Рост всех сегментов автомобильного рынка
Сбыт новой коммерческой техники в России уверенно набирает обороты. Растут все сегменты автомобильного рынка, хотя успех распространяется не на каждую марку и модель подвижного состава. Тем не менее о «дне» никто уже не рассуждает (оно давно пройдено), и прогнозы экспертов стали звучать в унисон. Разброс потребительского спроса касается федеральных округов и отдельных транспортных ниш, но в целом вектор движения – восходящий. Он отмечен по итогам трёх кварталов 2017 года, но, похоже, что сохранится и до наступления нового сезона-2018.
Лёгкие коммерческие
Итоговые данные продаж новой автомобильной техники в России бьют рекорды не только прошлого года, но и нескольких прошедших лет. По данным аналитического агентства «Автостат Инфо», за три квартала текущего года объём рынка новых малотоннажников (LCV) в России в годовом сравнении вырос на 21%, с 61,1 тыс. ед. почти до 74 тыс. ед.
Лучшую динамику роста показал Северо-Кавказский регион, где продажи новых LCV получили прибавку 42,2%, а минимальный рост 10,5% отмечен в Южном федеральном округе. Самым ёмким среди регионов РФ по количеству поставленных заказчикам новых малотоннажников остался Центральный округ: за три квартала 2017 года отгружено свыше 27,9 тыс. ед., что на 19,6% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Минимум с января по сентябрь включительно за Северным Кавказом – только 1861 ед.
Как отмечают эксперты «Автостат Инфо», по итогам января–сентября 2017 года продажи новых малотоннажников в столичном регионе выросли с 10,7 тыс. ед. до 12,1 тыс. ед. (+13,3%). Улучшение показателей обеспечила техника российских брендов: за девять месяцев рост составил 22,7%, до 5,7 тыс. ед. За указанный период времени реализация иномарок класса LCV подросла на 6,1%, до 6,4 тыс. ед. Лидером московского спроса осталась «ГАЗель NEXT»: покупателям передано почти 2,4 тыс. машин, что на 38,3% больше, чем годом ранее. В фаворитах остался Mercedes-Benz Sprinter: более 1,4 тыс. ед. (+67,4%). Третью строчку хит-парада занял фургон Lada Largus с результатом 1,3 тыс. ед. (+31,8%). В эксплуатацию были поставлены 1,2 тыс. ед. Ford Transit (+5,5%) и ГАЗ-3302 «ГАЗель» в объёме 575 ед. (–29%).
Марка нового LCV | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | ед. | % | |
ГАЗ | 32 638 | 27 236 | 5402 | 19,8 |
УАЗ | 14 757 | 11 999 | 2758 | 23,0 |
Lada | 5729 | 4022 | 1707 | 42,4 |
Mercedes-Benz | 5525 | 4548 | 977 | 21,5 |
Ford | 4960 | 3046 | 1914 | 62,8 |
Volkswagen | 3954 | 3481 | 473 | 13,6 |
Peugeot | 1555 | 1051 | 504 | 48 |
Hyundai | 1309 | 1088 | 221 | 20,3 |
Citroёn | 1298 | 854 | 444 | 52 |
Fiat | 1283 | 1575 | –292 | –18,5 |
ИТОГО в топ-10 | 73 008 | 58 900 | 14 108 | 19,3 |
IVECO | 495 | 1037 | –542 | –52,3 |
Renault | 173 | 502 | –329 | –65,5 |
Toyota | 107 | 171 | –64 | –37,4 |
KIA | 70 | 70 | 0 | 0 |
Baw | 55 | 84 | –29 | –34,5 |
ИТОГО в топ-15 | 73 908 | 60 764 | 13 144 | 17,8 |
Другие бренды | 69 | 348 | –279 | –404,4 |
ВЕСЬ РЫНОК | 73 977 | 61 112 | 12 865 | x |
Всего российских | 53 131 | 43 278 | 9853 | 22,8 |
Всего иномарок | 20 846 | 17 834 | 3012 | 16,9 |
По всем признакам идёт оздоровление экономики и делового климата. Тем более, что локомотивом роста стали не только отечественные автомобили (+9,8 тыс. ед., +22,8%), на которые традиционно самый высокий платёжеспособный спрос. Движение вверх обеспечили также лёгкие иномарки: +3 тыс., +16,9%.
Фаворитами сбыта остались марки ГАЗ и УАЗ, прибавившие обороты сбыта на 5,4 тыс. ед. (+19,8%) и почти 2,8 тыс. ед. (+23%). А вот на третье место вышла Lada, потеснив Mercedes-Benz. Для большинства конкурентов это стало неприятным сюрпризом – как выстрел из-за угла. В то же время техника с эмблемой в виде ладьи с развёрнутым парусом стала «выскочкой» неспроста.
Ракетой-носителем стала модель универсала и фургона Lada Largus, которую оценили по достоинству частные предприниматели и небольшие государственные структуры. Автомобиль малой стоимости обладает теми же достоинствами, что и его одноклассники зарубежных брендов, только он бюджетнее. Где-где, а в России именно ценовой фактор нередко выступает на первый план. Если учесть, что на базе вазовского хита создают новые модификации, включая продуктовые рефрижераторы, медицинские автомобили и прочий малотоннажный «спецназ», у машины хорошая перспектива остаться в топе.
Далее по списку прошли многочисленные рокировки, подвижки и «отставки». Например, Volkswagen и Ford поменялись местами – Ford поднялся на одну строчку вверх, а Volkswagen опустился. Улучшил свои позиции Peugeot, обогнав сразу двух конкурентов – Fiat и Hyundai (корейский бренд вырвался вперёд). На три строчки вверх переместился Citroёn. Из первой десятки неожиданно выпала марка IVECO. Факт удивительный, поскольку итальянская техника обладает рядом бесспорных достоинств и имеет высокий потенциал сбыта. Скорее всего это временный спад, за которым последует корректировка на повышение.
И даже за пределами топ-10 было не всё спокойно. Скажем, в топ-15 неожиданно для некоторых конкурентов вошла KIA. В то же время из этой когорты вывалились китайские бренды Faw и Changan. Недоверие потребителей к технике производства КНР вызвано стремлением делать более долгосрочные инвестиции с прицелом на высокую остаточную стоимость. Параллельно наметился компромисс: смещение интереса в сторону машин корейских брендов KIA и Hyundai.
Аналитики отмечают, что самым желанным приобретением среди российских перевозчиков остаётся «ГАЗель NEXT». В течение января–сентября 2017 года были оплачены 17,6 тыс. таких автомобилей, что на 43,5% больше количества приобретённых «Некстов» за январь–сентябрь прошлого сезона. Второе место тоже за «ГАЗелью», но уже модели ГАЗ-3302: новых владельцев обрели 7,6 тыс. ед., что всего на 0,5% ниже значений годичной давности. Призовая «бронза» за УАЗ-3741, на который потратились заказчики 6,3 тыс. ед. (+15,6%).
Модель нового LCV | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | ед. | % | |
«ГАЗель NEXT» (4х2) | 17 591 | 12 259 | 5332 | 43,5 |
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 7589 | 7630 | –41 | –0,5 |
УАЗ-3741 (4х4) | 6304 | 5453 | 851 | 15,6 |
Lada Largus (4х2) | 5729 | 4022 | 1707 | 42,4 |
Ford Transit (4х2) | 4954 | 3039 | 1915 | 63,0 |
УАЗ-3909 (4х4) | 4270 | 2966 | 1304 | 44 |
Mercedes-Benz Sprinter (4x2) | 4067 | 3437 | 630 | 18,3 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 2137 | 2176 | –39 | –1,8 |
ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» (4х2) | 2108 | 2057 | 51 | 2,5 |
УАЗ-2206 (4х4) | 2050 | 1888 | 162 | 8,6 |
18,3x | 56 799 | 44 927 | 11 872 | 20,9 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 1924 | 2059 | –135 | –6,6 |
Volkswagen Caravelle (4x2) | 1416 | 1354 | 62 | 4,6 |
Fiat Ducato (4x2) | 1232 | 1492 | –260 | –17,4 |
УАЗ-3303 (4х4) | 1109 | 1269 | –160 | –12,6 |
Hyundai H1/H100 Starex (4x2) | 1070 | 800 | 270 | 33,8 |
ИТОГО в топ-15 | 63 550 | 51 901 | 11 649 | 18,3 |
Другие модели | 10 427 | 9211 | 1216 | 11,7 |
ВЕСЬ РЫНОК | 73 977 | 61 112 | 12 865 | 21,1 |
Всего российских | 53 131 | 43 278 | 9853 | 22,8 |
Всего иномарок | 20 846 | 17 834 | 3012 | 16,9 |
Иномарки не смогли пробиться и в топ-5, поскольку четвёртую и пятую строчку забронировали за собой Lada Largus и УАЗ-3909 соответственно. Эти «россияне» удачно вписались в рыночные реалии и стремительно набирают удельный вес, тесня ближайших соперников по классу. В частности, за первые девять месяцев года армия покупателей фургона Lada Largus выросла на 42,4% (более 5,7 тыс. ед.), а покупателей УАЗ-3909 – на 44% (почти 4,3 тыс. ед.).
В модельной палитре предпочтения россиян характеризовались предсказуемостью, хотя перестановки имели место. Достаточно сказать, что сразу через три строчки прыгнули вверх Ford Transit и ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес». Ford Transit разошёлся в количестве почти 5 тыс. ед., что на 63% больше, чем за три квартала прошлого года. Прежний лидер среди иномарок Mercedes-Benz Sprinter теперь на втором месте с результатом сбыта 4,1 тыс. ед. (+18,3%). На третьем месте – Volkswagen Caravelle (1,4 тыс. ед., +4,6%). За ними идут Fiat Ducato (1,2 тыс. ед., –17%) и Hyundai H1 (1,1 тыс. ед., +34%). В десятке иностранных моделей (не путать с общим топ-10!) оказались также Volkswagen Caddy, Mercedes-Benz V-Klasse, Peugeot Boxer, Volkswagen Multivan, Citroёn Jumper.
В первой десятке только две модели (и обе с эмблемой грациозного оленя) показали небольшой минус, что не изменило их рыночной позиции. В топ-15 ещё три модели частично растеряли прежнее количество продаж, но потери не смертельные: от 135 до 260 ед. по каждому «споткнувшемуся» бренду.
В конечном итоге важнее другое: сегмент LCV уверенно восстанавливается. И даже с учётом ухода с рынка РФ нескольких моделей лёгких «коммерсантов» и отсутствия планов по расширению сборочных производств спрос будет расти. Этому способствует появление большого числа новых моделей. Достаточно вспомнить заднеприводный UAZ Cargo с бортовой платформой на четыре европаллеты, рефрижераторный фургон Lada Granta с грузовым отделением объёмом 3200 л и полезной нагрузкой 720 кг, «ГАЗель NEXT» полной массой 4,6 т вместо 3,5 т и грузоподъёмностью 2,62 т (ранее – 1,5 т). На смену удачной развозной модели Hyundai Porter вышел Hyundai HD35 City. И таких примеров за прошедшие три квартала предостаточно.
Средние и тяжёлые – в тренде
Оживление делового климата на фоне более-менее стабильного курса основных иностранных валют позитивно сказались на продажах грузовых автомобилей. При этом самый быстрорастущий регион РФ по новым среднетоннажным и тяжёлым грузовикам – столичный. С января по сентябрь 2017-го перевозчики Москвы приобрели почти 6,2 тыс. только что изготовленных машин данных классов, что на 1,8 тыс. ед. или на 42% больше продаж января–сентября 2016 года. За это время в столице выросли продажи грузовых иномарок (до 3 тыс. ед.) и на 19% стала лучше реализация российских машин.
Первенство по спросу в Москве остаётся за КАМАЗами: за три квартала поставки достигли 2,2 тыс. ед. (+22,1%). На втором месте по востребованности Scania: 648 ед. (+250%), на третьем – ГАЗ: 583 ед. (+26,5%). Три других бренда с наиболее высокими результатами продаж в российской столице: Isuzu (518 ед., +160,3%), Mercedes-Benz (365 ед., +79%), MAN (337 ед., +34,3%). И не нужно ходить к гадалке, чтобы узнать, за какими моделями грузовиков выстраиваются очереди из покупателей. На вершине спроса самосвал КАМАЗ-6520 (727 ед., +17%), за ним идёт шасси КАМАЗ-65115 (426 ед., +34,8%). Из отечественных грузовиков призовую тройку замыкает «ГАЗон NEXT» (381 ед., +7,6%).
КАМАЗ лидирует мощно и уверенно, и ясно, что сохранит свою недосягаемость для конкурентов и по итогам всего сезона. Только с начала года по сентябрь включительно в Набережных Челнах изготовлено 26,5 тыс. машинокомплектов, а производственные темпы по сравнению с таким же отрезком прошлого года выросли на 15%.
Марка нового грузового а/м | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | ед. | % | |
КАМАЗ | 18 984 | 14 919 | 4065 | 27,2 |
ГАЗ | 6155 | 6333 | –178 | –2,8 |
Volvo Trucks | 3670 | 870 | 2800 | 321,8 |
Mercedes-Benz | 3386 | 1144 | 2242 | 196 |
Scania | 3380 | 1471 | 1909 | 129,8 |
MAN | 3161 | 1358 | 1803 | 132,8 |
Isuzu | 2428 | 1666 | 762 | 45,7 |
DAF Trucks | 2370 | 514 | 1856 | 361,1 |
МАЗ | 1948 | 1889 | 59 | 3,1 |
«Урал» | 1762 | 1430 | 332 | 23,2 |
ИТОГО в топ-10 | 47 244 | 31 594 | 15 650 | 33,1 |
Hyundai | 1066 | 970 | 96 | 9,9 |
Hino | 748 | 490 | 258 | 52,7 |
МАЗ-MAN | 615 | 516 | 99 | 19,2 |
IVECO | 495 | 327 | 168 | 51,4 |
Fuso | 481 | 414 | 67 | 16,2 |
ИТОГО в топ-15 | 50 649 | 34 311 | 16 338 | 32,3 |
Другие бренды | 1345 | 938 | 407 | 30,3 |
ВЕСЬ РЫНОК | 51 994 | 35 249 | 16 745 | 47,5 |
Всего российских | 29 163 | 24 952 | 4211 | 16,9 |
Всего иномарок | 22 831 | 10 297 | 12 534 | 121,7 |
В целом по российскому рынку объём продаж новых грузовиков-иномарок за три квартала 2017 года в сравнении с 2016 годом показал плюс 121,7%. В абсолютном выражении обмен денег на автомобили составил более 22,8 тыс. случаев против 10,3 тыс. годом ранее. Номер один среди иностранных брендов – Volvo Trucks (3,7 тыс. ед., +322%). В количественном выражении продано на 2,8 тыс. шведских грузовиков больше, чем за три квартала минувшего года. В этом количестве учтены автомобили как калужского, так и европейского производства.
Второй в рейтинге грузовых иномарок – Mercedes-Benz челнинской сборки. За период с января по сентябрь реализовано почти 3,4 тыс. машин против 1,1 тыс. годом ранее (+196%). В лидирующей тройке прочно обосновалась Scania. Если по итогам трёх кварталов прошлого года под этой маркой отгружено менее 1,5 тыс. тягачей и шасси, то за девять месяцев 2017 года – без малого 3,4 тыс. ед. (+130%). Топовую пятёрку зарубежных брендов пополнили MAN и Isuzu. Продажи немецкой техники выросли с 1,4 тыс. ед. до 3,2 тыс. ед. (+133%), а японской – с 1,7 тыс. ед. до 2,4 тыс. ед. (+45,7%).
Самая продаваемая иномарка в тяжёлом классе – Mercedes-Benz Actros: поставлено более 3 тыс. ед., +212% к прошлому году. Успешно развивается сбыт Volvo FH, чьи трёхквартальные показатели достигли 2,5 тыс. ед. (+412,3%). В тройку лидеров ворвался DAF XF: 2,2 тыс. ед., +360%. Претенденты на будущие лавры призёров – Scania R-серии (1,1 тыс. ед., +181%) и Isuzu NPR (более 1 тыс. ед., +60,2%).
Новостей об открытии новых площадок негусто, но они есть. В частности, в ближайшее время ПАО «КАМАЗ» откроет в Узбекистане сборочное производство на мощностях UzAuto Trailer – дочернего предприятия АО «Узавтосаноат». Процесс подразумевает изготовление транспортных средств из российских машинокомплектов. До конца 2017 года здесь планируют собрать 100 ед. шасси и комплектных автомобилей с надстройками собственного и совместного производства. Эти грузовики будут включены уже в статистику 2018 года и станут доступны не только в Казахстане, но и на экспортных рынках.
Модель нового грузового а/м | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | ед. | % | |
КАМАЗ-65115 (6х4) | 4165 | 3608 | 557 | 15,4 |
КАМАЗ-43118 (6х6) | 3977 | 3144 | 833 | 26,5 |
«ГАЗон NEXT» (4х2) | 3723 | 3668 | 55 | 1,5 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 3386 | 2374 | 1012 | 42,6 |
Mercedes-Benz Actros (4x2) | 3036 | 973 | 2063 | 212,0 |
КАМАЗ-5490 (4х2) | 2693 | 1487 | 1206 | 81,1 |
Volvo FH-Series (4x2) | 2495 | 487 | 2008 | 412,3 |
DAF XF105 FT (4x2) | 2195 | 477 | 1718 | 360,2 |
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) | 1181 | 991 | 190 | 19,2 |
Scania Serie R (4x2) | 1116 | 397 | 719 | 181,1 |
ИТОГО в топ-10 | 27 967 | 17 606 | 10 361 | 37,1 |
Isuzu NPR (4x2) | 1033 | 645 | 388 | 60,2 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 1018 | 1265 | –247 | –19,5 |
«Урал-4320» (6х6) | 1000 | 726 | 274 | 37,7 |
MAN TGX 18.XXX (4x2) | 771 | 151 | 620 | 410,6 |
Isuzu NQR (4x2) | 740 | 601 | 139 | 23,1 |
ИТОГО в топ-15 | 32 529 | 20 994 | 11 535 | 35,5 |
Другие модели | 19 465 | 14 255 | 5210 | 26,8 |
ВЕСЬ РЫНОК | 51 994 | 35 249 | 16 745 | 47,5 |
Всего российских | 29 163 | 24 952 | 4211 | 16,9 |
Всего иномарок | 22 831 | 10 297 | 12 534 | 121,7 |
Применительно к рынку HCV нас ждут перемены, так как меняется стратегия поставщиков грузовиков среднего и тяжёлого класса. Например, в сегменте машин полной массой свыше 14 т КАМАЗ рвётся в ранее неохваченные ниши «паровозных» сцепок с шасси модели 65208 (6х2) с подъёмной задней осью. Их обычно используют с прицепами на тандемных осях. Лидер грузового рынка наращивает выпуск самосвалов с двигателями Cummins и Mercedes-Benz, с импортными мостами и коробками передач, но при этом с кузовами отечественных бодибилдеров. Кроме того, модернизирована флагманская модель магистральной гаммы: дальнобойщикам предлагается КАМАЗ-5490 NEO с улучшенными потребительскими свойствами.
«Группа ГАЗ» заявила о намерении занять пустующую нишу среднетоннажников ЗИЛ, благо, завод освоил выпуск различных версий шасси «ГАЗон NEXT». А в тяжёлом классе производитель начал отвоёвывать место для дорожной серии «Урал NEXT» с колёсной формулой 6х4. Отсутствие постоянного полного привода благоприятно скажется на экономичности транспортных средств из Миасса и повысит их коммерческую привлекательность.
Не спят и конкуренты. Минский автозавод презентовал в Москве седельный тягач МАЗ-643029-1420-012 (6х4) с усиленной задней подвеской и допустимой нагрузкой на ССУ в 33,55 т. В обозреваемом периоде стал доступен для заказа Isuzu Giga ульяновской сборки полной массой 26–33 т. Появился новый флагман и под маркой Foton – седельный тягач Auman EST A полной массой 18 т с ССУ высотой 1150 мм. В более лёгком классе Foton вывел на рынок Aumark M4. Свои новинки вывели Hyundai, Hino, JAC и другие производители, а это значит, что корректировки списков реализуемых грузовиков в IV квартале и по итогам года претерпят изменения.
«Пасстранс» идёт в гору
Положительную динамику сбыта на протяжении трёх кварталов 2017 года демонстрировал пассажирский транспорт. Сбыт достиг почти 8,3 тыс. ед. новых автобусов, что на 16,8% выше итогов трёх кварталов 2016 года. При этом сентябрьский рост в процентном отношении был скромнее: +9,7% (реализация достигла отметки 0,9 тыс. ед.).
На вершине горы по итогам продаж в январе–сентябре 2017 года оказался ПАЗ. Собственно, Павловский автобусный завод давно и прочно обосновался на позиции лидера, и в обозримой перспективе такому статус-кво ничего не угрожает. Спрос на новые ПАЗы перевалил за 4,8 тыс. ед., что лучше показателей того же периода минувшего года на 25,8%. Второе место в рейтинге автобусного рынка «с иголочки» у ЛиАЗа: 1,1 тыс. ед. и скромный рост в 1,7%. Удивительно, но НЕФАЗ со спадом спроса на 17,7%, с реализацией 0,6 тыс. ед. сумел удержаться в первой тройке.
Марка нового автобуса | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | ед. | % | |
ПАЗ | 4816 | 3829 | 987 | 25,8 |
ЛиАЗ | 1108 | 1089 | 19 | 1,7 |
НефАЗ | 617 | 750 | –133 | –17,7 |
МАЗ | 296 | 596 | –300 | –50,3 |
«Волжанин» | 262 | 190 | 72 | 37,9 |
«Урал» | 239 | 243 | –4 | –1,6 |
КАвЗ | 200 | 207 | –7 | –3,4 |
Yutong | 187 | 33 | 154 | 466,7 |
Higer | 122 | 14 | 108 | 771,4 |
King Long (KLM) | 99 | 14 | 85 | 607,1 |
ИТОГО в топ-10 | 7946 | 6965 | 981 | 12,3 |
ГАЗ | 88 | 0 | 88 | 999,0 |
Setra | 55 | 0 | 55 | 999,0 |
Zhongtong | 42 | 2 | 40 | 2000,0 |
Golden Dragon | 38 | 16 | 22 | 137,5 |
Scania | 34 | 10 | 24 | 240,0 |
ИТОГО в топ-15 | 8203 | 6993 | 1210 | 14,8 |
Другие бренды | 77 | 99 | –22 | –28,6 |
ВЕСЬ РЫНОК | 8280 | 7092 | 1188 | 16,8 |
Всего российских | 7627 | 6906 | 721 | 10,4 |
Всего иномарок | 653 | 186 | 467 | 251,1 |
Перераспределение спроса на компактные ПАЗы объясняется новизной моделей в частности флагманского Vector NEXT. У того же НЕФАЗа аналогичных новинок нет, а прежняя модель 5299 давно устарела. ЛиАЗ держится на муниципальных заказах, и здесь на взлёт спроса рассчитывать не приходится: бюджет, как известно, не резиновый. В то же время российских автобусов продаётся больше, чем иномарок: за январь–сентябрь 2017 года реализовано 7,6 тыс. новых пассажирских машин (+10,4% к трём кварталам 2016-го). Очень позитивный момент: спрос на автобусы-иномарки за девять месяцев 2017 года вырос по отношению к годичным результатам, приблизился к 0,7 тыс. ед., что эквивалентно росту на 0,5 тыс. ед., или на 251,1%.
Исследования экспертов «Автостат Инфо» показывают, что больше всего новых автобусов продано в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Например, в СЗФО по итогам восьми месяцев сбыт пассажирских лайнеров увеличился на 61,7%, до 1,2 тыс. ед. Похожую динамику демонстрировал и Юг России (+62,6%, до 0,6 тыс. ед.). Отрицательные показатели сбыта значились на тот момент в Поволжском (–2,8%), Северо-Кавказском (–13,6%) и Дальневосточном (–41,4%) федеральных округах.
По большому счёту верхняя часть табели о рангах осталась за признанными лидерами отраслевой гонки за потребителем в лице ПАЗ, ЛиАЗ, НЕФАЗ, МАЗ. Но реальностью стали и перестановки по вертикали. Например, «Волжанин» переместился на две строчки вверх, обогнав «Урал» и КАвЗ. На одну позицию поднялся китайский Yutong. С 13-го на восьмое место взлетел Higer. С 12-й строчки на девятую переехал King Long (KLM). Топ-10 покинули немецкий MAN и франко-итальянский Irisbus, более того, они не вошли и в топ-15. Едва не замкнул первую десятку ГАЗ – у него 11-е место. После долгого перерыва в топ-пул вернулась немецкая Setra.
Даже за пределами первой десятки не обошлось без заметных перемен. Из топ-15 выбыли азиатские King Long XMQ 6127 (4x2) и Higer KLQ 6129 (4x2), чьи продажи выросли соответственно почти в семь и в 10 раз соответственно. За пределами лучших 15 моделей пассажирского транспорта оказались европейский Irisbus Crossway (4x2), а также российские НефАЗ-4211 и КАМАЗ-4326 (4х4), ПАЗ-3206 (4х2). Заметьте: речь идёт преимущественно не о новых, а об уже освоенных в производстве моделях, хотя за производителями не заржавеет.
Модель нового автобуса | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | ед. | % | |
ПАЗ-3205 (4х2) | 2274 | 2538 | –264 | –10,4 |
ПАЗ-3204 (4х2) | 1462 | 583 | 879 | 150,8 |
ПАЗ-4234 (4х2) | 590 | 363 | 227 | 62,5 |
ЛиАЗ-5292 (4х2) | 550 | 493 | 57 | 11,6 |
ПАЗ-3203 (4х2) | 434 | 304 | 130 | 42,8 |
НефАЗ-5299, КАМАЗ-5297 (4х2) | 369 | 416 | –47 | –11,3 |
ЛиАЗ-4292 (4х2) | 367 | 421 | –54 | –12,8 |
«Урал-3255, -4320» (6х6) | 239 | 243 | –4 | –1,6 |
НефАЗ-4208, КАМАЗ-4310 (6х6) | 165 | 218 | –53 | –24,3 |
МАЗ-103 (4х2) | 148 | 115 | 33 | 28,7 |
ИТОГО в топ-10 | 6598 | 5694 | 904 | 13,7 |
Yutong 6119 | 143 | 3 | 140 | 4666,7 |
КАвЗ-4238 (4х2) | 133 | 161 | –28 | –17,4 |
МАЗ-206, -226 (4х2) | 127 | 90 | 37 | 41,1 |
Volgabus-6271 MAN (6x2) | 122 | 44 | 78 | 177,3 |
«ГАЗель NEXT D» (4x2) | 88 | 0 | 88 | 999,0 |
ИТОГО в топ-15 | 7211 | 5992 | 1219 | 16,9 |
Другие марки | 1069 | 1100 | -31 | -2,9 |
ВЕСЬ РЫНОК | 8280 | 7092 | 1188 | 16,8 |
Всего российских | 7627 | 6906 | 721 | 10,4 |
Всего иномарок | 653 | 186 | 467 | 251,1 |
То, что на рынке новых автобусов не приходится ждать гигантского рывка, совершенно очевидно. Для иномарок по-прежнему действуют, по сути, запретительные ввозные пошлины. В глобальном смысле нет программ обновления подвижного состава в связи с крупными мероприятиями: Олимпиада и многие крупные спортивные соревнования позади. Муниципалитеты не в состоянии закупить столько новых автобусов, сколько хотелось бы, а частные перевозчики сделать погоду на рынке пассажирского транспорта не в состоянии.
Реальное положение дел в отрасли показывает отмена ежегодного фестиваля «Мир автобусов» в Коломне и скромное представительство на крупнейшей в России выставке коммерческого транспорта COMTRANS’17 в Москве. Даже на специализированных форумах в Сокольниках автобусов было раз, два – и обчёлся. Вместе с тем время новых проектов электробусов, беспилотных маршруток и пассажирских машин на альтернативных системах привода ещё не пришло. Это означает только то, что сбыт новых автобусов на российском рынке будет идти в привычном русле. И остаётся надеяться, что лучшие времена для обновления парков ещё впереди.