Обзор прицепной техники на выставке «СТТ-2017»
Когда читаешь в очередном пресс-релизе, что СТТ-2017 – «лакмусовая бумажка для строительной отрасли России», то понимаешь, как красивая фигура речи способна подменить смысл. Естественно, тут же следует оговорка: «По заметно сократившемуся количеству участников понятно, что кризисный период ещё не закончился».
Такие пассажи простительны КАМАЗу, у которого стенд был плотно забит самосвалами, хотя выставку проигнорировали практически все иностранные автопроизводители. Но это вовсе не означает, что камские машины на российском рынке остались без конкурентов. Так и с прицепной техникой. Машиностроительные заводы «Тонар» и «Бецема», благодаря близости столицы и наличию собственных экспозиций, готовы принимать гостей у себя дома ежегодно, каждый день. Так кто же эти смельчаки, устоявшие на выставочном рынке?
Сугубо для строек
На ведущей отраслевой выставке «Строительная техника и технологии» было лишь несколько сугубо строительных полуприцепов: НЕФАЗ-9509 и цементовоз GT7. Компанию им составляли прицепной автогидроподъёмник «Чайка-Сервис Socage T318», растворонасос BMS Alpha Z3, компрессоры и генераторы.
Трёхосный полуприцеп НЕФАЗ-9509-0360123-30 по сравнению с предыдущими моделями имеет увеличенную до 43 т максимальную полную массу (осевая нагрузка до 9 т), при том что снаряжённая снижена до 6984 кг (экономия составила 616 кг).
Бренд «GT7» (что означает «GasTechnology», а «7» – это код России), прежде знакомый по нефтегазовым выставкам, объединяет два предприятия – головное НПО «Нефтегазовое машиностроение и специальное автомобилестроения» (НГМА) из Москвы и «Кузполимермаш», известный своими газовозами.
Цементовозы – сравнительно недавнее направление в деятельности НПО «НГМА». Специализированный полуприцеп-цементовоз Ц-34М (тип 9999) с W-образной формой цистерны предназначен для транспортировки цемента и прочих сыпучих грузов. Цементовоз смонтирован на базе трёхосной тележки с осями GT7, с пневмоподвеской и пневматической двухпроводной тормозной системой HALDEX. По заказу вместо барабанных тормозных механизмов предложены осевые агрегаты BPW или SAF с дисковыми тормозами.
На рынке отмечается повышенный интерес производителей ходовой части к России, что неудивительно, поскольку поддержание сервиса в провинции даёт устойчивый рынок сбыта.
В этот раз большим стендом отметилась BPW, которая помимо различных узлов и агрегатов представила балансирную подвеску Cargo W, приспособленную для российских условий эксплуатации с её дрянными дорогами на периферийных стройках и суровыми морозами на сибирских отшибах.
Тренд против тенденции
На современном рынке для производителей прицепной техники в России добавилось достаточно технологических лифтов. Они возникли из-за доступности агрегатной базы: начиная с фурнитуры и необслуживаемых осей и заканчивая гидропневматическими подвесками и запорно-крановой аппаратурой на трансформируемых тралах. Так что многие производители твёрдо стоят в своих нишах и кажутся сами себе непоколебимыми лишь до той поры, пока традиционный заказчик не переметнётся к конкурентам.
Мне же требовалось понять, почему на выставке так мало строительных полуприцепов, зато целая круча тралов, на которых можно возить в собранном состоянии зерноуборочные комбайны и карьерные самосвалы. Ответ не преминул себя ждать: самосвальные полуприцепы и так расходятся на рынке как горячие пирожки в базарный день. Это во многом случилось из-за того, что застройщики осваивают гектары целыми кварталами и требуется перемещать по дорогам общего пользования огромную массу щебня и проводить большие объёмы рекультивации земель. Некоторые потребители даже не ждут износа техники. По истечении 5–10 лет полуприцеп безжалостно спихивают на вторичный рынок, где технику уже ожидают перекупщики с Украины, Грузии, Армении и Казахстана.
Это и объясняет, что те же самосвалы или материаловозы есть смысл тащить на выставку только для поддержания реноме.
Тверьстроймаш
Тверские машиностроители не мудрствуя лукаво сэкономили на месте, представив сэндвич из трёх прицепов различной грузоподъёмности. Интересно, что сам завод «Тверьстроймаш», описывая стенд, делает упор, что они созданы в рамках концепции компании о прибыльных, безопасных и законных (выделено – Ю. П.) перевозках.
Главная новинка – 46-тонный низкорамный (высота погрузки всего 1070 мм, как у «Валдая») полуприцеп-платформа для перевозки длинномеров мод. 99394E. Использование высокопрочной стали с пределом текучести 700 МПа позволило снизить массу до 13 950 кг. Деревянный настил платформы усилен специальным стальным профилем, что повышает его жёсткость на 70%. Грузовую платформу длиной 16,3 м можно увеличить до 26,3 при шаге в 0,5 м. Ширина платформы 2530 мм может быть увеличена до 2990 мм. В конструкции предусмотрена возможность установки стоек на платформе на ширину от 580 до 2400 мм. Первая и последняя оси – поворотные (самоустанавливающиеся), 2 и 3 – стационарные.
Другая новинка – 60-тонный 7-осный сверхлёгкий полуприцеп Rapid Trailer 993970 массой всего 14 650 кг и 11-метровой площадкой. Лёгкая конструкция из высокопрочных сталей и облегчённые оси разработаны специально для «Тверьстроймаш» компанией GIGANT. Гусёк изогнутой формы предполагает возможность заезда на него колёсной техники. Важное преимущество модели – осевая формула 2+3+2, где 3 средние оси стационарные, а 4 крайние – самоустанавливающиеся. Для стабильности движения на прямых возможно блокировать три первых оси.
Третий экспонат – прицеп 83403T-S25 с высотой погрузки всего 860 мм и грузовой платформой размерами 6000×2530 мм, уширяемой до 2960 мм.
Meusburger Новтрак
ЗАО «Новтрак» из Великого Новгорода не поскупился на аренду места. Сейчас прицепная техника под брендом Meusburger Новтрак входит в топ-4 брендов и по этому поводу 4 новинки низкорамных полуприцепов в разной модификации: два трёхосника, пятиосник и семиосник.
Особым интересом пользовался трёхосный бортовой полуприцеп TP-345, который, благодаря большому количеству точек крепления груза, позволяет перевозить различные виды техники, оборудования и пакетированных грузов.
Полуприцеп ТР-368AZ с разнесёнными осями более 2,5 м позволяет перевозить больше груза и при этом не нарушать закон, и, таким образом, разрешённая нагрузка на три оси составляет уже 30–34,5 т.
Большое внимание в компании уделяют многоосным прицепам, изготовляемым под заказ. Пятиосный 70-тонный полуприцеп ТР-585 для перевозки колёсной техники оборудован алюминиевыми крышками ATM Group глубиной 320 мм и инструментальным ящиком во всю ширину переднего борта, с доступом с двух сторон – сбоку и сверху.
Другой полуприцеп-платформа – 7-осный полуприцеп ТР-7116 прямо во время работы выставки торжественно был передан компании «Фортуна Экспресс» из Екатеринбурга, которая осуществляет широкий спектр грузоперевозок.
Политранс
Полуприцепы компании ПКФ «Политранс» имели не самое выгодное положение для экспозиции, находясь практически в тени стенда «Группы ГАЗ». Упор был сделан на наиболее востребованные низкорамные полуприцепы для транспортировки крупногабаритных грузов. Оба 3-осных полуприцепа – ТСП 94183-0000072 и ТСП 94183-0000030 серии Light предназначены для перевозки как колёсной, так и гусеничной техники. Оба полуприцепа выполнены в облегченном варианте.
Полуприцеп-тяжеловоз ТСП 94183-0000030 (спецификация 2Д00) снаряжённой массой 8 т и позволяет перевозить груз массой – 26 т. Габаритная ширина с уширителями составляет 3030 мм. Настил платформы выполнен из дерева, имеет съёмные стойки и кронштейны для укладки стоек под платформу. Для заезда на платформу и гусёк предусмотрены алюминиевые приставные тралы.
Полуприцеп-тяжеловоз ТСП 94183-0000072 (спецификация 0Ж00) с телескопической рамой из стали с высокими прочностными характеристиками имеет снаряжённую массу – 10,5 т и позволяет перевозить грузы массой 37,5 т.
МАЗ
Минские машиностроители – завсегдатаи большинства столичных выставок, а их премьера в России идёт вслед за белорусским дебютом.
Завод «Могилёвтрансмаш», входящий в холдинг «БЕЛАВТОМАЗ», ещё в апреле в Минске представил 4-осный полуприцеп-тяжеловоз МАЗ-994900-0000010-50. Теперь настала очередь Москвы.
Полуприцеп соответствует требованиям TIR для транспортировки различных грузов массой до 50 т в системе транзитных перевозок МДП. Полуприцеп оснащён осевыми агрегатами BPW с пневмоподвеской, тралами с гидроприводом и опционными выдвижными стойками и бортами на грузовой платформе.
Faynmonville
Бельгийская компания Faymonville Group выпускает полуприцепы с удлиняемой рамой уже 37 лет, а её тяжеловозы были одними из первых на рынке России. Последняя из моделей – серия MAX Trailer появилась в 2012 году, и сейчас на неё компания возлагает особые надежды. В этом году компания приобрела Industrie COMETTO S.p.A., став лидером в производстве низкорамных полуприцепов и модульных систем для перевозки негабаритных и сверхтяжёлых грузов.
Рынок ждёт взрыв?
Распознать тренды и тенденции на «СТТ» очень сложно. Уже сколько раз обозреватели на этом обжигались. Экспоненты показывают ведь не самый ходовой товар, а новый и наукоёмкий. Если полуприцепы-самосвалы разбирают прямо с конвейера, то тралы – заказ штучный, но в перспективе является наиболее перспективным для формирования лица и потенциала фирмы. Где это видано, что за каждой осью требуется электронный присмотр и на полуприцепе предусмотрены ДУ-пульты, место для гирлянды циферблатов слежения за подвеской и даже подобие телеметрии? Но именно последние сейчас находятся на пике прогресса и вследствие высокой цены их эксплуатируют до предела возможностей.
Сейчас именно производители тралов (т. е. прицепов-тяжеловозов) находятся в ожидании благоприятной конъюнктуры. К этому выводу их подталкивает наблюдение за крупными девелоперами, агрохолдингами и недропользователями.
Создание крупных объединений в строительстве, сельском хозяйстве, разведке и добыче полезных ископаемых привело к повышенному спросу на дорогостоящее и высокопроизводительное оборудование. Не даром русский язык на BAUMA уже входит в пятёрку самых востребованных. Корпорации на протяжении 10 последних лет расширяли ареал влияния, а вместе на фоне падающего курса рубля увеличивались издержки. Доллар упал в два раза? Значит, для окупаемости все купленные комбайны, харвестеры, бульдозеры и экскаваторы должны работать в два раза интенсивнее. Это исключает простои и требует быстрых передислокаций и поиска новых площадок для работы. И технику уже приходится везти не на другой конец города, а в другой регион и тут на первое место выходят транспортные компании, которые за 20 лет на рынке обзавелись филиалами и представительствами, в которых парк не застаивается.