Модель городского автобуса НефАЗ-5299-30-32 (5299CN) в 12-м масштабе
Имя Игоря Николаевича Швецова хорошо известно в кругу коллекционеров 43 масштаба. Активный, честный и отзывчивый человек, он был душой нашего маленького коллектива. У нас было множество задумок по новым проектам, но судьба распорядилась иначе. В один миг его не стало, а проекты так и остались пылиться на полках.
Эту статью я посвящаю памяти моего друга и наставника И.Н. Швецова.
От знакомого моделиста мы узнали, что музею «НЕФАЗ» требуется модель городского автобуса НефАЗ-5299-30-32 (5299CN) в 12-м масштабе для пополнения музейной экспозиции. Мелкосерийно и штучно мы уже делали модели в привычном для нас 43-м масштабе – это были и конверсии, и машины с нуля. А тут такая большая копия. Но Игоря это нисколько не смутило. «А почему бы и нет?!» – сказал он и потёр руки, как бы предвкушая предстоящую большую и интересную работу.
Мы встретились с заказчиком и долго обсуждали все требования и нюансы по заказу. Не могу сказать, что требования со стороны «НЕФАЗа» были невыполнимыми, а посему после короткого совещания мы приняли окончательное решение, что модель в таком крупном масштабе выполнить вполне возможно. И мы уже официально подтвердили своё решение изготовить модель автобуса.
Началась долгая работа с чертежами и фотографиями. Естественно, чертежи мы сразу выполняли в 12-м масштабе. Они были настолько больших размеров, что мы просто не давали проходу домочадцам. Когда мы с Игорем работали, вся остальная жизнь в квартире замирала. Мы оккупировали всё: столы, табуреты, гладильную доску и т. д. и т. п. Поэтому отдельное спасибо всем жителям нашей небольшой квартиры за терпение и посильную помощь.
При изготовлении крупной модели, помимо того, что мы уже знали и использовали, нам пришлось применять новые непривычные для нас материалы и технологии. И весь этот опыт в полной мере пригодился нам в дальнейшей работе над 43-м масштабом.
Чтобы сделать модель таких размеров прочной и в то же время лёгкой, нам пришлось вволю поэкспериментировать с различными материалами. В ходе проб разных технологий и материалов наш выбор остановился на сотовом поликарбонате, имеющем малый вес и хорошую поперечную прочность.
Боковины кузова модели автобуса мы выполнили из оргстекла, тонированного в фирме, изготовляющей вывески. Панели боковин обрезали в размер по чертежам, не забыли и про ниши для колёс. Форма панелей со всеми изгибами была придана, благодаря специально изготовленной оснастке из фанеры и реек. Нужную форму оргстеклу мы придавали промышленным феном, разогревая материал в местах деформации. Примерно таким же образом были произведены все изгибы.
Затем к боковинам кузова приклеивалась крыша автобуса из сотового поликарбоната, предварительно прорезанная и выгнутая по шаблону. Процесс склеивания проходил в импровизированном кондукторе, по форме повторяющем поперечный разрез автобуса, с укрепляющими штифтами, и с полной заливкой всех швов суперклеем.
Так как на переговорах с представителями «НЕФАЗа» планировалось изготовить несколько моделей автобусов, было принято решение (для возможности изготовления в неограниченном количестве) переднюю часть модели, как самую сложную деталь, изготовить методом «РезинКит». Для этого из пластика изготовили мастер-модель, а из автомобильного герметика – форму.
Переднюю часть автобуса мы выклеивали по известной авиамодельной технологии, с использованием стеклоткани и эпоксидной смолы. Заднюю часть, так как она имеет более простую форму, сделали из листового пластика.
Модель предназначалась для статичной экспозиции в музее «НЕФАЗа», поэтому изготовление нижней части, мостов и рамы не предусматривалось. Пол и колёсные ниши в модели автобуса мы сделали также из сотового поликарбоната. Эту часть мы собирали по возможности из замкнутых прямоугольных сечений, что придавало материалу продольную прочность.
Для изготовления сидений сначала пришлось создать мастер-модель из пластика, а затем форму по аналогичной технологии с передней частью модели автобуса, с той лишь разницей, что вместо стеклоткани здесь использовалась обычная ткань. Сиденья были изготовлены с небольшим количественным запасом, пришлось экспериментировать с их окраской. В итоге все сиденья были окрашены в серый цвет – цвет пластика настоящих сидений.
Все мелочи: люки запасного выхода, крышки механизма открывания дверей, рейсоуказатели, огнетушители и др. – были изготовлены из разных видов пластика с применением канцелярских скрепок и гвоздей и окрашены в соответствующие цвета аэрографом.
Когда же наступила очередь изготовления поручней в салоне, ведь это городской автобус, возник вопрос: «Из чего их делать?» Поиск был долгий и мучительный. В конце-концов в качестве материала мы выбрали трубки для коктейля жёлтого цвета, и всё получилось, как в настоящем автобусе. Скажете – не прочно! Получилось всё очень даже прочно, ведь внутрь трубок мы поместили деревянные палочки для шашлыка. В качестве элементов, имитирующих алюминиевые соединители поручней, выступила чёрная самоклеющаяся плёнка, нарезанная на полоски соответствующей ширины. Для отделки пола и колёсных арок мы применили самоклеющуюся плёнку, но серого цвета.
Кузов, как снаружи, так и изнутри, был покрыт белой самоклеющейся пленкой. Передняя и задняя части автобуса окрашены из аэрографа краской, подобранной по цвету под плёнку. Для придания большей прочности, на время работы с кузовом, к нему временно закреплён на малярный скотч пол с поручнями. Плёнка после оклейки в ненужных местах (окна и двери) аккуратно по контуру обрезалась ножом и удалялась. Все декоративные элементы и оконные рамы на кузове имитировались разноцветной самоклеющейся плёнкой.
Перегородку водителя мы полностью выгнули из оргстекла, а затем покрыли её самоклеющейся плёнкой. Панель приборов отпечатали на плёнке с помощью цветного лазерного принтера. Руль спаяли из трубок. Дворники и зеркала, как самые уязвимые детали, были спаяны из разнообразных металлических трубок и листового металла и окрашены в чёрный цвет. Зеркала для лучшей сохранности при транспортировке сделали рабочими (складывающимися).
И вот настало время окончательной сборки модели. Заняли свои места в кабине перегородка и сиденье водителя. Пассажирские сиденья выставляли строго по чертежу (двойные сиденья собирали в специальных кондукторах для более точного позиционирования), установили элементы аварийных люков как вверху крыши, так и внутри кузова. Каждая мелочь имела значение: плафоны освещения, аварийные молотки, огнетушители и т.д. Выгнутые заранее ветровые стекла вклеили на свои места в оконные проёмы. Вся светотехника была изготовлена из оргстекла различных цветов. На внутреннюю часть светотехники наклеена самоклеющаяся фольга для имитации отражателей.
В автобусе в большом количестве присутствуют разнообразные шильдики и предупреждающие надписи, все они были прорисованы на компьютере, а потом распечатаны на цветном лазерном принтере на самоклеющейся плёнке и в конце отделки наклеены на свои места, придав всей модели более живой и законченный вид.
В заключение на модель, по желанию заказчика, были нанесены полосы национальных цветов Башкирии и центральный элемент герба Республики. Всё это мы изготовили из самоклеющейся плёнки на плоттере. Рама с установленными на ней элементами внутренней отделки, с помощью нескольких саморезов, для возможности исправления возникших проблем во время эксплуатации модели в музее, скреплена с полностью подготовленным кузовом.
Модель была изготовлена с соблюдением всех требований заказчика. Не были изготовлены только колёса, но это обговаривалось изначально. Для изготовления колёс потребовались бы настоящие пресс-формы, но для одной модели такого масштаба это слишком нерачительно. Хотя для других моделей в 43-м масштабе мы неоднократно изготовляли металлические пресс-формы и с успехом отливали как диски колёс из пластика, так и саму покрышку с протектором из резины.
Мы вложили в создание модели много старания, средств и сил, но и результат получился на славу. Мы выполнили все требования заказчика, модель на собственном автомобиле доставили в музей за 60 км от нашего города. Жаль только, что со стороны «НЕФАЗа» условия заключённого договора так и остались не выполнены. Это урок нам и предупреждение другим.