Автопром России за I полугодие 2017 г.
Истосковавшийся по хорошим новостям рынок коммерческого автотранспорта РФ наконец-то характеризуют добрые вести. В I полугодии 2017 года все сегменты (но не все бренды!) показали количественный и процентный рост. В плюсе продажи отечественной техники и изготовленной за рубежом, независимо от колёсной формулы, полной массы и класса транспортного средства. Вопрос в том, долго ли продлится подъём, ведь многие связывают его не с улучшением делового климата, а с отложенным спросом периода затяжного падения…
Оживший спрос на LCV
После долгого затишья наконец-то воспрянул рынок новых малотоннажников! Согласно отчёту аналитического агентства «Автостат Инфо», объём продаж новых LCV в России за январь – июнь увеличился на 25,2%. В абсолютных показателях рост составил 9950 ед., а планка сбыта теперь зафиксирована на отметке 49 380 ед.
Марка нового LCV | Январь–июнь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 21 236 | 17 462 | 3774 | 21,6 |
УАЗ | 11 047 | 7929 | 3118 | 39,3 |
Lada | 3927 | 2325 | 1602 | 68,9 |
Mercedes-Benz | 3713 | 2828 | 885 | 31,3 |
Ford | 2963 | 2027 | 936 | 46,2 |
Volkswagen | 2604 | 2340 | 264 | 11,3 |
Peugeot | 937 | 600 | 337 | 56,2 |
Hyundai | 810 | 665 | 145 | 21,8 |
Fiat | 805 | 1109 | –304 | –27,4 |
Citroёn | 787 | 483 | 304 | 62,9 |
ИТОГО в топ-10 | 48 829 | 37 768 | 11 061 | 22,7 |
IVECO | 263 | 766 | –503 | –65,7 |
Toyota | 98 | 103 | –5 | –4,9 |
Renault | 68 | 412 | –344 | –83,5 |
KIA | 44 | 42 | 2 | 4,8 |
BAW | 34 | 59 | –25 | –42,4 |
ИТОГО в топ-15 | 49 336 | 39 150 | 10 186 | 20,7 |
Другие бренды | 44 | 280 | –236 | –536,4 |
ВЕСЬ РЫНОК | 49 380 | 39 430 | 9950 | 25,2 |
Всего российских | 36 216 | 27 731 | 8485 | 30,6 |
Всего иномарок | 13 164 | 11 699 | 1465 | 12,5 |
Генератором роста в категории LCV стали российские автомобили: за шесть месяцев рост к январю – июню прошлого года достиг 8485 ед., или 30,6%. Доля отечественных машин за это время выросла с 70,3% до 73,3%. Иномарки за тот же период показали повышающую корректировку в 1465 ед., или 12,5%, однако их доля снизилась на три процентных пункта, остановившись на значении 26,7%. В принципе, ничего экстраординарного не произошло, но поводов для анализа ситуации масса.
Пробуждение спроса на отечественные малотоннажники в первую очередь обусловлено экономической выгодой от их приобретения. Ждать финансовой лояльности от импортёров не приходится, да и перспективы сбыта на вторичном рынке неясны. В таких условиях синица в руках лучше, чем журавль в облаках. Тем более, что отечественные заводы позаботились о разнообразии моделей и их ценовой доступности. По иномаркам ситуация хуже. В минус ушли Fiat (–27,4%), IVECO (–65,7%), Renault (–83,5%), BAW (–42,4%), Toyota (–4,9%). И хотя в количественном отношении потери подчас незначительные, всё-таки это спад, а не подъём.
В июне спрос на лёгкую коммерческую технику замедлился, но всё равно вызвал положительные эмоции: по российским LCV он составил 1058 ед. (+20,5%), а по иномаркам – 382 ед. (+17,4%). Лучшими с точки зрения сбыта для техники РФ в 2017 году стали март и апрель: соответственно 7293 и 7114 ед.; по иномаркам – март и июнь (2572 и 2575 ед.). Во II полугодии 2016 года пики спроса на отечественные LCV датированы ноябрём (6675 ед.) и декабрём (8799 ед.), по иномаркам – теми же месяцами с объёмами 2280 и 3337 ед. соответственно. В июне росли показатели сбыта во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного (–10,6%). Минимальный плюс в 3,9% показал Уральский ФО, а максимальный в активе Северо-Кавказского (+57%).
В июне ГАЗ реализовал 3998 новых LCV, улучшив прошлогодний результат на 20,5%. В этот же месяц УАЗ поставил заказчикам 1499 ед.: +14,1% к результатам годичной давности. Третью строчку забронировала Lada с объёмом сбыта 710 ед. (+37,1%). К экватору сезона на четвёртом месте прикатил Ford (682 ед., +95%), на пятом обосновался Volkswagen (586 ед., +41,3%).
Модель нового LCV |
I полугодие 2017 г. |
II полугодие 2016 г. |
Изменение | |
---|---|---|---|---|
Ед. | % | |||
«ГАЗель NEXT» (4х2) | 11 160 | 10 619 | 541 | 4,9 |
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 5024 | 5294 | –270 | –5,4 |
УАЗ-3741 (4х4) | 4680 | 4618 | 62 | 1,3 |
Lada Largus Fourgon (4х2) | 3927 | 4073 | –146 | –3,7 |
УАЗ-3909 (4х4) | 3210 | 2310 | 900 | 28,0 |
Ford Transit (4х2) | 2959 | 2895 | 64 | 2,2 |
Mercedes-Benz Sprinter (4x2) | 2741 | 2859 | –118 | –4,3 |
УАЗ-2206 (4х4) | 1568 | 1269 | 299 | 19,1 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 1529 | 2680 | –1151 | –75,3 |
ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» (4х2) | 1430 | 1676 | –246 | –17,2 |
ИТОГО в топ-10 | 38 228 | 38 293 | –65 | –0,2 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 1258 | 2297 | –1039 | –82,6 |
Volkswagen Caravelle (4x2) | 921 | 1148 | –227 | –26,7 |
УАЗ-3303 (4х4) | 796 | 834 | –38 | –4,8 |
Fiat Ducato (4x2) | 758 | 862 | –104 | –13,7 |
Volkswagen Caddy (4x2) | 757 | 603 | 154 | 20,3 |
ИТОГО в топ-15 | 42 718 | 44 037 | –1319 | –3,1 |
Другие бренды | 6662 | 7377 | –715 | –10,7 |
ВЕСЬ РЫНОК | 49 380 | 51 414 | –2034 | –4,1 |
Всего российских | 36 216 | 37 537 | –1321 | –3,7 |
Всего иномарок | 13 164 | 13 877 | –713 | –5,4 |
Итоги I полугодия 2017 года были во многом предсказуемы, за редким исключением. Например, в топовый пул неожиданно ворвалась Lada, что обусловлено стабильным спросом на фургон Largus. Список хитов возглавляет ГАЗ и его непревзойдённые «ГАЗели» и «Соболи»: в первой десятке четыре строчки – за ними. Из иномарок в списке лучших присутствуют только Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter, и оба – российской сборки. Transit выпускают в Елабуге, а Sprinter – в Нижнем Новгороде. Выход новых моделей таких, как УАЗ «Профи» с бортовой платформой, конечно, влияет на статистику продаж, но глобальной погоды в ней пока не делает.
Грузовой бум: надолго ли?
Спрос на средние и тяжёлые грузовики должен был когда-то оттаять, но сошёл неожиданно, как снежная лавина. Движение началось ещё во II полугодии прошлого года, а в январе – июне 2017-го только набрало скорость. В ситуации, когда вышедшие из лизинга автомобили начали терять коммерческую привлекательность, владельцы парков стали стремительно от них избавляться и приобретать технику без пробега.
Марка нового грузового а/м | Январь–июнь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 11 578 | 9315 | 2263 | 24,3 |
ГАЗ | 4013 | 3966 | 47 | 1,2 |
Volvo Trucks | 2063 | 501 | 1562 | 311,8 |
Scania | 1925 | 752 | 1173 | 156,0 |
Mercedes-Benz | 1917 | 476 | 1441 | 302,7 |
Isuzu | 1609 | 934 | 675 | 72,3 |
MAN | 1511 | 822 | 689 | 83,8 |
DAF | 1344 | 217 | 1127 | 519,4 |
МАЗ | 1254 | 1098 | 156 | 14,2 |
«Урал» | 1049 | 1010 | 39 | 3,9 |
ИТОГО в топ-10 | 28 263 | 19 091 | 9172 | 32,5 |
Hyundai | 662 | 626 | 36 | 5,8 |
Hino | 374 | 321 | 53 | 16,5 |
МАЗ-MAN | 358 | 294 | 64 | 21,8 |
Fuso | 303 | 235 | 68 | 28,9 |
IVECO | 290 | 206 | 84 | 40,8 |
ИТОГО в топ-15 | 30 250 | 20 773 | 9477 | 31,3 |
Другие бренды | 669 | 543 | 126 | 18,8 |
ВЕСЬ РЫНОК | 30 919 | 21 316 | 9603 | 45,1 |
Всего российских | 18 082 | 15 631 | 2451 | 15,7 |
Всего иномарок | 12 837 | 5685 | 7152 | 125,8 |
По данным «Автостат Инфо», в течение января – июня 2017 года продажи новых грузовиков выросли к январю – июню прошлого года на 9603 ед. (+45,1%) и достигли объёма 30 919 ед. «Битву за урожай» отечественные бренды вчистую проиграли иномаркам. Российские грузовики продавались на 15,7% (+2451 ед.) лучше, чем в I полугодии 2016 года. В то же время иномарки рванули вверх, как на дрожжах: +125,8% (+7152 ед.). За первые шесть месяцев года было продано 12 837 новых грузовиков зарубежных брендов, что увеличило их долю с 26,7 до 41,5%.
Особенно убедительным перевес зарубежных грузовиков был в июне: +167,5% (+2000 ед.) против +16,6% (+473 ед.) по машинам российской сборки. В общей сложности июньские продажи составили 6517 ед., что на 61,2% больше, чем в июне 2016-го. Июньская доля иномарок на рынке новых грузовиков увеличилась с 29,5 до 49%, а удельный вес российских машин уменьшился с 70,5 до 51%.
Лучшими месяцами по сбыту новых грузовиков РФ в 2017 году стали апрель (3424 ед.) и июнь (3323 ед.). По иномаркам взятие вершин продаж пришлось на май (2373 ед.) и июнь (3194 ед.). Во II полугодии минувшего сезона техника российского происхождения «выстрелила» в ноябре и декабре: соответственно 3211 и 4238 ед. Иномарки чаще всего отгружали тоже в эти месяцы: 2237 ед. в ноябре и 2659 ед. в декабре. Июнь 2017-го к июню 2016-го показал рост продаж во всех федеральных округах, от Северо-Кавказского (+5,7%) до Центрального (+83,1%).
Грузовым брендом номер один остаётся КАМАЗ. В июне под этой маркой продан 2171 грузовик: +31,5% к июню прошлого года. Фундамент успеха обеспечили седельные тягачи модели 5490 (4х2), самосвалы 6520 (6х4), бортовые 43118 (6х6). По сравнению с июлем– декабрём 2016 года две первые модели в январе – июне 2017-го сохранили положительную динамику продаж, а вот остальные маленько сдулись. Во II квартале КАМАЗ вывел на рынок модернизированный тягач 5490 NEO (4х2) и шасси с подъёмной задней осью 65208 (6х2) для работы в составе автопоезда.
Модель нового грузового а/м |
I полугодие 2017 г. |
II полугодие 2016 г. |
Изменение | |
---|---|---|---|---|
Ед. | % | |||
КАМАЗ-43118 (6х6) | 2560 | 2645 | –85 | –3,3 |
КАМАЗ-65115 (6х4) | 2462 | 2519 | –57 | –2,3 |
«ГАЗон NEXT» (4х2) | 2398 | 3104 | –706 | –29,4 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 2073 | 1926 | 147 | 7,1 |
Mercedes-Benz Actros (4x2) | 1775 | 1370 | 405 | 22,8 |
КАМАЗ-5490 (4х2) | 1465 | 1342 | 123 | 8,4 |
Volvo FH-Series (4x2) | 1387 | 776 | 611 | 44,1 |
DAF XF105 FT (4x2) | 1235 | 675 | 560 | 45,3 |
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) | 777 | 747 | 30 | 3,9 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 690 | 803 | –113 | –16,4 |
ИТОГО в топ-10 | 16 822 | 15 907 | 915 | 5,4 |
Isuzu NPR (4x2) | 677 | 594 | 83 | 12,3 |
«Урал-4320» (6х6) | 640 | 583 | 57 | 8,9 |
Scania Serie R (4x2) | 613 | 397 | 216 | 35,2 |
Isuzu NQR (4x2) | 455 | 536 | -81 | -17,8 |
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) | 453 | 541 | -88 | -19,4 |
ИТОГО в топ-15 | 19 660 | 18 558 | 1102 | 5,6 |
Другие бренды | 11 259 | 12 635 | –1376 | –12,2 |
ВЕСЬ РЫНОК | 30 919 | 31 193 | –274 | –0,9 |
Всего российских | 18 082 | 19 754 | –1672 | –9,3 |
Всего иномарок | 12 837 | 11 439 | 1398 | 10,9 |
Без изменений в июне остались продажи грузовиков ГАЗ (790 ед., – 0,4%), а вот Mercedes-Benz обрёл второе дыхание и пересёк финишную черту с результатом 550 ед. (+272%). Завидную уверенность в завтрашнем дне продемонстрировали шведские марки. Volvo Trucks реализовала 531 грузовик (+382,7%), а Scania поставила 491 ед. (+156%). Итоги полугодия расставили всё по своим местам. Отгрузки новых КАМАЗов выросли на 24,3%, до 11 578 ед. Вторая строчка осталась за ГАЗом: 4013 реализованных грузовиков (+1,2%). На третьем месте Volvo Trucks с показателем 2063 ед. (+312%).
Семёрка из Европы
В статистический отчёт по европейской семёрке наконец-то вернулся Renault Trucks, и поводом стал четырёхкратный рост продаж по сравнению с I полугодием 2016 года. Сама EU-7 утроила объёмы поставок новых грузовиков, что служит позитивным сигналом для всей отрасли. С января по июнь 2017 года включительно увеличение продаж грузовиков без пробега вылилось в цифру 6162 ед.!
Первенство в Большой семёрке прочно удерживает Volvo Trucks. Залогом тому продажи без посредников, пакетные предложения, технически совершенные продукты и развитая сервисная поддержка на территории России. В числе удачных предложений марки – седельные тягачи Volvo FH «Викинг» и Volvo FH Ocean Race с двигателем мощностью 540 л.с. В сегменте трёхосных тягачей есть 500-сильный Volvo FH 6x2. Строительную линейку формируют тяжеловозы с моторами мощностью 420 л.с.: седельный тягач FM 6x4, 16-кубовый самосвал FMX 6x6 с усиленным кузовом Meiller и FMX 8x4 Tridem с подъёмной и управляемой задней осью, самосвальным кузовом Wielton объёмом 16 м3. С таким набором и прочими инструментами бизнеса Volvo Trucks способна оставаться в лидерах, хотя у конкурентов на этот счёт наверняка свои соображения.
Марка нового грузового а/м | Январь–июнь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | Ед. | % | |
Volvo Trucks | 2063 | 501 | 1562 | 311,8 |
Scania | 1925 | 752 | 1173 | 156,0 |
Mercedes-Benz | 1917 | 476 | 1441 | 302,7 |
MAN | 1511 | 822 | 689 | 83,8 |
DAF | 1344 | 217 | 1127 | 519,4 |
IVECO | 290 | 206 | 84 | 40,8 |
Renault Trucks | 106 | 20 | 86 | 430,0 |
ИТОГО | 9156 | 2994 | 6162 | 205,8 |
Несколько лет назад Scania серьёзно упрочила рыночные позиции за счёт освоения различных сфер применения. Коммунальные, дорожные, строительные модели P- и G-серии получили поддержку клиентов. А сейчас марка в предвкушении платёжеспособного спроса на магистральники новейшего поколения. Первые тягачи S-серии с высокой кабиной, ровным полом и двигателем Euro 6 в 500 сил были отгружены российским перевозчикам уже в III квартале, и в отчётность I полугодия не попали. Но можно не сомневаться: обладатель титула «International Truck of the Year 2018» найдёт устойчивый сбыт не только в ЕС, но и в РФ.
Всего восемь машин отделили Mercedes-Benz от второго места, и это тревожный сигнал для «шведов». Немецкая марка тоже на пороге поставок нового флагмана, что наверняка не оставят без внимания те же международные перевозчики. А пока и третий Actros хорошо продаётся в виде шасси 6х4, тягача 4х2 и самосвалов 6х4, 6х6 и 8х4. Доминирование над догоняющей маркой MAN такое, что мерседесовской «бронзе» пока ничто не угрожает.
Модель нового грузового а/м |
I полугодие 2017 г. |
II полугодие 2016 г. |
Изменение | |
---|---|---|---|---|
Ед. | % | |||
Mercedes-Benz Actros (4x2) | 1775 | 1370 | 405 | 22,8 |
Volvo FH-Series (4x2) | 1387 | 776 | 611 | 44,1 |
DAF XF105 FT (4x2) | 1235 | 675 | 560 | 45,3 |
Scania R-Series (4x2) | 613 | 397 | 216 | 35,2 |
MAN TGS (4x2) | 412 | 323 | 89 | 21,6 |
Scania G-Series (4x2) | 398 | 539 | –141 | –35,4 |
MAN TGX (4x2) | 283 | 177 | 106 | 37,5 |
Scania P-Series (6x4) | 198 | 194 | 4 | 2,0 |
Scania P-Series (4x2) | 176 | 176 | 0 | 0 |
Volvo FM-Series (6x4) | 145 | 93 | 52 | 35,9 |
IVECO Stralis (4x2) | 143 | 139 | 4 | 2,8 |
ИТОГО в топ-10 | 6765 | 4859 | 1906 | 28,2 |
Хорошие перспективы сделать рывок у бренда DAF: нынешней весной состоялась мировая премьера обновлённых моделей CF и XF. Правда, их российские продажи стартуют только в 2018 году. Кроме флагманского XF480 Super Space Cab в арсенале есть Евро-пятые XF105.460 и CF85.460, они пока и делают «кассу».
С IVECO ситуация патовая: техника неплохая, но массовых продаж не наблюдается. По тяжёлым магистральникам Stralis раньше их помогала выполнять специальная программа для АСМАП, а сейчас её нет. Продажи среднетоннажных Eurocargo не набирают оборотов из-за высокой конкуренции в сфере городской дистрибуции. А вот Renault Trucks, напротив, начал движение практически с нуля. Обороты сбыта французской марке набирать непросто, но своих покупателей эта техника обязательно найдёт!
Автобусные качели
Рынок новых автобусов в России продолжает преподносить сюрпризы и перечёркивать прогнозы экспертов. В I полугодии он показал рост на 28,2%, или 1178 ед., а в июне неожиданно сократился к аналогичному периоду прошлого года на 16,4%, или на 143 ед. Иными словами, говорить о поступательном восстановлении пока рано. И не факт, что автобусные качели уменьшат амплитуду раскачки во II полугодии.
Марка нового автобуса | Январь–июнь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2017 г. | 2016 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 2858 | 2165 | 693 | 32,0 |
ЛиАЗ | 829 | 585 | 244 | 41,7 |
НефАЗ | 423 | 538 | –115 | –21,4 |
МАЗ | 255 | 304 | –49 | –16,1 |
«Волжанин» | 216 | 172 | 44 | 25,6 |
«Урал» | 171 | 176 | –5 | –2,8 |
Yutong | 125 | 23 | 102 | 443,5 |
КАвЗ | 121 | 143 | –22 | –15,4 |
Higer | 72 | 8 | 64 | 800,0 |
King Long (KLM) | 67 | 7 | 60 | 857,1 |
ИТОГО в топ-10 | 5137 | 4121 | 1016 | 19,8 |
Setra | 54 | 0 | 54 | 999,0 |
ГАЗ | 36 | 0 | 36 | 999,0 |
Zhongtong | 20 | 0 | 20 | 999,0 |
Golden Dragon | 19 | 5 | 14 | 280,0 |
Irisbus | 17 | 9 | 8 | 88,9 |
ИТОГО в топ-15 | 5283 | 4135 | 1148 | 21,7 |
Другие бренды | 67 | 37 | 30 | 44,8 |
ВЕСЬ РЫНОК | 5350 | 4172 | 1178 | 28,2 |
Всего российских | 4909 | 4084 | 825 | 20,2 |
Всего иномарок | 441 | 88 | 353 | 401,1 |
По данным аналитического агентства «Автостат Инфо», за январь – июнь 2017 года транспортным операторам было поставлено 5350 новых автобусов против 4172 ед. за январь – июнь 2016-го. Динамика продаж пассажирской техники российского производства в разы отстала от темпов сбыта иномарок. На транспорт происхождения РФ спрос вырос на 826 ед., или 20,2%, тогда как по иномаркам он составил 353 ед., или 401,4%. В условиях запретительных ввозных пошлин это просто феноменальный итог!
Бурный рост спроса за короткий отрезок времени изменил и диспозицию в рыночных долях. В I полугодии прошлого года новые российские автобусы составляли 97,9% в объёмах сбыта, а сейчас уменьшились до 91,8%. Иномарки, напротив, расправили крылья и поднялись с отметки 2,1 до 8,2%. Более того, в июне бренды происхождения РФ сдали позиции до рыночных 83,6% (продано 608 ед.), а зарубежные модели обновили максимум с долей в 16,4% (продано 119 ед.). Количественный рост сделок по новым автобусам-иномаркам в июне 2016 / 2017 гг. с 28 до 119 ед. вылился в динамику 325%. А вот продажи отечественных машин на финишной черте полугодия упали с 842 до 608 ед., что иллюстрирует падение на 27,8%.
Эверест марочных предпочтений по-прежнему возглавляет «Царь горы» ПАЗ: за январь – июнь 2017-го прошлогодний результат был улучшен почти на треть, до 2858 ед. Вторым местом довольствуется ЛиАЗ (829 ед., +41,7%), третьим – НефАЗ (423 ед., –21,4%). Два следующих игрока хотя и показали отрицательную динамику, в пятёрке всё-таки удержались: речь о технике МАЗ (255 ед., –16%) и «Урал» (171 ед., –2,8%).
Модель нового автобуса |
I полугодие 2017 г. |
II полугодие 2016 г. |
Изменение | |
---|---|---|---|---|
Ед. | % | |||
ПАЗ-3205 | 1425 | 2248 | –823 | –57,8 |
ПАЗ-3204 | 755 | 656 | 99 | 13,1 |
ПАЗ-4234 | 391 | 290 | 101 | 25,8 |
ЛиАЗ-5292 | 377 | 483 | –106 | –28,1 |
ЛиАЗ-4292 | 357 | 571 | –214 | –59,9 |
НефАЗ-5299, КАМАЗ-5297 | 254 | 290 | –36 | –14,2 |
ПАЗ-3203 | 248 | 415 | –167 | –67,3 |
«Урал-3255», -4320 | 171 | 130 | 41 | 24,0 |
МАЗ-206, -226 | 119 | 82 | 37 | 31,1 |
МАЗ-103 | 119 | 70 | 49 | 41,2 |
ИТОГО в топ-10 | 4216 | 5235 | –1019 | –24,2 |
НефАЗ-4208, -4310 | 104 | 136 | –32 | –30,8 |
Yutong 6119 | 101 | 13 | 88 | 87,1 |
Setra S517 | 54 | 0 | 54 | 999,0 |
ЛиАЗ-5256 | 50 | 59 | –9 | –18,0 |
King Long (KLM) XMQ 6127 | 42 | 28 | 14 | 33,3 |
ИТОГО в топ-15 | 4567 | 5471 | –904 | –19,8 |
Другие марки | 783 | 1139 | –356 | –45,5 |
ВЕСЬ РЫНОК | 5350 | 6610 | –1260 | –23,6 |
Всего российских | 4909 | 6415 | –1506 | –30,7 |
Всего иномарок | 441 | 195 | 246 | 55,8 |
В июне продажи новых автобусов год к году уменьшились: по бренду ПАЗ на 2% (продано 407 ед.), по ЛиАЗу на 39,2% (продано 76 ед.), по НефАЗу на 40,7% (продано 64 ед.). Похоже на тенденцию… В июне автобусный парк прирастал только на Северном Кавказе (+120%), в Сибири (+11%) и на Северо-Западе (+3,1%). Остальные регионы показали снижение, и самым глубоким оно стало на Дальнем Востоке: –75,9%.
Интересно сравнение итогов I полугодия 2017-го с итогами II полугодия 2016-го. По российским автобусам пики продаж пришлись на январь (1006 ед.) и май (876 ед.), по иномаркам – на май (164 ед.) и июнь (119 ед.). До Нового года лучшими периодами сбыта по автобусам «Сделано в РФ» стали июль (1111 ед.) и декабрь (1677 ед.), а по технике зарубежного производства – сентябрь (50 ед.) и декабрь (51 ед.). Таким образом, спрос на импортные и отечественные лайнеры не был взаимозависимым.
В топ-10 по итогам I полугодия вошли семь отечественных и три зарубежных производителя. В десятке самых востребованных моделей автобусов «чужаков» нет, да и в топ-15 их всего три. Это наводит на мысль о том, что доминирование пассажирских машин российской сборки в ближайшее время сохранится. Что же до рыночных долей и мест в рейтингах, то до конца сезона-2017 перестановки неизбежны. Сами же участники бизнес-процесса не столько озабочены цифрами в отчётности, сколько желанием сохранить нынешние позиции и по возможности их улучшить.