Соединение с «канарлюнэ»
Новый концепт-вэн Renault Connect
Вице-президент Renault по дизайнерским программам Энтони Грейд в одном из интервью обмолвился, что не видит особого резона, чтобы публика обсуждала концепты – достаточно посмотреть, сколько было сделано в серийных машинах. В этом есть свой довод – потребителей нельзя обманывать в их ожиданиях, а демонстрация потенциала фирмы и будущего стиля перед конкурентами, как это было при его предшественнике, равнозначна раскрытию творческих планов и ноу-хау.
Реальность будущего
Как это ни странно, но именно стайлинг в концептуальных коммерческих автомобилях становится ключом к развитию стиля, а в серийных грузовиках на первый план выходят более рациональные наработки. С легковушками же ситуация бывает практически противоположной. Новый концепт-вэн Renault Connect в этом смысле нарушает традицию, демонстрируя, как реально могут выглядеть фургоны Renault лет через 20.
Во многом этот концепт, построенный пока лишь в масштабе 1:25, является попыткой застолбить себе место в растущем секторе электрофургонов и гибридов, где наиболее серьёзную заявку сделала ещё в 2008 году малоизвестная тогда компания Modec («ГП» № 12, 2010 г.).
В Connect отражены основные тенденции к проектированию современных мультистопов. Электротрансмиссия с электромоторами, встроенными в ступицы передней оси и аккумуляторные Li-Io батареи, размещённые в базе, что позволило получить плоский пол с небольшой погрузочной высотой. Для перевозки тарных грузов с высокой удельной массой грузовую платформу планируется оснащать конвейерной лентой. Кубическая форма позволяет наиболее рационально использовать весь объём фургона, который на поверку оказывается не таким уж маленьким: 8,0х2,5х3,0 м.
Нюансы против романсов
Самобытно решение фронтальной части, напоминающее поросячьи носы «недекошон» (nez de kochon), популярные в послевоенном французском дизайне – подобная стилистика известна по ремесленному дизайну фургонов Peugeot D3 и D4, Citroёn HY 1940–1970 гг. и автобусам пятидесятых Chausson APH 250. Однако здесь дизайнерское решение возносит к более раннему периоду 1910–1930-х при Луи Рено, когда Renault выпускал машины с утиноподобными носами «канарлюнэ» (canard le nez).
Поскольку перевозки в США, Европе и Японии уже давно ведутся одним лицом (т. е. без экспедитора), то кресло водителя поместили в центр кабины, а доступ в кузов осуществляется прямо из кабины. Центральное положение и низкая оконная линия позволяет видеть водителю окружающую обстановку под очень широким углом обзора. Перемещаемое влево-вправо кресло с рулевой колонкой уже используется в портовых погрузчиках – ричстакерах.
Расположенные по бокам и в корме камеры выводят картинку на ЖК-мониторы. Такие решения к организации рабочего пространства ещё в 1980-х американским дизайнером Сид Мидом (Syd Mead) рассматривались, как сравнительно ближайшее будущее. В принципе стилисты уже не скованы прежними требованиями эргономики, но опасения из-за нетрадиционности компоновки позволяют сдерживать свой пыл.
Без эклектики
Название «Connect» (англ. – соединение) даёт намёк на электрическую сущность автомобиля, который периодически необходимо подключать для зарядки АКБ. Дизайнеры даже не пытались наэлектризовать салон такими гаджетами, как смартфоны, коммуникаторы и планшетники, – этот фарш уже у гастарбайтеров является неотъемлемым атрибутом развозной работы. А уж видеокамеры со слежением курса при движении задним ходом входят в стандарт люксовых брендов.
Connect, безусловно, пока остаётся футуристической концепцией, поскольку Renault слишком неповоротлив для скорейшего массового освоения его в производстве. Не бесспорно выглядят и изыски: откидная дверца, играющая роль ступеньки (сколько снега потом натечёт с неё в салон?), ходовые огни, перекрываемые утиным носом «канарлюнэ», который лишь подчёркивает фирменный ромб.
В Renault с трудом складывают фирменную стилистику дизайна, которая с 1980-х кидалась из одной крайности в другую. Критики небезосновательно указывают, что некоторые модели Renault выглядят, как продукция разных производителей. Новая более осмысленная стилистика с элементами «канарлюнэ» и ромбообразный фас передней части озадачивают своей взвешенностью. Connect – не просто электрофургон будущего, о котором забудут уже через год, как были преданы забвению неактуальные концепты Modus и Operandi. С «Коннекта» Renault имеет шанс начать вырабатывать единый элемент стиля и сделать его таким же узнаваемым как две «ноздри» у BMW или cекторная облицовка радиатора у Mercedes-Benz.