Самосвалы серии Actros Bau в линейке тяжелых грузовиков Mercedes-Benz
В России Actros чаще всего представляют магистральным тягачом для международных перевозок. Мол, для решения других транспортных задач есть техника дешевле и проще. Но в Германии и объединенной Европе флагман грузового флота Mercedes-Benz может быть и «паровозом», и эвакуатором. Неспроста в производственной программе Daimler Trucks существует серия Actros Bau, предназначенная для грязных работ. В переводе с немецкого Bau означает «строительство», и новая линейка тяжелых грузовиков как раз призвана работать на стройке.
Не царское дело?
Любопытно, но в заводской линейке Mercedes-Benz уже существует несколько вариантов самосвальной техники на шасси Axor и Atego. Некоторые модели перекрывают или дублируют друг друга по мощности двигателей, колесной формуле и грузоподъемности. Зачем же понадобилось создавать строительную гамму на базе топ-семейства?
Потому что на рынке есть спрос. Причем спрос устойчивый, а до кризиса еще и растущий. Неспроста и прежние два поколения Actros тоже имели несколько моделей самосвалов. Подразумевается, что кроме самосвальных кузовов на платформу могут монтировать и другие надстройки: миксеры, крановые установки, бетононасосы и т. п. На стройке, как и на шоссе, Actros буквально может всё. Так что представление о том, будто не царское это дело возить песок на флагмане, глубоко ошибочно.
Примечательно, что презентационная окраска нового «строителя» была очень уж торжественной, даже царской золотистый «металлик». Такие машины экспонировались на выставке IAA в сентябре октябре прошлого года, и такие же сейчас сверкают лаком на демонстрационной площадке завода в Вёрте, где их собирают. А вот на тест-драйв были представлены предсерийные машины в серых «спецовках», правда, тоже с эффектом «металлик».
Новый Actros в «спецовке» заказывают для нужд бундесвера и гражданских организаций. Его приобретают не только страны Евросоюза, но и государства за его пределами. Берут новую машину как по одной, так и партиями. Единичные экземпляры чаще всего приобретают для сдачи в аренду или самостоятельной работы по найму, а большое количество для формирования или обновления существующего флота.
Многие лета!
Первый масштабный показ немецкой техники для строек прошел минувшей осенью в рамках IAA («В Ганновере и нигде больше», см. «ГП» № 12, 2008 г.). Вскоре после этого Actros Bau показали в его родной стихии на импровизированной стройплощадке с ухабистыми «подъездными» дорогами, грязевыми ваннами и кучами песка. И не только показали, но и дали возможность проехать с максимальной загрузкой. Поскольку новая модель бессменно продержится на конвейере несколько лет, есть смысл присмотреться к ней внимательнее.
Обновленный дизайн решетки радиатора. Как можно не заметить загнутые вверх лепестки маски?! Практически сразу бросается в глаза широкий «язык» металлического поддона, выглядывающий из-под бампера. Это не что иное, как алюминиевая защита нижней части радиатора и масляного картера от механических повреждений. Три продольные прорези сделаны для того, чтобы защита не возила на себе лишний песок, грязь и щебень и чтобы радиатор все-таки получал воздух для охлаждения.
Иным стало крепление «стремени»: раньше нижняя подножка крепилась к кабине на металлических шарнирах, теперь на резиновых лентах. Решение рациональное, а вот насколько практичное сказать трудно. В условиях жаркого климата резина будет сохнуть и трескаться, теряя свою прочность, да и при низкой температуре и воздействии дорожной химии она быстро утратит заданные свойства. Не в том смысле, что ее надолго не хватит просто машина утратит часть заводского лоска. А нужен ли он работяге на стройке?! Вот и я о том же. Кстати, резиновое крепление подножек было не на всех моделях. Часть Actros Bau были предоставлены на тест-драйв с классическими алюминиевыми, значит, есть выбор.
Дополнительная защита появилась и у топливного бака под самым «брюхом». Очевидно, стальной «противень» защищает емкость с топливом при недостатке геометрической проходимости и при наезде на твердые препятствия: камни, осколки бетонных конструкций, груду кирпичей и др. Странно, но у пластмассового бачка с реагентом AdBlue никакой дополнительной защиты нет то ли потому, что расположен выше, то ли его дно небольшой площади и так достаточно прочное. Впрочем, некое подобие защиты все-таки можно увидеть: крепление в виде опоясывающей снизу ленты, хотя и не по всей ширине.
Защита появилась и на светотехнике. Например, задние фонари закрыты пятью горизонтальными нитками стальной решетки. Раньше, помнится, применялся пластик. Эти железные «прутики» могут спасти рассеиватели от камней и замерзших комьев глины или земли. Решетка крепится на защелках, и при необходимости откинуть ее для «принятия душа» или чтобы протереть тряпкой совсем не трудно. А вот с защитой передних фар явно перемудрили. Хорошо, что фары и «противотуманки» закрыты одной решеткой. Но плохо, что решетка не на защелках, а на трех винтах со сложной конфигурацией головки: внутри не крест и не горизонтальная прорезь под плоскую отвертку, а шестигранник, как на мебельных ключах и на болтах, встречающихся в автоспорте. С одной стороны, злоумышленник быстро украсть такую вещь не сможет. С другой не отвинчивать же водителю болты по нескольку раз в день?! А о том, что при работе на стройке фары нуждаются в частой очистке, и говорить не приходится.
На кабинах некоторых версий Actros Bau на уровне дверных ручек отчетливо видны ниши ступеней. Подобные «амбразуры» были и на предыдущем семействе для того, чтобы можно было, не спускаясь на землю, заглянуть в кузов и контролировать процесс погрузки. Поверхность ступеней, естественно, в крупных дырках с выступающими кратерами чтобы грязь оставалась снаружи и не попадала в кабину. Кроме того, это сделано и для того, чтобы водитель не поскользнулся. Для этого же на крыше сделан элегантный поручень, окрашенный черной матовой краской. За габариты машины он не выступает, а помощь оказывает неоценимую. Хорошим подспорьем является и собственный «прожектор» за кабиной, позволяющий освещать кузов при погрузке в темное время суток или в условиях плохой видимости.
Из других характерных деталей экстерьера «немцев» в парадных «спецовках» выделяются пластмассовые щитки. У них элегантная овальная форма, поэтому легко смывать грязь. А отсутствие выемок и острых кромок не позволяет грунту задерживаться на машине, а значит, он не попадает на проезжую часть за пределами стройки. Снаружи заметны улучшенные зеркала заднего вида. Их главное отличие от зеркал магистральной гаммы насечки на пластмассовых обтекателях, увеличивающие их механическую прочность. Кроме того, данный дизайнерский штрих своего рода визитка: перед вами работяга, а не пижон. Впрочем, противосолнечный козырек и «дудки» пневмосигнала на крыше могли быть не столь пафосными. Но что делать, если эти элементы стандартные, из набора флагмана третьего поколения.
За что доплата
В Ганновере «даймлеровцы» объявили, что модели серии Actros Bau будут дороже самосвалов предыдущего поколения в среднем на 3,9 %. С нового финансового года (1 апреля 2009-го, а в свете кризиса, возможно, и раньше) техника подорожает еще на 1,5 %. Представители Daimler Trucks уверяют, что ожидать уменьшения цен не стоит: для этого нет реальных экономических оснований. Помня об этом, во время тест-драйва я постарался оценить, за что покупателям придется вкладывать дополнительные деньги.
Кабина Actros Bau просто роскошная. У самосвала она могла быть и более спартанской, особенно с учетом того, что водитель ночует не здесь, а дома. Даже звук открывания и закрывания двери остался прежним: специалисты «настроили». При входе лежат резиновые коврики. Раньше их приходилось покупать в магазине аксессуаров, а теперь можно заказать непосредственно с завода. Вроде мелочь, но какая важная!
Интерьер кабины вполне узнаваемый по стилю магистрального флагмана, только размеры скромнее. Дополнительного оборудования тоже меньше. Впрочем, по предсерийному образцу судить о возможных «наворотах» сложно. Окончательный список опций на момент тест-драйва еще не был сформирован, а гадать на кофейной гуще не мой профиль. Опыт подсказывает, что перевозчики не будут «фаршировать» автомобиль под самую завязку: век строительных машин недолог, а инвестировать в то, без чего можно обойтись, в период кризиса никто не станет.
Повышение цены на Actros Bau оправдано не только инфляцией и подорожавшим металлом, но и более высокой стоимостью некоторых комплектующих. Например, АКП Mercedes PowerShift 2. Агрегат весьма достойный, доказавший свою эффективность на тягачах. Думаю, и на строительной технике он проявит себя не хуже. Правда, оценить его «плюсы» в ходе короткой пробы руля на стройплощадке в полной мере я не смог: времени не хватило, к тому же на некоторых версиях Actros Bau стояла механическая коробка Telligent. Но самая ощутимая разница заключается в том, что ни в одном из режимов «автомата» двигатель не глохнет. А вот в случае с «ручной» КП никто от этого не застрахован, особенно при смене передачи на препятствии и, например, при остановке на подъеме и трогании с места в гору.
Короткие заезды по круговой «полосе препятствий» должны были убедить меня в исключительных возможностях Actros Bau. И, знаете, убедили. Что грязевая ванна по нижнюю кромку фар, что песчаная колея глубиной с дорожный просвет, что крутой подъем или опасный спуск везде автомобиль ведет себя стабильно и предсказуемо, внушая сидящему за рулем уверенность в технике. Daimler Trucks создал не просто хороший продукт, он создал лучший продукт за все время существования марки Mercedes-Benz.