Опубликовано: ГП 05-2012
Перспективная коллекция

Национальный автомобильный музей во Всеволожске

Максим Шелепенков, фото автора

О Национальном автомобильном музее во Всеволожске я слышал давно, но не получалось в него попасть, так как сделать это весьма непросто. Несмотря на то что музей основан более пятнадцати лет назад, он до сих пор в процессе становления и не спешит открывать свои двери для экскурсионных групп.

Когда в 1996 году создавался этот музей, его основу составила техника, найденная и сохранённая активистами ленинградского клуба любителей старинной автотехники «Самоход». Они и стали главными учредителями музея. Первое время музей безуспешно пытался найти пристанище в Санкт-Петербурге, но в конце концов переехал в пригород, где на окраине Всеволожска нашлась подходящая территория.

Найти музей во Всеволожске непросто. Недостроенные помещения, огороженные неприметным серым забором, со стороны больше похожи на стройплощадку, чем на музей. По сути, это и есть стройплощадка, где на протяжении десяти лет на участке в полтора гектара возводится комплекс музейных зданий общей площадью 7000 м2, в том числе выставочные залы, реставрационные мастерские и фондохранилища. По завершении строительства это действительно будет крупный музейный центр.

Седан [b]Warszawa-203[/b] – самый близкий родственник нашей «Победы». По советской лицензии «Победа» выпускалась в Польше с 1951 г., как «Варшава М20». В 1962 г. машина получила более мощный двигатель, а в 1964 подверглась серьёзному рестайлингу, благодаря которому вместо двухобъёмного кузова получила трехобъёмный, с выступающим сзади багажником. Выпускали Warszawa-203 до 1973 г.

К сожалению, Национальный автомобильный музей строится без государственной поддержки на средства спонсоров, в основном машиностроительной компании ЗАО «СMM», которая изготавливает различное грузоподъёмное оборудование. И то только потому, что её директор Титберия Олег Иликович – убеждённый автоколлекционер, и собранные им автомобили являются частью музейной коллекции.

Более 30 лет энтузиасты собирают технику для музея. Многие образцы выкуплены у бывших владельцев, но чаще всего просто подобраны на свалках и в пунктах сбора металлолома. В последнее время много техники в музей поступило в результате поисковых работ на местах крупных боев Великой Отечественной войны. Официальные поисковые группы сообщали в музей о найденной военной технике, а работники музея забирали наиболее ценное из того, что сохранилось.

Самодельный автомобиль [b]«Ленинградец-69»[/b], созданный на базе инвалидной коляски. Путем серьёзной перекомпоновки автомобиля двухместная «инвалидка» превратилась в четырёхместный «мини-вэн»
Как известно, наши «Лады», которые поступали на экспорт в европейские страны, могли серьёзно отличаться от своих собратьев, реализуемых в СССР. Один из таких экзотических вариантов – [b]ВАЗ-21053 «Lada» с автоматической коробкой[/b], выпуска 1988 г. находится в собрании музея

Благодаря целенаправленной работе музея по восстановлению и реставрации техники до рабочего состояния указом Министра культуры 74 экспоната Национального автомобильного музея были включены в каталог музейного фонда Российской Федерации как памятники науки и техники. Многие из экспонатов музея участвовали в съёмках отечественных и зарубежных фильмов – «Мастер и Маргарита», «Эшелон», «Тоталитарный роман», «Барак», «Хрусталёв, машину!».

Несмотря на то что музей пока закрыт для посетителей, при большом желании побывать в нем всё-таки можно, для этого нужно предварительно созвониться с дирекцией и договориться о посещении.

[b]Бензовоз АЦМ-2,6-355М[/b] на шасси грузовика «Урал-ЗИС-355М» выпускали с 1960 по 1965 г. и по сегодняшним меркам это очень редкий экземпляр. Ещё больше ценности машине добавляет то, что она сохранила все родные детали и агрегаты и нуждается лишь в небольшом «косметическом» ремонте
[b]Передвижная водолазная станция[/b] на базе грузовика ЗИЛ-164 производит впечатление совершенно новой, как будто она только вчера сошла с конвейера. Все её оборудование исправно и функционирует
Очень редкий, а может быть, даже единственный в работоспособном состоянии  [b]автобус ГАЗ-03-30[/b]. Его очень любят «киношники». Поэтому он часто снимается в различных кинокартинах. Надпись «Милиция» на аншлаге, видимо, осталась после очередных съёмок
«Жемчужина» коллекции – довоенный [b]автобус ЗИС-16[/b], отреставрированный пока по каркасу кузова. Но самое интересное, что это не единственный экземпляр ЗИС-16 в музее, правда, второй экземпляр в значительно худшем состоянии
Полноприводный легковой автомобиль [b]ГАЗ-М72[/b] с кузовом от «Победы» хорошо известен автолюбителям, но, как показала практика, единственный аутентичный экземпляр этой машины в приличном состоянии есть только в Национальном автомобильном музее
В собрании музея есть [b]самосвал на шасси ЗИС-5[/b]. Однотипные машины в СССР выпускало сразу несколько заводов, наиболее известные из них Мытищинский машиностроительный и московский «Аремз». Какого завода сохранившийся экземпляр, ещё предстоит выяснить
Знаменитый [b]Studebaker US6[/b], поставленный по ленд-лизу из США во время Великой Отечественной войны, в музее в оригинальном и полностью рабочем состоянии
В коллекции мотоциклов тоже есть свои «изюминки», как вот этот послевоенный [b]спортивный М-75[/b] Ирибитского завода с верхнеклапанным оппозитным двигателем, ведущим свою родословную от мотоциклетных двигателей BMW
Еще один редкий автомобиль – [b]полноприводный «Москвич-410Н»[/b]
[b]Плавающий лёгкий танк Т-38[/b] 1936 года выпуска достали со дна Невы в ходе поисковых работ на местах боев. В процессе его реставрации, на которую ушло больше года, использовали только подлинные детали, найденные в различных экспедициях. Сегодня танк полностью приведён в рабочее состояние и принимает участие в различных парадах
Полностью комплектная и исправная [b]прожекторная станция АПМ-90М[/b] выпуска начала 1970-х годов, на шасси бортовой машины ЗИЛ-130
Фаэтон ЗИС-110Б не назовешь распространённой машиной даже во времена её молодости, а сегодня иметь такую машину в музейной коллекции большая удача

Уникальные экспонаты из запасников музея:

Послевоенный [b]автобус ЗИС-154[/b] с дизель-генератором и электротрансмиссией. В настоящее время законсервирован в ожидании восстановления
[b]Шасси самосвала ЯС-3[/b] с сохранившейся «родной» ходовой частью оставляет надежду на восстановление одного из первых довоенных отечественных самосвалов

Адрес музея:

Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Народная (мкр. Южный, рядом с полицией)

Тел.: (81370) 1-00-55

Директор Национального автомобильного музея:

Андрей Георгиевич Значко-Яворский

Комментировать ... >>
Loading...