на рабочем месте. Мягкий кожаный диван не предполагает каких-либо регулировок, спинка расположена почти вертикально, а рулевое колесо норовит уткнуться в живот, удобно поставить ноги мешает моторный кожух посередине. Да, долгие марши дадутся с трудом при такой посадке! Зато приборов минимум, и информация на них предельно лаконична: спидометр и одометр, температура воды, давление масла и пара контрольных ламп. Отвлекать от управления нечему. Отдельно выведена кнопка клаксона (электрического!), снизу, недалеко от педального блока, находится кнопка включения стартёра, пара «флажков» для управления нехитрым электрооборудованием, рукоятки опережения зажигания и «ручного газа» на рулевом колесе. Всё предельно просто, если не считать двух торчащих из пола рычагов управления трансмиссией. Прокатиться мне сегодня не дали, поэтому не смогу передать эмоций от управления, но тогда сконцентрируюсь на осмотре матчасти.

Я долго ломал голову над функционалом этого конструктивного элемента, подвешенного при помощи карабина. Моё предположение – стояночный противооткатный упор

Маленькая тайна

Неизбежный и непрерывный прогресс за 88 лет пока ещё не затронул основные «архитектурные» принципы постройки грузовиков…

Краткое знакомство с 88-летним детищем великих автомобилестроителей состоялось у меня в рамках командировки, цели и задачи которой были совсем иными, нежели ретротест. Посему пришлось довольствоваться скупой информацией из таблички около автомобиля и крохотным релизом, а капот оказался надёжно закрыт на замок. Искать компетентного собеседника не позволяли временны’е рамки, и, вернувшись домой, я отправил запрос в Daimler AG, заодно продолжая штудировать всемирную паутину на предмет типа двигателя этого экземпляра. Согласно весьма пространному релизу, там должен быть один из первых серийных дизелей, но, по другим данным, Mercedes-Benz LKW 1 CN выпускали и с бензиновым, вернее сказать карбюраторным мотором. Иначе, зачем ему рукоятка опережения зажигания на руле?

Неожиданно ответ из Германии пришёл, когда номер ещё не отправили в печать. Ключевым словом немецкого текста было «Vergasser», что в переводе означает «карбюратор». Значит, на рулевом колесе рукоятки, действительно, управляют заслонками карбюратора и углом опережения зажигания!

Основной поставщик электрооборудования – не менее известный соотечественник Robert Bosch
Техническая характеристика автомобиля Mercedes-Benz L1
Колёсная формула 4х2
Грузоподъёмность, кг 1500
Год постройки 1926
Двигатель Benz S100
Рабочий объём, cм3 4760
Мощность, л.с. 35
Максимальная скорость, км/ч 42
Коробка передач Механическая
Количество ступеней вперёд/ назад 3/1
Тормозная система Механическая
Шины Michelin, пневматические, камерные, диагональные
Настраивать зеркала придётся вручную
Замки бортовой платформы надёжны и долговечны

Двоякое чувство

Рассматривая этот отлично восстановленный раритет, у меня возникли вот какие мысли. Удивительно, но прошло столько лет, а основные принципы постройки грузового автомобиля не изменились. Всё та же двухлонжеронная рама, на которой базируется силовой агрегат, кабина, бортовая платформа. Конструкция многих спроектированных в те времена узлов также не претерпела принципиальных изменений. Это касается рессор, шкворневых узлов, сцепления, различных подшипников, барабанных тормозных механизмов, да и сам двигатель внутреннего сгорания сегодня принципиально аналогичен своему прадеду. Да, сейчас технологи используют другие материалы, доступны иные методы расчёта и проектирования, изготовления, сборки; отчего все эти узлы видоизменились и стали сложнее, намного эффективнее и удобнее. Но принцип-то остался!

Чтобы не нарушать целостность комплектации почти 100-летнего авто, современные указатели поворота установлены на легкосъёмных кронштейнах. Без световых приборов сегодня никак
Чтобы не нарушать целостность комплектации почти 100-летнего авто, современные указатели поворота установлены на легкосъёмных кронштейнах. Без световых приборов сегодня никак
Чтобы не нарушать целостность комплектации почти 100-летнего авто, современные указатели поворота установлены на легкосъёмных кронштейнах. Без световых приборов сегодня никак
Чтобы не нарушать целостность комплектации почти 100-летнего авто, современные указатели поворота установлены на легкосъёмных кронштейнах. Без световых приборов сегодня никак
Комментировать ... >>
Loading...