Праздничные автомобили-имитации "ленинского" броневика
В Советском Союзе для проведения праздничных демонстраций часто требовались не только стандартные грузовики, но и автомобили, своим внешним видом напоминавшие петроградскую автотехнику 1917 года, в первую очередь – «ленинский» броневик. Такие автомобили-имитации изготовляли обычно к знаменательным датам силами местных предприятий.
Если праздник 1 Мая никакими собственными автомобильными атрибутами не обладал, то годовщина Октябрьской революции имела исторические привязки к вполне конкретным моделям автомобилей, которые принимали активное участие в событиях октября 1917 года. Это были прежде всего машины, имевшие отношение к деятельности В. И. Ленина и других тогдашних лидеров Советской России, а также те, на которых передвигались революционные солдаты и матросы. Напомним, что это были автомобили 1910-х годов выпуска, в основном зарубежного производства, полученные Российской империей в период Первой мировой войны. Иначе говоря, для проведения театрализованных шествий и торжеств в СССР подчас возникала необходимость в допотопных импортных автомобилях, сохранять которые практически никто и никогда даже не пытался. Так что уже в 1940-е годы отыскать где-либо подлинное автомобильное «наследие царского режима» не представлялось возможным. Но, как известно, спрос рождает предложение, и то, что нельзя было достать, изготавливалось из подручных средств и материалов силами многочисленных и безвестных народных умельцев. Разумеется, никакой исторической достоверностью эти самоделки похвастать не могли, и даже сходность очертаний с оригиналами присутствовала далеко не всегда. Впрочем, у Советской власти отношения с историей всегда были сложные, если не сказать, натянутые. Да и какая особая подлинность нужна театральным декорациям, на роль которых они всего лишь претендовали?
Наиболее простым, даже тривиальным решением проблемы «солдатских» грузовиков 1917 года стало использование обычных грузовых автомобилей советского производства. Обычно их выбирали из наиболее старых и ветхих, но ещё вполне ходовых машин, имевшихся в составе тех или иных автопредприятий. Чаще всего ими оказывались довоенные «полуторки» ГАЗ-АА, их послевоенные аналоги ГАЗ-ММ или «трёхтонки» ЗИС-5, в основном уже послевоенного уральского производства. Кое-где шли дальше и придавали этим грузовикам минимальную схожесть с древними оригиналами.
Поскольку грузовики времён Первой мировой, как правило, кабин не имели, у ЗИС-5 для этой цели могли запросто спилить всю верхнюю часть кабины, благо, она была деревянной. Другим вариантом того же был демонтаж ветрового стекла и дверей кабины с оставлением Г-образно возвышающихся задней стенки и крыши. Угловатые передние крылья уральской «трёхтонки» тоже могли скруглить и лишить отбортовок с внешней стороны. По замыслу авторов в таком виде отечественные послевоенные машины (несмотря на эмблему «УралЗИС» на кожухе радиатора) становились похожими на дореволюционные американские «Уайты» или «Паккарды».
Подобным путём создавались и легковые «командирские» автомобили времён Гражданской войны. Создатели были уверены, что стоило взять обычный ГАЗ-69 без тента, приделать к нему спереди кожух радиатора и крылья от ГАЗ-АА, а колёса снабдить круглыми экранами с нарисованными спицами, как он сразу же превращался в «Роллс-Ройс» образца 1916 года или что-то подобное, возившее В. И. Ленина, Ф. Э. Дзержинского и других большевистских лидеров.
Ну, а какой же праздник годовщины революции без знаменитого «ленинского» броневика «Враг капитала»? Запутанная, противоречивая и во многом вымышленная история этой машины выходит за рамки данного повествования, но суть дела вкратце такова. «Ленинским» этот броневик стал потому, что якобы именно, стоя на его башне, 3 апреля 1917 года у Финляндского вокзала в Петрограде В. И. Ленин, возвратившийся из эмиграции, произнёс свою знаменитую речь о социалистической революции.
Историки до сих пор ломают копья в спорах о том, как это было на самом деле. Некоторые приводят свидетельства, что выступал Ленин не с броневика, а прямо с подножки вагона. Другие утверждают, что никакой речи вовсе не было – Ленина (после его долгого отсутствия в стране) в Петрограде ещё почти никто не знал, и никакой «народ» для встречи и митинга собраться не мог.
Как бы там ни было, но если даже некий броневик и имел место, то совсем не тот, который предъявили советской общественности много лет спустя, уже перед Великой Отечественной войной. Тогда в качестве «ленинского» безапеляционно и окончательно решили выдать бронеавтомобиль на шасси «Остин» (Austin) русской бронировки (по документам – «Русский Остин»), изготовленный на Ижорском заводе в августе 1919 года. Вероятно, что под именем «Враг капитала» он действительно принимал участие в гражданской войне, но к событиям 1917 года, понятное дело, никакого отношения иметь не мог.
Зимой 1939 года броневик был найден на Выборгской стороне Ленинграда, в Сосновке, на заброшенном складе «Осоавиахима», неожиданно опознан как «ленинский» и после ремонта занял почётное место сначала у Музея революции (особняк Кшесинской), а в 1950-х – во дворе Ленинградского филиала музея В. И. Ленина (Мраморный дворец). Сейчас этот «Русский «Остин» (единственный уцелевший броневик времён Гражданской войны) находится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
Так или иначе именно эту бронемашину на английском шасси с бронекорпусом, разработанным совместно Военно-автомобильной школой РИА и Путиловским заводом и изготовленным затем Ижорским заводом, в СССР «канонизировали» как «ленинский броневик». Понятно, что единственный его экземпляр никак не мог удовлетворить потребностей огромной страны в деле увековечивания памяти революционных событий, поэтому у этого «Остина-Путиловского», как его не вполне корректно окрестили журналисты, со временем возникло огромное множество всевозможных копий, начиная от достаточно точных макетов в натуральную величину и заканчивая небольшими детскими поделками.
Если говорить о полноразмерных макетах «Русского «Остина», то наиболее известны два из них. Первый установлен на открытой площадке Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Московская область). Этот макет, изготовленный по заказу музея, имеет некоторые элементы от ГАЗ-ММ (передний мост, ободья и шины колёс и т.д.), но по части бронекорпуса воспроизведён достаточно точно. Другой макет, отличающийся более правильными узкими колёсами, был изготовлен на Ижорском заводе к 50-летию Октябрьской революции и установлен в 1967 году там же в Колпино (Ленинград, ныне Санкт-Петербург) в парковой зоне. Весной 2012 года изрядно обветшавший макет отправляли на реконструкцию в ижорские цеха, а 4 июля того же года он вернулся на своё место.
Однако гораздо чаще требовались не неподвижные копии-памятники, а ходовые макеты, т.е. способные передвигаться имитации «ленинского броневика», изготовленные на основе имевшихся в наличии серийных автомобилей. Интересно, что их начали делать ещё на рубеже 1920–1930-х годов, причём не всегда в связи с ленинской тематикой. В то время на первомайских парадах важно было показать растущую военную мощь и силу СССР. И если отсутствовала настоящая военная техника, то в ход шла бутафорская, сооружённая на ранних полуторатонных «Фордах» отечественной сборки. В 1930-е годы начинает превалировать тема «ленинского броневика», но пока что, в отсутствие канонического его образа, на базе отечественных ГАЗ-АА сооружают «броневики» различных конфигураций – однобашенные, без фар, с покатым капотом и т.д.
В послевоенные годы имитации «ленинского броневика», благодаря ленинградскому эталону, приобретают большую определённость в плане внешних пропорций и очертаний, но сооружаются чаще всего по-прежнему на основе ГАЗ-АА / -ММ или ЗИС-5.
Одна из последних имитаций броневика на базе «полуторки» появилась уже в 1967 году, т.е. спустя 17 лет после снятия машины-донора с производства. Как и авторов всех предыдущих имитаций, её саратовских создателей не смущали ни малая база шасси, ни дисковые (а не со спицами) колёса, ни «великоватые» конкретно здесь шины 7,50-20.
Схожая ситуация была и с имитациями броневика на базе ЗИС-5. В качестве доноров выступали обычно бортовые грузовики, и чтобы не демонтировать с них платформы, их просто закрывали псевдобронёй, так что корпус в задней части оказывался значительно длиннее, чем следовало. Демонтаж передних крыльев не представлял большой сложности, и поэтому их для большей схожести обычно убирали. Количество же и расположение башен (и вообще их наличие) зависело целиком лишь от фантазии создателей.
Третьим по счёту автомобилем, который стал служить основой для имитаций броневика, стал горьковский вездеход ГАЗ-67Б. Однако в силу своих малых, почти «легковых» габаритов и сложности декорирования передка под броневик, такие имитации выглядели ещё более топорно и неказисто, и возникали лишь ввиду отсутствия чего-либо более подходящего. Этим «более подходящим» являлись послевоенные грузовики, самым распространённым из которых был ГАЗ-51А, который, разумеется, тоже не избежал почётной миссии «гримирования» под броневик.
Например, в достаточной степени похожим на «Остин» стала ленинградская имитация, изготовленная к 7 ноября 1967 года (если опять же, не брать во внимание совсем иные дисковые колёса). Часто на такие имитации броневика водружали статуи самого В. И. Ленина. Вероятно, создатели таким образом пытались придать ещё большую «достоверность» происходящему: вот, мол, смотрите – и у нас есть свой Ленин на своём броневике.
Кроме «51-го» в качестве основы для имитаций «ленинского» броневика часто использовали грузовики УралЗИС-355М, ЗИС-150 и ЗИЛ-164. Причём на сходство с оригиналом решающую роль оказывала не модель шасси (все они годились для этого примерно в равной степени), а степень серьёзности подхода к изготовлению. Если бортовой грузовик нужно было оставить нетронутым, дабы после окончания праздника он вновь сразу же стал применяться по своему прямому назначению, ему лишь наращивали матерчатый «бронекорпус» на деревянном каркасе, который позже легко демонтировался. Однако в этом случае придать ему ощутимую схожесть с оригиналом, как правило, не получалось.
Примером такого лёгкого декорирования может служить «броневик», сооружённый из бортового УралЗИС-355М, принимавший участие в демонстрации 7 ноября 1967 г. в Челябинске. Иное дело, когда тот или иной грузовик (обычно списанный) безвозвратно отдавался под изготовление имитации. В этом случае его разбирали до шасси и конструировали «бронекорпус» из стальных листов по своему усмотрению, добиваясь большего сходства с «Врагом капитала».
В этой связи можно вспомнить, например, имитацию броневика на основе ЗИС-150, изготовленную в г. Бакал Челябинской области к 22 апреля 1970 г. На демонстрации, посвящённой 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, это несколько несуразное «чудо», гораздо более длинное, нежели «Русский Остин», передвигалось, разумеется, тоже на своих дисковых колёсах и современных покрышках от ЗИЛ-130. Не решились убрать куда-нибудь во внутрь и его топливный бак, который, хотя и был «зашит» в «броню», торчал сбоку явно лишним элементом.
Надо сказать, что трудновато приходилось не только создателям этих «монстров» (которым приходилось лишь скромными подручными средствами придавать грузовикам тех лет вид исторической бронемашины), но и водителям, ведь для внешнего обзора оставляли обычно лишь узкую смотровую щель, точь-в-точь как у настоящих броневиков. И чтобы управлять этими неуклюжими махинами почти вслепую среди многолюдной толпы, требовались хорошие навыки вождения, шофёрский опыт и крепкие нервы.
Шли годы, и постепенно годовщина революции приобретала всё большую удалённость от реальности, всё большие вымышленность и казённость, что, разумеется, не могло не сказаться и на качестве изготовления имитаций «ленинского» броневика. Руководители предприятий и сами изготовители всё чаще и чаще предпочитали идти по пути наименьшего сопротивления, наспех лепя небольшие «бронекузова» на джипах ГАЗ-69 и УАЗ-469. В основном это делалось как попало, вообще без всякой оглядки на известный всем оригинал. Однако встречались и исключения.
1967 год в плане празднования революционных событий стал особенным: 50-летие Великого Октября готовились отмечать пышно и с размахом, поэтому и волна различных имитаций «ленинского» броневика всколыхнулась с небывалой силой. В частности для парада на Красной площади было решено построить целую партию броневиков. В качестве шасси выбрали ГАЗ-51А. Но на этот раз, чтобы дисковые колёса «51-х» меньше бросались в глаза, их задекорировали накладными металлическими спицами (хотя никак не уменьшавшими толщину колёс).
В остальном эти имитации повторяли уже упоминавшиеся варианты, в целом копируя очертания большевистских броневиков. 7 ноября как минимум девять таких машин участвовало в параде в честь 50-летия Октябрьской революции. Об их создателях и принадлежности сейчас можно лишь гадать, но в отличие от большинства уже описанных местных имитаций, они с окончанием торжеств отнюдь не канули в неизвестность, а продолжали появляться на праздничных мероприятиях, выставках и т.д.
Известно, например, что 19 августа 1976 года два экземпляра принимали участие в торжественном параде войск и техники в Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Дзержинского (ОМСДОН МВД СССР). В начале 1980-х годов один такой «броневик» экспонировался на открытой площадке Центрального музея Вооружённых Сил СССР. Кроме того, эти машины в 1970–1980-х годах участвовали в съёмках нескольких фильмов на тему революции и гражданской войны (например, «Красные колокола», 1982 г.).
С развалом СССР бóльшая часть этих машин затерялась, но некоторым повезло обрести новых хозяев. Так, в начале 1990-х один порядком изношенный столичный экземпляр «образца 1967 г.», едва не отправленный на металлолом, был отремонтирован известной в то время поисковой группой «Экипаж». «Броневик» получил собственное имя «Кречетъ» и принимал участие во многих мероприятиях группы, в частности, в автопробеге «Москва – Севастополь». Другой экземпляр в 1990-х годах «осел» в Музее военной автомобильной техники (ВАТ) в Рязани.
До наших дней сохранилось как минимум четыре экземпляра столичных псевдоброневиков 1967 года. Вышеупомянутый экземпляр под именем «Кречетъ» в качестве памятника и экспоната установлен недалеко от входа на территорию Музея техники Вадима Задорожного в подмосковном поселке Архангельское. Второй можно увидеть в московском Музее современной истории России. Третий выставлен в Самарском военно-историческом музее Краснознамённого Приволжско-Уральского военного округа. А ещё один уцелел во Львове (Украина), где иногда участвует в исторических реконструкциях.
В публикациях последних лет эти московские имитации 1967 года обычно называют «репликами «ФИАТа-Ижорского». И действительно, сходство с «ФИАТом» у них даже большее, благодаря массивному, строго вертикальному «носу», створки которого распахивались в стороны (в то время как наклонный передок «Остина» имел одинарный люк, открывавшийся снизу вверх).
Сходство это усиливалось ещё и двухскатными задними колёсами, так как у «Остина» они были односкатные. Но не будем забывать, что и «ФИАТ-Ижорский», и «Русский «Остин» делались фактически по одному и тому же проекту бронировки, а дата и цель изготовления этих столичных имитаций броневиков не оставляет сомнений в том, что имитировать ими так или иначе пытались именно «ленинский» броневик.
Печально другое: в настоящее время большинство из них вопреки всякой исторической достоверности выставлено как настоящие броневики (или в лучшем случае, как «точные копии»), без всяких ссылок на парад 1967 года, для которого их изготовили, без указания шасси ГАЗ-51А, на основе которого их делали и т.д. В результате у многих нынешних посетителей создается иллюзия, что они и впрямь видят настоящий броневик, а не довольно грубую, по сути, его имитацию.
Как правило, инициаторы и создатели описываемых здесь имитаций остаются неизвестными. Но есть и исключение, о котором нельзя не рассказать. Речь идёт о достаточно качественной имитации «ленинского» броневика из г. Норильска.
Идея создания реплики броневика принадлежала тогдашнему директору Центральной автотранспортной конторы (ЦАТК) Норильского горно-металлургического комбината (ныне компания «Норильский никель») Валентину Константиновичу Полякову. В 1984 году он «…отдал устное распоряжение об изготовлении макета броневика «Остин-Путиловец» для сопровождения колонны предприятия на праздничной демонстрации 7 ноября».
Распоряжение претворяли в жизнь главный механик ЦАТК Владимир Петрович Куйвашев и начальник технического бюро авторемонтного цеха Нина Федоровна Провоторова. К делу подошли весьма серьёзно. Сотрудники техбюро по фотографиям ленинградского броневика создали рабочие чертежи, а бригада отдела главного механика занималась изготовлением деталей и элементов машины в металле. Как вспоминал один из членов бригады Виктор Иванович Стеценко, за дело взялись с интересом и энтузиазмом. Постепенно работа захватила настолько, что иной раз задерживались и после смены, чтобы побыстрее всё закончить.
В итоге, на изготовление норильского броневика ушло всего три месяца, и 7 ноября 1984 года праздничную колонну ЦАТК возглавлял ходовой макет броневика «Враг капитала». Его отличительной особенностью от всех прочих стали колёса со спицами, что делало его наиболее похожим на ленинградский оригинал. Но в отличие от копий из Кубинки и Колпино эта реплика броневика могла неплохо двигаться.
Около десяти лет норильский броневик находился в ЦАТК, пока в 1994 году его не передали подшефной школе № 35 г. Норильска. Правда, там он не очень задержался, в 1999 году броневик демонтировали с постамента на школьном дворе («…в связи с травмоопасностью для учащихся») и оставили на пустыре в районе Набережной Урванцева. Два года спустя о машине вспомнили и после косметического ремонта перевезли на турбазу «Оганер», где тогда размещался лагерь военно-спортивного объединения «Северная звезда», в качестве военной атрибутики. Есть надежда, что он находится там и сейчас.
В этом рассказе намеренно почти не затронута тема репликаров броневиков и других автомобилей времён революции и Гражданской войны, созданных для киносъёмок. Причина проста: любой исторический кинофильм изначально предполагает на порядок большую подлинность и достоверность, чем уличные шествия где-то в провинции. Но увы, за последние десятилетия отечественная киноиндустрия как раз-таки «скатилась» до уровня уличного балагана. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на слепленные преимущественно из деталей современных машин «исторические» автомобили из гаража «Мосфильма». Правда, есть там и подлинные экземпляры, но они – ещё советское наследие. А все «новинки» – это лишь «очень неточные» копии когда-то существовавших исторических машин. Это относится и к грузовикам, и легковым машинам времён Первой мировой, и к экземпляру «ленинского» броневика, который здесь тоже имеется. «Броневик» с «Мосфильма» кишит современными деталями, и если раньше на его колёсах были хотя бы накладные спицы (как у столичных образцов 1967 г.), то несколько лет назад их убрали, обнажив тем самым колёса ГАЗ-ММ и ГАЗ-51А.
Интересно, что имитации «Русского «Остина», подобные экземплярам времен СССР, появляются и в настоящее время. Поменялись лишь направленность и цель изготовления. Если раньше это были исключительно «трибуны вождя мирового пролетариата», то ныне это, как правило, броневики Русской армии. Либо, как вариант, они же, но уже захваченные какой-либо из воюющих сторон Гражданской войны (например, «броневик» «Петлюра» с нехарактерными для этих машин крыльями из Винницы).
Наша страна всегда была сильна своими мастерами и умельцами. Одно из свежих тому подтверждений – деятельность Вячеслава Веревочкина из села Большой Оеш Новосибирской области. Много лет отставной военнослужащий с парой помощников практически вручную делал из отслуживших своё автомобилей и другого металлолома ходовые имитации образцов военной техники.
Среди изготовленных им танков и бронетранспортеров есть и имитация «Русского «Остина». Ходовая часть её традиционно взята от горьковских грузовиков (колёса опять-таки снабжены накладными спицами), зато корпус выполнен довольно точно. Сейчас эта машина безвременно ушедшего мастера прекрасно иллюстрирует тезис о том, что можно и в одиночку создать и построить всё, что угодно, даже находясь в забытой богом сельской глуши и не имея особых средств – просто надо очень сильно этого захотеть.
Завершая рассказ об участии всевозможной автомобильной техники на праздничных мероприятиях в СССР, хочется отметить, что такое нетрадиционное использование автомобилей, характерное только для нашей страны, во всех своих подробностях и красках безвозвратно уходит от нас всё дальше и дальше в прошлое. Стремление хотя бы как-то запечатлеть эти многочисленные яркие моменты в жизни огромного числа наших соотечественников и явилось причиной написания данного материала, поскольку это явление, как и всё многообразие канувшей в Лету эпохи, безусловно, тоже достойно нашей памяти.