Опубликовано: ГП 04-2017
С берегов Немана – к берегам Москвы

Автобусы «Неман 420211-511», «Неман 420234-511» и «Неман 520123-260»

Андрей Филиппов, фото автора

До перехода в 2014 году ОАО «Лидские автобусы «Неман» под крыло Минского завода колёсных тягачей (VOLAT) модельный ряд пассажирской техники предприятия был достаточно разнообразен. Там собирали автобусы малого класса «Неман 4202 Cacciamali» на шасси IVECO Daily и «Валдай» в различных модификациях («ГП» №12, 2010 г.), а семейство 12-метровых «Неман 5201» включало городские, пригородные и междугородные версии. Спрос был небольшой, но предприятие упорно держалось за свою гамму, выживая вопреки всем предсказаниям о неконкурентоспособности. Более того, весьма приличное качество выпускаемой продукции позволяло представлять будущее отнюдь не в чёрном цвете.

Перейдя из статуса самостоятельного завода в статус одного из цехов VOLAT, «Неман» пересмотрел свой модельный ряд. Презентация новых автобусов с литерой «Н» на «лице» состоялась в г. Марьина Горка на территории филиала «Автомобильный парк № 19», входящего в состав ОАО «Миноблавтотранс». Такой формат был выбран не случайно – на празднование 55-летия предприятия собралось руководство не только других областных филиалов, но даже гости из Москвы. Возможность представить транспортникам свой модельный ряд VOLAT использовал по-максимуму, прикатив на площадку пригородный автобус «Неман 520123» и два автомобиля семейства «Неман 4202». Пожалуй, с них мы и начнём…

Новый стиль

Итак, перед нами «Неман 420211-511» в городской комплектации и «Неман 420234-511», предназначенный для работы в качестве «туриста».

Передняя панель универсальная для всего семейства «4202». Центральная часть взята от IVECO Daily, а боковинки свои

Первый взгляд на автобус и… где же оно, былое «очарование» весьма спорного дизайна Cacciamali?! В этот раз белорусы решили обойтись без помощи итальянцев и доверили разработку экстерьера своим дизайнерам. По мне – вышло намного гармоничнее. Более того, похоже, был сделан «ход конём», и задача была поставлена не просто «прилепить новую симпатичную мордашку», а создать образ, в котором безошибочно бы узнавался IVECO Daily поколения 2015 года, на шасси которого и базируется семейство «4202». Если это так, то дизайнеры заслужили оценку «отлично». Возможно, облику автобуса не хватает самобытности, но, согласитесь, на данном этапе важнее подчеркнуть родство с IVECO, чем продемонстрировать свои амбиции, тем более, что «Неман 4202 Cacciamali» так и не достиг большой популярности в России, хотя оригинальности в нём было предостаточно.

Кроме капота с крыльями доработке подверглась и передняя часть кузова – ветровое стекло стало меньше по высоте, а пластиковая крыша наоборот, стала чуть выше. В результате под потолком появилось пространство, которое в будущем, возможно, будет использоваться под монтаж полок или установку пеналов с 2-DIN слотами.

Салон городского «Неман 420211-511». Поручни на сиденьях только левого ряда: «Стойте слева, проходите справа» Салон туристского «Неман 420234-511». По сравнению с предшественником на «галёрке» теперь разместили 5 кресел

Для лучшей ремонтопригодности задняя стенка теперь получила отдельные блоки фонарей, расположенные в самых «удароопасных» местах – раньше они выполнялись единым элементом и менять их в случае ДТП было накладно.

Сам же кузов прошёл испытания реальной эксплуатацией и доказал свою практичность и жизнеспособность ещё на предыдущем поколении. Более того, в своё время «НЕМАН» даже собрал партию по заказу Cacciamali, так что, памятуя поговорку «лучшее – враг хорошего», концепция кузова осталась неизменной. И если судить по предоставленной информации, на 430 мм выросла колёсная база, на 280 мм увеличился передний свес и на 30 мм – задний.

Широкая 2-я дверь с механизмом прислонно-сдвижного типа ведёт на низкопольную накопительную площадку
Первая служебная дверь по-прежнему узкая, а в «туристе» она ещё и перекрыта креслом экскурсовода

Не стоит забывать, что теперь для создания автобусов малого класса VOLAT использует более грузоподъёмное шасси IVECO Daily 70С17 на пневмоподвеске. В совокупности с увеличением габаритной длины на 740 мм общая пассажировместимость городского автобуса доведена до 44 человек, а в туристской версии при сохранении того же количества рядов сидений установлены более комфортабельные кресла турецкого производства.

Кстати, в салоне тоже есть изменения. Если в «туристе» «Неман 420234-511» они, скорее, косметические – более качественные материалы, иное оформление, то городской «Неман 420211-511» получил совершенно иную планировку.

Комбинированный маршрутоуказатель – одно табло направлено наружу, второе транслирует информацию в салон

В соответствии с тенденциями рынка, площадка напротив 2-й служебной двери отдана под место для перевозки инвалида-колясочника. Для этого на полу смонтирована откидная аппарель, а в пневмоподвеске предусмотрена функция книлинга. При отсутствии коляски вся задняя часть салона превращается в накопительную площадку, а с учётом центрального прохода приемлемой ширины, в автобусе можно стоя перевозить 24 пассажира.

В целом обе машины оставили приятное впечатление именно вниманием к запросам рынка. Однако работа над ними ещё не закончена, так что ждём первые товарные образцы.

Пригородный «Неман 520123»: новая передняя и задняя маски, увеличенные багажные отсеки, но боковина выдаёт происхождение

Реинкарнация

А вот ситуация с «Неман 520123» не столь радужная, хоть определённые подвижки и в этом проекте есть.

Бессмысленно скрывать, что в основе 12-метрового лежит семейство ЛиАЗ-5256 со всеми его «минусами» и «плюсами». За годы развития на белорусской земле модель «5201» прошла несколько модернизаций как внешности, так и технической начинки. Основным двигателем теперь стал 290-сильный Deutz, а в паре с ним устанавливаются КП ZF в механическом варианте. Пересмотрены и другие комплектующие в сторону более надёжных, пусть и более дорогих. Однако годы берут своё, и высокопольные городские автобусы большой вместимости стали неинтересными даже самым бедным предприятиям, так что единственным пристанищем для модели теперь стали маршруты вне городов.

Обновлять интерьер кабины, пока признано нецелесообразным – для «бюджетного» автобуса это не принципиально Крышка моторного отсека поднимается вверх по параллелограмному принципу вместе с задними фонарями

Если быть беспристрастным, то презентуемая комплектация «Неман 520123-260» – это не совсем пригородный автобус в том смысле, который в него вкладывают. В салоне установлены кресла с возможностью изменять угол наклона спинки. Над головой расположены вместительные полки для ручной клади, а опционально машина комплектуется салонным кондиционером. В итоге получился промежуточный вариант, который по комфорту достоин работать на междугородных маршрутах с плечом 200–300 км, но его выход на них тормозится из-за размеров багажного отсека под полом. Даже несмотря на увеличение за счёт пространства под подиумами, его вместимость всё ещё недостаточна.

Ракетный автобус

Тот факт, что предприятие, занимающееся ракетовозами, не только не свернуло производство автобусов, но и стремится развивать его, говорит о многом. Да, была окончательно закрыта тема «Валдая»; да, производство городских 12-метровых свернули, зато все силы сейчас вложены в обновление семейства «Неман 4202». Кстати, последний момент связан не только с выходом нового поколения IVECO Daily, но и с тем фактом, что российское представительство IVECO оказалось весьма заинтересовано в сотрудничестве с «Неман», а не использовать поддержку столь сильного игрока – непростительная роскошь.

Моторный отсек «Неман 4202» заметно больше необходимого для размещения двигателя, зато доступ к агрегатам замечательный

Конечно, насколько понравится новое поколение российским перевозчикам, говорить пока рано – необходимо дождаться окончания сертификационных испытаний и конкретного ценника. Но тандем VOLAT и IVECO может оказаться весьма серьёзной силой, особенно если подкрепить его грамотным соотношением цена / качество…

Хорошо видно, как вырос передний свес по сравнению с исходным шасси. Приятно, что защита двигателя сохранена Задний мост со стабилизатором и пневматической подвеской теперь безальтернативно устанавливают на всё семейство

Байки для VIP. Дабы не отрываться от реальности

Мы попросили высказать своё мнение о «Неманах», директора Автомобильного парка № 19 Виктора Петровича Федюка, кому как не ему оценивать перспективность дальнейшего сотрудничества с VOLAT?!

Директор филиала Автомобильный парк № 19 Виктор Федюк со своим коллегой из «Мострансавто»

В настоящее время автобусный парк филиала достаточно разномастен. На балансе числятся МАЗы, ПАЗы и даже курганские «Авроры», но больше всего гомельских «Радимичей». Завод в Гомеле давно свернул сборку данной модели, а сами машины отработали на маршрутах по 8–10 лет и, по словам Виктора Петровича, их износ уже достигает 70%, пора искать замену.

Анализ рынка показал, что чуть ли не единственной альтернативой «Радимичам» оказалось семейство «Неман Cacciamali». Каркасные автобусы заметно выигрывают у стандартных микроавтобусов по пассажировместимости, а применение базы IVECO Daily позволяет экономить на расходниках и обслуживании по сравнению с моделями на шасси малотоннажных грузовиков. Вероятно, поэтому в рамках прошедшего мероприятия ряды автобусов филиала пополнил 28-местный «Неман 420224 Cacciamali» в туристской комплектации.

Этот «Неман 420224» был передан на баланс предприятия для обкатки планов по сотрудничеству

Впрочем, если эксплуатационные испытания «Немана» пройдут успешно в планах руководства не просто продолжить обновление парка данной моделью, но и наладить полноценное техническое обслуживание на собственной базе, включая сервисные ТО во время действия гарантии. Такой подход позволит не только обеспечить своевременный сервис, но и улучшит работоспособность предприятия в целом, позволив свести к минимуму порожние пробеги – ближайший сервисный центр IVECO расположен в Минске, а это более 60 км в одну сторону.

Похоже, пока данный показ VOLAT может считать весьма успешным…

Основной багажник в корме «туриста» не так велик, как хотелось бы. Да и «запаске» лучше бы найти другое место Бортовые багажные отсеки у «туриста» больше, чем у городской версии, по левому борту они заняты АКБ и автономным отопителем
Данный набор ключей относится к одной машине – не многовато ли для компактного автобуса?
Технические характеристики автобусов
«Неман 420211-511», «Неман 420234-511» и «Неман 520123-260»
Модель
«Неман 420211-511» «Неман 420234-511» «Неман 520123-260»
Габаритные размеры, мм 8730х2340х3100* 11 655х2500х2975**
Полная масса, кг 7850 16 040
Снаряжённая масса, кг 4800 5800 11 205
Пассажировместимость, чел.
в т.ч. сидя
44
20+1
29+1
29+1
70
44
Вместимость багажного отсека, м3 0,4 2,2 1,2
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 2500/5350 5425/10 615
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
IVECO F1CFL411H*C
Дизельный
3998
170 при 2900–3500 мин-1
430 при 1500–2400 мин-1
Deutz TCD
Дизельный, I6
7146
290 при 2200 мин-1
1200 при 1400 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
IVECO 6M-400
Механическая
6/1
ZF 6S-1200
Механическая
6/1
Подвеска Передняя независимая, торсионная. Задняя зависимая, пневматическая Зависимая пневматическая
Тормозная система Гидравлическая, двухконтурная с ABS, ASR, EDB, MSR, ESP, HBA, HRB, HFC Гидравлическая, двухконтурная с ABS
Колёсная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 8,7 9,5
Вместимость топливного бака, л 115 230
* С кондиционером 3150. ** С кондиционером 3155.
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию