Опубликовано: ГП 07-2017
Жадные до мусора

Обзор десятой Международной выставки WasteTech 2017

Юрий Петров
Фото автора, Александра Еремцова и Даниила Минаева

Десятая Международная выставка по управлению отходами, природоохранным технологиям и возобновляемой энергетике «ВэйстТэк» (WasteTech 2017), проходившая в «Крокусе» в начале июня, уложилась в три дня. Больших сенсаций не ожидалось, поскольку в конце прошлого года в Сокольниках на WASMA, компании показали что можно.

Проводимой с 1998 года (тогда ещё под стенами московского Кремля) выставке «Доркомэкспо» явно не хватало отдельной резервации, поскольку туда производители постоянно сгоняли весь спектр коммунальной, уборочной, дорожной и строительной техники. Специалистам, занимающимся переработкой отходов и вопросами охраны природы, непременно требовалась своя площадка. Так, в сущности и родилась идея провести в сентябре 1999 года конгресс «ВэйстТэк».

К моменту открытия WasteTech 2017 своё участие подтвердили 210 предприятий и компаний, среди которых 81 зарубежная. Автомобили – самая осязаемая и наиболее понятная для посетителя часть экспозиции. Интересно, что все изготовители техники везут сюда мусоровозы, тогда как илососы, каналопромывочные, вакуумные машины остаются без внимания. Но фирмам несолидно в XXI веке хвастаться машинами для выгребных ям. Кроме того, здесь больше обсуждаются проблемы переработки и утилизации отходов, технологии использования возобновляемой энергии и эффективные решения для очистки сточных вод, а это уже комплексы, перерабатывающие и мусоросжигающие заводы и поля аэрации.

«Мега Драйв А1133» (McNeilus Metro Pak) на шасси Isuzu Forward 18.0 Normal FVR34UL-MDUS

Стандарты отрасли

Каждое новое появление модели на рынке не проходит незамеченным и начинает обрастать модификациями. Начало выпуска Isuzu Giga, серий С и Е в Ульяновске не осталось без внимания у производителей спецтехники. Так уже в эксплуатацию поступили новые Isuzu Forward 18.0 Normal FVR34UL-FVR34UL-QDUS, оборудованный в ООО «Мега Драйв» (мод. А1133) с американским 18-кубовым кузовом McNeilus Metro Pak (Oshkosh Corp.). Компания ООО «АвтоСистемы» презентовала первый спецавтомобиль на шасси Isuzu Giga 3340 6x4 Long CYZ52QLX.

Финское погрузочно-разгрузочное оборудование Multilift HIAB XR21S.56 позволяет транспортировать кузова полной массой 21 710 кг и длиной 4,5–6,0 м. Управление осуществляется с электрического пульта в кабине, хотя возможен вариант с пневмоуправлением для компактного крюкового захвата HyvaLift 20-57-S TITAN, используемого для оборота контейнеров длиной 4,65–6,85 м. Важно упомянуть, что ООО «АвтоСистемы» также работает с давальческими шасси, переоборудуя грузовые автомобили под мультилифты (т. е. без получения ОТТС).

Мультилифт АС-20ИС на шасси Isuzu Giga 3340 6x4 Long CYZ52QLX

Кстати, получение Одобрения типа транспортного средства становится головной болью не только для производителей спецтехники, но и ГИБДД и Минпромторга. Частая смена модельных рядов, большая номенклатура шасси, введение новых экологических классов, заставляют загодя сертифицировать и переаттестовывать модели целыми семействами. Поэтому всё чаще спецтехника предлагается уже на уровне представительств. Так, ООО «МАН Трак энд Бас РУС» предлагает уже готовые кузовные мусоровозы. На его площадке были представлены MAN TGM 19.250 4x2 BL с 15-кубометровым кузовом GessinkNorba GPM III v 15H25 и MAN TGS 33.360 6x4 BB-WW с 22-кубометровым кузовом GessinkNorba GPM IV i 22H25 и портальным механизмом опорожнения контейнеров вместимостью до 8 м3.

MAN TGM 19.250 4x2 BL и MAN TGS 33.360 6x4 BB-WW с кузовами GessinkNorba
Мультилифт TH-18 на шасси MAN TGS 33.400 6x4 BB-WW

Техника МАN была представлена и компанией ООО «Техно Юнион». Мультилифт TH-18 с крюковым захватом смонтирован на длиннобазном шасси MAN TGS 33.400 6x4 BB-WW.

Мусоровоз МСТ 6993-60-1 на шасси Scania Р250 4х2 с оборудованием Farid T1M-16, представленный на стенде «АКМТ-Коминвест», ранее показали на WASMA-2015, а вот Scania P 320 6x4 с финским 22-кубометровым кузовом NTM KGH в линейке питерского ООО «В-Кран» ранее на выставках встречался лишь на шасси Mercedes-Benz.

Здесь сразу нужно отметить, что экспоненты на выставках отдают предпочтение автомобилям с колёсной формулой 6х4, а не 6х2.

NTM KGH, оборудованный компанией «В-Кран», на шасси Scania P 320 6x4

Антиплатон – не панацея

Естественная реакция на введение системы оплаты за тонну ПЛАТОН вызвало оживление на рынке машин полной массой до 12 т, что привело к увеличению доли продаж до 35% уже в начале 2015-го. Коммунальные службы обратили внимание на нововведение с небольшим запозданием. Спрос на такую технику стабилизировался лишь в конце 2016-го на уровне 25%. В среднем классе при отсутствии на рынке ЗИЛовских «бычков» предложение ограничено лишь «ГАЗон NEXT», КАМАЗ-4308 и «зубрёнком» МАЗ-4370. Не очень высокий спрос на них давал повод усомниться в актуальности машин этого типажа для коммунальных нужд. Потребители предпочитали закупать крупнотоннажные МАЗы и КАМАЗы – в провинции на ПЛАТОН чихали с присвистом! Но стоило только локализовать сборку европейских и японских среднетоннажников, как оживился и спрос. Значит дело в марке? «Варяги» в лице IVECO (как, например, мойщик контейнеров МК-2М на машине МК-800), Isuzu Elf и Mitsubishi-Fuso Canter уверенно занимают прежде свободные сегменты спецтехники.

Портальный мусоровоз WERNOX на шасси ГАЗ-C41R «ГАЗон NEXT»

Из числа «антиплатонщиков» выделялся завод спецтехники WERNOX, куда вошли тольяттинские ООО «Фрига-Авто» ВИС и БРОНТО с новым мусоровозом – аналогом ряжского МК-1412-13. Портальный телескопический механизм на шасси «ГАЗон NEXT» для работы с контейнерами бункерного типа вместимостью до 8–12 м3. Это же оборудование устанавливают на Mitsubishi Fuso, Isuzu, Hino и JAC

Внимание на новый сегмент обратила ООО «ЕМ групп» (Евразийская машиностроительная группа), в которую входит завод по производству мусоровозного оборудования МТМ Ing. (Латвия), пожарной техники WISS-THOMA (Германия), Владимирский автоцентр КАМАЗ и другие. Кузов мусоровоза TM-8 монтируют на доработанные автомобильные шасси IVECO, GAZon Next, КАМАЗ, Mitsubishi Fuso, Isuzu. Интерес к компактным мусоровозам сейчас проявляют в малоэтажных центрах городов с плотной застройкой и коттеджных посёлках.

Мойщик контейнеров МК-2М в составе машины «Коминвест-АКМТ МК-800» на шасси IVECO Daily 65C15
МТМ TM-8 на шасси Mitsubishi Fuso Canter 85DE

От МАЗа до КАМАЗА

Минские и челнинские грузовики являются завсегдатаями специализированных выставок. Освоение кабин нового поколения на обоих предприятиях добавляет интриги, появятся ли они на новых версиях? Нет. Пока не появились.

Минчане смело варьируют агрегатную базу, подстраивая их по родству. На подметально-уборочной машине МАЗ-5917В2-F10 на шасси МАЗ-5340В2-425-030 применён ярославский двигатель ЯМЗ-5361.10. Этот мотор, разработанный совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL, агрегатируется с механической КП ZF Ecomid 9S 1310TO. Мусоровоз с задней загрузкой МАЗ-590314-N10 на шасси МАЗ-534014-415-031 оборудован мерседесовской «шестёркой» OM-206 с автоматической трансмиссией Allison 3000, что логично. И, наконец, каналопромывочный автомобиль МАЗ-4926W2-L30 на шасси МАЗ-4381W2 с дизелем Cummins ISB4.5e4185 агрегатирован с китайской КП Shaanxi 6J70T Fast Gear.

ЗАО «Автобау» начало производство новой серии мусоровозов HIDRO-MAK мод. 7846 на шасси МАЗ-5340В2 4х2. В отличие от стандартного мусоровоза с кузовом на 16 м3, новинка оборудована 12-кубометровым кузовом. Снижение вместимости сопряжено с внедрением функции мойки контейнеров. Для этого между кабиной и кузовом предусмотрены два бака на 1550 л чистой воды и 950 л для грязной. Время мойки контейнеров в портале мусоровоза занимает 15–30 секунд, а для дистанционной мойки предусмотрен копьевидный пистолет, насаживаемый на 10-метровый шланг.

«Автобау-7846» HIDRO-MAK на шасси МАЗ-5340В2

Положительные заряды

Апологеты рекламы XX века Дэвид Огилви и Раймонд Рубикам крайне осторожно оценивали возможности юмора в рекламе, отмечая их допустимость только в случае, если они несут положительный заряд эмоций.

Когда смотришь на арзамасский мусоровоз КО-440В на шасси КАМАЗ-53605 с хештегом #ЖадныйДоМусора, то лицо поневоле расплывается в улыбке. Цвет… как бы это сказать… варёной сгущёнки, наверное. Ну не было коричневых КАМАЗов на моей памяти! В трассировке ромбов на кузове – трафарет бегущего слона – товарный знак ОАО «Арзамасского завода коммунального машиностроения».

Арзамасский КО-440В на шасси КАМАЗ-53605-6
«Экомтех МКЗ-50-16» на шасси КАМАЗ-53605

Нового в автомобиле немного, и основные изменения коснулись сокращения до 25 секунд цикла прессования и увеличения до 7,0 коэффициента прессования подающей плиты. За счёт модернизированной геометрии кузова надстройка вмещает на 3 кубометра больше, чем прежний КО-440. По результатам тестов аналогичный КО-440ВМ на шасси МАЗ-5337ХХ с кузовом 19 м3 позволяет загрузить до 100 контейнеров вместимостью до 1 м3.

Каналопромывочный автомобиль МАЗ-5917B2-F10
Мусоровоз МАЗ-590314-N10 и МАЗ-4926W2-L30 (справа)

Нужно быть большим оригиналом, чтобы из банального самосвального кузова устроить выставочный шоу-офис. Такую оригинальную идею привнёс в опыт отечественных выставок контейнеростроительный завод ООО «ТоргКомс-Групп» («ТК-Групп») из Красково, что под Люберцами. После выставки офис, изготовленный из контейнера МОН 36.705. DD, будет переделан в транспортный контейнер. Дёшево, сердито и остроумно! Бренд «ТК» пока мало знаком специалистам, так как компания специализируется только на изготовлении контейнеров КБО (в том числе для раздельного сбора) и бункеров на 8 м3. Новые решения фирмы направлены на увеличение грузоподъёмности транспортных мусоровозов с мультилифтом за счёт уникальной конструкции. Облегчение контейнера на 25% позволяет поднять грузоподъёмность на 1000 кг до 17 т. При 3 рейсах в день при каждодневной работе автопоезд с прицепом позволяет получить годовую выгоду 2160 т полезного груза.

Транспортный контейнер «ТК-Групп МОН 36.705.DD» на прицепе мод. 899030 тверского ООО «Строймаш-Сервис» послужил офисом, для чего в боковую стенку вмонтированы плексигласовое окно и сдвижная дверь

Небезграничные возможности

Среди конструкций мусоровозов трудно ожидать революционных решений, поскольку все новшества направлены на увеличение производительности, оптимизации характеристик и продление ресурса. Однако это не отменяет желания инженеров привнести толику оригинальности.

Универсальный мусоровоз УМ-19, выпущенный ООО «ГК «СПЕЦКОММАШ» (Балашиха) на шасси КАМАЗ-65115-46 c турбодизелем Cummins ISB6.7 300, оборудован кузовом 19 м3 с задней загрузкой. Интересной особенностью машины является установленная КМУ FASSI A.095.23 грузоподъёмностью 770 кг на вылете стрелы 9,9 м. Подобные конструкции встречались лишь на металловозах и скраповозах. На створе заднего борта мусоровоза закреплён челюстной борт, позволяющий увеличить вместимость приёмного бункера до 5,5 м3. Такое решение позволяет его использовать на сборе объёмного мусора и опорожнения 3- и 5-кубометровых контейнеров заглублённого типа.

СПЕЦКОММАШ УМ-19 на шасси КАМАЗ-65115-46 СПЕЦКОММАШ УМ-19 на шасси КАМАЗ-65115-46

Есть конструкции и позамысловатее. Итальянскую компанию NORD Engineering s.r.l., представившую новаторскую систему для обработки контейнеров, не следует путать с российской инжиниринговой компанией «НОРД Инжиниринг». Погрузчик M.O.B.L. Easy J2S, установленный на шасси Volvo FE 62TR 320, предназначен для двухсторонней автоматизированной обработки контейнеров. Машина, представленная компанией «ТЕХНОТРАК», не имеет аналогов в России, поскольку раздельный сбор мусора ещё только внедряется, и у каждого муниципалитета свои предпочтения к работе с контейнерными системами. Спредер погрузчика M.O.B.L. Easy J2S адаптирован под работу с баками, имеющими специальные 4-гранные фитинги, и это накладывает ограничения, поскольку эксплуатирующая организация будет привязана к стандарту одного производителя. Но это же решение снижает проблему краж контейнеров – в NORD Engineering s.r.l. отмечают «противоугонность» фирменных баков вместимостью 3, 4, 5 и 7 м3 – их вес от 220 до 1500 кг!

Погрузчик M.O.B.L. Easy J2S на шасси Volvo FE 320
Погрузчик M.O.B.L. Easy J2S на шасси Volvo FE 320
Погрузчик M.O.B.L. Easy J2S на шасси Volvo FE 320
Комментировать ... >>