Отечественные производители на выставке COMTRANS`2017
Выставка COMTRANS`2017, безусловно, была демонстрацией готовности компаний выживать в любых условиях. Но был и другой тренд – все экспозиции просто кричали о том, что российская экономика выздоравливает. Такого обилия отечественных новинок я не помню, да и никто не помнит. А поставленная мной в заголовок фраза, носит отнюдь не ироничный характер, а глубоко оптимистичный. Не могу сказать, что российский автопром вошёл в пору своего расцвета, но что он жив и крепко стоит на ногах, было заметно всем.
LADA
Время летит, и вот уже старый добрый ВАЗ категорически не хочет именовать свои модели никак, кроме как LADA…
Оставив лирику, отмечу, что в этом году стенд АВТОВАЗА выглядел как всегда пристойно с парой новинок. Совместное детище АВТОВАЗа и его дочернего АО «ПСА ВИСАВТО» – фургон LADA Largus FS035L с высокой пластиковой крышей. Увеличение внутренней высоты на 280 мм позволяет расширить ареал использования для перевозки именно деликатного товара: готовое платье, высокие цветы.
Интересным показалась и LADA Vesta CNG GFLA10 50-010, в исполнении «Такси», оснащённая двигателем, способным работать как на сжатом природном газе (метане), так и на бензине.
VOLGABUS
На стенде завода ООО «Волгабас Волжский», кроме описанного в октябрьском номере журнала городского автобуса «Сити-Ритм» 10 CNG (VOLGABUS 5270GH) присутствовала ещё одна новинка. 12,6-метровый междугородный VOLGABUS «Марафон» 528502 предназначен для работы на коротком и среднем плече, а также в качестве служебного автобуса. В салоне с формулой дверей 1–1–0 можно разместить 53 кресла, однако на выставке демонстрировался социальный вариант, с лифтом для подъёма коляски и площадкой напротив 2-й двери для её крепления, подпадающий под программу «Доступная среда». В такой комплектации количество мест в салоне уменьшается до 47.
Помимо дизеля Yuchai, установленного на выставочном образце, потребитель при желании сможет заказать мотор MAN или Mercedes-Benz, ходовую часть Raba или ZF, гидроусилитель ШНКФ или Bosch. Были бы деньги…
Автомеханический завод
Традиционно порадовал новинками ООО «Автомеханический завод», представив четыре новые модели.
Грузопассажирский фургон модели 22014B на базе Mercedes-Benz Sprinter Classic 311 CDI позиционируется как передвижная мастерская c 7-местным салоном, отделённым от грузового отсека неподвижной перегородкой, оснащённой люком для перевозки длинномерных грузов. В грузовом отсеке установлены стеллаж под инструменты и верстак.
Особенность изотермического фургона-тушевоза модели 47508A на шасси Hyundai HD78 в том, что холодильная установка Carrier Viento 350 позволяет поддерживать внутри температуру от –18 до +5 °C, и, по сути, является рефрижератором. Фургон изготовлен по бескаркасной технологии, а вместимость кузова составляет 21 м3. Пол из рифлёного алюминия, проваренный по периметру, что защищает фургон от протекания и повышает его долговечность.
Бортовой грузовик АМЗ-47882C продолжает список модификаций, создаваемых предприятием на шасси JAC N56. Кстати, АМЗ воспользовался интересным решением, водрузив его на свой новый эвакуатор на шасси Hino 300XZU720L. Таким образом, удалось наглядно показать и возможность транспортировать технику с массой до 3500 кг и возможную длину эвакуируемого транспортного средства.
ГАЗ
«Группа ГАЗ» все плотнее смыкает модельные ряды предприятий, находящихся под её патронажем, объединяя на едином стенде бренды ГАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ и «Урал». Не будем разделять их и мы.
Интересный момент, порой позиционирование тех или иных моделей глазами «Группы ГАЗ» выглядит несколько иначе, чем взгляд со стороны. Вот, к примеру, новая модель «ГАЗель NEXT 4,6» полной массой 4600 кг. Вроде всё понятно: возросшая до 2620 кг грузоподъёмность, новый задний мост типа спайсер, тормозная система с дисковыми тормозными механизмами на всех колёсах и с системами ABS и ESP, увеличенная ширина бортовой платформы, удлинённый на 700 мм кузов в варианте ЦМФ… Стоп, значит, «ГАЗель NEXT 4,6» – это не только шасси, но и цельнометаллические фургоны? Всё так и есть, «ГАЗель NEXT 4,6» – общее название семейства лёгких коммерческих автомобилей, которое включит бортовые автомобили с однорядной и двухрядной кабинами, шасси под специальные надстройки, грузовой фургон полезным объёмом кузова 15,5 м3 и фургон-комби, а также несколько моделей микроавтобусов.
Кстати, парочка микроавтобусов присутствовала на выставке. Вот «ГАЗель NEXT 4,6» с удлинённой до 3950 мм колёсной базой. Её пассажировместимость возросла до 20 чел., а для большего комфорта передвижения по городу на автомобиль установлена автоматическая коробка передач производства французской компании Punch Powerglide.
Рядом прошлогодняя новинка, ГАЗ А68R5E «Вахтан» с полунизкопольным салоном и пассажировместимостью 22 чел. Только теперь она тоже часть линейки «ГАЗель NEXT 4,6» – её полная масса 4800 кг. Кроме того, выставочный экземпляр был оснащён асинхронным электродвигателем переменного тока SIEMENS с максимальной мощностью 98 кВт и запасом хода на одной зарядке 100 км.
Ещё одно «укрупнение» – новый «ГАЗон NEXT 10,0» полной массой 10 000 кг. На машине установлена регулируемая пневмоподвеска задней оси с амортизаторами Monroe и стабилизатором поперечной устойчивости, на 635 мм увеличена колёсная база и применены оси с расширенной колеёй, аналогичные автобусам ПАЗ Vector. Пневматическая тормозная система с дисковыми механизмами всех колёс, функциями АБС и ASR дополнена ещё и ретардером. Мощность двигателя ЯМЗ-534 доведена до 170 л.с., управление 6-ступенчатой МКП разработки «Группы ГАЗ» (её серийное производство начнётся в 2019 г.) осуществляется с помощью джойстика на панели.
В результате всех доработок грузоподъёмность шасси удалось довести до 5900 кг, а установка платформы шириной 2550 мм позволила разместить в кузове до 12 европалет.
Приятно, что за разработкой новых версий поколения «NEXT», газовцы не забывают и о «классике». Так, на стенде был представлен обновлённый ГАЗ-231073 «Соболь Фермер» с электрическим управлением раздаточной коробкой, позволившим снизить уровень внутреннего шума в салоне. Планируется, что в серию она пойдет в 2018 году. А на открытой экспозиции «Соболь 4х4» щеголял новым металлическим передним бампером со встроенной в него мощной трубой для защиты радиатора.
«Урал» не ограничился лишь демонстрацией дорожных версий семейства «NEXT», о которых мы писали в журнале. На стенде присутствовал и бортовой «Урал-4320-5911-74». Особенность машины – экспортное исполнение для стран с левосторонним движением, и, как следствие, размещение органов управления с правой стороны кабины. Благодаря изначально заложенной симметричности основной детали панели приборов, удалось минимизировать время на разработку и подготовку производства нового исполнения. Кроме кабины есть изменения и в агрегатной базе – «зеркальный» рулевой механизм, оригинальные кронштейны механизма и поперечин рамы, оригинальный рычаг поворотного кулака на переднем мосту, специальные фары ближнего света для левостороннего движения. Автомобиль был оснащён 312-сильным двигателем ЯМЗ-536.
Как сказано в релизе, бортовая платформа позволяет перевозить до 35 человек при установке трёх рядов сидений, а также контейнера типоразмера КК 4.2. Полагаю, назначение нового «Урала NEXT» угадать не сложно…
Ну и конечно же полноразмерные автобусы.
Павловский автобусный завод продолжает развитие линейки «ГАЗ Vector NEXT». На стенде были представлены две модели. Туристский вариант рассчитан на перевозку 25 пассажиров в комфортабельных креслах. Предусмотрен кондиционер, полки для ручной клади с индивидуальными воздуховодами и подсветкой, отдельный багажный отсек. Правда, в ТХ указана ещё и возможность перевозки 16 человек стоя, что никак не вяжется с интерьером машины – «на автомате» написали?
Вторая версия «ПАЗ NEXT» представляет собой автобус для работы на городских маршрутах в рамках программы «Доступная среда». Для этого в машине установлена широкая двухстворчатая дверь в заднем свесе, а уровень пола площадки максимально снижен. Для въезда коляски предусмотрен съёмный пандус, который в транспортном положении крепится на задней стенке кузова. Пара страпонтенов позволит увеличить количество посадочных мест в отсутствие пиковой нагрузки, а максимальная пассажировместимость составляет 52 человека.
«ГАЗ Cursor» обзавёлся пригородной модификацией. У машины отсутствует служебная дверь в заднем свесе (1–2–0) и перекомпонован салон. Планировка сидений четырёхрядная по всей длине, однако сохранено место для крепления коляски и откидная аппарель в проёме 2-й двери. Максимальная пассажировместимость – 75 чел., количество посадочных мест – 27.
Прошёл обновление и флагман пассажирской техники «Группы ГАЗ», ГАЗ Cruise. Машину теперь будут выпускать на новом шасси Scania K400 IB4х2NB с 6-цилиндровым 12,7-литровым двигателем DC13 113 стандарта Euro 5. Кроме того, лайнер получил новую переднюю и заднюю светотехнику, унифицированную с ГАЗ Vector NEXT, и соответственно внешне стал больше подпадать под «корпоративный стиль» бренда.
КАМАЗ
В этом году «КАМАЗ» выиграл первенство в зачёте «Кто больше покажет техники». Три десятка грузовиков и автобусов экспонировались на COMTRANS…
Оставив в покое перспективные разработки, о которых мы уже говорили в октябрьском номере, перейдём к делам насущным. Семейство «NEO» начинает прирастать новыми модификациями. Теперь в дополнение к двухосному седельному тягачу КАМАЗ-5490-S5 NEO (M1840) прибавился трёхосный вариант КАМАЗ-65209-S5 NEO (T2640). Отметим, что на нём применена не характерная для КАМАЗов колёсная формула 6х2 с подъёмной и управляемой 3-й осью с односкатной ошиновкой. При сохранении двигателя – 401-сильного ОМ-457 LA – допустимая нагрузка на седло у трёхосника выросла 17 200 кг.
Кроме того, был представлен седельный тягач КАМАЗ-5490-891-S5 NEO с газодизельной системой питания. Двигатель ОМ-457 LA.V / 3 потребляет солярку и природный газ в соотношении 55:45 соответственно. При этом на борту может одновременно храниться 400 л дизтоплива и 320 л сжатого природного газа – метана.
Пристального внимания заслуживает ПОЛНОПРИВОДНЫЙ седельный тягач КАМАЗ-54909-090-B5 (M1840). Предназначенный для работы с самосвальным полуприцепом, для лучшей проходимости по стройплощадкам он оборудован системой гидропривода передних колёс КАМАЗ H-Drive. Подключается передний привод принудительно, а вот для его отключения достаточно разогнаться до скорости 25 км / ч. Интересно, что предусмотрена даже возможность медленного движения только на переднем приводе: в таком случае гидропривод превращается в ходоуменьшитель.
Раз уж заговорили о необычном приводе, вот вам ещё одна новинка – мусоровоз Тосненского механического завода МСТ 22.01 на шасси КАМАЗ-65208 с колёсной формулой 6х2. Впрочем, главный здесь не кузовостроитель, а компания Drive Electro, которая совместно с «КАМАЗом» установила на данную машину гибридную силовую установку. В дополнение к штатному 300-сильному мотору Cummins ISB 6.7 300 здесь прилагается тяговый электродвигатель Bosch, развивающий максимальную мощность 120 кВт, что эквивалентно 163 л.с., и батареи, обеспечивающие 8-км запас хода. Столь маленькая цифра запаса электротяги обусловлена техзаданием – в электромобиль мусоровоз будет превращаться лишь непосредственно при работе во дворах.
Очередное пополнение рядов КАМАЗов с кабиной Daimler:
• двухосное шасси КАМАЗ-532505 (T1825) с двигателем Cummins ISB 6.7E5250 и полной массой 18 000 кг. На шасси был водружён 38-кубовый рефрижератор с гидробортом от компании «ТТМ Центр». Грузоподъёмность данной модели – 8550 кг;
• седельный тягач КАМАЗ-659602-0000-364-03 с КМУ Palfinger Inman на шасси КАМАЗ-658025 с колёсной формулой 6х6;
• сортиментовоз от компании «В-КРАН» с надстройкой Alucar на шасси КАМАЗ-6580 (K4144) с колёсной формулой 6х4.
А ещё на стенде «КАМАЗа» можно было найти новый перронный автобус НефАЗ-5299-40-52. Главная особенность всех специализированных автобусов, работающих в аэропортах, наличие служебных дверей по обоим бортам. Появилась дополнительная пара «ворот» по левому борту и у НефАЗа. Кроме того, планировка салона приведена к более логичному для перронных автобусов виду: с задних колёсных арок исчезли сиденья – вместо них теперь площадки для сумок.
Стремясь развивать перспективные модели, не забываю в Набережных Челнах и о своей рабочей лошадке – старом, можно даже сказать вечном семействе КАМАЗ предыдущего поколения. С десяток новых моделей от различных кузовостроителей были представлены на открытой площадке.
МАЗ
Стенд МАЗа который год представляет собой саму практичность. Седельный тягач МАЗ-643029-1420-012 был представлен в комплектации с китайским двигателем Weichai WP12.430 экологического уровня Euro 4. Столь запоздалый приход на наш рынок (с Нового года планируется введение эконорм Euro 5), объясняется просто – под Минском в индустриальном парке «Великий камень» совместно с китайской компанией Weichai Power началось строительство завода по производству двигателей «МАЗ – Вейчай», которое уже в начале 2019 года начнёт выпускать продукцию. К этому времени МАЗ планирует обкатать моторы Weichai на всей линейки выпускаемой техники. Кроме того, пока новые нормы не введены, всегда есть шанс, что этого не случится.
Впрочем, МАЗ подстраховался и рядом экспонировался двухосный седельный тягач МАЗ-5440C9-520-031, под кабиной которого притаился 420-силный ЯМЗ-653, который без вопросов отвечает нормам Euro 5. Кроме того, флагман Минского автозавода наконец-то показал кабину с обновлённым интерьером, о которой говорил уже год назад.
Среднетоннажный МАЗ-4381C0-2520-060 обживает новый мотор ЯМЗ-53423, отвечающий нормам Euro 5. Правда, 170 л.с. – не так уж и много для грузовика с полной массой 12 000 кг.
Кроме того, минчане показали свое видение междугороднего автобуса, подпадающего под программу «Доступная среда». МАЗ-231185 получил двухстворчатую служебную дверь в базе и мультилифт, предназначенный для подъёма коляски в салон.
УАЗ
Масштабность проекта семейства «УАЗ Профи 236021». заставляет обратиться к данной теме ещё раз. На этот раз УАЗ грамотно построил презентацию новинки, выставив на своём стенде не только базовое шасси, но и готовые решения для различных областей коммерческой деятельности. В экспозиции нашлось место как грузовичкам со стандартной колёсной базой, так и с удлинённой, используемой для версий с двойной кабиной. Как выяснилось, при установке на таком шасси стандартной кабины вместимость кузова становится весьма внушительной.
Кроме того, посетители смогли увидеть промтоварный фургон, «холодильник», автовышку и даже гибрид: УАЗ совместно с НАМИ на базе «УАЗ Профи» ведёт разработку гибридного грузовичка с бензиновым мотором, дополненным тяговым электродвигателем мощностью 105 кВт.