На благо потребкооперации
Автофургоны Броварского завода «Торгмаш»
Броварской завод торгового машиностроения – одно из старейших предприятий, работающих в системе потребительской кооперации Украины и снабжающих организации розничной сети не только торговым оборудованием, среди которого магазинные прилавки, уличные ларьки, но и спецавтотранспортом: фургонами, автолавками, цистернами. Причём опыт «Торгмаша» в этой области насчитывает почти 50 лет. Об этой полувековой истории предприятия мы и расскажем.
Броварское предприятие ведёт своё летосчисление с 19 февраля 1957 года, когда постановлением Совмина УССР на окраине города Бровары Киевской области было выделено 8 га под строительство сразу трёх заводов: авторемонтного, шиноремонтного и механического. По распоряжению Совмина СССР 8 августа 1960 года ещё строящиеся предприятия были объединены в одно– Броварской завод торгового машиностроения с подчинением его тресту «Укоопснаб» Центрального союза потребительских обществ УССР. Именно для Укоопсоюза завод, вступив в строй действующих предприятий с января 1961 года, начал выпускать первую продукцию. Сначала это были канализационные люки. Кроме них на предприятии занимались несложным ремонтом различного торгового оборудования, затем сами осваивали его производство: металлическую мебель, киоски, тару, гвозди и т. д. В 1963 году на БЗТМ был организован выпуск автофургонов различного назначения на шасси ГАЗ-51А. Это автохлеборазвозки (для перевозки хлебобулочных изделий) и автолавки (для передвижной розничной торговли в населённых пунктах, не имеющих стационарных магазинов). Они имели максимально унифицированные между собой цельнометаллические кузова – для их производства на заводе освоили контактную сварку. Надо сказать, весьма перспективная технология по тем временам, если учесть, что львиная доля советских кузовов-фургонов имела тогда деревянный каркас.
В 1965 году кузова претерпели небольшую модернизацию, а именно: была уменьшена нижняя юбка кузова для предотвращения её задевания о неровности дороги в условиях сельской местности. Кроме того, в этом же году было начато производство указанных типов автофургонов также на шасси ГАЗ-53Ф и добавилась новая модификация – автобытовая мастерская для оказания бытовых услуг населению. В стандартный набор таких услуг входил ремонт обуви, одежды, несложный ремонт техники (часов, керосиновых ламп и т. д.), а также парикмахерская, фотоателье и многое другое.
В 1964 году завод начал выпуск автобензоцистерн на шасси ГАЗ-51А для розничной продажи топлива населению для бытовых нужд, а со следующего года и бортовые прицепы 2-П-4 мод. 754В по документации Ирбитского автоприцепного завода под маркой «БПГ».
Вообще Броварской завод, имевший с 1967 по 1986 год статус экспериментального, выпускал много нестандартного торгового и другого оборудования, часто по индивидуальным заказам главка в масштабах опытно-промышленных партий. Так, в 1965 году завод получил от Тартуского опытного завода ремонта автомобилей документацию на передвижную мастерскую бытового обслуживания ТА-942Т, но серийно эти машины в Броварах так и не начали выпускать. Хотя автофургоны всегда являлись визитной карточкой предприятия.
В 1976 году на смену кузова старой конструкции пришли кузова серии «БАФ-1», базовой моделью которой был промтоварный вариант с тем же названием. Изотермический фургон получил обозначение «БАФ-1И», а хлебный – «БАХ» (позже «БКХ-2»). Кузова предназначались для монтажа на горьковские шасси с длинной базой (3700 мм), т. е. их можно было устанавливать на ГАЗ-53А (затем ГАЗ-53-12) или ГАЗ-52-01.
Кроме автофургонов с 1975 года завод производил прицепы-цистерны типов НКЦ и ПТЦ с теплоизоляцией на одноосных шасси ТАПЗ-755 для розничной продажи кваса и пива в системе потребкооперации и стал одним из лидеров в СССР по объёмам их производства. Также на одноосных шасси завод изготовлял прицепы-фургоны ПА-1 (промтоварный) и ПХ-3А (хлебный).
В том же 1975 году «Торгмаш» освоил производство бортов-подъёмников С-5А конструкции ЭРСПО (г. Таллинн). В 1985 году на предприятии, получившем к тому времени название «имени XXVI съезда КПСС», разработали модернизированный гидравлический грузоподъёмный борт БПМ для фургонов, предназначенных для контейнерных перевозок. Борт имел грузоподъёмность 500 кг и поднимался на высоту до 1400 мм. Штатно он предназначался для нового поколения автофургонов на шасси ГАЗ-53-12 (а затем и ГАЗ-3307) с кузовами типа БАФ-2, имевшим простую кубическую форму вместо округлых БАФ-1.
Несмотря на республиканскую принадлежность, завод отправлял свои автофургоны и прицепы-бочки по линии Центросоюза по всему СССР, вплоть до Дальнего Востока. В начале 1990-х годов завод своей специализации не потерял и продолжал выпускать прежнюю продукцию, хоть и в значительно меньших объёмах в связи с сокращением рынка сбыта. Несмотря на это, на «Торгмаше» были разработаны модели автофургонов на шасси ГАЗ-3302 и ЗИЛ-5301БО. Отдельной строкой можно отметить несколько больших партий фургонов на шасси Mercedes-Benz 508D, снятых с консервации бундесвера и распроданных во многих странах Восточной Европы, среди которых оказалась и Украина.
Прицепы-цистерны завод прекратил выпускать в 2000 году по весьма прозаичной причине – из-за отсутствия шасси. До 1998 года одноосные шасси предприятию поставлял тираспольский завод АО «ТиЗАР» (бывший ТАПЗ), но он был признан банкротом и закрылся, последняя же партия шасси ТАПЗ-755 ушла как раз в Бровары. Затем были переговоры с Луганским автосборочным заводом, который некоторое время был основным смежником по прицепным шасси, но и от него в 2001 году остались «рожки да ножки».
Модель | Габаритные размеры кузова, мм | Собственная масса кузова, кг | Шасси | Назначение | ||
---|---|---|---|---|---|---|
длина | ширина | высота | ||||
БАФ-1 | 3870 | 2240 | 2300 | 768 | ГАЗ-53А, -53-12, -52-01 | Универсальный |
БАФ-1И | 3870 | 2240 | 2300 | 1150 | ГАЗ-53А, -53-12, -52-01 | Изотермический |
БАФ-2 | 3655 | 2240 | 1920 | 925 | ГАЗ-53-12, -3307, -52-01 | Универсальный |
БАФ-2И | 3655 | 2240 | 1920 | 1110 | ГАЗ-53-12, -3307, -52-01 | Изотермический |
БАФ-2И-01 | 3655 | 2240 | 1920 | 1150 | ГАЗ-53-12, -3307, -52-01 | Изотермический |
БАФ-7 | 3100 | 2020 | 1780 | 550 | ГАЗ-3302, -33021 | Универсальный |
БАФ-7И | 3120 | 2020 | 1780 | 720 | ГАЗ-3302, -33021 | Изотермический |
БКХ-2 (лотков – 96 или 120 шт.) | 3300 | 2120 | 1760 | 760 | ГАЗ-53-12, -3307, -52-01, -52-04 | Хлебный |
БКХ-2Е (лотков – 102 шт.) | 3300 | 1980 | 1830 | 680 | ГАЗ-53-12, -3307, -52-01, -52-04 | Хлебный |
БКХ-7 (4-дверный, лотков – 84 шт.) | 3300 | 2020 | 1650 | 600 | ГАЗ-3302, -33021 | Хлебный |
БКХ-7-02 (3-дверный, лотков – 81 шт.) | 2910 | 2100 | 2015 | 726 | ГАЗ-3302, -33021 | Хлебный |
Что же касается фургонов, то в начале 2000-х годов, как и сегодня, их производство носит нерегулярный характер: время от времени появляются заказы – изготовляют партиями, но массовым выпуском его назвать, конечно, нельзя. Уж очень много развелось за последние 10–15 лет фирм в стране, предлагающих всевозможные кузова на любой лад, и конкуренция делает свое дело. Но, несмотря на это, кузовное производство на «Торгмаше» живёт, и закрывать его никто не намерен, тем более что опыт их производства у завода за плечами немаленький. А пока что предприятие живёт и развивает другие традиционные для него направления производства: котельное и хлебопекарное оборудование, киоски, прилавки, металлоконструкции и многое другое.