Аварийно-спасательные и пожарные автомобили Saurus финской компании Sammutin Oy
Идея этого необычного спасательного автомобиля могла прийти в голову только финнам, где любителей подлёдного лова не меньше, чем у нас. И, как у нас, финских рыбаков тоже надо спасать, когда под ними ломается лёд.
Им на помощь готов прийти полноприводный пикап F150 с крытым кузовом, выпущенный компанией Sammutin Oy. На его крыше смонтирована катапульта для запуска специального спасательного плота-саней. «Стартовав» с крыши, он пролетает метров 50 по воздуху и льду, а когда на него заберётся 6–8 пострадавших, мощная лебёдка подтягивает сани к берегу.
Стоит войти в сборочный корпус, чтобы понять, в чём секрет большой популярности автомобилей из Ювяскюля у спасателей практически всех европейских стран. Рядом стоит компактный Sprinter и четырёхосная Scania, Ford Transit соседствует с Sisu. Из десяти стоящих на сборочных участках машин нет двух одинаковых. Чтобы представить себе широту производственной программы компании Sammutin Oy, познакомимся с несколькими наиболее оригинальными моделями.
Аварийно-спасательные автомобили химической защиты, предназначенные для ликвидации крупных техногенных катастроф, оснащаются не только специальным оборудованием. Чтобы обезопасить экипаж от вредного воздействия разлитых ядовитых и агрессивных жидкостей, машина оборудована откидными полами, которые образуют по периметру рабочую площадку площадью более 10 м2, позволяющую пожарным работать с бортовым оборудованием, не касаясь земли.
С этой же площадки управляют мощным краном-манипулятором, предназначенным для расчистки путей эвакуации. Машину можно устанавливать на выносные опоры (аутригеры) с автоматической компенсацией неровности грунта, чтобы не повредить резиновые шины, а с большой откидной площадки можно обрабатывать поражённые участки почвы химическими нейтрализаторами. В отдельных отсеках с доступом с откидных настилов хранятся костюмы химзащиты и инструмент.
Используя опыт, накопленный при разработке и выпуске таких машин, компания Sammutin Oy первой в мире построила комплекс специальных машин для ликвидации аварий на атомных станциях. В него входит автомобиль оперативной разведки, пожарный автомобиль и аварийно-спасательная машина для обработки грунта и стен зданий. Два года назад этот комплекс был передан Кольской АЭС.
Директор по экспорту компании Sammutin Oy Юхани Харконен:
«В жизни не бывает двух одинаковых ЧП, и каждый раз, отправляясь по экстренному вызову, спасатели не знают, с чем им придётся столкнуться на месте аварии. И здесь многое зависит от того, насколько подготовлен для работы на месте сам автомобиль. Профессионалы уже давно отказались от идеи универсального спасательного средства, способного чуть ли не плавать и летать одновременно. В спасательное дело пришли специализированные автомобили, представляющие собой полностью автономное средство для ликвидации пожаров, катастроф, оказания помощи пострадавшим. Такие автомобили под маркой Saurus и выпускает наша компания».
Аварийно-спасательные машины для работы на месте тяжёлых железнодорожных катастроф изготовляются на трёхосном шасси автомобилей Volvo FH в полноприводной версии. Их оборудуют системами гидропривода режущего и разжимного инструмента, аппаратами газовой резки, лебёдками, средствами оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Мощные «кенгурины», установленные на переднем бампере, позволяют автомобилям пробиваться через мелкий кустарник, подлесок, обломки вагонов, а опускающаяся платформа может служить площадкой для эвакуации пострадавших даже через окна и крыши вагонов.
Самые «серьёзные» машины, получившие название RIV (Rapid Intervention Vechile), предназначены для обслуживания аэропортов. Компактные и динамичные, они предотвращают возгорания, тушат пожары и оказывают экстренную помощь в условиях наземных аварий авиалайнеров, сопровождают самолёты по взлётной полосе в случае аварийной посадки.
Мощная аэродромная пожарная машина на шасси Scania, разработанная для ВВС Финляндии, оснащена системой орошения и пожаротушения с помощью специальных распылителей, установленных под передним бампером. Она позволяет нейтрализовать горящее топливо на пути следования машины; 360-сильный дизель и полноприводное шасси 6х6 обеспечивают автомобилю не только устойчивость на больших скоростях и отличное маневрирование, но и позволяют приближаться к горящему самолёту по грунту, в том числе заснеженному. Не менее интересен специальный автомобиль, оборудованный краном-манипулятором, уложенным на крыше. С его помощью оператор может с расстояния до 10 м растаскивать горящие обломки самолёта. На базе этих машин были созданы специальные гражданские машины для борьбы с лесными пожарами.
Одна из наиболее уникальных разработок – машина для спасения на море на шасси МВ Atego – оборудована подъёмником, установленным на крыше. С его помощью можно поднимать пострадавшего прямо из воды, с причала или высокого берега и через специальный люк в крыше опустить в декомпрессионную камеру, где он может проводить до 40 часов. Машина оборудована лебёдкой для подтаскивания к берегу небольших судов, катеров и яхт.
В отдельном отсеке кузова хранятся водолазные костюмы и запасные акваланги, смонтирован компрессор для их снаряжения. Когда речь идёт о спасении человеческой жизни, время буквально спрессовано до долей секунды, и, чтобы не терять даже их, экипаж спасателей размещается на специальных сиденьях, в которых закреплены акваланги. Конструкция сидений и мягкая подвеска значительно снижают нагрузки, приходящиеся на тело спасателей во время движения по прибрежной полосе, заболоченным берегам и мелководью.
Разнообразие выпускаемой техники требует организации очень гибкого производства, способного выполнить любые требования заказчика. Выбор шасси, как правило, лежит на заказчике, хотя часто конструкторы компании предлагают свои идеи. Они же выбирают и комплект основного и дополнительного оборудования в зависимости от назначения автомобиля. Специфика работы требует постоянного наличия на складе достаточно большого количества комплектующих, которые закупаются у десятков компаний многих стран. Одних только пожарных насосов различного назначения требуется до десятка в неделю! Все подготовленные комплекты хранятся прямо в сборочном комплексе на стеллажах с обозначением типа автомобиля и заказчика. Труднее с таким громоздкими узлами, как цистерны. В зависимости от типа автомобиля их делают из пластика, алюминия, стали и композитных материалов, а заказы размещают на соседних заводах. Гидравлические подъёмники поступают с завода Vema Lift Oy. Задача службы логистики – обеспечить их доставку на сборку точно в назначенный день, хранить их на складе – удовольствие не из дешёвых.
Собственно на заводе организовано изготовление каркаса и панелей облицовки кузова, доработка шасси (удлинение, установка дополнительных опор и т. п.) и сборка машины. Глядя на яркие красные панели кузова с многочисленными белыми или жёлтыми элементами, трудно поверить, что автомобили практически полностью оклеены полимерными пленками. По мнению специалистов компании, такое покрытие не только позволяет придавать автомобилям индивидуальность, но и является более стойким к воздействию агрессивной внешней среды на пожарах и местах техногенных катастроф.
За 65 лет работы компания Sammutin Oy выпустила более 1000 автомобилей специального назначения. И около семисот из них поставлены на экспорт – это ли не признание высокого уровня конструкторских решений и качества производства машин из города Ювяскюля.