Саратовская лаборатория мини-моделей
…для сердца коллекционерского слилось, как много в нём отозвалось…
Наверное, не найдётся сейчас коллекционера, которому нужно было бы объяснять, что такое Саратовская лаборатория мини-моделей. Одна из старейших и наиболее уважаемых модельных мастерских на постсоветском пространстве, продукция которой хорошо знакома как в России, так и далеко за ее пределами. В этой части идёт разговор о направлениях деятельности лаборатории сегодня.
На сегодняшний день выпускаемые мастерской модели можно разделить на четыре направления.
Первое направление – это машины в состоянии «только что с завода». Тут всё понятно: с уже установленными государственными регистрационными знаками, с нанесёнными эмблемами автопредприятий, но ещё не проехавшие даже своей первой сотни километров – настолько чистые.
Второе – модели машин со следами эксплуатации (везеринг). Кажется, именно Саратовская лаборатория мини-моделей первой из российских мастерских освоила это направление в серийном выпуске. Пробные тестовые варианты, сделанные в своё время по разовым заказам, к большому удивлению мастерской встретили положительные отклики у покупателей и направление получило дальнейшее развитие: сегодня модели ЗИЛов и ГАЗов, с нанесёнными следами эксплуатации – пыль, грязь, потертости, сколы – пользуются всё большей популярностью в среде коллекционеров. При этом обычные грузовики нередко получают дополнительно ещё и наполнение своих кузовов грузами для транспортировки. К слову, почти каждая модель из нынешнего ассортимента мастерской имеет своего «грязного» близнеца. Кроме пожарных машин, конечно.
Третье – диорамы. Это направление набирает всё большую популярность в 43-ем масштабе. А начиналось всё так. В середине 2000-х годов в коллектив пришёл Виталий Бурматов, имевший обширный опыт работ в области мелкой скульптурной пластики и к тому времени уже являвшийся лауреатом международных конкурсов в этой области. Со временем эти навыки дали толчок к открытию нового направления – модели с диорамами. Были выпущены серии моделей под общим названием «Перевозка урожая» и «Переезд». Чего стоит одна только модель мусоровоза М93 с мусорным баком, где элементы мусора рисовались на компьютере и для них делались специальные заготовки – селедочный скелет, мятая банка из-под консервов и т.д.
И, наконец, четвёртое направление – наборы для самостоятельной сборки. Они не являются самостоятельным продуктом, поскольку изначально конструкция моделей была ориентирована мастерской под собственную сборку квалифицированными сборщиками. Собирать саратовские модели достаточно сложно – количество деталей в одной модели иной раз переваливает за 200 шт. Тем не менее, коллекционерам, заинтересованным в приобретении китов для самостоятельной сборки своими силами, мастерская не отказывает. В конце концов, если есть мастера, готовые к такой работе и способные создать свои интересные конверсии, то почему бы нет?
Секреты модельной кухни
Основной материал, применяемый саратовцами для литья корпусных деталей – полиэфирные смолы, которые модернизируются мастерской под свои задачи различными наполнителями и добавками. Реже используются полиуретановые материалы, а мелкие детали отливаются центробежным литьём из металла или получаются методом фотолитографии.
При этом нынешняя тенденция в создании моделей заключается в том, что в каждой вновь разрабатываемой модели процент деталей, выполненных фототравлением, постоянно увеличивается. К примеру, в модели вышки ОМС-2, которую «Сарлаб» сделал десять лет назад, их нет совсем. В вышке ТВГ-15 уже почти половина деталей подъёмного механизма выполнена травлением, а в последних моделях кранов ЛАЗ-690, К-46 и К-2,5-1Э на шасси ГАЗ-51А фактически весь узел крановой установки (включая кабину оператора) выполнен из латуни.
Разработка новых моделей теперь ведется с применением методов компьютерного моделирования. Большую роль в этом сыграл Александр Кузмиченко, создавший линейку автовышек на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-53. Но компьютеру на откуп отдано далеко не всё! С одной стороны, в разработке новых моделей участвует старая школа макетчиков, ярким представителем которой является Дмитрий Смирнов, который привык всё делать вручную и по факту даст фору хорошему 3Д принтеру:). С другой стороны, к разработке привлекаются компьютерные специалисты, использующие все преимущества современных технологий. С помощью выращивания на 3D-принтере большого количества деталей удаётся существенно сократить время на разработку модели, но пока не всё удаётся вырастить таким способом в надлежащем качестве. Корпусные детали с криволинейными поверхностями – например, кабины – так изготавливать нецелесообразно, потому что слишком много времени требуется для доводки выращенных деталей до требуемых для литья норм чистоты поверхностей.
К чести мастерской скажем, что и старые модели, разработанные много лет назад, она не забрасывает, а постоянно повышает уровень их детализации. Новые технологии дают возможность проводить изменения в мастер моделях – постоянно добавляются новые элементы, более проработанными становятся шасси, широкое применение нашли фототравленые детали. В качестве примера можно привести динамику развития уже упоминавшихся грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-53, где на сегодняшний день двигатель уже сделан фактически как у оригинала, без заметного утрирования.
Назад Вперед, в будущее!
Модельный рынок сейчас перенасыщен предложениями и, естественно, покупатель имеет возможность выбора. Задача любого мелкосерийного производителя, к которым, безусловно, относится и «Сарлаб» – найти ниши, где промышленные производители не смогут реализовать себя в силу больших затрат на подготовку производства и одновременно в силу проблем с реализацией большого тиража из-за узконаправленной специфики техники. В этом плане малосерийное производство всегда более мобильно. В качестве примера можно привести саратовские модели – вышки ТВГ-15 на шасси ГАЗ-51и ГАЗ-63 или автомобиль порошкового тушения АП-2 (130) – 148 – довольно специфичные модели, которые вряд ли окупятся при крупносерийном производстве.
К слову, своего покупателя саратовцы видят так – это уже разбирающийся в вопросе коллекционер, уставший от массовых моделей китайского производства и желающий собрать свою может и небольшую, но оригинальную, ни на что не похожую, коллекцию с редкими или даже изготовленными по индивидуальным заказам моделями.
В этом и следующем году «Сарлаб» планирует продолжить линейку конных пожарных обозов, тем более, что определённый задел в этом направлении уже есть. Готовится к выпуску пожарная техника на своих собственных шасси ЗИС-5 и ЗИС-6. Будет продолжена модернизация уже выпущенных ранее моделей (пожарные АСО и ПМЗМ на шасси ЗИС-150 и ЗИЛ-164), а также будут представлены новые пожарные машины на шасси ГАЗ и ЗИЛ. Не будут забыты и другие народнохозяйственные машины на этих же шасси.
Все модели мастерской в равной степени любимы своими создателями, но, конечно, в разные периоды были свои «лучшие модели», которыми они гордились особенно – отдельно они выделяют АГВТ-100 (157К), пожарные лестницы АЛ-17 (51А) и АЛМ-32 (157), автобусы ЯА-2 и КАвЗ-651, автомобиль порошкового тушения АП-2 (130) – 148.
Тиражи стандартных моделей Саратовской лаборатории сравнительно невелики (а лимитированные выпуски и подавно выходят тиражом лишь около 50 экземпляров). Все модели традиционно расходятся среди сложившегося круга постоянных покупателей через модельные интернет-магазины. Своего полноценного сайта у мастерской пока нет, хотя пару раз фанаты брались за составление интернет-каталога продукции «Сарлаба». Впрочем, не исключено, что в будущем официальный сайт мастерской всё же появится.
А вот чего точно не станут делать отцы-основатели, так это менять направление своей деятельности. Как говорит Сергей Говоров, уже не тот у нас возраст, чтобы начинать что-то новое, да и в это направление вложено много сил и энергии. Плюс есть достаточное количество интересных проектов, над которыми нужно работать. Так что Саратовская лаборатория мини-моделей ещё не раз в этом веке порадует нас своими новыми разработками.
Приятного коллекционирования!