Опубликовано: ГП 04-2017
Повседневный южный трансфер

Автобус Scania OmniExpress LK310IB4x2NB

Даниил Минаев, фото автора

Южный курортный город Сочи – столица недавней олимпиады. Город, который пользуется поддержкой на государственном уровне. Едва успеваешь выйти из здания аэропорта, как оказываешься в плену информационных стендов и рекламных баннеров, свидетельствующих о том, что здесь запланированы или проходят очередной конгресс, слёт, семинар, съезд, симпозиум, спортивные состязания. Все эти мероприятия, безусловно, не обходятся без транспортного обслуживания, которое предполагает интенсивную эксплуатацию пассажирских автобусов.

Транспортная компания «Сочи-авто» во времена строительства олимпийских объектов сконцентрировалась на эксплуатации строительной и специальной техники. Сейчас объём строительства в Краснодарском крае невысок, но ввиду специфики курортного региона существует довольно стабильный спрос на заказные автобусные перевозки, что подвигло руководство компании в 2013 году приобрести партию автобусов Scania OmniExpress. Эти машины неплохо себя зарекомендовали в здешних условиях, и через некоторое время была дополнительно закуплена ещё одна партия автобусов. В этом году они обслуживали третьи всемирные военные игры, которые проводились в городе Сочи в конце февраля, где я оказался по стечению обстоятельств. Заметив эти нарядно оформленные автобусы, я решил пообщаться с их эксплуатантом, и, как оказалось, за четыре года эксплуатации этих «Сканий» сочинским транспортникам нашлось что мне рассказать.

Белоснежный лайнер

Scania OmniExpress – давно не новинка, премьера этого автобуса в России состоялась в 2008 году. Кроме того, похожий автобус «Круиз», построенный на аналогичном шасси изготовляли силами «Группы ГАЗ» у нас в стране сначала в Голицыно, а теперь строят в Ликино-Дулёво. Тем не менее таких машин на дорогах в Краснодарском крае мало, как и в принципе новых автобусов. На приморских извилистых улицах и горных серпантинах правят бал ветераны девяностых, а то и восьмидесятых годов выпуска, что выгодно выделяет приглянувшиеся мне «Омниэкспрессы» в общем потоке. Я размышлял об этом, сидя на пассажирском кресле, и внимательно наблюдал за работой водителя.

Косвенная связь и автоматика

Комбинация приборов

Первое, что сразу отметил, – машина быстрая и манёвренная. Посему пока в салоне нет пассажиров, опытный водитель – дядька, коренной сочинец, ловко, практически по-легковому шаловливо и задорно катит по тесноватым улочкам родного города с весьма интенсивным даже не в купальный сезон движением. И ещё он иногда как-то странно переключает передачи: сначала орудует рычагом, затем выжимает сцепление. Ах да, это не рычаг коробки передач с кулисой, идущей вдоль всего кузова в задний свес, а электронный джойстик! Семиступенчатая «механика» управляется косвенной связью, вызывая с непривычки некий разрыв шаблона в голове. Впрочем, если проанализировать такое конструктивное решение, вывод напрашивается сам собой. Чтобы изготовить не только надёжный, чуткий и информативный, но и долговечный привод переключения передач при такой компоновке, потребуется множество металлоёмких и достаточно дорогих деталей, изготовленных с высокой точностью – тяг, опор, шарниров, подшипников, муфт, фиксаторов.

Рабочее место водителя с «полумеханической» КП, для посадки сиденье лучше повернуть в сторону прохода, благо такая возможность есть…
Рабочее место водителя с КП «автомат»
Рабочее место водителя с разными вариантами КП (вверху – «полумеханический», внизу – «автомат»), в случае с джойстиком для посадки сиденье лучше повернуть в сторону прохода, благо такая возможность есть…
Массивные зеркальные стойки не увеличивают габаритную ширину автобуса

В современных реалиях, когда почти у каждого школьника-«геймера» дома стоит компьютер с симулятором автогонок, сделать электронный привод управления 7-ступенчатой «механикой» вполне логичный шаг. Но, как выяснилось позднее, этот узел является и одним из недостатков в целом удачного и беспроблемного автобуса. Управляющие сигналы, поступающие от джойстика, перемещают при помощи электроприводов вилки переключения передач с постоянной скоростью непосредственно после получения команды, в отличие от чуткой ноги и руки водителя, способной поиграть сцеплением и подгадать точный момент для хода рычага. Это приводит к тому, что иногда передача включается жёстко, с толчком, бывают рывки при трогании. Всё это сокращает срок службы сцепления и синхронизаторов.

Специалисты Scania знали о существовании этой проблемы и впоследствии отказались от серийного использования такой конструкции привода КП. Более поздние машины, поступившие в «Сочи-авто», были уже оборудованы 8-ступенчатой автоматизированной КП Opticruise, которая плюс ко всему из-за оптимизированного алгоритма сделала автобус экономичнее. Управляется «Оптикруз», как и на грузовике, при помощи небольшого подрулевого рычажка.

Панорамный обзор и микроклимат

Ещё одна особенность Scania OmniExpress свойственна многим европейским автобусам – выносные стойки с зеркалами заднего вида. Хитрость в том, что в нашем случае они не выступают за габарит ширины транспортного средства. Не верите, взгляните на автобус сверху, в передней части он немного сужается. Но всё равно привычка искать зеркала на передних стойках требует некоторой адаптации, так как смотреть придётся вперёд, а не в сторону. Проблем с обзором у водителя нет: огромное панорамное ветровое стекло, тонкие стойки по бокам, камера заднего вида с трансляцией на монитор передней панели, что тут ещё добавить! Вот что: нет отдельного выхода кондиционера для водителя – или заранее сильно охлаждай весь салон, или сиди и «не парься», но на юге это замечание важно. Зато все водители отметили отлично работающие воздушные дефлекторы, эффективно борющиеся с запотеванием стёкол.

Панорама самодостаточного салона
Индивидуальные блоки
Индивидуальные шторы
Индивидуальные блоки и шторы очень хороши

Теперь о пассажирской доле. Салон в целом удобный, но пол не ровный, имеет почти незаметный уклон. Расстояние между рядами кресел, коих в машине длиной 12,4 м почти полсотни, – около полуметра, этого вполне достаточно для автобуса, предназначенного для работы на пригородных или небольших междугородных маршрутах, протяжённостью до 500 км. Пассажирские сиденья мне показались достаточно комфортабельными, со стороны прохода я обнаружил удобный откидывающийся подлокотник. Спереди имеется 35-литровый холодильник для напитков, на потолке два экрана мультимедийной системы. Вполне хватит для трансферных поездок и девяти кубометров багажного отделения, а отсутствие туалета вряд ли покажется недостатком, когда за неполную пятилетку непрерывной эксплуатации этих автобусов у сочинского перевозчика пробег за смену редко превышал три сотни вёрст.

Суммарный объём багажного отделения – 9 м<sup>3</sup>

Шасси при неплохой управляемости терпеливо переносит дорожные невзгоды, демонстрируя нормальную плавность хода, лениво покачивая длинными свесами. Правда, временами в тон асфальтовых трещин и выбоин поскрипывают пластики и грохочут панели. Водители говорят, что при полной загрузке с пассажирами плавность хода становится значительно лучше. Охотно верю.

Доступ к АКБ удобный, коммутационный отсек расположен низко и оборудован подсветкой, а благодаря салазкам замена аккумуляторов не так утомительна для спины исполнителя Доступ к АКБ удобный, коммутационный отсек расположен низко и оборудован подсветкой, а благодаря салазкам замена аккумуляторов не так утомительна для спины исполнителя

Моторный отсек

13-литровый 310-сильный двигатель Scania DC 13 четвёртого экологического класса практически не слышен внутри, но выполняет свои обязанности исправно уже более 119 000 км. Снаряжённая масса автобуса около 13 т, полная – 19,5 т. Двигатель в три сотни лошадей для большого 12-метрового автобуса сегодня уже не кажется столь внушительным, но 1550 Н∙м крутящего момента почти с самого низа тысячи оборотов и до средних 1300 мин-1 тем не менее позволяют уверенно передвигаться по горным перевалам Черноморского побережья Кавказа, расходуя в среднем от 24 до 29 л дизельного топлива на сотню километров.

Двигатель DC 13 (310 л.с., 1550 Н∙м) в корме пассажирского автобуса с раздельными головками цилиндров соответствует канонам марки
Камера заднего вида защищена от загрязнения
Техническая характеристика автобуса Scania OmniExpress LK310IB4x2NB
Параметр Значение
Полная масса, кг 19 500
Снаряжённая масса, кг 12 715
Пассажировместимость, чел. 49
Вместимость багажного отсека, м3 9,0
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 7500/12 000
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
DC 13 (Euro 4)
Дизельный, 6 цилиндров в ряд
12,8
310 при 1800 мин-1
1550 при 1000–1300 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
GR875 Opticruise (GR 875 Comfortshift 7)
Автоматизированная (полуавтоматическая)
8/1 (7/1)
Подвеска Пневматическая
Тормозная система Пневматическая, дисковые механизмы на всех осях, гидравлический ретардер, EBS
Колёсная формула 4х2
Вместимость топливного бака, л 475
Комментировать ... >>