Опубликовано: ГП 06-2009
Эталон строительной робы?

Mercedes-Benz Actros Bau на специальном полигоне в Вёрт-на-Рейне

Александр Трохачёв, фото автора

Направляясь Вёрт-на-Рейне, я и не думал, что увижу здесь широкую гамму строительных «Мерседесов». Actros, Axor, Atego, Vario, Sprinter, Unimog предстали едва ли не во всех цветах радуги и десятках модификаций. В будни увидеть всех их вместе можно только на специализированной выставке. Но на этот раз созерцанием дело не ограничилось: немцы дали возможность протестировать все, что находится на специальном полигоне, имитирующем реальные условия возводимого объекта. А главным действующим лицом все равно остался Actros Bau.

Третий топ-класс

О новом грузовике, способном выполнять самую трудную работу, мы уже рассказывали (см. «Король в спецовке»). Настало время пристальнее к нему присмотреться и поделиться впечатлениями от его работы в родной стихии. Тем более что при первом описании многие новинки остались нерасшифрованными.

Cемейство Actros Bau объединяет обычные и полноприводные самосвалы, седельные тягачи, бетономешалки, специальные колесные шасси. Тут есть 2-, 3- и 4-осные грузовики со всевозможными конфигурациями привода, от 4х2 до 8х8/4. Для машин подготовлены девять силовых агрегатов мощностью от 320 до 598 л.с. А уж с типами кабин и вариантами трансмиссий число модификаций такое, что недолго и со счету сбиться.

На Actros Bau используют испытанные временем и эксплуатацией надежные выносливые моторы Mercedes-Benz OM 501 LA и OM 502 LA. Из девяти предлагаемых версий две трети – 6-цилиндровые двигатели рабочим объемом 11,9 л и мощностью от 320 до 476 л. с. Еще три силовых агрегата V8 обладают увеличенным рабочим объемом 15,9 л и повышенной энерговооруженностью: их потенциал сосредоточен в диапазоне 510–598 л.с.

До очного знакомства немцы уверяли, что в любой версии машина мне непременно понравится. Не удивительно, что на очное знакомство мне дали версию, напичканную всеми опциями, какие только предусмотрены заводом-изготовителем. Впрочем, и на других моделях встречались датчики дождя и освещенности, не говоря уже об элементах комфорта.

Еще недавно покупатель строительного шасси вынужден был гнать автомобиль на завод для того, чтобы адаптировать раму под установку нужного кузова. А сейчас Actros Bau избавляет клиента от такой обременительной процедуры и позволяет монтировать надстройки без дополнительного переоборудования на заводе. Выгода очевидна: сокращение времени простоя и уменьшение затрат на приведение автомобиля в полную готовность к работе.

Позади кабины Actros Bau выхлопная труба имеет концевую и промежуточную секции. С помощью двух хомутов из нержавеющей стали она регулируется по высоте. Это позволяет быстро отрегулировать ее рост в полном соответствии с монтируемым кузовом. Нужно укоротить выхлоп – достаточно поднять «дымоход». Максимально возможный вылет телескопической конструкции ограничен 4 м. Наряду с высотой можно корректировать и направление выхлопа: под углом, перпендикулярно направлению движения в сторону или строго назад. Преимущество таких реформаций даже не требует комментариев.

Ювелирный автоматчик

Новый 12-ступенчатый «автомат» PowerShift Offroad второго поколения специально адптирован для тяжелых условий. Внедорожный вариант трансмиссии стал быстрее переключать передачи, что высоко ценится в условиях бездорожья, когда разрыв мощности в трансмиссии грозит полной остановкой.

Сколько водителей, столько и мнений. Один опытный шоферюга от души давит на газ по надобности и без, другой увлекается экономией топлива, третий ездок не обращает внимания даже на положение стрелки тахометра, четвертый за рулем вообще ни о чем не думает, знай себе рулит! Как оптимизировать воздействие человека на автомобиль и сделать его адекватным? Инженеры Daimler придумали режим экономичного движения, при котором расход топлива независимо от положения акселератора будет ниже. Речь идет не о литрах на 100 км, но и граммы в итоге стекаются в ручейки.

При входе в кабину уличная грязь остается на открытых ступеньках

Большой плюс новой коробки – четыре передачи заднего хода. На стройплощадке (в карьере, на лесозаготовке) частенько возникают ситуации, при которых нужна ювелирная точность маневрирования, без ползучей передачи ее не достичь, а транспортная скорость нужна на больших прогонах, достигающих 100 м. Это важно на погрузке, разгрузке, объездах штабелированных стройматериалов, разъездах с другим транспортом. Подача самосвала на погрузку / разгрузку или подъезд бетономиксера к месту работы сопряжены с миллиметражом, тут и пригодится арсенал заднего хода. Нередко без него не обойтись и на укладке дорожного полотна, и на объектах c ограниченным пространством.

Характерной особенностью КП PowerShift Offroad является встроенный датчик наклона. Считанные им данные обрабатывает бортовая электроника и передает в виде команд на трансмиссию. С увеличением угла наклона интеллектуальная система управления быстрее осуществляет переключение на более низкие ступени, и управление становится ювелирным. Привереды-профи могут перейти из автоматического режима в механический (ручной).

Новая КП с программой интеллектуального управления задает один из четырех режимов: силовой, маневровый, экономичный и раскачивания. О них я поведаю далее. Пока замечу, что переключение происходит быстро и практически бесшумно. А выполнение смены передач можно заметить разве что по характерному отклонению стрелки тахометра или движению автомобиля, который сзади словно бульдозер толкает. Переключение передач с минимальным разрывом потока мощности происходит за счет компьютерной обработки данных датчиков, установленных на промежуточном валу и вторичном валу КП.

Инженеры Daimler Trucks говорят о меньшем износе PowerShift Offroad и снижении потребления топлива, но я это не проверял.

Немецкие горки

Достоинства новой КП особенно заметны при работе в естественных условиях. Я же катал машину на специальном полигоне, где тестируют Unimog.

Занимаю место водителя на трехоснике, пристегиваюсь, включаю свет. Пуск двигателя – и выбираю понижающий ряд передач. Сидящий рядом инструктор предлагает на выбор трассу попроще и посложнее. Первый круг решаю пройти для адаптации и соглашаюсь на «упрощенку». Но что такое «упрощенка» на полигоне, изобилующем искусственными препятствиями! Ставлю джойстик КП в автоматический режим и направляю самосвал на крутую горку. Кабина задирается кверху, мы видим только небо, а трансмиссия самостоятельно щелкает передачи вниз. Инструктор поясняет: «Как только электроника обнаружила возникновение вибрации, она увеличила крутящий момент и сбросила одну передачу, затем вторую…» В действие вступила так называемая противотолчковая функция. Ее задача – уменьшить продольные и поперечные колебания кабины. Не знаю, какими бы они были без вмешательства электроники, но жаль, что компьютер не в состоянии задушить вибрации на корню.

Немецкий строитель хорошо управляем и на ухабах

Спускаюсь с горки, держа для перестраховки ногу на педали тормоза. Но КП отрабатывает свои обязанности настолько безупречно, что возникает желание повторить катание на немецких горках. Впрочем, надо опробовать и маневровый режим. Для этого выезжаю на относительно ровный участок и имитирую маневрирование на стройплощадке. Удивленному инструктору поясняю: мол, сейчас я имитирую деятельность модной в Москве работы водителя миксера и мне надо подъехать к бетоноотделочной машине. На низких оборотах машина пятится без остановок и без рывков. И на ползучей скорости машина упорно шла к объекту: на залитых водой участках реально забуксовать не получилось.

Груженный до полной массы двухосник легко одолевает крутой подъем

Следующим этапом отработал режим раскачивания из грязи в горку. Топнул на газ – машина подалась вперед, отпустил педаль – откатилась назад. Можно было одолеть пригорочек с ходу, но в том-то и дело, что надо было устроить «качели». Как только я отпускал педаль акселератора, сцепление автоматически быстро отключалось, и самосвал скатывался назад. Несколько повторений – и автомобиль выходит из грязевого плена. Заинтригованный инструктор предлагает опробовать режим раскачивания при движении задним ходом. Эффект тот же: автомобиль послушно включается в работу и выполняет все, что можно ожидать от танка.

Теперь проверяю эффективность режима Power Offroad. При повышенных оборотах он дольше удерживает передачи включенными, что облегчает работу водителя и придает уверенности. При штурме самой высокой горки включаю этот режим вручную, и как только автомобиль переваливает за гребень, выключаю. Экзамен сдан, и мне понятна лукавая улыбка инструктора: у него нет сомнений в возможностях немецкой техники.

Блокируемые мосты позволяют брать горки задним ходом

Усиленная защита

Actros Bau не броневик, но и у него есть доспехи.

Выделить по степени значимости каждую деталь трудно. Это как ракета. Здесь важен симбиоз агрегатов. И все-таки двигатель и радиатор дороже топливного бака или нижней ступеньки. Поэтому первым делом я обратил внимание на стальную пластину, которой снизу прикрыто «пузо» мотора и подошва радиатора. Толщина защиты – 3 мм. Это оптимальное значение для незначительного веса и в то же время высокой механической прочности при контакте с камнем или грунтом. Замечу: это не просто кусок железа, а пластина из особой высокопрочной стали. На полигоне я пробовал посадить машину на этот «противень», но ничего не получилось. Может, полигон щадящий?

С защитой топливного бака произошло то же самое. При проезде через горбы я лишь смог добиться касания стального поддона с землей. Но в таких домашних условиях смять емкость с горючим непросто – грунт мягкий. А будь это каменистый карьер, могло бы выйти иначе, но для этого нужен реальный карьер.

Я отметил, что подножка складывается без повреждений при встрече с препятствием не только в продольном направлении, но и под углом. На предыдущем варианте с шарнирным сочленением поперечная нагрузка ей была противопоказана. Кстати, новое стремя универсально по крепежу и может быть использовано на предыдущих моделях.

Стальная плита защищает топливный бак от повреждений

Забота об экономии расходов эксплуатанта заметна и в такой детали, как корпуса наружных зеркал заднего вида. Они изготовлены из пластмассы, устойчивой к механическим повреждениям. Рифление «в шашечку» играет роль усилителя, выдерживающего ударное воздействие веток деревьев, строительных лесов и т. п. Пластик не трескается и сохраняет свою целостность, защищая проводку электропривода и подогрева зеркал.

Добротно укрыты аккумуляторные батареи. Пластиковый чехол плотно прилегает к основанию, и во время мойки его можно смело поливать водой из аппарата высокого давления. Кстати, на такое обслуживание рассчитаны и передние фары, защищенные стальной решеткой на болтах со сложной формой «отмычки». Но они заточены не под плоскую отвертку и не под крестообразную, а под шестигранный «мебельный ключ»! Этот фокус в условиях стройки и климата России неприменим: фары на стройке надо мыть и протирать часто, нужную отвертку в запале искать никто не станет. Где гарантия, что при смене болтов рукастым водителем эксплуатанта не лишат гарантии на весь автомобиль?

Мелководные грязевые ванны этим труженника нипочем

Соратничество

Я не устоял перед соблазном оседлать бортовой Sprinter, цельнометаллический фургон Vario и самосвальный Axor. Впечатления от них разные, преимущественно хорошие. Но на фоне самого главного строителя – Actros Bau – выглядят они скромно. Примерно так смотрятся студенты-середнячки на фоне профессора. Впрочем, у них есть своя ниша.

Следующий тест-драйв на Actros Bau проходил в Германии уже на дорогах общего пользования. Там идеальный строитель вел себя уже по-другому и рассказ об этом – в отдельной статье.

Полноприводный Mercedes-Benz Vario 816D
Mercedes-Benz Sprinter 315 CDI
Хит малого бизнеса – самосвальный Sprinter
Axor 2643 c кузовоi Meiller
Atego 1832 c манипулятором HIAB
Vario 818D cо сдвоенной кабиной
Комментировать ... >>
Loading...