Из племени полноприводных
Модельный ряд грузовиков Oshkosh со дня основания и по настоящий момент
Вождя североамериканского индейского племени меномини по кличке Ошкош (1795-1858) увековечили ещё при жизни, когда в благодарность за уступленную территорию в его честь назвали городок в штате Висконсин. В наши дни необычное на слух индейское слово, означающее «коготь», известно уже не только в Висконсине, но и во всех уголках США и во многих странах мира. Только теперь оно ассоциируется не с подзабытым вождём, а с полноприводными автомобилями различного назначения, которые выпускает корпорация Oshkosh.
Одним из пионеров по выпуску полноприводных грузовиков в США была фирма Four Wheel Drive Auto, основанная в 1910 г. в г. Клинтонвилл (шт. Висконсин) Уильямом Бессердихом (1867–1959) и его шурином Отто Заховым (1862–1942). После создания в 1912 г. удачного 3-тонного грузовика FWD B (4х4) дела компании пошли в гору, а с началом Первой мировой войны его стали поставлять в армии стран Антанты и США. В 1914 г. Бессердих запатентовал самоблокирующийся дифференциал, а в 1915-м – тип привода управляемых колёс при помощи карданного шарнира.
Из-за тяжбы с правами на свои патенты Бессердих в 1917 г. покинул Four Wheel Drive Auto и 1 мая того же года совместно с Бернардом Мослингом (1881–1968) основал в Клинтонвилле фирму Wisconsin Duplex Auto, планируя строить полноприводные грузовики собственной конструкции. В конце 1917 г. компания перебралась в расположенный на 76 км южнее маленький город Ошкош, где и был создан 1-тонный опытный грузовик типа 4х4, оснащённый межосевым самоблокирующимся дифференциалом и пневматическими шинами, впоследствии получивший название Old Betsy.
В 1918 г. название фирмы изменили на Oshkosh Motor Truck Mfg. и начали серийную сборку 2-тонного полноприводного грузовика Oshkosh A c двигателем мощностью 72 л.с. Поскольку качество дорог американской глубинки в те годы оставляло желать лучшего, фирма была занята выполнением небольших, но стабильных заказов от местных фермеров, дорожников и пожарных.
В первый год существования фирмы собрали 7 грузовиков, в следующем, 1919-м, – 54. В 1921 г. появились модели B и BB класса 2,5 т. В том же году Мослинг возглавил компанию и продолжал занимать в ней руководящие посты вплоть до 1956 г.
Модельный ряд 1924 г. насчитывал уже три модели – AW (2 т), BO (2,5 т) и F (4 т). В конце того же года появился 3-тонный Oshkosh H, который для увеличения тягового усилия оснастили колёсными редукторами. Впоследствии такой тип трансмиссии получили и другие модели, что позволяло им эффективнее работать со снежными плугами. В 1929 г. фирма предлагала 8 моделей грузоподъёмностью от 1,5 до 5 т. В 1930 г. её название сменили на Oshkosh Motor Truck Company. Несмотря на то, что в начале 1930-х появились передние ведущие мосты с шарнирами равных угловых скоростей типа Бендикс-Вейсс и Рцеппа, инженеры Oshkosh по-прежнему отдавали предпочтение мостам с карданными шарнирами. В 1933 г. фирма ещё раз подняла планку грузоподъёмности, начав выпуск моделей GB класса 7,5 т и G класса 7,5–10 т. Последняя предназначалась для монтажа снегоочистителей и оснащалась 6-цилиндровым бензиновым двигателем Hercules HXC мощностью 154 л.с.
В том же году программа пополнилась тягачом модели TR со всеми управляемыми колёсами, предназначенным для буксировки скреперов и полуприцепов-землевозов с донной разгрузкой. Свыше 100 этих тягачей было продано в Великобританию. В 1935 г. на грузовики Oshkosh впервые можно было устанавливать дизели, а модельный ряд дополнился грузовиками с современной внешностью серии J грузоподъёмностью от 1,5 до 3,5 т. В это же время был начат выпуск обычных грузовиков типа 4х2 модели Express, но их построили считанные единицы. Несмотря на достаточно широкий ассортимент, объёмы выпуска оставались невелики. Например, в 1937 г. собрали 118 машин, а в следующем году – всего 82.
С лета 1939 г. устаревшие модели стали заменять грузовиками семейства W с более современным дизайном и кабиной, оснащённой кондиционером. Сначала оно включало в себя 5 моделей – от 5-тонной W500 до 9-тонной W900. В память о вожде Ошкоше вершину капота украшал барельеф головы индейца в боннете – национальном головном уборе. Полная масса 150-сильного Oshkosh W900 составляла 17,3 т. Позднее семейство дополнилось более лёгкими машинами моделей W100–W400 грузоподъёмностью от 2 до 5 т. В 1940–42 гг. из прежних моделей предлагали только 10-тонные шасси BG3 и GD. В 1942 г. было собрано 174 автомобиля гражданского назначения, а затем компания по мере своих возможностей начала выпускать для армии, воздушного корпуса и военного флота США машины серии W700 в виде шасси под снегоочистители и самосвалы, а также в варианте седельных тягачей.
В 1945 г. компания возобновила сборку коммерческих грузовиков семейства W, а также дополнила модельный ряд первым автомобилем типа 6х6 модели W-1600 для нефтяной промышленности. Полная масса Oshkosh W-1600 составляла 27,2 т, а двигателем для него служил дизель Buda мощностью 180 л.с. Два года спустя появился вариант Oshkosh W-1602 с полной массой 43,1 т. В 1945 г. на волне послевоенного грузового бума было выпущено 405 грузовиков, но в дальнейшем ежегодный выпуск снизился до двух-трёх сотен машин.
Можно считать, что с этого периода началось негласное соревнование между Oshkosh и её прародительницей Four Wheel Drive Auto (с 1960 г. – FWD Corp.), вызванное схожестью модельных рядов, хотя до начала 1970-х выпуск грузовиков FWD как минимум вдвое превышал ежегодный показатель Oshkosh. Фактически два предприятия были конкурентами до 1981 г., когда FWD была объявлена банкротом.
В 1947 г. началось производство грузовиков серии W-2200 типа 4х4 полной массой от 18,2 до 24,5 т, оснащённых дизелями и двигателями, работающими на бензине или бутане мощностью до 300 л.с. Они предназначались как для работы в дорожном хозяйстве, так и в качестве тягачей для полуприцепов-самосвалов и трейлеров.
Если в предвоенный период главным направлением для компании было создание автомобилей для дорожного хозяйства, то в 1950-х модельный ряд был ориентирован на применение в строительной индустрии и в добывающей промышленности. Для этих целей, помимо самосвалов и тягачей на базе машин серии W-2200, создавались и уникальные специализированные автомобили. В 1952 г. в производственной линейке появился 22-тонный карьерный самосвал Oshkosh W-2500 (4х4) полной массой 40,9 т, а в следующем году начали сборку 30-тонной модели W-2800, весившей 54,5 т. На оба самосвала устанавливали либо 300-сильные дизели Cummins, либо двигатели Hall-Scott мощностью 356 л.с., работающие на бутане. В 1955 г. был начат выпуск шасси для бетоносмесителей модели 50-50 (4х4) полной массой 16,3 т, равномерно распределённой по осям, что позволило максимально использовать допустимые осевые нагрузки. Передняя ось автомобиля была сдвинута под кабину и оснащена колёсами большего диаметра, чем задние двускатные. Дальнейшим развитием этой конструкции стали шасси аналогичного назначения модели 18-34 (6х6), появившиеся в 1956 г., и другие машины этого типа. Их индекс обозначал распределение нагрузки на переднюю и задние оси в тысячах фунтов, и со временем эта система распространилась на все автомобили Oshkosh. Годовой выпуск автомобилей в 1955 г. составил 300 штук, в 1956-м – 337. В 1960 г. в единственном экземпляре был создан самосвальный автопоезд грузоподъёмностью 60 «коротких» тонн с тягачом Oshkosh W-3000, оснащённым дизелем Cummins мощностью 525 л.с. Карьерные самосвалы числились в производственной программе до середины 1960-х.
В 1950-х параллельно выпускались и автомобили для дорожного хозяйства серий W-200 / W-800 и W-1700. На модели W-216, - 316, - 416 и -516, появившиеся в 1957 г., монтировали кабину от грузовиков International.
В 1961 г. на автомобили Oshkosh начали устанавливать более просторную кабину с обратным наклоном ветрового стекла, которая до наших дней остаётся характерной чертой облика машин этой марки. Благодаря такой конструкции кабины стекло меньше забивалось снегом, а солнце не слепило водителя. Машины с этими кабинами образовали новую серию М, поначалу включавшую в себя автомобили для снегоочистителей. В 1963 г. после оснащения новой кабиной в серию М включили и строительные шасси моделей 50-50 и 18-32. Для грузовых перевозок и буксировки полуприцепов в том же году был начат выпуск автомобилей серий «64» (6х4) и «66» (6х6) полной массой до 34,5 т, имевших кабины и оперение от машин серии М. В 1965 г. появилось несколько многоосных моделей. В их число входили шасси для бетоносмесителей со сдвоенными передними мостами Oshkosh M-34-34 (8х8) полной массой 30,9 т и M-32-48 (10х10) полной массой 36,3 т, а также 370-сильный седельный тягач аналогичной компоновки модели 88-H-3655 (8х8) для буксировки трейлеров весом 125 т.
В середине 1960-х автомобили Oshkosh, помимо соседней Канады, можно было встретить в Нигерии, Саудовской Аравии, Перу, Пуэрто-Рико и в ЮАР. В 1966 г. произошла смена системы обозначений: семейство М упразднили и из входящих в него моделей образовали несколько новых серий, объединяющих машины одинакового назначения и компоновки. В результате серию P составили автомобили для дорожного хозяйства, F – строительные шасси капотной компоновки, С – строительные шасси со смещённой назад передней осью, а D – строительные шасси со спаренными передними мостами. В тот же год серия D пополнилась шасси для бетоносмесителей Oshkosh D-3466 типа 12х10 полной массой 45,4 т. Для нефтедобывающих стран Ближнего Востока создавались специализированные автомобили. Например, в 1966 г. появился Oshkosh 66D-1840 Desert Knight («рыцарь пустыни») типа 6х6 с односкатными широкопрофильными шинами низкого давления и большим баком для воды, смонтированном вместо бампера. Два года спустя для Саудовской Аравии построили седельный тягач модели 66H-2270 Desert King («король пустыни») полной массой 41,8 т, предназначенный для работы в составе 118-тонного автопоезда. Параллельно под монтаж технологического и геологоразведочного оборудования нефтяной промышленности выпускали бескапотные шасси серии G типа 6х6. В 1967 г. Oshkosh изменила свой юридический статус, став корпорацией. В 1968 г. буквенный индекс получили автомобили серии «64», образовавшие серию R, и «66», которым присвоили литеру F.
В 1969 г. сборка грузовиков серии R началась в ЮАР, несмотря на изоляцию этой страны международным сообществом из-за режима апартеида. Выпуск вёлся на совместном предприятии Oshkosh и местной компании Barlow Rand Limited of South Africa в г. Парл, расположенном в 60 км от Кейптауна.
В январе 1970 г. корпорация представила бескапотные дорожные грузовики серии Е. В неё входили модели от E-0918 (4х2) полной массой 12,3 т до Е-1234 (6х4) полной массой 20,9 т, оснащённые дизелями мощностью от 175 до 270 л.с. В США эти автомобили особого распространения не получили и в основном применялись как тягачи для полуприцепов-тяжеловозов. В 1971 г. их выпуск начали в ЮАР, а в Австралии некоторое количество собрали из американских машинокомплектов. Oshkosh серии Е также продавали в Перу, Ирландии и Саудовской Аравии.
В 1973 г. в преддверии ввода новых, более жёстких, требований к пневматическим тормозным системам грузовых автомобилей выпуск шасси серии С со смещённой назад передней осью стал сокращаться, а в 1974 г. по тем же причинам в США прекратили сборку грузовиков серии Е.
В 1974 г. появилась серия J, в которую входили автомобили в пустынном исполнении для стран Ближнего Востока. Первоначально она включала грузовики типа 6х6 моделей J-2044 Desert Knight полной массой 29 т и J-2065 Desert Prince («принц пустыни») полной массой 38,6 т. Машины оснастили дизелями мощностью соответственно 250 и 325 л.с. Полная масса автопоезда с седельным тягачом Oshkosh J-2065 достигала 82 т. В этом же году программа дополнилась пожарными шасси серии А типа 4х2 и 6х4 с просторной 5-местной кабиной для расчёта, которую поставляла фирма Truck Cab Manufacturers из г. Цинциннати. Ежегодный выпуск грузовиков в 1973 и 1974 гг. составил примерно 400 штук. В 1974 г. продажи грузовиков серии F начались в Нидерландах.
В 1975 г. корпорация внесла очередной вклад в развитие специализированной строительной автотехники, начав выпуск шасси серии B для бетоносмесителей с передней подачей бетонной смеси. В разные годы в серию входили модели от В-1838 (6х4) до В-2365 (6х6 и 8х6) полной массой до 40 т. Для лучшей развесовки автомобиля моторный отсек перенесли назад, а водитель размещался в одноместной кабине, расположенной на продольной оси машины. Ассортимент пожарных шасси в тот год пополнился низкопрофильной моделью L-1834 (6х4), на которую монтировали лестницы и коленчатые подъёмники. Высота до верха кабины у неё составляла всего 1,83 м. Пожарные шасси серий А и L выпускали до начала 1980-х.
В 1976 г. Oshkosh приняла участие в конкурсе армии США на седельный тягач для перевозки танков, представив военизированную версию модели J-2065 с дополнительной поддерживающей осью. Тягач Oshkosh был признан лучшим, и корпорация получила контракт на серийный выпуск этих машин, получивших армейский индекс М911. Под обозначением F-2365 эта модель числилась и как коммерческая. Первая крупная поставка транспортных автомобилей для армии США побудило руководство Oshkosh сконцентрироваться на создании специализированной военной автомобильной техники, что со временем стало основным направлением деятельности корпорации. Многочисленные автомобили Oshkosh, созданные для армии, ВВС и морской пехоты США, заслуживают отдельного рассказа.
В 1978 г. серия J пополнилась двумя новыми машинами типа 6х6 моделей J-2770 и J-3080. Последняя предназначалась для нефтепромыслов Ближнего Востока, имела полную массу 50 т, оснащалась дизелями мощностью 370 или 450 л.с. и в качестве тягача была способна работать в составе автопоезда массой до 176,6 т. В том же году было собрано около 900 автомобилей, включая 400 тягачей модели J-2770 для Ливии (эта поставка повлекла за собой крупный скандал в Вашингтоне).
В 1979 г. Oshkosh начала выпуск совершенно нетипичной для себя продукции – шасси типа 4х2 для моторхоумов премиум-класса. Впоследствии эти изделия получили высокую оценку у любителей путешествий. В следующем году в программе появились заднемоторные шасси модели H-2218 для монтажа аэродромных снегоочистителей, а также шасси модели K-2444 (8x4) полной массой 30,9 т для монтажа технологического оборудования нефтяной промышленности (насосные установки для кислотной обработки скважин и т.п.). Кроме них в коммерческую программу входили различные модели серий P, F и R.
В 1981 г. был создан самый большой грузовик фирмы – внедорожный Oshkosh J-30120, оснащённый дизельными двигателями мощностью 485 или 600 л.с. При полной массе 68,1 т он мог также служить тягачом для автопоезда массой до 281,5 т.
В 1982 г. шасси для бетоносмесителей серии B сменили машины серии S аналогичной компоновки.
В декабре 1983 г. была прекращена сборка грузовиков Oshkosh в ЮАР. К этому времени предприятие Oshkosh Africa стало полной собственностью местной компании Barlow Rand, выпускало машины серий E и R по американской лицензии, а на основе последней даже создало собственную серию S. В это же время в США также прекратили сборку грузовиков серии R.
Вплоть до конца 1980-х каких-либо новых серий коммерческого назначения в линейке не появилось, но в 1988 г. Oshkosh предложила услуги по… переделке обычного 2-осного грузовика Ford L-8000 в полноприводный, пойдя по пути компании Marmon-Herrington и её многочисленных последователей. В процессе конверсии автомобиль оснащался передним ведущим мостом и раздаточной коробкой собственного производства, а также рамой ступенчатой конструкции.
Военные заказы (главным образом поставки грузовиков серии HEMTT типа 8х8), которые к концу 1980-х давали 85% от общего количества доходов, значительно укрепили положение корпорации и позволили начать поглощение различных фирм. Так, в 1988 г. у John Deere Inc. было куплено отделение по выпуску шасси для мультистопов и кемперов, после чего в следующем году Oshkosh перенесла выпуск этой продукции на вновь построенный завод в г. Гафни (шт. Южная Каролина). В 1990 г. была присоединена фирма по выпуску полуприцепов Miller Trailers с заводами во Флориде и в Техасе.
В 1990 г. был начат выпуск шасси HB-2518 и HB-2523 для аэродромных снегоочистителей, сменивших модель H-2218. За час эти машины с фрезерно-роторными снегоочистителями были способны убрать с взлётной полосы 2000 – 3000 т снега. По итогам 1990 г. в США было зарегистрировано 4540 новых автомобилей Oshkosh, из которых 326 штук приходилось на грузовики тяжёлого класса, а остальными были шасси для автодомов и развозных фургонов.
В начале 1990-х корпорация всё больше стала сосредотачиваться на выпуске военных автомобилей, а также специальных шасси, что привело к сокращению выпуска чисто транспортных машин. Так, в этот период был прекращён выпуск грузовиков серии J. К числу специальных автомобилей в 1992 г. добавилось шасси для мусоровозов серии А (6х2) с низким расположением кабины и разнесёнными осями, а в 1993-м – шасси серии NK аналогичного назначения типа 4х2 или 6х4. В 1993 г. 614 дизельных шасси для автобусов было собрано в Мексике на вновь образованном совместном предприятии OSHMEX.
В июне 1995 г. Oshkosh и корпорация Freightliner подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому Oshkosh мог использовать для продажи своих автомобилей торговую сеть Freightliner. Кроме того, Oshkosh должна была начать производство грузовиков совместной разработки, дополняющих производственную программу своего партнёра. По тому же соглашению отделение Oshkosh по выпуску шасси для кемперов, автобусов, фургонов и мультистопов в г. Гафни было продано Freightliner.
В 1996 г. в рамках сотрудничества был начат выпуск шасси для бетоносмесителей Oshkosh FF-115 (6х6) полной массой 27,7–43,1 т, представляющего комбинацию из ходовой части Oshkosh серии F c кабиной и капотом от грузовиков Freightliner FLD. Одновременно была начата сборка 2- и 3-осных шасси для мусоровозов серии NL. Эти машины продавали через сбытовую сеть как Oshkosh, так и Freightliner. Альянс просуществовал лишь до конца 1996 г., после чего корпорации ограничились продажами друг другу кабин и элементов для полного привода. В 1996 г. была приобретена компания Pierce Manufacturing Inc., выпускавшая пожарные автомобили, а затем был поглощён ряд фирм, занимавшихся выпуском коммунального, строительного и специального оборудования. В 1996 г. в США было зарегистрировано 1386 новых автомобилей Oshkosh.
В 1999 г. на основе машин для дорожного хозяйства «долгоживущей» серии P был создан более компактный грузовик серии MPT (от Municipal Patrol Truck) типа 4х4, специально предназначенный для уборки от снега дорог местного значения. Автомобили Oshkosh для дорожников имели репутацию крепких и надёжных машин. Немало экземпляров 30-40-летней давности все ещё находилось в работоспособном состоянии.
В ноябре 2000 г. корпорация представила шасси для бетоносмесителей FJ-2346 Highlander (6х6) полной массой 31,3 т и выше, которые пришли на смену грузовикам серий F и FF. На новую модель ставили кабину собственного производства и интегральное оперение с округлыми чертами. Кроме неё линейка включала в себя автомобили серий P, H и S, которые не претерпели особых внешних изменений. Модель FJ-2346 Highlander была снята с производства в 2007 г. и была, по сути, последним гражданским грузовиком Oshkosh общехозяйственного назначения. Поскольку деятельность корпорации давно не ограничивалась выпуском только грузовых автомобилей, в 2008 г. её название сменили на Oshkosh Corporation.
В настоящее время из коммерческих автомобилей, похожих на обычные грузовики, в производственной программе всё ещё числятся машины для дорожников серий MPT (4х4) и P (4х4 и 6х6), сохраняющие угловатый облик и знаменитую кабину с отрицательным наклоном ветрового стекла. Дополняют грузовую линейку специальные шасси для бетоносмесителей серии S, выпуском которых теперь занимается дочерняя компания McNeilus Truck and Manufacturing, и заднемоторные шасси H и HT для снегоочистителей. Наряду с применением широкого спектра комплектующих от сторонних производителей, Oshkosh по-прежнему самостоятельно выпускает передние ведущие мосты с карданными шарнирами (что, по сути, является, анахронизмом) и раздаточные коробки. Однако визитной карточкой корпорации в гражданском секторе теперь являются аэродромные пожарные автомобили серий TI (4х4, 6х6), Striker (4x4, 6x6 и 88) и New Striker (4х4, 6х6). Эти внушительные машины стали конечным результатом работы по созданию аэродромной пожарно-спасательной техники для ВВС и военного флота США, начатой Oshkosh ещё в 1968 г.
Несмотря на разнообразие выпускаемой спецтехники, наибольших успехов корпорация достигла в разработке военных автомобилей, став общепризнанным мировым лидером в этой области. К рассказу об этой стороне деятельности Oshkosh я обязательно вернусь.
В 2000-х гг. продукция корпорации впервые появилась в нашей стране. В июле 2006 г. для московского аэропорта Домодедово был закуплен фрезерно-роторный снегоочиститель на шасси Oshkosh HB2723 производительностью 4500 метрических тонн снега в час. Аналогичная машина работает и в санкт-петербургском аэропорту Пулково. Для продажи аэродромной техники Oshkosh, а также строительных подъёмников фирмы JLG, которая является дочерним предприятием корпорации, в Москве с декабря 2010 г. существует представительство ООО «Ошкош Рус».