Опубликовано: ГП 08-2017
ГАЗ-51 – одна из главных моделей «Сарлаба». Бортовой грузовик с гидрокраном ЛЗАП – одна из его ипостасей

«Сарлаб»! Как много в этом звуке… (Часть 1)

Саратовская лаборатория мини-моделей

Игорь Денисовец (www.denisovets.ru)
Фотографии из архива Сергея Говорова

…для сердца коллекционерского слилось, как много в нём отозвалось…

Наверное, не найдётся сейчас коллекционера, которому нужно было бы объяснять, что такое Саратовская лаборатория мини-моделей. Одна из старейших и наиболее уважаемых модельных мастерских на постсоветском пространстве, продукция которой хорошо знакома как в России, так и далеко за её пределами. Но когда всё только начиналось, ещё ничего не предвещало отцам-основателям этой мастерской будущей славы.

У истоков «Сарлаба» (это уже устоявшееся среди коллекционеров сленговое название мастерской будем использовать и мы) стояли два инженера – Сергей Говоров и Игорь Алтухов. Сергей пристрастился к коллекционированию ещё со школы, даже до начала выпуска «Танталом» первых моделей «Москвичей», а Игорь увлекался сборкой военной техники в 35-м масштабе.

Коленчатый подъёмник АКП-30(53213) мод. 509. В таком ракурсе наилучшим образом видна работа саратовских мастеров

Примерно в это же время книжные полки советских мальчишек стали заполняться моделями ПО «Тантал» – основного в СССР предприятия по выпуску моделей. Конечно, выпуск моделей не был основной сферой деятельности этого предприятия, основным был выпуск радиоэлектронного оборудования. Модели у ПО «Тантал» числились в категории товаров народного потребления. Миниатюрные «Москвичи», «Жигули», «Волги» и даже почти недоступные для школьников из-за цены «Чайки» свободно продавались в магазинах Саратова. Этот город был самым обеспеченным в модельном плане местом в СССР, даже Москва и Ленинград заметно отставали в этом вопросе.

Благодаря саратовским моделям, которых в городе было в изобилии и которые являлись отличным обменным коллекционным материалом, у Сергея появилась возможность не только получать высокодетализированные модели известных тогда европейских модельных фирм Rio, Вrumm, Solido, Brooklin, но и попробовать собирать своими руками готовые модели из китов (кит от англ. kit – набор, комплект деталей для самостоятельной сборки) популярных брендов – Provence Moulage, Metal43, Heco и др.

Санитарный ПАЗ-653 тоже имеет в основе шасси ГАЗ-51

Ты помнишь, как всё начиналось…

Итак, с конца 1970-х годов модельный рынок СССР стал понемногу формироваться, но ассортимент выпускаемых отечественных моделей был при этом довольно ограниченным. Даже начало выпуска на казанском «Элеконе» моделей КАМАЗов и ЗИЛов не решало этой проблемы. Именно отсутствие многих моделей отечественных авто подтолкнуло Сергея и Игоря к попыткам сделать что-то своими руками.

Игорь и Сергей познакомились в 1980 году – в пору их обучения в Саратовском университете. Разумеется, общее хобби их сблизило сильнее. Но до первой совместной модели оставались долгие 11 лет.

Как ни странно, но это продукция Львовского автобусного завода. Ещё до начала выпуска автобусов он освоил выпуск автокранов АК-32 и ЛАЗ-690

Первые модели были изготовлены методом сборки из отдельно выполненных заготовок на фрезерном и токарном станках, поскольку своим нынешним фирменным приёмом (технологией литья смолы в виксинтовые формы) Игорь и Сергей тогда ещё не владели. А поскольку доступ к «материально-технической базе» в те годы был достаточно прост, то и заказать изготовление деталей по своим чертежам было сравнительно простым делом. К тому же стоило это по тем временам, без преувеличения, копейки.

Первой моделью в 1991 году стал городской автобус на базе казанского АМО-Ф15. Потом эта технология нашла своё развитие в более сложных моделях, таких как аэродромный пожарный автомобиль АА-40 (43105) – 189 на базе казанского КАМАЗ-4310 и коленчатый подъёмник АКП-30 (53213) Bronto Skylift 30-3 на базе казанской же модели КАМАЗ-53212. Параллельно отрабатывалась технология фототравления (фотолитографии), которую использовали для изготовления деталей пожарных моделей (створки дверок отсеков, аутригеры, элементы люльки на АКП Bronto и пр.). Тогда же появились первые созданные в Саратове пожарные машины на базе моделей ЗИС-5 и ЗИС-6, выпускавшихся ленинградским предприятием «ЛОМО-АВМ» – автолестницы конструкции ЛГПО, Metz и других.

Пожарный ПМГ-12 – ещё одна модель на базе созданного Семёном Ващенко четверть века назад ГАЗ-51

В прошлой жизни Сергей и Игорь были инженерами в области СВЧ-радиоэлектроники (отсюда, кстати, и знание технологии фототравления – именно с её использованием изготовляются многие интегральные микросхемы, позволяющие достигать субмикронных размеров элементов). У Сергея за плечами уже была работа в должности главного конструктора в двух ОКР в области разработки приборов оборонной тематики. У Игоря также имелся опыт руководства коллективом и технологические знания в области твёрдотельных приборов. Развал СССР и все последующие за этим события поставили оборонку на грань выживания, и друзьям пришлось заняться моделями более серьёзно. Модели стали изготовлять не только для души, но и на продажу. В 1991 году и началось формирование полукустарной мастерской в существующую сейчас производственную структуру, а уже к 1993 году это направление стало их основной работой. Из института им, конечно, пришлось уйти.

Игорь стал отвечать за технологические вопросы выпуска моделей, поиск новых материалов и решений, а Сергей – за выбор предметов моделирования и продвижение продукции на рынке. Примерно такое же деление обязанностей сохраняется и сейчас.

Сначала мастерская выпустила обычный бортовой ЗИС-150, а потом порадовала коллекционеров и седельным тягачом ЗИС-ММЗ-120Н на его базе. На снимке представлена модель автомобиля со следами эксплуатации

Этапы большого пути

Нужно сказать, когда люди серьёзно берутся за дело, удача всегда им сопутствует. В 90-е годы Игоря и Сергея судьба свела с прекрасным мастером-макетчиком Семёном Ващенко, который сделал для лаборатории из полистирола мастер-модель ГАЗ-51, которая послужила толчком для развития полностью своего модельного ряда – до этого времени друзья использовали чужие промышленно выпускаемые шасси, на которые устанавливали свои надстройки. Качество исполнения этой модели оказалось на таком высоком уровне, что и по истечении почти четверти века её актуальность не утрачена и она по-прежнему выпускается, правда, уже с рядом мелких изменений и корректировок по деталировке, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня.

Бортовой ЗИЛ-164 в окраске «Аэрофлота», предназначенный для перевозки багажа…
…а это собственно багаж. Кстати, «Сарлаб» предлагает аналогичный по назначению грузовик, но без бортов кузова. Багаж увязан верёвками

Вскоре ассортимент мастерской пополнился моделями послевоенных ЗИС-150, ЗИЛ-164 и различными надстройками на этих шасси. Ещё через какое-то время мастерская выпустила модели грузовиков ЗИЛ-157, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4331, а совсем недавно коллекционерам была предложена модель классического ГАЗ-53-12. Направление грузовиков ГАЗ и ЗИЛ оказалось настолько востребованным у коллекционеров, что выпуск легковых моделей пришлось свернуть. Плюс к этому развитие модельного ряда легковых моделей сдерживалось отсутствием возможности качественно хромировать (гальванизировать) ряд элементов моделей, таких как бамперы, боковые молдинги или дверные ручки. Поэтому в части легковых машин «Сарлаб» ограничился лишь моделями ГАЗ-М20 «Победа». Впрочем, модели легковых машин, выполненных на хорошем уровне, были к тому времени уже широко представлены на рынке, в первую очередь мастерской «Херсон-моделс», так что коллекционеры в накладе не остались.

На базе модели бортового ЗИЛ-157 «Сарлаб» создал обширный ряд вариантов этого полноприводника, в том числе таких экзотических, как автомобиль для перевозки живой рыбы…
…и балластный тягач Московского троллейбусного парка № 6

Освоив шасси ГАЗ-51, саратовские мастера вскоре предложили коллекционерам модель выпускавшегося на его шасси автобуса КАвЗ-651 и курортного автобуса с тентованной крышей. Такие автобусы-кабриолеты в большом количестве строились на местах кузовными и ремонтными заводами и активно использовались в 50–70-х годах на Черноморском побережье для перевозки отдыхающих. Позже «Сарлаб» выпустил лимитированные тиражи автобусов ЗИС-8 и ЯА-2. Но на этом автобусная тематика себя для мастерской и исчерпала. На этом направлении к тому времени сложилась сильная конкуренция – украинские фирмы выпустили почти весь спектр общественного транспорта, а делать какие-то совсем экзотические версии саратовцам было невыгодно с экономической точки зрения из-за ограниченности спроса на такие версии. Второй причиной отказа от выпуска моделей автобусов стали технологические ограничения, накладываемые применяемыми мастерской материалами и технологиями. Дело в том, что полимеры на больших отливках дают искажения, утяжки и прочие отклонения от требуемой формы детали – в нашем случае, автобусного кузова. Кроме того, требовалось освоение тампопечати для единообразного нанесения цвета на уплотнительных резинках окон на промышленном уровне – без этого модели с большой площадью остекления смотрелись бы игрушечно.

Тот самый городской автобус на базе модели грузовика АМО-Ф15 казанского предприятия «Элекон», с которого началась саратовская лаборатория мини-моделей

Нужно отметить, что мастерская пробовала себя не только в моделировании автомобилей. Отдельным направлением стали конные пожарные обозы, которые выпускались в 1995–2005 годах. Главным сдерживающим фактором стала крайне высокая трудоёмкость раскраски фигурок и лошадей. Количество пожарных на линейке доходило до 10 человек, так что красить быстро и качественно с ростом объёмов выпуска становилось всё сложнее и сложнее. По этой причине выпуск обозов приостановили. Впрочем, мастерской уже принято решение продолжить развитие темы конных обозов, но уже на новой технологической базе, соответствующей уровню развития моделизма наших дней.

Несколько моделей семейства УАЗ-450, выпущенных в конце 2013 года. Это направление, ксожалению, дальнейшего развития пока не получило

К слову, мало кто знает, но в начале 2000-х годов мастерская систематически получала предложения от китайских производителей о сотрудничестве. «Сарлаб» же выбрал свой путь, что, наверное, и правильно – иначе это была бы совсем другая история, и это был бы какой-то другой, наверняка промышленный, «Сарлаб».

Автобус ЗИС-8 в люксовом исполнении. Модель была выпущена лимитированным тиражом и в настоящее время не производится
Комментировать ... >>
Loading...