<<< Назад
Дно пройдено! Есть рост!

Подъём спроса на рынке нового коммерческого автотранспорта РФ

Александр Трохачёв

Случилось то, чего все давно ждали: на рынке нового коммерческого автотранспорта РФ началась настоящая оттепель. Большинство сегментов не просто нащупали дно, но и, оттолкнувшись от него, пошли в рост. По итоговым показателям минувших 12 месяцев в минусе только иномарки LCV, остальные в плюсе. Начавшийся в середине года подъём спроса на финише 2016 года вылился в рекордные показатели сбыта. Многие даже оказались не готовы к такой ситуации – настолько затяжным было движение по нисходящей.

Лёгкие коммерческие

Подорванная репутация LCV во втором полугодии 2016 года начала восстанавливаться, и лучше всего дела в этом направлении пошли в IV квартале. Декабрь вообще укрепил веру в возрождающийся спрос, несмотря на уход некоторых моделей малотоннажников с российского рынка. Под занавес сезона рост декабря к ноябрю, по данным аналитического агентства «Автостат Инфо», составил 41,2% (годом ранее этот показатель был равен 37,9%). По отношению к декабрю 2015 года продажи новых LCV прибавили 27,3%, заказчикам отгрузили 11 542 ед.транспорта.

Рынок новых пикапов мог быть в плюсе, если бы не иномарки. Российские машины данного класса за год прибавили 11,8%, или 527 ед. (продано 5005 ед.), а вот зарубежные бренды потянули вниз: –22,8%, или –1862 ед. (продано 6304 ед.). Весь рынок пикапов составил 11 309 ед., что на 10,6%, или на 1335 ед., меньше значений 2015 года. Самые популярные модели по итогам 12 месяцев – UAZ 2363 Pick-up, Toyota Hilux, VW Amarok, ВАЗ-2349 ВИС, Mitsubishi L200. По маркам в топ-10 в плюсе все, кроме Mitsubishi на пятом месте (–1687 ед., –50,5%), Dodge на седьмом (–35 ед., –39,3%), Ford на девятом (–89 ед., –89%).

В общей палитре за 12 месяцев 2016 года рынок новых LCV не вышел в плюс, но и не обвалился. Спад составил ничтожные 0,4%, а объём продаж достиг достойные 84 442 ед.

Если рассматривать отдельно российские марки малотоннажников, то здесь есть рост: +3,4%, или 1921 ед. (всего реализовано 58 869 ед.). Не будь проблем со сбытом у УАЗа в Казахстане, вектор роста мог стать более убедительным. В то же время лидирующий ГАЗ отработал «и за себя, и за того парня», выпустив в товаропроводящую сеть ряд новинок семейства NEXT. Поддержали уровень спроса и старые модели, альтернативы которым по цене и функциональности в регионах нет.

Продажи новых LCV (<6 т) в РФ по маркам в январе–декабре 2016 г.
Марка нового LCV Январь–декабрь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
ГАЗ 40 955 37 599 3356 8,9
УАЗ 17 889 19 312 –1423 –7,4
Mercedes-Benz 6552 8429 –1877 –22,3
Volkswagen 5255 3629 1626 44,8
Ford 4923 4754 169 3,6
Fiat 2010 3025 –1015 –33,6
Peugeot 1517 1684 –167 –9,9
Hyundai 1469 1177 292 24,8
Citroёn 1229 1448 –219 –15,1
IVECO 1186 1052 134 12,7
ИТОГО в топ-10 82 985 82 109 876 1,1
Renault 591 1424 –833 –58,5
Toyota 267 153 114 74,5
FAW 103 101 2 2,0
KIA 102 236 –134 –56,8
BAW 102 140 –38 –27,1
ИТОГО в топ-15 84 150 84 163 –13 –0,02
Другие бренды 292 612 –320 –52,3
ВЕСЬ РЫНОК 84 442 84 775 –333 –0,4
Всего российских 58 869 56 948 1921 3,4
Всего иномарок 25 573 27 827 –2254 –8,1

Подборку малотоннажных иномарок весь год лихорадило, и только в IV квартале обозначился стабильный подъём сбыта. LCV зарубежных брендов прочно обосновались в топ-10 с третьего места и далее, но плюсовые результаты здесь отмечены только у Volkswagen (+44,8%), Ford (+3,6%), Hyundai (+24,8%) и IVECO (+12,7%). Вторая половина топа констатировала отток спроса: –22,3% у Mercedes-Benz; –33,6% у Fiat; –9,9% у Peugeot и –15,1% у Citroёn. Однако на финише года эта категория транспортных средств растеряла к 2015 году 8,1%, или 2254 ед. (отгрузки достигли 25 573 ед.). На 2,5% растаяла и доля иномарок класса LCV, снизившись до 30,3%.

Любопытна рокировка самых раскупаемых моделей машин в течение года. Например, лидером в IV квартале по количественным показателям сбыта стала полуторка поколения NEXT, но по итогам 12 месяцев она чуть-чуть уступила «ГАЗели Бизнес»: продано 18 148 ед. «некстов» против 18 243 ед. «бизнесов». Но если за мерило взять динамику роста, то равных «ГАЗель NEXT» нет: +39,9%! Идущий вторым микроавтобус ГАЗ-3221 прибавил 14% (продано 4094 ед.). В тройке остался УАЗ-2206 с ростом в 13,7% (поставлено 2572 ед.).

Самые продаваемые новые LCV (<6 т) в РФ в октябре–декабре 2016 г., ед.
Модель нового LCV Октябрь Ноябрь Декабрь IV квартал
«ГАЗель NEXT» (4х2) 1806 1677 2405 5888
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 724 893 1180 2797
УАЗ-3741 (4х4) 705 865 1165 2735
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 372 649 897 1918
Ford Transit (4х2) 485 565 826 1876
ГАЗ-2705 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 593 430 642 1665
Mercedes-Benz Sprinter (4x2) 423 431 676 1530
УАЗ-3909 (4х4) 350 356 580 1286
ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» (4х2) 292 294 339 925
УАЗ-3962 (4х4) 168 267 357 792
ИТОГО в топ-10 5918 6427 9067 21 412
Volkswagen Caravelle (4x2) 193 205 310 708
УАЗ-2206 (4х4) 177 176 331 684
FIAT Ducato (4x2) 100 117 196 413
ГАЗ-2217 «Соболь Бизнес» (4х2) 141 119 133 393
УАЗ-3303 (4х4) 141 124 128 393
ИТОГО в топ-15 6670 7168 10 165 24 003
Другие модели 970 1005 1377 3352
ВЕСЬ РЫНОК 7640 8173 11 542 27 355
Всего российских 5516 5893 8206 19 615
Всего иномарок 2124 2280 3336 7740

Годовой рост показали ещё три модели. Ford Transit прибавил 6,9% (отгружено 4915 ед.), УАЗ-3909 набрал 4,9% (4252 ед.), ГАЗ-2752 «Соболь» ускорился на 3,5% (2982 ед.). Но есть и неудачники, чья отрицательная динамика в отдельных случаях стала неожиданностью. Например, фаворит пятнадцатого года фургон УАЗ-3741 возглавил рейтинг спада в 2016-м: продано всего 1165 ед. (–23,7%). Даже идущий третьим по объёмам продаж Mercedes-Benz Sprinter столкнулся с падением объёмов сделок купли-продажи: заказчикам передано 4967 ед., что на 23,4% меньше итогов годичной давности. Всё это говорит о том, насколько непростым был сезон-2016 для LCV.

Малотоннажники снова в плюсе!

Случилось невероятное! За первый месяц 2017 года рынок новых малотоннажных автомобилей в России вырос к январю прошлого года более чем на треть: на 38%, или на 1651 ед. Несмотря на затяжные праздники, покупателям было передано 5991 ед. LCV с иголочки (годом ранее – только 4340 ед.). Продажи машин российских марок выросли почти наполовину – на 1440 ед. (+49,4%) и составили 4354 ед., иномарки прибавили 211 ед. (+14,8%), всего их продано 1637.

Лидер среди торговых марок, ПАЗ, укрепил первую строчку ростом январь к январю в 1060 ед. (+62,1%), что при 2768 ед. проданных машин позволило поднять рыночную долю в сегменте LCV с 39,4 до 46,2%. Наконец-то вышел из минуса УАЗ: увеличение объёмов составило 175 ед. (+14,5%), до 1379 автомобилей, правда, доля уменьшилась с 27,7 до 23%. Mercedes-Benz прибавил газ в количестве 238 ед. (+74,6%) и продал 557 малотоннажников, прибавив к рыночному пирогу солидный кусочек: 9,3% в январе 2017-го против 7,4% годом ранее.

Ни одна из моделей даже близко не смогла составить конкуренцию «ГАЗели NEXT»: в январе было продано 1242 ед. (+89,3% к январю прошлого года). Даже другая полуторка из Нижнего Новгорода с индексом ГАЗ-3302 удостоилась только половины продаж лидера и с количеством 642 ед. (+24,7%) заняла второе место. На третьем Mercedes-Benz Sprinter со сбытом 475 ед. (+102%), к которому вплотную подобрался УАЗ-3741, разошедшийся в количестве 460 ед. Самыми успешными продажи были в Северо-Западном ФО (+61,8%, доля на рынке 10,8%), Сибирском ФО (+59,3%, доля 11,4%) и Приволжском ФО (+47,8%, доля 20%).

Средние и тяжёлые

Несмотря на тотальное доминирование и рост продаж, в декабре 2016-го доля КАМАЗа на рынке РФ по отношению к декабрю 2015-го снизилась с 40,6 до 38,1%. ГАЗ потерял больше: 14,6% против 19,4% годом ранее. Замыкающий первую тройку Mercedes-Benz сумел занять 6% рынка против 5,3% за минувший отчётный период.

Декабрь стал жирной точкой возрождения растущих продаж грузовиков полной массой свыше 5 т, причём как среднетоннажных (MCV), так и тяжёлых (HCV). Согласно отчётности «Автостат Инфо», финиш года в сравнении с ноябрём дал рост в 26,6%, а по отношению к ноябрю 2015-го поднял планку на 27,9%. И если к экватору сезона достижение дна падения продаж было ещё сомнительным, то потом всё пошло в духе докризисных времён: вверх и только вверх. Начиная с августа, отмечался поступательный рост сбыта новых иномарок без остановок и откатов назад. А с сентября положительный тренд поддержали грузовики российского производства.

Не секрет, что некоторые аналитики не угадали период роста и уж тем более его масштаб. Если год назад сбыт MCV и HCV провалился на 36,9%, то итоги-2016 превзошли объёмы-2015 на 11,1%. Количество переданных транспортникам новых машин составило 52 518 ед. Весь IV квартал внёс заметное оживление. Например, отечественные грузовики в ноябре прибавили 24,5%, хотя в декабре замедлились до 9%. А вот иномарки под Новый год раздухарились: динамика двух завершающих месяцев составила 77,1 и 75,1%. Показательным стал «сухой остаток»: 2016 год российские марки закончили с показателем 35 088 ед. (+14,8%), а рынок новых иномарок достиг уровня 17 430 ед. (+4,4%). Динамика спроса повлияла и на рыночный статус сегментов: техника РФ прибавила 2,1% и достигла доли в 66,8%, а удельный вес иномарок пропорционально снизился и остановился на 33,2%.

В деловых кругах позитивно восприняли новости с торговых площадок G7 или Большой семёрки (DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault Trucks, Scania, Volvo Trucks). Откровенно говоря, заждались! В ноябре 2016-го объёмы продаж выросли в 2,3 раза, а в декабре – в 2,1 раза. Годовой прибыток составил 24,8%, хотя даже в самых смелых прогнозах выше 10% никто не предрекал. Суммарные продажи составили 8150 ед. Конечно, это «не убедительный» показатель на фоне значений до 2008 года, но в нынешних условиях – настоящий прорыв! Кстати, именно бурный рост спроса на новых «европейцев» существенно улучшил картину сбыта всех грузовиков.

Продажи новых грузовых автомобилей (>6 т) в РФ по маркам в январе–декабре 2016 г.
Марка нового грузового а/м Январь–декабрь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
КАМАЗ 21 357 17 384 3973 22,9
ГАЗ 8810 8154 656 8,0
Isuzu 2586 2398 188 7,8
МАЗ 2553 2618 –65 –2,5
Scania 2510 2450 60 2,4
MAN 2184 1787 397 22,2
«Урал» 2075 2049 26 1,3
Mercedes-Benz 2057 1720 337 19,6
Volvo Trucks 1672 1026 646 63,0
Hyundai 1403 2044 –641 –31,4
ИТОГО в топ-10 47 207 41 630 5577 13,4
DAF Trucks 938 597 341 57,1
МАЗ-MAN 756 807 –51 –6,3
Hino 752 1430 –678 –47,4
IVECO 745 425 320 75,3
Fuso 618 661 –43 –6,5
ИТОГО в топ-15 51 016 45 550 5466 12,0
Другие бренды 1502 1714 –212 –12,4
ВЕСЬ РЫНОК 52 518 47 264 5254 11,1
Всего российских 35 088 30 570 4518 14,8
Всего иномарок 17 430 16 694 736 4,4

Отрицательная динамика спроса (–57,2%) позволила продать только 62 новых Renault Trucks. Вынужден констатировать, что последнее поколение «французов» в России пока не полюбили. Но это не значит, что так будет всегда: российское представительство прилагает усилия и на текущий год разработало новую стратегию продвижения. Результаты увидим по ходу квартальных отчётов, а выводы и обобщения отложим до разбора итогов 2017 года.

У остальных членов клуба G7 мажорное настроение: все одолели чёрную полосу и вошли в белую. Выскочками по динамике роста в процентах стали «итальянцы»: IVECO повысила обороты на 75,3% и передала новым владельцам 745 ед. техники. Справедливости ради отметим: среди них не только импортированные, но и произведённые в России грузовики от IVECO-AMT. Наконец-то рванули вверх обладатели эмблемы Iron Mark: отгрузки Volvo Trucks приплюсовали 63% и составили 1672 ед. При сохранении тренда есть основания рассчитывать, что оживится производственная деятельность на заводе в Калуге.

Более чем наполовину (+57,1%) улучшил статистику продаж DAF Trucks: перевозчики выкупили 938 ед., преимущественно в виде магистральных тягачей с колёсной формулой 4х2. Нетрудно догадаться, что в планах компании на 2017 год – преодолеть тысячную отметку и выйти на более значимый рубеж. Прибавка в 22,2% заслуженно привязана к бренду MAN, чьи количественные итоги зафиксированы в 2184 ед. При таких объёмах важнее не столько процентный, сколько численный рост и лояльность клиентов, а у немецкого бренда и то и другое налицо. За год реализация грузовых «Мерседесов» выросла до 2057 ед. (+19,6%), и это не предел. Многие перевозчики не скрывают, что ждут доступности флагманской модели новейшего поколения с двигателями Euro 5, тогда и скажут своё слово. Убедительные успехи Scania (2510 ед., +2,4%) были ожидаемы: как-никак, один из стабильных фаворитов с огромной армией преданных перевозчиков во всех регионах.

Картина по динамике сбыта грузовиков в 2016-м получилась пёстрой, как лоскутное одеяло, хотя местами без изменений. На первой строчке остался Volvo Trucks (+63%), на второй – КАМАЗ (+22,9%), на третьей – MAN (+22,2%). Следом идут Mercedes-Benz (+19,6%), ГАЗ (+8%) и сохранивший шестую строчку Isuzu (+7,8%). Ещё два участника топ-10 в плюсе: Scania (+2,5%) и «Урал» (+1,3%). И у двух марок падение продаж: МАЗ (–2,5%) и Hyundai (–31,4%). Но в целом первая десятка показала +13,4% (продано на 5577 ед. больше, чем годом ранее).

Самые продаваемые новые грузовики (>6 т) в РФ в октябре–декабре 2016 г., ед.
Модель нового грузового а/м Октябрь Ноябрь Декабрь IV квартал
«ГАЗон NEXT» (4х2) 458 525 618 1601
КАМАЗ-43118 (6х6) 412 471 635 1518
КАМАЗ-65115 (6х4) 301 370 567 1238
КАМАЗ-6520 (6х4) 255 218 389 862
КАМАЗ-5490 (4х2) 317 313 140 770
Mercedes-Benz Actros (4x2) 194 211 363 768
Volvo FH-Series (4x2) 118 247 215 580
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) 98 125 196 419
DAF XF105 FT (4x2) 87 144 166 397
ГАЗ-3309 (4х2) 88 108 169 365
ИТОГО в топ-10 2328 2732 3458 8518
Scania G-Serie (4x2) 146 134 82 362
«Урал-4320» (6х6) 95 108 158 361
КАМАЗ-43253 (4х2) 57 92 182 331
Isuzu NPR (4x2) 78 109 127 314
Isuzu NQR (4x2) 112 86 116 314
ИТОГО в топ-15 2816 3261 4123 10 200
Другие модели 2100 2189 2777 7066
ВЕСЬ РЫНОК 4916 5450 6900 17 266
Всего российских 2943 3161 4203 10 307
Всего иномарок 1973 2289 2697 6959

Топ-10 по динамике спроса на модели и в IV квартале, и в целом за 2016 год не показал ни одного минуса! На то они и лидеры, чтобы не терять своих позиций. Безоговорочный «царь горы», Volvo FH 4x2, остался на вершине – его сбыт вырос в 4,1 раза (продано 1067 ед.). Солидно прибавил седельный тягач КАМАЗ-5490 4х2, спрос на который увеличился в 2,6 раза (отгружено 2257 ед.). В тройку вошёл «ГАЗон NEXT» 4х2 с реализацией 5269 ед. (+63,5%). В дальнейшем эта модель имеет все шансы подняться выше: на рынок выведено несколько модификаций, которые оценили коммунальщики, производители сельхозпродукции и дистрибьюторы городской и региональной доставки. Несколько десятков машин с длинной колёсной базой и тентованной надстройкой уже окрашены в чёрный колер «Деловых линий» и другие фирменные цвета транспортных компаний.

Следующую тройку в годовом топ-10 составили КАМАЗ-6520 6х4 с реализацией 3236 ед. (+55,5%), Mercedes-Benz Actros 4х2 и 6х4 с 1741 ед. (+45%), КАМАЗ-65115 с 4846 ед. (+16,9%). Среди самых востребованных машин уверенно удержался КАМАЗ-43118 в объёме 4662 ед. (+16,4%). Набрал сторонников «Урал-4320» с отгрузкой 1087 ед. (+5,8%). Здесь сказался выход новых версий поколения NEXT, в том числе с бортовой платформой и КМУ. В позитиве среднетоннажный ГАЗ-3308 «Садко» с результатом 1410 ед. (+2,1%). Удивительно, но в топ-10 удержался ГАЗ-3309, чьи продажи упали до 1630 ед. (–23,5%). Не исключено, что в следующей годовой отчётности эта модель ещё больше сдаст свои позиции под натиском новинок, ведь рынок предпочитает лучшее.

Грузовой всплеск 2017-го

Пока готовился обзор, из «Автостат Инфо» пришли сведения о российском рынке новых грузовиков за январь 2017 года. Общий объём продаж коммерческих автомобилей полной массой более 5 тонн по отношению к январю 2016-го увеличился на 27,2%: продано 3496 ед. с нулевым пробегом, что на 748 ед. больше января 2016-го. Драйвером роста стали иномарки, чей сбыт поднялся на 42,2%, до 1155 ед. (+343 ед.). Вдвое меньшая динамика у машин российских торговых марок, чьи отгрузки прибавили 21% и достигли 2341 ед. (+405 ед.). Доля техники зарубежных брендов выросла до 33% (годом ранее было 27,2%), а доля отечественных автомобилей сократилась до 67% против 70,5% в январе прошлого года.

Лидером рынка новых грузовиков остаётся КАМАЗ с реализацией в январе 2017-го 1558 ед., что на 354 ед., или на 29,4%, больше годичных значений. Доля фаворита выросла до 44,6% против 43,8% годом ранее. На второй строчке ГАЗ с продажей 445 ед. (+5 ед., или +1,1%). При этом рыночная доля грузовиков из Нижнего Новгорода в первый месяц нового года сократилась до 12,7% (годом ранее – 16%). Замкнула топ-3 Scania с отгрузкой 200 ед. (+140, или +233,3%), что сразу сказалось на увеличении удельного веса с 2,2% в январе 2016-го до 5,7% в январе 2017-го. Самыми популярными моделями января-2017 стали КАМАЗ-6520 6х4 (451 ед. против 105 ед. годом ранее), КАМАЗ-43118 6х6 (356 ед. против 315 ед.), «ГАЗон NEXT» 4х2 (239 ед. против 204 ед.). Таким образом, тезис на преодоление дна верный: рынок растёт!

Автобусный микст

Сегмент пассажирского транспорта удивлял весь год. Это кажется немыслимым, но в декабре 2016-го прирост к декабрю 2015-го составил фантастические 91,2%. Только за один месяц было реализовано 1728 ед. новых автобусов – лучший результат за весь сезон. В декабре 2016-го отгружено 1677 ед. (+91%) новых российских автобусов и 51 ед. (+96,2%) иностранных производителей. Как сказал бы известный политик: «Процесс пошёл!».

Порадовал и IV квартал, и совокупные продажи 2016-го. По данным «Автостат Инфо», весь рынок составил 10 782 ед., что на 1901 ед. или на 21,4% выше значений 2015 года. Из этого количества 10 499 ед. составили российские лайнеры, что означает прирост в 2018 ед. (+23,8%). А вот автобусным иномаркам не повезло: платежеспособный спрос составил 283 ед., что на 117 ед. (–29,3%) ниже базы предыдущего года. Удельный вес техники отечественных брендов по итогам 2016-го составил 97,4% против скромных 2,6% у иномарок. Кстати, число торговых марок зарубежного происхождения за год уменьшилось с 16 до 14, что в очередной раз подчёркивает наличие проблем у импортёров.

В 2016 году производство автобусной техники в РФ выросло до 41,5 тыс. ед. (+14%), из которых 32,1 тыс. ед. (77,3%) составили российские машины и 9,4 тыс. (22,7%) – пассажирские лайнеры зарубежных марок. На этом фоне структура предпочтений заказчиков менялась из месяца в месяц, наглядным подтверждением чему является сопоставление итогов декабря и всего года. Скажем, на финише сезона королём процентного скачка стал Volgabus с приростом в 9,5 раз, до 38 ед., а за 12 месяцев лучшую динамику в 6,3 раза показал Yutong, поставивший 57 ед. По итогам 2016 года Volgabus довольствовался плюсом в 0,7% (продано 275 ед.) и занял седьмое место, а Yutong расположился на восьмом. Между тем в декабре по динамике китайский бренд был пятым с ростом в 2,8 раза, до 11 ед.

За полный календарный год «серебро» по динамике у ЛиАЗа (+76,6%, продано 1845 ед.), «бронза» у King Long (+73,3%, поставлено 52 ед.). Четвёртое место по темпам прироста у МАЗа с итогом в 812 ед. (+55,6%), пятое занял «Урал» с 306 ед. (+34,8%), на шестом обосновался КАвЗ с 366 ед. (+24,9%). ПАЗ продал 5836 ед. (+18,3%) и закрыл список топ-10 марок с положительной динамикой сбыта. Тандем производителей с минусовой статистикой год к году составили НефАЗ (1057 ед., –6,5%) и Irisbus (51 ед., –12,1%).

Продажи новых автобусов (>6 т) в РФ по маркам в январе–декабре 2016 г.
Марка нового автобуса Январь–декабрь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
ПАЗ 5836 4935 901 18,3
ЛиАЗ 1845 1045 800 76,6
НефАЗ 1057 1130 –73 –6,5
МАЗ 812 522 290 55,6
КАвЗ 366 293 73 24,9
«Урал» 306 227 79 34,8
«Волжанин» 275 273 2 0,7
Yutong 57 9 48 533,3
King Long (KLM) 52 30 22 73,3
Irisbus 51 58 –7 –12,1
ИТОГО в топ-10 10 657 8522 2135 25,1
MAN 34 27 7 25,9
Higer 25 76 –51 –67,1
Golden Dragon 17 31 –14 –45,2
Mercedes-Benz 15 19 –4 –21,1
Zhongtong 4 9 –5 –55,6
ИТОГО в топ-15 10 752 8684 2068 23,8
Другие бренды 30 197 –167 –84,8
ВЕСЬ РЫНОК 10 782 8881 1901 21,4
Всего российских 10 499 8481 2018 23,8
Всего иномарок 283 400 –117 –29,3

Ситуация по модельным предпочтениям российских заказчиков в чём-то повторила схему предпочтений брендов. Например, в декабре лучшую динамику в 56,5 раз (!) демонстрировал низкопольный ЛиАЗ-5292 (продано 113 ед.), а по итогам года первенствовал городской МАЗ-103 с ростом в 2,8 раза (174 ед.). Кстати, этот «белорус» в декабре был вторым с ростом в 26,5 раз, до 53 ед. Но не всем так фартило. В последний месяц года на фоне всеобщего подъёма на 1,4%, до 73 ед., снизились поставки ПАЗ-4234, а последний в топ-10 вахтовый НефАЗ-4208 на шасси КАМАЗ растерял 40% и продан в количестве только 30 ед. Эти же модели в минусе и по итогам 12 месяцев: –13,2% у «служебки» Павловского автобусного (реализовано 540 ед.) и –13,7% у «вахтовки» из Нефтекамска (продано 295 ед.).

Зато по остальным участникам топ-10 полный ажур. Второй по темпам роста ПАЗ-3204 с итогом +48,1% (отгружено 306 ед.), третьим стал ПАЗ-3203 с +44,8%, 562 ед. Следом идёт «Урал-3255» с +34,8% (961 ед.), который в IV квартале был на 11-м месте, причём в отчётности его считают вместе с вахтовыми автобусами на шасси «Урал-4320». Годовым ростом порадовал и ЛиАЗ-5292, чьё прибавление достигло 768 ед. (+31,7%). Шестым по динамике (+16,2%), но лидером по количеству продаж (3691 ед.) стал ПАЗ-3205. На седьмой строчке, сразу за ним идёт НефАЗ-5299 со скромным ростом в 0,7%, зато четвёртым по объёмам сбыта (603 ед.).

Справедливости ради нужно сказать, что погоду в отчётности традиционно сделали городские модели, поставляемые в рамках тендеров и муниципальных программ обновления парка подвижного состава. На втором месте по спросу пригородные и междугородные машины, и только следом идут «туристы». На рынке вырос интерес к модификациям «Школьник» и компактным городским автобусам российского производства. Спрос на лайнеры существенно оживился в мегаполисах и прежде всего в Москве, где за 12 месяцев продано 1524 ед. новых автобусов – почти в пять раз больше, чем годом ранее. Львиную долю в 97,8% в этом автопарке составила отечественная техника и только 2,2% – импортная.

Эксперты заявляют о дальнейшем укрупнении автобусного пирога. Только по производству на 12 месяцев наступившего года прогнозируют рост на 4%, до 43 тыс. ед. Из них ожидается около 33 тыс. лайнеров российских брендов и 10 тыс. – иностранных. Единого мнения по автобусам зарубежного производства нет, но все в ожидании стабилизации и даже небольшого роста. Предполагается, что сбыт новых автобусов в 2017 году способен показать рост в 9,8%. Минорных прогнозов на таком фоне никто не делает. Что это – эйфория или трезвый расчёт? Поживём – увидим.

Самые продаваемые новые автобусы (>6 т) в РФ в октябре–декабре 2016 г., ед.
Модель нового автобуса Октябрь Ноябрь Декабрь IV квартал
ПАЗ-3205 (4х2) 278 348 527 1153
ПАЗ-3204 (4х2) 64 136 178 378
ЛиАЗ-4292 (4х2) 110 72 135 317
ЛиАЗ-5292 (4х2) 20 142 113 275
ПАЗ-3203 (4х2) 37 61 160 258
НефАЗ-5299, КАМАЗ-5297 (4х2) 17 28 142 187
ПАЗ-4234 (4х2) 28 76 73 177
КАвЗ-4238 (4х2) 14 31 87 132
МАЗ-203 (4x2) 37 49 21 107
НефАЗ-4208, КАМАЗ-4310 (6х6) 26 21 30 77
ИТОГО в топ-10 631 964 1466 3061
«Урал-3255, -4320» (6х6) 21 23 19 63
МАЗ-103 (4х2) 2 4 53 59
МАЗ-206, -226 (4х2) 25 2 15 42
ПАЗ-3206 (4х2) 1 11 28 40
КАвЗ-4235 (4х2) 4 6 16 26
ИТОГО в топ-15 684 1010 1597 3291
Другие модели 203 65 131 399
ВЕСЬ РЫНОК 887 1075 1728 3690
Всего российских 855 1061 1677 3593
Всего иномарок 32 14 51 97

Возрождение автобусного сегмента

В январе 2017 года продано 1026 новых автобусов, что означает рост рынка в годовом выражении 70,7%. Потребителям передано 1005 пассажирских машин российских марок (+414 ед., или +70,1%) и 21 иномарка (+11 ед., или +110%). Доля отечественной техники составила 98% (в январе 2016 – 98,3%), а лайнеров зарубежных брендов – 2% против 1,7%. Первое место с приростом 68,7% и отгрузкой 533 ед. (+217 ед.) удержал ПАЗ. На втором – ЛиАЗ с продажей 209 ед. (+138 ед., или +194,4%). До 132 ед. (+57 ед., или +76%) вырос сбыт автобусов МАЗ. Тройку самых востребованных моделей составили ПАЗ-3205 (278 ед. против 199 ед. годом ранее), ПАЗ-3204 (202 ед. против 42 ед.) и ЛиАЗ-4292 (173 ед. против 20 ед.). Трио самых успешных регионов по продажам новых автобусов в январе: Центральный ФО (+263%, доля 42,1%), Уральский ФО (+200%, доля 7,6%) и Южный ФО (+185%, доля 5,6%). Положительные прогнозы не только сбываются, но и перевыполняются!

Комментировать ... >>
Loading...