История бременской компании «Боргвард»
(марки Hansa, Lloyd, Goliath, Borgward)
Вольный ганзейский город Бремен знаменит не только «Бременскими музыкантами». Больше всего он прославился кораблестроительными верфями и судоходными компаниями. В Бремене и в расположенном восточнее от него приморском городке Фарель, в графстве Ольденбург (ныне уезд Фрисландия), производились известные не только в Германии, но и во многих странах мира автомобили.
От городка Фарель до вольного ганзейского города Бремен по шоссе всего 75 километров. Основанный в VIII веке город в устье реки Везер быстро развился как торговый и промышленный центр Германии. Фарель – город моряков, купцов, кораблестроителей и ремесленников. В 1260 г. он вошёл в «Ганзу», купеческую лигу, существовавшую для защиты торговли от феодальной агрессии и пиратства (нем. Hanse, древн.-верхн.-нем. Hansa – буквально «группа», «союз»). Со временем слово «Ганза» достигло такой популярности, что его стали использовать в качестве названий улиц и парков, организаций и предприятий разного профиля и даже спортивных клубов. Но наш рассказ об автомобилях.
Автомобильное общество «Ганза»
В 1905 г. владелец типографии издатель Роберт Альмерс и инженер Август Шпоркхорст при финансовой поддержке тестя Альмерса, банкира Франца Коппена, основали предприятие Hansa-Automobil-Gesellschaft (HAG). Первоначальной целью мастерской, разместившейся в деревянном сарае при типографии, стала разработка бесшумной автомобильной коробки передач, действующей посредством трения роликов. Патент на КП был получен, но никогда не применялся на практике. В том же году был построен первый лёгкий автомобиль марки HAG по лицензии французской фирмы Alcyon, оснащённый французским 1-цилиндровым двигателем De Dion-Bouton мощностью 7–9 л.с. Недорогая доступная машина экспонировалась в 1906 г. на международной автомобильной выставке в Берлине, где получила хорошие отзывы. Тогда же фирма была переименована в Hansa-Automobil-Werke GmbH.
На следующий год на выставке в Берлине под маркой Hansa было представлено уже несколько новых моделей автомобилей, в том числе и 2-цилиндровые с моторами Fafnir. Их изготовили в цехах бывшего металлургического и машиностроительного завода в Фареле, приобретённого акционерами общества Hansa.
С 1907 г. фирма освоила собственное производство 4-цилиндровых двигателей, а с 1911-го – постройку автомобильных кузовов. Особо изящные кузова изготовляли по заказу фирмы Hansa на фабрике Tönjes в Дельменхорсте. В 1913 г. Hansa приобрела автомобильный завод Westfalia у известной своими молочными сепараторами машиностроительной фирмы Ramesohl & Schmidt AG в Билефельде и подписала лицензионное соглашение с австрийской компанией Reichenberger Automobilfabrik (RAF).
В это время на заводе в Фареле под маркой Hansa изготовляют ряд различных моделей автомобилей мощностью до 55 л.с. В 1914 г. фирма Hansa-Automobil-Werke GmbH объединилась с бременским предприятием Norddeutsche Automobil- und Motoren AG (NAMAG) – так родилась компания Hansa-Lloyd Werke AG.
Северогерманский «Ллойд»
20 февраля 1857 г. бременские купцы Герман Генрих Мейер и Эдуард Крюземан основали судоходную компанию Norddeutscher Lloyd, ставшую к началу ХХ века одной из самых крупных компаний, осуществлявших трансатлантические морские рейсы. В 1902 г. генеральный директор компании Генрих Виганд открывает фирму Norddeutsche Maschinen- und Armaturenfabrik. В 1906 г. на базе этой фабрики основан автомобильный завод Norddeutsche Automobil- und Motoren AG (NAMAG). Акционерами нового предприятия стали не только Norddeutscher Lloyd, но и и два бременских банка, а также французская фирма Compagnie Parisienne des Voitures Électriques (Procédés Kriéger). В том же году в Бремене по французской лицензии начался выпуск электрических легковых и грузовых автомобилей системы Kriéger под маркой NAMAG, но вскоре название машин сменили на традиционное – Lloyd.
С 1908 г. завод начал выпуск бензиновых машин конструкции Ганса-Зигмунда Мейера, Фридриха Кюблера, а позже и известного немецкого инженера Йозефа Фольмера. В 1910 г. освоен выпуск автомобилей с электрической трансмиссией Lloyd-Mixe и троллейбусов системы Lloyd-Köhler (в Англии их изготовляли по лицензии), а через год в Австро-Венгрии началось лицензионное производство автомобилей Röck-Lloyd.
В 1912 г. во владение NAMAG перешла бременская кузовная фабрика Louis Gärtner AG. До 1914 г. в Бремене строились легковые и грузовые автомобили, санитарные и пожарные машины, автобусы с двигателями мощностью до 60 л.с., а также электрические грузовики, почтовые и развозные фургоны, троллейбусы.
Hansa и Lloyd в России
Несмотря на то что немецкие производители лидировали на автомобильном рынке Российской империи (к 1914 г. их доля в продаже достигла 82%), автомашины марок Hansa и Lloyd большого распространения у нас не получили. В 1911 г. один грузовик Lloyd участвовал в Первом испытательном пробеге Военного ведомства. Тогда же в Москве появился первый Lloyd, через год он оставался единственной машиной этой марки в Белокаменной. В Петербурге первый частный Lloyd появился годом позже.
В 1913 г. легковые автомобили обеих фирм были представлены на IV Международной автомобильной выставке в Петербурге. Компания Lloyd экспонировала также 3,5-тонный грузовик и специальный автомобиль для военных целей с установленной на нём походной кухней. Тогда же фирма Hansa провела грандиозный рекламный пробег с участием шести автомобилей по маршруту Лиссабон – Тобольск протяжённостью 5400 км. В 1913 г. в частном владении жителей тогдашней столицы находилось три автомобиля Hansa и четыре Lloyd. Известно, что по одной пожарной машине Lloyd состояли на службе в Юрьеве, Риге и Варшаве, а один 12-местный автобус и два прокатных автомобиля этой марки работали в Сочи. В Финляндии, входившей тогда в Российскую империю, автомобили Hansa и Lloyd появились несколько раньше. В пожарной охране Гельсингфорса с 1908 г. работал электрический тягач Lloyd, а представительство фирмы Hansa взяла на себя крупная финская торговая компания Aatra. Автомобили Lloyd предлагали на продажу Герман Мейер (Варшава, Петербург, Харьков), Торговый дом В. Жуковского (Петербург, Москва), принадлежавшая барону А.А. Рено фирма «Рено-Палас» в Одессе и Торговый дом «Братья Зензиновы» в Москве. Во время Первой мировой войны Обуховский завод в Петрограде изготовил один бронеавтомобиль на грузовом шасси Lloyd.
«Сочинский листок» № 263 от 2 ноября 1913 г.
«Автомобиль-омнибус «Ллойд» о-ва мацестинских серных источников в течение 83 дней минувшего лета прошёл по шоссе и грунтовым дорогам (от Новороссийска до Сочи и от Сочи до мацестинских источников) 8135 вёрст, сделав этот проезд без малейшего дефекта в машине, перевезя за это время 4212 пассажиров».
Hansa-Lloyd
В начале 1914 г. заводы NAMAG и Hansa объединились в одну фирму – Hansa-Lloyd Werke AG. Штаб-квартира новой компании находилась в Бремене, техническим директором был назначен Зигмунд Мейер. С этого времени завод в Бремене стал концентрировать свои усилия на выпуске грузовиков и автобусов, постоянно увеличивая объёмы производства, а завод в Фареле ограничился производством легковых машин, переключившись позже на санитарные автомобили. Причём ещё довольно долго фирма использовала обе торговые марки – Hansa и Lloyd, и только в 1916 г. появилась марка Hansa-Lloyd. Во время Первой мировой войны производство грузовых машин для германской армии в Бремене достигло впечатляющих по тем временам масштабов – до 200 единиц в месяц. В 1916 г. фирма Hansa-Lloyd изготовила первый прототип колёсного артиллерийского тягача под названием Treff-Bube («Трефовый валет»), а в феврале 1917 г. была собрана 18-тонная трёхколёсная бронированная машина модели Treff-As («Трефовый туз», в литературе известен как Treffas-Wagen) курьёзной компоновки, напоминающая своим видом артиллерийский лафет. Испытания этого «монстра» выявили многочисленные недостатки, и в октябре того же года его разобрали. Что касается «Трефового валета», то его серийное производство началось уже после войны для сугубо мирных целей в качестве сельскохозяйственного трактора, предназначенного для работы с плугом, – в то время в Германии трактор называли Motorpflug (моторный плуг). Забегая вперёд, отметим, что в 1920-х годах в небольших количествах тракторы и грузовики Hansa-Lloyd поставлялись в СССР.
К концу войны на площадке готовой продукции в Бремене скопилось более 1000 грузовиков Hansa-Lloyd. На машинах отсутствовали шины и другие резиновые детали. Дефицит каучука в Германии практически парализовал автомобильную промышленность страны. В 1919 г. головное предприятие фирмы Hansa-Lloyd было занято окончательной сборкой и продажей так и не сданных военному министерству грузовиков. Для разработки и новых моделей не было средств, да и сбыт автомобилей в проигравшей войну и потрясённой революцией Германии сошёл практически на нет. В целях координации модельной политики и взаимопомощи в попытках оживления продаж на внутреннем рынке тогда же Зигмундом Мейером был сформирован картель Gemeinschaft Deutscher Automobilfabriken (GDA). В него вошли некоторые ведущие немецкие автомобильные компании: Hansa-Lloyd, NAG и Brennabor. Позже к объединению присоединились небольшие заводы Helios и Hawa. Картель существовал вплоть до 1929 г., хотя де-факто уже через пару лет после его основания кооперация между фирмами оставалась лишь на бумаге. В 1921 г. завод в Фареле стал снова независимым обществом Hansa Automobil- und Fahrzeugwerke AG и начал выпуск модернизированных довоенных автомобилей, а также мотоциклов под маркой Hansa. Впрочем, он также оставался членом GDA, а после распада объединения вновь вошёл в состав компании Hansa-Lloyd.
Послевоенные годы в Германии отмечены затяжным экономическим и политическим кризисом, гиперинфляцией и хаосом. В таких условиях работать было нелегко – прибыль на внутреннем рынке моментально «съедала» инфляция, а большая часть полученной за экспортные продажи валюты отчислялась в виде репараций в пользу стран Антанты. Тем не менее фирма Hansa-Lloyd в Бремене вернулась к производству электрических грузовиков и фургонов, освоив новые модели. Мало того, в 1921–1923 гг. на рынке появились абсолютно новые типы легковых и грузовых автомобилей Hansa-Lloyd. В их названиях продолжили «картёжную» традицию: сначала появился грузовик Cœur-As («Червовый туз»), а позже новые версии легковых и грузовых машин под известным уже индексом Treff-As. Для нуворишей, разбогатевших в смутное время на спекуляциях, и прочих богачей в 1926 г. начался выпуск 8-цилиндровой 100-сильной легковой модели Trumpf-As («Козырный туз»), не уступавшей по роскоши таким грандам германского автопрома, как Mercedes, Maybach или Horch. В грузовом сегменте шлягером продаж стала новая модель HL-Express с полезной нагрузкой от 1 до 2,5 т. К 1930 г. завод освоил ряд новых моделей грузоподъёмностью до 3,5 т.
Под руководством Карла Боргварда
Карл Фридрих Вильгельм Боргвард родился 10 ноября 1890 г. в предместье Гамбурга – городке Альтона. Историки утверждают, что ещё в детстве он мастерил из жести игрушечные автомобили. Про таких людей в Германии говорят: «Родился с бензином в крови». Обучившись в юности профессии слесаря, Карл четыре семестра штудировал науки в Гамбургской машиностроительной школе. Потом уехал в Ганновер, где работал техником и посещал лекции в Высшей технической школе. Энергии ему было не занимать, и вскоре проявился его талант предпринимателя. В 1919 г. он уже в Бремене и в деле – совладелец заводика по производству автомобильных шин Bremer Reifenindustrie GmbH. Конъюнктура отличная, дело выгодное – вспомним о тысяче грузовиков, скопившихся к концу войны на заводе Hansa-Lloyd, срочно нуждавшихся в резине. В 1921 г. Боргвард открывает мастерскую Bremer Kühlerfabrik Borgward & Co., где занято всего 60 рабочих. Продукция – автомобильные радиаторы и крылья, заказчик прежний – соседняя фирма Hansa-Lloyd Werke AG.
В 1924 г. был сделан первый «автомобиль» конструкции Карла Боргварда. Почему в кавычках? Да потому что автомобилем тот агрегат со звучным названием Blitz назвать можно только с натяжкой. Да и сам Боргвард позиционировал его как моторную тележку (Motorkarren). Трёхколёсный самоход, созданный первоначально для собственных нужд (перевозки материала со склада в цеха), оснащался 1-цилиндровым двигателем DKW мощностью 2,2 л.с. Водительское сиденье мотоциклетного типа находилось сзади, а грузовая «ванна» – в передней части машины. Коробки передач и стартёра не было, чтобы привести агрегат в движение, приходилось его толкать, а потом запрыгивать на сиденье на ходу. Однако 250 кг груза Blitz вёз без труда. Причём по немецким законам данное транспортное средство не облагалось налогом и могло управляться лицом, не имевшим водительского удостоверения, ибо по своим характеристикам моторная тележка входила в класс лёгких мопедов. Вначале идея Боргварда была воспринята в кругах специалистов как «визитная карточка душевнобольного клоуна», но рынок быстро разбил это клише. В разорённой послевоенной Германии, только что с трудом оправившейся от гиперинфляции, примитивная тележка пришлась кстати. Blitz нашёл свою нишу на рынке. Уже в первый год производства было продано 100 моторных тележек. Новый компаньон Вильгельм Фриц Текленборг финансировал серийное производство, и ему сразу же удался хороший «гешефт» – немецкая почта разместила большой заказ на долгосрочную поставку трёхколёсных фургонов. На следующий год к производству Blitz-Motorkarren был подключён кузовной завод Aufbau-Industrie Bremen GmbH, объединённый позже с мастерской Боргварда. Появились и лицензиаты в Бремене и Берлине, ставшие чуть позже частью «автомобильной империи» Боргварда. В 1926 г. началось производство двухместных трёхколёсок Blitz с 4-сильным мотором DKW и 6,5-сильным двигателем Ilo, а также и четырёхколёсной версии мощностью 7 л.с. Тогда же родилась и новая марка Goliath, названная не без юмора именем библейского гиганта. Вскоре насмешки специалистов над «клоуном» из Бремена сменились завистью. Goliath Standard 1927 г. развивал уже 7,5 л.с. и мог перевозить 500 кг груза. На немецком рынке лёгких грузовиков и развозных фургонов доля фирмы Borgward достигла впечатляющих 25%. За два года в Бремене и Берлине было выпущено 10 000 моторных тележек. В 1928 г. в отрасли германского автостроения родился новый производитель, объединивший фабрику Боргварда и его лицензиатов: Fahrzeugwerke Borgward & Co. GmbH.
1929 г. – из Америки приходит в Германию Великая депрессия. К кризисам немцам было уже не привыкать – кому беда, а кому мать родна. Сбыт автомобилей стремительно падал, но концепция Боргварда с его «моторными тележками» оказалась в трудное время самой живучей, прежде всего из-за дешевизны. К тому времени Goliath изготовлял ряд моделей трёхколёсных грузовичков: Express, Rapid, Standard. В разгар кризиса на следующий год в продаже появились новые модели: Pionier и четырёхколёсный Atlas, выпускаемый позже по лицензии известной фирмой Magirus. А вот дела фирмы Hansa-Lloyd оказались катастрофическими. Банки отказали заводу в кредитах, и в 1929 г. компания Borgward & Co. приобрела контрольный пакет акций своего бывшего партнёра. Наконец, в 1931 г. все акции перешли во владение Боргварда и Текленборга. Объединённые заводы в Бремене были названы Hansa-Lloyd- und Goliath-Werke, Borgward und Teklenborg OHG.
Несмотря на кризис, Карл Боргвард продолжает производство грузовиков Hansa-Lloyd, разработанных в конце 1920-х гг., и даже осваивает новые модели. В ассортименте машины грузоподъёмностью от 1,5 до 3 т с 4- и 6-цилиндровыми двигателями до 100 л.с. типов: HL-Express, Europa, Amerika, Merkur, SL-Treff-As, Bremen, Roland, Columbus, а также малотоннажные электрические грузовики и фургоны. Под маркой Hansa-Lloyd появляются на рынке и новые модели легковых машин среднего класса: 4-цилиндровые K-Konsul, G-Senator и Matador, оснащённый американским 6-цилиндровым двигателем. С трёхколёсного малолитражного «народного автомобиля» Pionier в 1930 г. дебютирует в легковом сегменте и марка Goliath.
Под патронажем национал-социалистов
Решающий прорыв в производстве автомобилей произошёл в 1933 г., когда к власти в Германии пришли нацисты. После принятия «Программы моторизации», подкреплённой льготными кредитами и государственными заказами, все немецкие автомобильные заводы увеличили производство, в том числе и Borgward. С этого времени торговая марка Hansa-Lloyd применяется только к грузовикам модернизированного модельного ряда. Многие новые модификации оснащают не только двигателями собственного производства, но и бензиновыми и дизельными моторами Maybach, Junkers, MWM, Deutz, MAN, Kromhout. Легковые машины выпускают под маркой Hansa, в названиях моделей применяется рабочий объём их двигателей. Первенцы новой программы – двухместные автомобили типов 400 и 500 с 2-цилиндровыми моторами Ilo. Им следуют машины среднего класса 4-цилиндровых моделей 1100, 1500 Windspiel и 6-цилиндровых – 1700, 2000 и 3500 Privat. Под маркой Goliath продолжается выпуск лёгких грузовиков, в том числе новых моделей F, FL, FW, Front и Rekord и модернизированной модели Express.
В 1934 г. завод Боргварда разрабатывает полугусеничные тягачи для рейхсвера, а с 1936 г. объединённая и разросшаяся компания зарегистрирована уже под новым именем – Hansa-Lloyd- und Goliath-Werke AG. В 1937 г. разногласия между двумя главными акционерами, Боргвардом и Текленборгом, вынуждают последнего уступить свои акции. Вложив в своё время 10 000 рейхсмарок, Вильгельм Текленборг покидает фирму, унося с собой четыре миллиона. Годом позже Карл Боргвард открывает новый завод для производства военных тягачей и грузовиков. Желая заработать на военных поставках, бывший ранее вне политики инженер вступает в ряды НСДРП и получает партийный чин «вождь оборонной промышленности» (Wehrwirtschaftsführer). С конца 1938 г. фирма называется Carl F.W. Borgward Automobil- und Motorenwerke GmbH и начинает выпуск трёхосного унифицированного военного грузовика Einheitsdiesel («Единый дизель»), разработанного фирмой Henschel и принятого к производству несколькими немецкими заводами. До 1940 г. в Бремене их изготовлено 2463 единицы, дизельные двигатели мощностью 80 л.с. для них строили по лицензии фирмы MAN.
С 1939 г. автомобили фирмы продаются уже под маркой Borgward. Тогда же компания переходит полностью на «военные рельсы». В легковом сегменте остаётся всего одна модель – Borgward 2300, но в конце 1940 г. её производство прекращается. Отныне Borgward занимается выпуском исключительно военной продукции: грузовых автомобилей для вермахта, полугусеничных тягачей и бронетранспортёров, торпед, самодвижущихся подрывных танкеток, в том числе и радиоуправляемых. В 1944 г. на заводах Боргварда работало около 1000 бывших узников концлагеря Освенцим, в основном польских и советских военнопленных. В октябре того же года после массированного налёта английской и американской авиации заводы в Бремене были практически полностью разрушены, производство парализовано.