Увеличение объёма продаж грузовых автомобилей MAN в России
Мы уже сообщали о подъёме российского рынка автотранспорта после длительной рецессии. Эти данные были подтверждены и на итоговой пресс-конференции компании MAN. Генеральный директор ООО «МАН Трак энд Бас РУС» Питер Андерссон рассказал о том, что в прошедшем году было немало интересных событий, результатом которых стало увеличение объёма продаж грузовых автомобилей MAN в России на 20% при общей динамике рынка в 9% для всех марок и 19% по европейским брендам. В силу этого компании удалось сохранить свою многолетнюю рыночную долю, превышающую 20%.
Можно смело заявлять, что 2016 год был для MAN успешным. Об этом говорят и цифры, представленные на презентации. Лидером продаж в сегменте от 6 т среди моделей европейских брендов стал грузовой автомобиль MAN TGS, было реализовано более 1,6 тысяч этих машин, конечно же разговор идёт о новинках.
Автобусный прорыв
Неплохие достижения у компании и в других сегментах. Автобусный сегмент показал давно ожидаемый и уверенный рост с 19% в 2015 году до 30% в 2016 году. Самый большой скачок в туристическом сегменте – до 52%.
Упоминалось, что автобус MAN Lion’s Intercity получил престижную российскую премию «Лучший коммерческий автомобиль года» в номинации «Туристический / междугородный автобус». Большим достижением является и то, что эта машина в 2016 году была сертифицирована по новой процедуре с ЭРА-ГЛОНАСС. Кстати, эта же модель в 2016 году получила международную премию в области дизайна iF Gold Award 2016, которая учитывает не только привлекательность интерьера и экстерьера транспортных средств, но и эргономику, функциональность и экологический аспект.
Вот почему на сегодняшний день MAN является лидером рынка среди «европейцев» в сегменте туристических автобусов с долей 52%. Самая продаваемая модель в России в 2016 году – MAN Lion’s Coach, а вот Intercity, несмотря на недавнее появление на рынке России, уже успела завоевать второе место в сегменте пригородных автобусов среди европейских брендов.
Расширение в лёгкий сегмент
Есть у компании лидерство ещё в одном сегменте, это грузовики с колёсной формулой 6х6 – доля рынка у MAN там составляет 72% для самосвалов и 47% для седельных тягачей. Кроме того, среди европейских брендов немецкий производитель является ведущим поставщиком строительной техники – на продукцию MAN приходится 36% всех продаж в этом сегменте. В крупнотоннажном сегменте компания стремится к доле автомобильного российского рынка 25%. В среднетоннажном сегменте по отношению к 2015 году в 2016 году наблюдался рост на 26%.
И здесь самое время перейти к планам на будущие годы. Дело в том, что все устремления ООО «МАН Трак энд Бас РУС» направлены сейчас на продвижение в России линейки малотоннажных грузовиков серии TGE (напомню, впервые эта модель была представлена в Ганновере на выставке IAA-2016). В Европе продажи начались в 2017 году. Автомобили полной массой от 3 до 5,5 т будут предлагаться со стандартной и двойной кабиной, два варианта колёсной базы, три варианта высоты крыши и габаритной длины.
Вместимость фургонов впечатляющая – до 18,4 м3. В зависимости от комплектации машины будут оснащать двигателями объёмом 1968 cм3 в четырёх вариантах: 75 кВт (102 л.с.), 90 кВт (122 л.с.), 103 кВт (140 л.с.) и 130 кВт (177 л.с.). А вот в России серия TGE появится, как было сказано на пресс-конференции, только в 2018 году. Продажи стартуют в начале года с грузовых фургонов и бортовой модели MAN TGE.
Новый продукт начнёт поступать на российский рынок в момент начала планомерного роста экономики России. Ненавязчивый анализ такой стратегии компании позволяет предположить, что дела у группы MAN будут идти ещё лучше.
Электрическая дальнозоркость
И ещё одна очень интересная новость, озвученная впервые на пресс-конференции: с 2017 года MAN начинает выпуск грузовиков на электрической тяге. Проект распространяется на среднетоннажный и большегрузный сегмент развозного транспорта с разрешённой массой от 12 до 26 т. Протокол о намерениях между компаниями-участниками CNL и MAN Truck & Bus был подписан на заводе в австрийском Штайре, где выпускаются автомобили серий TGL и TGM. Здесь в Штайре находится Центр специализированных разработок грузовых автомобилей, поэтому именно австрийский завод оказался наиболее подходящей площадкой для выпуска первых электрических грузовиков MAN. Будут ли они ввозиться в Россию? Вполне вероятно, ведь по словам руководителя департамента продаж грузовых автомобилей ООО «МАН Трак энд Бас РУС» Андрей Харченко, спрос на экологически чистые грузовики в России есть и он растёт.
Ранее сообщалось, что выпуск грузовиков MAN TGM на электрической тяге запланирован на конец 2018 года, но согласно последней информации это произойдёт немного раньше. Возможно, главной причиной такого ускорения являются китайцы, которые никого не ждут и начинают выпускать электрические грузовики и электробусы серийно. Кстати об электробусах, MAN планирует приступить к их массовому выпуску уже в 2018 году.
Финансовая стабильность
И вообще, финансовая составляющая группы в 2016 году производит впечатление. Компании MAN удалось значительно улучшить операционную прибыль: прирост составил более € 100 млн, достигнув € 204 млн. Без учёта особых статей, связанных с расходами на реструктуризацию, операционная прибыль превысила € 400 млн. Наряду с положительной динамикой европейского рынка коммерческого автотранспорта, это в большой степени связано со структурными улучшениями в MAN Truck & Bus. Внедрение перспективных программ развития способствует стабильному увеличению выручки подразделений MAN Latin America and MAN Diesel & Turbo. В связи со всем сказанным, прогноз для группы MAN весьма позитивен: в 2017 году ожидается небольшой рост выручки от продаж при значительном увеличении операционной прибыли и операционной рентабельности продаж.
Объём поступления заказов группы MAN остался на уровне прошлого года, составив € 14,4 млрд. Выручка от продаж Группы составила € 13,6 млрд, незначительно снизившись по сравнению с предыдущим годом.