![](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/00.jpg)
Обновлённый ГАЗ-33088 «Садко»
Производитель: | ООО «АЗ ГАЗ» |
---|---|
Модель: | ГАЗ-33088 |
Год выпуска: | 2012 г. |
Я так соскучился по эмоциям, казалось, что меня трудно уже чем-то удивить, а тут такой знакомый, пусть и с другим «сердцем», но всё равно уже совсем привычный автомобиль-долгожитель заставил меня искренне поволноваться, чтобы в итоге ощутить звонкое чувство радости – радости движения!
«Может быть, всё же не стоит», – робко предложил я поискать другое место для удачного кадра. Но Володя, так мне представился водитель-испытатель горьковского автозавода, был неумолим: «Если мы сумеем загнать наш «газон» задним ходом именно на этот заснеженный холмик, то смотреться он будет великолепно, а наш кратковременный трудовой тандем оставит свой след в истории заводских испытаний внедорожной техники». Ну и в прессе, конечно. «Холмиком» Володя обозвал десятиметровое возвышение среди снежной целины и перелесков, до которого было всего пара километров разбитой колеи и нетронутой снежной равнины. Скромно выступающие из сугробов верхушки молодой хвойной поросли недвусмысленно намекали на глубину снежного покрова. «А ведь копать будем долго», – подумалось мне, но, с другой стороны, когда ещё представится такая возможность попробовать машину в деле. Обычно инструкторы на тестах берегут технику и с определённой долей недоверия относятся к журналистам, а чтобы пойти на такие отчаянные эксперименты… Когда же наш автомобиль победно сполз боком с поверженного холма, а ногам стало холодно из-за снега в ботинках – это я так фотографировал – в этот момент я опять полюбил… жизнь, снег, зимнее солнце, российское бездорожье и машины, умеющие его преодолевать.
Спасибо большое заводскому испытателю Володе за то, что он подарил мне эти мгновения, позволив до конца раскрыть возможности грузовика.
![](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/25f.jpg)
Дизельные неувязки
Оставим сегодня тему собственников, акционеров, холдингов, маркетинга и финансов. Просто теперь в производственной программе завода ГАЗ из Нижнего Новгорода есть полноприводный грузовик модели ГАЗ-33088 «Садко» с новым современным дизельным двигателем модели ЯМЗ-534 из старинного русского города Ярославля. Именно эту версию среднетоннажного конвейерного долгожителя, получившего индекс 33088, пригласили меня протестировать на заводском автополигоне в окрестностях Нижнего. Конечно же я с радостью согласился.
Мало кто из автотранспортников моего поколения в начале своей карьеры думал о том, что доминировать в современных автоперевозках будет зарубежный подвижной состав. И тем интереснее опять вернуться к истокам, вновь познакомиться с автомобилями, выжившими в суровых условиях российского рынка, производимыми уже много лет, но востребованными и сегодня.
![Новый дизель под капотом компактнее бензинового ЗМЗ](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/01f.jpg)
Попытки укомплектовать внедорожные среднетоннажные грузовики компактным и экономичным дизелем ОАО «ГАЗ» предпринимались не раз. Однако единственным работоспособным вариантом до недавнего времени оставался пресловутый морально устаревший минский двигатель Д-245, который имел множество нареканий. Предлагаемый сегодня ярославский мотор создан не по лицензии, а с чистого листа, в сотрудничестве с австрийской инжиниринговой компанией AVL. Характеристики мощности, токсичности и крутящего момента (134 л.с. при 2300 мин-1; 417 Н∙м в диапазоне 1200–2100 мин-1) вполне на современном уровне, удорожание базового автомобиля по сравнению с минской силовой установкой не более 50 000 руб. Очень заманчиво, но насколько работоспособно?
![До боли знакомая комбинация приборов](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/02f.jpg)
Проверим на месте
На самом деле как и сама установка нового двигателя, так и модернизация продукции потребовала от заводчан внесения ряда конструктивных изменений. У обновлённого «Садко» усилена рама, новые двухконусные синхронизаторы в КП, иные крестовины карданного вала, да и по мелочам нововведений наберётся немало. Полиамидные трубопроводы топливной системы, новые опоры силового агрегата, измерена конструкция рулевого механизма, фильтр-сепаратор с подогревом.
![В кабине и на рабочем месте за десятилетия минимум изменений: электронная педаль акселератора, цифровой одометр, инерционные ремни безопасности, немного другие сиденья](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/03.jpg)
![В кабине и на рабочем месте за десятилетия минимум изменений: электронная педаль акселератора, цифровой одометр, инерционные ремни безопасности, немного другие сиденья](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/04.jpg)
![В кабине и на рабочем месте за десятилетия минимум изменений: электронная педаль акселератора, цифровой одометр, инерционные ремни безопасности, немного другие сиденья](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/05.jpg)
![В кабине и на рабочем месте за десятилетия минимум изменений: электронная педаль акселератора, цифровой одометр, инерционные ремни безопасности, немного другие сиденья](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/06.jpg)
Новый двигатель, поскольку он оснащён электронным блоком управления, потребовал, в свою очередь, электронных приводов педали акселератора, спидометра и тахометра. Первое, что замечаешь, садясь в кабину, теперь одометр без «колёсиков». И почему-то мне в который раз за сегодня стало тепло и хорошо: старая, привычная, можно сказать, родная машина, но в новой интерпретации. Но изменения не затронули такой хорошо знакомый гнутый рычаг КП, рулевая колонка по-прежнему не регулируется, а проводка и контакты в некоторых местах как будто их сделал школьник на уроке труда, да и то на «троечку».
Ничего, всё можно довести до ума, было бы чего ради – нет у меня отторжения к этой машине, хоть выпори! И ведь прекрасно отдаю себе отчёт в том, что будь это любой, самый затрапезный «буржуй», ничего подобного я бы ему не простил! И правильно! Столько, сколько просят за новый «Садко» его производители – хрестоматийный пример соотношения цены – нет, не качества, а, скорее, совокупности качеств, набора возможностей, потребительских и эксплуатационных свойств. А теперь – погнали! По дороге полигона, целине, просёлку, снегу, льду, асфальту.
![«Бардачок» и пространство под сиденьем – единственные места в кабине, где можно разместить мелкие вещи, инструмент, некоторые запасные части](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/07.jpg)
![«Бардачок» и пространство под сиденьем – единственные места в кабине, где можно разместить мелкие вещи, инструмент, некоторые запасные части](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/08.jpg)
![Педальный узел](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/09.jpg)
![Подножка скользкая и неудобная](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/10.jpg)
На дороге…
Перед штурмом снежной целины мы с «Садко» решили прокатиться по прямому и пустынному зимнему шоссе.
– Дружище, а я ведь и двадцать лет назад помню твой задирающийся на скорости капот, диагональную раскачку, рысканье, шум трансмиссии.
– Ничего, зато скорости теперь включаются не в пример лучше, особенно низкие, без характерной «отрыжки»; а максимальная и, заметь, искусственно ограниченная 85 км/ч, – теперь не образец верной регулировки зажигания и питания громадного ЗМЗ, а всего лишь обычная возможность компактного четырёхцилиндрового «рядника» из Ярославля. Да и про сильную вибрацию можно забыть.
![](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/27f.jpg)
Это мой диалог с «газоном» в преддверии старта по бездорожью, причём в самом конце зимы, когда снег жёсткий и плотный, высота покрова максимальная за сезон, а скептики всегда говорят об утопии накануне своего обычного весеннего обострения…
![Всё управление внедорожной атрибутикой](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/11.jpg)
![Всё управление внедорожной атрибутикой](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/12.jpg)
…и вне её
Застреваем, трясёмся, но ползём, и обороты сбросить нельзя – крутящего момента не хватит, а добавишь – буксуем, но всё равно, хоть по грамму, миллиметру, но пока ползём. И зачем нам дался этот холмик? Ах, да, испытания и фотосъёмка… Сбросишь обороты – страх заглохнуть, и тогда уже точно больше не тронуться с места без посторонней помощи, добавишь – впустую буксовать или того хуже – закопаешься. Где она, золотая середина? Поди, поищи… В этот самый момент новый современный дизель с электронным управлением показывает себя во всей красе: попытки глохнуть начинаются только когда обороты вплотную подбираются к 500 мин-1, а раскрутить его, чтобы чуть очистить протектор от рыхлого снега, можно смело до максимально допустимых 2300 мин-1, и лишь после добрых сорока минут таких жестоких циклов, когда в раздаточной коробке включён пониженный ряд, с полной блокировкой, пару раз мигнула контрольная лампа начинающегося перегрева охлаждающей жидкости. Но стоит только чуть уменьшить нагрузку и добавить отопления, как температура спокойно опускается до безопасных 80º. Вот он, заветный «холмик». Теперь долгожданная фотосессия, а у автомобиля «перекур». После такого «спецучастка» по старой привычке хочется проверить затяжку всех резьбовых соединений и состояние прочего крепежа. Это же родной «газик»! Но теперь он больше не глохнет на холостых, не захлёбывается от недостатка крутящего момента, не кидается чёрной сажей в выхлопную трубу и не пожирает тоннами дорогостоящее топливо. Молодец, так держать!
![Шины «гребут», даже когда мосты зарылись](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/13.jpg)
![Трансмиссионная «перспектива»](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/14f.jpg)
Сага об эргономике
Не буду заострять внимание на тонкостях рабочего места кабины, выпускаемой уже около двадцати лет. Скажу лишь о том, что изменилось к лучшему и что надо бы доработать, невзирая на грядущую скорую смену поколений.
Отопитель великолепен, иногда даже чересчур, но бороться с запотеванием всех стёкол всё равно приходится водителю.
![](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/26f.jpg)
![Грузовая платформа в ностальгических традициях](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/15.jpg)
![«Винтажный» дверной замок и эпатажный повторитель поворота а-ля мигалка – фамильные традиции горьковского автозавода](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/22.jpg)
![«Винтажный» дверной замок и эпатажный повторитель поворота а-ля мигалка – фамильные традиции горьковского автозавода](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/23.jpg)
На «высокой» скорости, которая для этого скромного трудяги составляет 80 км/ч, начинает, как и много лет назад, задираться капот в безуспешной, к счастью, попытке открыться.
Модернизированная КП хоть и не разбогатела на количество ступеней, включается теперь значительно мягче и чётче, с отличной фиксацией, но управление раздаткой очень тугое, ну и ладно, ведь её не надо постоянно переключать на ходу.
![](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/16.jpg)
![](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/17.jpg)
![](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/18.jpg)
В штатном исполнении теперь инерционные ремни безопасности – без них сертификацию не пройти.
Однако очень нужна хотя бы простейшая регулировка положения рулевой колонки, к примеру, как на ранних «ГАЗелях». На бездорожье, чтобы вовремя выпрыгнуть из колеи, часто приходится быстро орудовать рулевым управлением без гидроусилителя, и чтобы реакции были точны и своевременны, рулевое колесо должно удобно лежать в руках. А здесь приходится искать компромисс между посадкой и удобством руления.
![](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/21.jpg)
Колёсная формула | 4х4 |
Полная масса, кг | 6350 |
Двигатель | ЯМЗ-534 Е 4, турбодизель, I-4 |
Рабочий объём, cм3 | 4433 |
Мощность, л.с. | 134,5 при 2300 мин-1 |
Крутящий момент, Н∙м | 417 при 1200 – 2100 мин-1 |
Коробка передач | Механическая |
Количество ступеней вперёд/ назад | 5/1 |
Тормозная система | Гидропневматическая, с АБС |
![Внешняя скоростная характеристика двигателя ЯМЗ-53442](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/19.jpg)
![Фильтр-сепаратор с подогревом](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/20.jpg)
Конкуренты отдыхают
Обновлённый «Садко» помимо современного двигателя получил ещё массу приятных изменений, среди которых немецкое сцепление с «невесомой» педалью и крайне редкой необходимостью регулировки, улучшенные сиденья с имитацией подголовников, фильтр-сепаратор с подогревом. Стоимость такого автомобиля, а ведь это действительно полноценный внедорожный грузовик, способный взять на борт около 2,5 т груза, чуть выше одного миллиона рублей. Другого подобного предложения отечественного, или китайского, или европейского производителя просто не существует. Тем не менее такой временный «монополизм» никогда не скроет и присущие этому автомобилю недостатки. Основной из них – это в целом устаревшая конструкция, требующая частого обслуживания и постоянного пристального внимания. Достаточно посмотреть, как уложена электропроводка в той части, что не имеет отношения к новому двигателю. С другой стороны, для того, чтобы обслужить «Садко», не потребуется высокотехнологичный техцентр: большую часть операций ТО можно выполнить своими силами.
И всё равно я его полюбил именно за то, что он есть. Просто такой автомобиль за такую цену должен быть относительно новым, тогда и проблем с ним особых не будет.
![](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/24f.jpg)
![Постер к журналу «Грузовик Пресс» №4, 2013 г.](/article/14850-obnovlenniy-gaz-33088-sadko-i-ya-ego-polyubil/Images/28f.jpg)