Опубликовано: ГП 01-2015

Залог долголетия (ЛАЗ-695Н «Львiв»)

Андрей Михайлов, фото автора

Автобусы обширного семейства ЛАЗ-695 «Львiв», основанного в середине пятидесятых, стали настоящими долгожителями в производстве: их выпуск продолжался больше полувека. Увы, время неуклонно движется вперёд, и львовская классика активно покидает сцену. Среди многих тысяч выпущенных машин сохраняются единицы – зато каких!

История распорядилась так, что ЛАЗ-695Н стал самым массовым автобусом за всю историю львовского завода. Как по продолжительности конвейерной жизни, так и по общему тиражу, он смог перекрыть всех своих предшественников (и наследников) вместе взятых – за все годы было выпущено более 170 тысяч автобусов этой модели.

Модель-долгожитель, ЛАЗ-695Н сотоварищи, продержался на львовском конвейере с 1976 по 2004 год. После этого выпуск модели «695» продолжался ещё несколько лет на филиале ЛАЗа в Днепропетровской области, на Днепродзержинском авторемонтном заводе. Помимо заводов во Львове и Днепродзержинске, в девяностые годы автобусы этого семейства выпускали на Мичуринском авторемонтном заводе, что в Тамбовской области.

ЛАЗ-695Н был базой для большого семейства, включая своих братьев – моделей ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699, и дал основу для множества других модификаций – улучшенных исполнений ЛАЗ-695Р и ЛАЗ-695НЭ, газобаллонных ЛАЗ-695НГ, дизельных ЛАЗ-695Д и ЛАЗ-695Т с моторами ММЗ и ЯМЗ соответственно. На рубеже веков имела место даже отдельная междугородняя версия «695-го», своего рода наследник снятого с производства ЛАЗ-697.

Простые и неприхотливые старые ЛАЗы продолжают работать во многих регионах и в наши дни. Но этот экземпляр, заботливо сохранённый прежним собственником и доведённый до идеального состояния новым владельцем, как и любой другой коллекционный автобус, – всё-таки особенный.

Покупка

После завершения реставрации РАФ-22038-02 его счастливый обладатель – Иван, известный в ряде интернет-сообществ под ником Volganin-SU, задумался о по-настоящему большой машине. Большая машина – это автобус, советский, причём городской – в салоне просторнее, светлее, и ничто не мешает пассажирам общаться. Несомненно, первое, что придёт на ум, – это преобладавший долгие годы в городах ЛиАЗ-677, но, увы, его эксплуатация затруднительна, а адекватных предложений «677-х» на вторичном рынке в наши дни уже не осталось. Как правило, продавцы ЛиАЗов пытаются избавиться от потрёпанного и гнилого автобуса по завышенной цене, нездраво оценивая его реальную ценность.

Вторым вариантом, который был рассмотрен, стал именно ЛАЗ-695Н: таких машин в эксплуатации пока что больше, их конструкция значительно проще, и в описываемый период в продаже находилось несколько достойных коллекционного сохранения автобусов. Ближайшим к Москве вариантом оказался ЛАЗ-695Н постройки 1989 года, работавший на заводе оборонного толка в городе Жукове, что в Калужской области.

Автобус понравился сразу: этот «695-й» эксплуатировался редко и исключительно бережно, хранился в тёплом сухом боксе, и работал в «почтовом ящике» больше десяти лет один и тот же закреплённый водитель. В прошлой жизни ЛАЗ выезжал разве что с детьми заводчан в пионерский лагерь, да изредка вывозил сотрудников завода в служебные поездки в столицу. Со временем автобус практически перестал работать за ненадобностью, а последние три года жизни на заводе безвылазно простоял под крышей отапливаемого гаража, что и позволило сохраниться ему практически в первозданном виде. Более того, автобусу в 2004 году сделали капитальный ремонт в заводских условиях. Самые оптимистичные ожидания, касаемые состояния машины, были превзойдены, сомнения развеяны, и автобус пополнил коллекцию своего нынешнего владельца.

По традиции, у нового владельца ЛАЗ тоже получил имя собственное – «Фестивальный». Параллель с ЛАЗ-695 проста: первые автобусы семейства были выпущены к шестому Всемирному фестивалю молодёжи и студентов 1957 года, проходившему в Москве, а конкретно на период активного производства и самого расцвета ЛАЗ-695Н пришёлся 12-й фестиваль, состоявшийся в 1985 году тоже в советской столице.

На пути к совершенству

Общий пробег автобуса на момент продажи составлял 185 тысяч километров, но здесь нужно оговориться: это не только скромная цифра для такой машины в целом, но и следует учесть, что 10 лет назад она посещала Калужский АРЗ. На ремзаводе ЛАЗу восстановили основание кузова, обшили автобус снаружи, обновили салон и заменили двигатель, который с момента установки не прошёл и 30 тысяч километров – по словам продавцов, эти работы обошлись предприятию в 500 тысяч рублей. Таким образом, капитальный ремонт обеспечил автобусу вечную молодость: его внешний вид и техническое состояние близко к тому, в котором он когда-то покидал родной конвейер.

Впрочем, восстановление на АРЗ оставило свой след: при кузовных работах водительскую дверь обшили плоским листом, когда исходно её поверхность имела выштамповки. Также на ремзаводе ликвидировали люк для погрузки раненых в передней части: теперь машина выглядит на несколько лет младше, чем есть, так как завод отказался от него в 1991 году. Однако следует отметить, что внешний вид от этих двух деталей не страдает, а сама машина выглядит словно большая игрушка.

Уже на момент покупки «Фестивальный» поражал своей сохранностью: сияющие и ровные борта, идеально чистый и ухоженный салон, стабильно работающие агрегаты. Далеко не каждый современный автобус после 3-4 лет эксплуатации выглядит и ездит так же. Можно подумать, что прибыл он в столицу уже готовым музейным экспонатом, но совершенству пределов нет, и закипел процесс доводки машины до идеала.

После продолжительной стоянки внимания потребовал внут-ренний мир ЛАЗа: помимо операций по текущему обслуживанию (замена масла и воздушного фильтра), был заменён и отрегулирован карбюратор, от отложений очищена центрифуга, отрегулировано зажигание. Если раньше автобус потреблял бензин Аи-80, то по причине его полного отсутствия в столице машину пришлось «переучить» на распространённый Аи-92.

Хоть автобус и сохранился в состоянии, близком к идеалу, за период эксплуатации он получил ряд мелких косметических дефектов – что-то помялось, что-то подёрнулось ржавчиной, а лакокрасочное покрытие крыши имело значительные прорехи. Впрочем, тепличные условия и толстый металл кузова не дали коррозии распространиться, и всё это было ликвидировано за несколько дней знакомым и проторённым путём: зачисткой, обработкой и повторной покраской из пульверизатора с подобранной эмалью. Кстати, для подбора краски владельцу пришлось отвозить в мастерскую ни много ни мало среднюю секцию передней юбки – и диву мастеров не было предела.

С наступлением холодов выявилось неприятное явление: вместе со включением отопления в салон стал поступать дым, который вовсе не добавляет приятных ощущений от поездки. Отопление у ЛАЗ-695 работает от тепла из радиаторного отсека, что находится в корме, а направление движения теплого воздуха – наружу или в салон – определяется положением заслонки, которая за долгие годы бездействия окаменела. В своей прошлой жизни автобус выезжал только в тёплое время года, и поступление тёплого воздуха в салон было намеренно исключено – вплоть до затыкания канала подачи воздуха вдоль левого борта тряпкой, некогда служившей фуфайкой. Через люк между моторным и радиаторным отсеком в салон подсасывался дымный воздух из первого, что и создавало дискомфорт. Дымность воздуха в моторном отсеке сократили, внедрив в маслозаливную горловину отводящий шланг, ведущий под автобус. Впрочем, после того, как система отопления была приведена в чувство, автобус снова стал тёплым и уютным даже в зимние холода.

Важное достоинство автобусов, работавших служебными, – ещё и отличная сохранность салона. Контингент там обычно ездит один и тот же, поэтому случайные люди не стремятся оставить там свой след. Добавить немного бережливого отношения – и получаем то идеальное состояние, которое мы видим в этой машине. Панели потолка не затронул ремонт, обшивку бортов обновили на ремзаводе, а сиденья после восстановления сохранились в идеальной целости и сохранности. Расставлены они немного иначе.

Внимание к мелочам всегда сказывается на качестве восстановления. Дабы оправдать имя, на автобусе появились наклейки с эмблемой «Форум-1985» – Фестиваля молодёжи и студентов 1985 года, которые можно заметить в уголках стекол. Снаружи добавились «волговские» противотуманные фары, которые заняли пустующие места под передним бампером, обновились мелкие детали оптики, а чёрные ободки фар уступили место соответствующим хромированным, найденным в закромах Родины. По мере освоения внутреннего пространства машины в салоне также стали появляться разного рода артефакты: вымпелы на перегородке кабины, советский флаг и даже аутентичная аптечка, висящая под панелью у передней двери. По-своему стильная табличка «Служебный» на месте маршрутного указателя досталась автобусу с прошлого места работы, а о её сохранении в комплекте с машиной покупатель уговаривал продавцов отдельно.

При капремонте с автобуса демонтировали так называемое ТГУ – транспортное громкоговорящее устройство. Судя по всему, заказчик работ посчитал, что без него машина вполне способна выполнять свои функции: разъём под устройство на приборной панели был затянут кожзамом, а само устройство было отложено в ящик, где и нашлось впоследствии. После чистки и пайки ТГУ с микрофоном были водворены на место, а в дополнение на полке за задним рядом появились динамики и современная автомагнитола, которые были скрыты от глаз. В результате автобус вполне адекватно может работать и с экскурсоводом, а праздник в салоне не останется в тишине.

Новая жизнь

Не могу не отметить, что обладатель «фестивального» получает множество позитивных эмоций от творческого процесса работы над автобусом и управления им. Во многом познание новой для себя конструкции и работы над машиной в приятной компании – интересный опыт даже для человека, владевшего множеством самых разных автомобилей. Каждый новый шаг в автобусном мире становится своего рода достижением, а пока нет «прав» категории «D», редкие поездки на месте пилота – даже по закрытым площадкам – вызывают у него настоящую мальчишескую радость.

Помимо прочего автобус не только радует глаз владельца, но и периодически работает по своему прямому назначению. Возит он, разумеется, уже не заводских рабочих: теперь ЛАЗ обслуживает разного рода заказы, в первую очередь – свадьбы и праздники, снимается в кино и нередко появляется на разного рода мероприятиях, связанных с ретротехникой. Например, летом на нём съездили в Тулу на «Автостраду», а в сентябре он стал экспонатом выставки «Автомобильная промышленность» в павильоне «Космос» на территории возрождённого ВДНХ. Последнее стало настоящим признанием для автобуса и его владельца: он находится в одном ряду с экспонатами лучших коллекций страны, а значит, соответствует заданному ими уровню.

В следующих сериях

После падения Союза ЛАЗ стал терять титул флагмана постсоветского автобусостроения. Несмотря на то что после классического семейства в серию успели пойти множество новых моделей, стремительное снижение спроса на большие автобусы, с одной стороны, и экономическая изоляция и потеря крупных рынков – с другой, не могли не дать о себе знать. В конце девяностых годовой выпуск автобусов с тысяч штук перешёл на сотни, в новом веке – на десятки, а в последние годы имел исключительно единичный характер.

С 2006 года ЛАЗ находился в состоянии вялотекущего банкротства и боролся с кредиторами в судебных спорах. В последние годы завод выполнял редкие и небольшие заказы – в первую очередь на троллейбусы в кузовах, которые были заготовлены ещё с расчётом на крупные тендеры городов-участников Евро-2008 (сварка новых кузовов остановилась ещё в 2011 году). Теперь, когда экономика страны почувствовала себя особенно плохо, завод перестал даже заявляться на тендеры и медленно умирает, теряя кадры и последние жизненные силы.

Завод в Днепродзержинске, куда передали производство старого семейства, выпускал ЛАЗ-695 в достаточно ограниченном количестве. К 2008 году изготовление новых кузовов прекратили, а оставшиеся стали распродавать только как ремонтные для «замены» старых (по факту же автобус получался новым). Такие машины появлялись вплоть до 2011 года, на чём история прославленного семейства и завершилась.

Комментировать ... >>