(Часть 3)
III Международный военно-технический форум «Армия-2017»
Не все представленные новинки выставки «Армия-2017» будут рекомендованы к производству. Тем более, что не всё из показанного будет принято на вооружение. Но инженерам, конструкторам, производителям и заказчикам всегда нужен полигон для обкатки идей и апробирования концепций.
Если пацифистов страшат новости увеличения военного заказа за счёт гражданских секторов экономики, то крыло милитаристов непременно парирует, что вектор оборонной промышленности в последние годы направлен как раз на экспортную задачу и удержания научно-технического паритета. А поскольку вооружение является весьма наукоёмким и по затратам одна из приоритетных отраслей, то разработчикам на этапе проектов приходится вступать в симбиотичные проекты с заводами. Если синергетическая фаза не будет подавлена искусственными ограничениями (таким в СССР был запрет на владение в частной собственности УАЗ-452), то при разработке новых видов гражданской продукции можно достичь мультипликативного эффекта. Так же было с развитием горного и спортивного туризма при появлении более компактного и удобного туристского снаряжения, созданного с использованием военной униформы. Но заметна и обратная связь: гражданский сектор охотно делился своими наработками.
По выставке на электромобиле
В конгрессно-выставочном центре «Патриот» стараются реализовать привычную логистику экскурсий по территории выставки. Тем более, что подобных проектов в мире нет вообще. По примеру крупных парковых были закуплены 8-местные гольфкары «Конкордия ГК6+2», выпускаемые одноимёной компанией ООО «Конкордия». Электромобили удобно использовать для мобильных презентаций, тем более что только территория КВЦ разрослась до 66,56 га за счёт тематических павильонов. А общая зона парка «Патриот» в 5414 га больше территории ВДНХ в 10,5 раз, а ЦПКиО им. Горького с Музеоном – в 21 раз!
Гражданское предложение
Среди производителей внедорожной техники не было недостатка. Свои свежие наработки показали «ТРЭКОЛ», «Авторос» и саратовский «Солитон».
Саратовское НПП «Солитон» наконец представило универсальное транспортное средство «БОЕЦ УТС» для эксплуатации в особо сложных климатических условиях. Машина во многом унифицирована с прошлогодним «БОЕЦ УРА», оснащена независимой подвеской всех колёс, обеспечивающей клиренс в 555 мм и гребным винтом. В кузове полезным объёмом 13 м3, рассчитанным на перевозку 9 человек или 5 человек на носилках, предусмотрено локальное бронирование. Грузоподъёмность на воде – 800 кг. Для арктической зоны автомобиль оснащается шинами низкого давления 1300x600 мм.
Очень удивительно на улице было встретить проект КОРТРАНС-МР, разработанный ещё в 1990-х в НТЦ «АвтоВАЗа» на базе агрегатов ВАЗ-21213 «Нива» как ДСЕ-1 «Сержант» и «Лада Бора». Вторую жизнь этому двухместному внедорожнику, построенному по каркасной технологии, вдохнули Тольяттинский государственный университет совместно с ассоциацией кластеров и технопарков, расположенных в «Жигулёвской долине». Прежде всего разработчики уделили внимание высокой полезной нагрузке, составляющей для разных модификаций от 41,2 до 48,4%. Из расчёта снаряжённой массы 980 кг и полной 1900 кг у модификации ДСЕ-1900А (двигатель 1,9 л) остаётся резерв для бронирования 440 кг! У представленного варианта ДСЕ-1700А резерв составляет лишь 280 кг.
ООО НПФ «ТРЭКОЛ» весьма уверенно себя чувствует, выпуская технику для Крайнего Севера. В «Арктической экспозиции» был представлен серийный «ТРЭКОЛ-39294». На основной же площадке в парке «Патриот» был показан концепт 14-местного пассажирского вездехода «ТРЭКОЛ-1600 Хаски» с каркасно-панельным кузовом из алюминия на колёсах 1600х700–635 с возможностью централизованной подкачки шин. Габаритные размеры – 6385х3055х2550 мм. При снаряжённой массе 3,5 т грузоподъёмность на плотных грунтах составляет 2,5 т. Топливные баки вместимостью 180 л обеспечивают запас хода не менее 1000 км. Помимо 99-сильного турбодизеля Hyundai D4BH, предусмотрена установка бензинового ЗМЗ-40905.10 мощностью 128 л.с. Мосты с планетарными колёсными редукторами с передаточным числом 15,5.
С оглядкой на «ТРЭКОЛ» свою нишу думает найти компания «АВТОРОС», которая уже открыла представительства в Якутске и Петропавловске-Камчатском. Флагман – 9-местный плавающий снегоболотоход «Шаман» с колёсной формулой 8х8 весит без малого 4,8 т и на слабонесущих грунтах способен транспортировать 1 т груза. Габаритные размеры чуть меньше «ТРЭКОЛа» – 6300х2500х2700 мм, 146-сильный турбодизель IVECO F1C, 3.0 TD расходует 25 л на 100 км, чего при запасе топлива 260 л должно хватать на 1000 км пути.
Из малых средств можно отметить гусеничный джиггер Tinger Compact 500, собранный на владимирском ООО «Механика», который представляет собой альтернативу рыбинским мотовездеходам РМ.
Не только макеты
Демонстрация макетов вовсе не ограничивалась консервативными прототипами типа «Сержанта».
Подольский электромеханический завод (ПЭМЗ) специального машиностроения представил макетный образец высокомобильного транспортного средства САМУМ (самоходная артиллерийская многоцелевая установка модернизированная) с зенитной установкой ЗУ-23 / 30М1–4. Исходя из массы 6,5 т и мощности двигателя 200 л.с., конструкторы заявляют максимальную скорость до 160 км / ч.
ООО «ГП» Нижегородское авиационное общество» уже показало на МАКС-2017 новый бронеавтомобиль «Буран», который, судя по размерам (5810х2260х2350 мм), разрабатывали как альтернативу «ГАЗ Тигр», но на агрегатной базе ГАЗ «Садко» с 4-цилиндровым дизелем ЯМЗ-534.42 мощностью 133 л.с. Механическая КП может быть дополнена автоматической трансмиссией. Разработчики утверждают, что бронирование обеспечивает защиту класса 6А (винтовка СВД с расстояния 5–10 метров). Отсюда и большая снаряжённая масса 7,6 т. Грузоподъёмность составляет всего 1,2 т, чего хватит на десант из 10 бойцов в полной боевой выкладке.
Закономерное продолжение случилось с багги «Алабай», которое презентовали Шойгу на прошлогодней выставке «Армия». В этом году их в действии показали на майском «Дне передовых технологий правоохранительных органов Российской Федерации». Там они были представлены уже как серийные автомобили CHABORZ из аргунского завода «ЧеченАвто», где ранее собирали «Жигули». Незадолго до этого глава Чечни Рамзан Кадыров выразил уверенность, что разведывательные аэромобильные багги найдут своего клиента не только в Россгвардии, но и за рубежом.
В дополнение к аэромобильному «Чаборз М-3» с 98-сильным двигателем ВАЗ-21126 был представлен более крупный «Чаборз М-6» для экипажа из 7 человек со 170-сильным дизелем Cummins ISF 2.8, который разработала по заказу Российского университета спецназа в Чеченской Республике компания «Зенит-Дефенс».
На экспонат, чей серийный выпуск намечен на 2018 г., были водружены три пулемёта ПКМ и крупнокалиберный «Утёс». Руководитель проекта Эдуард Мымрин сообщил, что «Чаборз М-6» – это аналог лёгких вездеходов Flyer, Polaris Dagor, Zibar, отличает возможность быстрой адаптации навесного оборудования под конкретные задачи. А помимо дизелей и бензиновых моторов, может быть применён дизель-электрический (!) привод для бесшумного движения.
Специфика автокомпонентов
В этом году стендов изготовителей автокомпонентов было не меньше, чем в прошлом. Главная новинка форума – семейство отечественных боестойких шин и боестойких колёс. Разработка выполнена в ООО «Научно-технический центр «КАМА». Некоторые модели шин уже освоены в серийном производстве на Нижнекамском шинном заводе, другие в стадии освоения или на испытаниях. Чтобы понять значение этой разработки, достаточно вспомнить о том, что ранее все защищённые отечественные автомобили были оснащены импортными колёсами с импортными шинами. Теперь ситуация меняется в корне – шины нового семейства могут быть применены на нескольких типах ВАТ, в том числе на автомобилях многоцелевого назначения, автомобилях повышенной грузоподъёмности и защищённых автомобилях семейств «Тигр», «Мустанг», «Мотовоз-1», «Мотовоз-М», «Урал-ВВ», «Тайфун-К», «Тайфун-У», «Торнадо-К», «Торнадо-У»… По сути сегодня осталось лишь два типа техники, для которых пока нет отечественных защищённых шин – перспективные командирские автомобили и СКШТ. Если шинники обратят внимание на нерешённые проблемы, будут созданы отечественные шины, отвечающие требованиям МО РФ, для всей колёсной ВАТ и БТТ.
После распада СССР разработка автокомпонентов из-за нехатки денег была приостановлена; работы частично возобновили только в «нулевые». В октябре 2008 г. волюнтаристскими решениями прежнего руководства МО РФ все проводившиеся НИОКР остановили, и была сделана ставка на импорт (после введенния санкций стало понятно, что это было политически недальновидное решение). Лишь после назначения на должность Министра обороны С. К. Шойгу порядок работ в корне поменялся и теперь постепенно возвращаются научно обоснованные подходы и методы ведения работ – как это было ещё во времена СССР. В организационном плане теперь ответственность за разработки автокомпонентов для ВАТ и БТТ переложена на Министерство промышленности и торговли РФ. Но пока период перемен ещё не завершён – в Минпромторге слишком долго раскачиваются и часто меняют ответственных чиновников (отсутствует личная ответственность за результат), поэтому многие работы ведутся слишком медленно или ещё не начаты, хотя приказ № 648 об импортозамещении подписан ещё в марте 2015 г.
На форуме довольно широко были представлены научные разработки. Но впечатления двойственные: есть образцы, которые можно реально пощупать и попробовать в действии, а есть нечто, вообще оторванное от действительности.
Более всего деградация военной науки проявляется в области автомобильной техники. В период с 2007 по 2012 г. в России были ликвидированы все военные автомобильные учебные заведения (в Рязани и Челябинске), всех курсантов перевели в Военную академию материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева (г. Омск). В результате были утеряны методики обучения и профессорско-преподавательские кадры.
Сейчас в рамках ОКР «Платформа-О» имеется реальная проблема: в ходе испытаний шасси на поражение сбоку оказалось, что после пробития крышек ступиц колёс и попадания поражающих элементов и осколков внутрь мотор-колёса были наглухо заблокированы.
В этом году Военная академия МТО на форуме в очередной раз представила разработку – защитный бронеэкран колеса автомобиля (бронеавтомобиля), патент РФ на полезную модель № 143790. Казалось бы – вот оно решение проблемы!
О подробностях хотелось расспросить офицера, представлявшего работу, например, был ли сделан расчёт массы предлагаемого бронеэкрана? Оказалось, что такой расчёт не проводили. Намёк, что чем больше неподрессоренная масса, тем хуже характеристики автомобиля, встретил явное непонимание теории. После слов в стиле известного анекдота: «Это вообще не наше дело, мы предложили идею – дальше пусть конструкторы думают», – стало понятно, что таких офицеров даже на пушечный выстрел нельзя подпускать к ВАТ! А ведь теперь эти лица пишут тактико-технические задания или служат военпредами!
Прогресс через науку
Но были и положительные примеры. Так, на стенде Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники МО РФ был представлен макетный образец экспериментального робототехнического комплекса «Вихрь». В составе комплекса доработанное шасси БМП-3, боевой модуль МБ2–03, беспилотный летательный аппарат, оборудование дистанционного управления и др.
Доработка шасси теперь позволяет его применять в бою как в обычном режиме (в этом случае у любого обученного механика-водителя штатной БМП-3 не возникнет никаких проблем), так и дистанционно. Как реализована система управления в беспилотном режиме – это ноу-хау, но разработчики утверждают, что доработки не повлекли серьёзного увеличения массы и не уменьшили объём десантного отделения. Более того, все основные узлы силовой установки, трансмиссии и ходовой части штатной БМП-3 остались прежние (заменено только вооружение). Главное – по такому принципу можно доработать практически любую ВАТ и БТТ, то есть фактически техника переходит на качественно иной уровень. Конечно, это всё пока проводится на уровне научных исследований, но результаты обнадёживающие. В планах разработчиков – «научить» такие боевые машины действовать автономно, а также в группе с такими же «беспилотниками» (предстоит много работы, прежде чем удастся внедрить искусственный интеллект).
Ещё одна предлагаемая разработка – мобильная атомная станция малой мощности. Учитывая большие планы по освоению Арктики и возрастающее внимание МО РФ к северным регионам, довольно остро в будущем может встать вопрос с энергообеспечением. Ещё в 1960-м отечественные учёные разработали и построили мобильные ПАЭС ТЭС-3 на шасси танка Т-10, а 1985-м прошли тестовые испытания ПАЭС «Памир 630Д», но после аварии на Чернобыльской АЭС работы не получили развития.
Сегодня учёные Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники имени Н. А. Доллежаля (НИКИЭТ) предлагают новый вариант мобильной ПАЭС с газоохлаждаемой реакторной установкой АТГОР. Есть возможность реализовать несколько вариантов атомной станции с электрической мощностью от 0,4 до 1,2 МВт. Время развёртывания из транспортного положения в рабочее не более получаса, расчётный срок эксплуатации – 10 лет. Уже разработан проект размещения оборудования реакторной установки на полуприцепе ЧМЗАП-9990; что касается тягача – варианты могут быть также разные. В советские времена в состав опытных образцов мобильных атомных станций входили тягачи МАЗ-537. Есть сообщения о том, что МО РФ заинтересовано в поставках не менее 30 комплектов таких АЭС в 2020 году.
ФНПЦ «Титан-Баррикады» (разработчик и изготовитель автономных пусковых установок ПГРК, МИОМ и другой военной техники) предложил варианты конверсии военной техники: пожарную технику, технику для нефте- и газодобытчиков, переоборудование МИОМ для служб МЧС и др. Если бы, например, изготовили натурный образец пожарной цистерны на минском шасси МЗКТ-79221 с колёсной формулой 16х16 (на стенде можно было ознакомиться с презентацией такого агрегата), вот это была бы настоящая «бомба»!