Фотообзор пассажирского транспорта Таиланда
Своеобразность и неповторимость транспортной жизни интересна всегда, а особенно, когда есть с чем сравнить. Я уверенно могу сказать, что в этом месте земного шара кипит особая транспортная жара.
Королевство Таиланд расположено в Юго-Восточной Азии, на полуостровах Индокитай и Малакка. С запада его омывает прохладное Андаманское море – жемчужина туристического рая с портом Пхукет. С востока королевство принимает корабли из Сиамского залива Южно-Китайского моря.
У русских Таиланд обычно ассоциируется с экваториальной страной, где можно загорать круглый год. Температура воздуха в зависимости от времени года отличается на 5–6° и в среднем составляет 30–32 °С. Валютный курс прост: 100 тайских батов равно 90 российским рублям.
Движение во всех городах страны левостороннее. Городской транспорт в Бангкоке представлен монорельсом, метро, автобусами и колоритными такси «тук-тук».
«Тук-тук» – это не только моторикши, как в Африке или Индии. «Тук-тук» – в том числе и джиперские «катафалки» с кузовом тонно (вход в салон с кормы, сиденья установлены вдоль бортов). Эти 10–20-местные дилижансы в Индокитае ещё называют джипси, поскольку с 1960-х их изготовляли из останков старых американских Willys, Dodge ¾ и Jeep 3-й серии путём наращивания колёсной базы. Сейчас джипси приноровились делать из японских и китайских пикапов.
Особо важный транспорт
Троллейбусов и трамваев в Таиланде нет. Последняя линия электрического трамвая, построенная в 1893 году, была закрыта во время правительственного кризиса 1 октября 1968 года из-за полного износа подвижного состава.
Единственным представителем городского электротранспорта в Бангкоке является монорельс, открытый в конце XX века, 5 декабря 1999 года. Открытие системы было приурочено к 72-летию короля Пумипона Адульядета. Состоящая из трёх линий система обслуживается поездами, похожими как на метро, так и на скоростной трамвай. Работают составы монорельса на отдельно выделенных путях, построенных на эстакадах, причём движение составов в одну и другую сторону осуществляется на разных уровнях этой эстакады. Формально по-тайски система носит оригинальное название – «Надземная железная дорога в честь 6-го завершающего цикл дня рождения Его Величества Короля». В повседневной жизни для обозначения этого метрополитена используется английская аббревиатура BTS (Bangkok Mass Transit System – бангкокская система общественного транспорта, или просто «би-тхи-эт»). В отличие от большинства автобусов, вагоны монорельса оснащены кондиционером и не стоят в пробках.
Вагоны для обслуживания монорельсовой системы были заказаны у немецкой Siemens AG, а строительством сооружений занималась местная Italian Thai Development. Вагонное депо для составов монорельса сначала предполагалось возвести на территории городского парка Лумпхини, однако протесты общественности привели к тому, что оно было построено на территории бывшей северной автобусной станции Мо Чхит на улице Пханон Йотхин.
Стоимость поездки на монорельсе зависит от дальности и варьируется от 15 до 40 батов. Есть также различные билеты длительного действия.
Традиционное метро сравнительно молодое. Торжественное открытие первой и единственной линии «Прославление королевского заступничества» состоялось 3 июля 2004 года с участием короля Пумипона Адульядета и королевы Сирики. В обиходе метро называют «синяя линия». На 21 километре расположено 18 станций в стеклянных куполах, которые разделяют саму станцию и туннель. Это сделано ввиду тёплой влажной погоды. Раздвигающиеся двери расположены строго в соответствии с остановкой поезда, как на некоторых станциях Cанкт-Петербурга. Поезда оснащены кондиционерами. Проезд в метро составляет от 10 до 15 бат. Сначала стоимость была выше и колебалась от 12 до 38 бат, но в связи с мизерными пассажиропотоками и окупаемостью её снизили для привлечения новых пассажиров.
Тук-тук, мне тут!
Душные улицы мегаполисов после перелёта кажутся му’кой. В глазах европейца тайцы предстают непритязательными пассажирами, которым всё равно на чём передвигаться и в каких условиях.
В круговороте столпотворения машин ленивый бриз перемешивает морской воздух с гарью и выхлопными газами, от которых сначала пьянеешь. Всюду левосторонняя суета. Джипси и «тук-тук», обвешанные гирляндами значков, звёздочек и божков беспардонно вгрызаются в пробки и деловито лавируют.
В Бангкоке многоместные джипси прозвали «тук-тук» на американский манер. «Тук-тук» – это сигнал для остановки, а вовсе не стучание двигателя моторикши, как любят объяснять гиды.
«Тук-тук» – любой пассажир может остановить маршрутный джипси где угодно или назвать адрес места назначения совершенно не по пути следования других пассажиров. Европейцев, американцев и австралийцев такая вольготность вводит в недоумение: а как же остальные пассажиры? Но водитель джипси возит туда, куда ему указал пассажир (ткнул по карте, по плечу: тук-тук!), или просто показал с помощью жестов. Водители лишь везут пассажиров за их цену. Есть начальная и конечная точки маршрута. Сам маршрут – импровизация.
«Тук-тук» – это не только моторикша!
Стоимость такой поездки в среднем может обойтись от 50 до 200 бат. Чётких цен на таком дилижансе нет. Сами же тайцы платят за проезд на джипси независимо от расстояния, как и за моторикшу, всего 10 бат. Белым туристам, если угрюмо сесть в кузов машины и также молча выйти, удаётся проехать и за 10 бат весь путь. Учитывая, что никаких дверей и стекол в салоне этих маломестных машин нет, то выходить можно прямо на ходу. Однако, как правило, на потолке в кузове установлены допотопные кнопки-звонки наподобие тех, что распространены у нас возле дверей квартир.
Типичная окраска для городских джипси и тук-туков в Таиланде – тёмно-синяя, что позволяет им выделяться в потоке, но в центре города в малом количестве встречаются и ярко-белые.
Отдыхая в автобусе
Городские автобусы – явление, в первую очередь характерное для столицы Таиланда. В маленьких провинциальных городах они появились в начале 2000-х, но основу пассажирских перевозок там по-прежнему осуществляют джипси и моторикши. Городской автобусный парк Бангкока в основном состоит из высокопольных автобусов Mercedes-Benz OF 1617, Isuzu CQA650AT, LV223S и LV423R, не оснащённых кондиционерами, а в связи с их отсутствием они часто ездят с открытыми дверями и окнами, как в Бразилии. Есть и исключения, как, например, сочленённые городские автобусы Mercedes-Benz O405 NGV, новейшие китайские низкопольные Golden Dragon и Youtong.
Противоположная картина наблюдается в области туристских автобусов, где рынок отдан на откуп коммерсантам. Вот уж где можно встретить буйство цветов и реклам на бортах автобусов почти всех мировых производителей.
Загадкой оказался момент ремонта и базы автобусов в Таиланде. В моём, классическом, понимании любое транспортное хозяйство должно располагаться в парке. Там есть ремонтные мастерские. Но все расспросы упирались в недоумение – тайцы не понимали, зачем нужны такие площадки! Разгадка, или, как мне показалось, частичный ответ на мой вопрос был найден уже вечером, когда количество машин на второстепенных больших улицах иссякло и вдоль обочины выстроились колонны автобусов. Водители отдыхали в салоне или отсеках для багажа.
Райские дороги
Есть в Таиланде и два автобана, один из которых связывает аэропорт Suvarnabhum-1 с Бангкоком и курортным городом Паттайя. Заезжая на автостраду, водитель машины по дороге в Паттайю два раза оплачивает проезд по хорошо асфальтированной дороге. Пикеты оборудованы будками и шлагбаумами. Водитель, оплачивая проезд оператору в жёлтой корпоративной футболке, проезжает дальше. Развернуться или съехать с дороги невозможно, так как по периметру установлены высокие решетчатые заборы. Ощущение, как в фильме «Бразилия», где главный герой уже в раю, но дорога обложена щитами, проволокой, заборами, отбойниками, рекламой... Водитель платит скоростью за рекламу, отбойники и за своё право никуда не сворачивать.
Прокат «копейки»
Ещё одной составляющей пейзажа больших магистралей городов Таиланда являются такси всех мастей, которые курсируют лишь по основным дорогам. Существует такое правило: если остановил такси, то 50 бат уже надо оплатить за посадку. К таксистам можно отнести и мотоциклистов, которые тоже предлагают свои услуги. От обычных владельцев мотобайков их отличает специальный жилет. Стоимость проезда не менее 50 или 100 бат. Кстати, любой таксист имеет право отказаться от поездки после заката солнца без объяснения причины, даже если это будет середина пути.
При желании можно арендовать машину или мотоцикл. Подобных центров в городах много. Цена аренды мотобайка на сутки составляет от 150 до 300 бат, но приходится договариваться, как на рынке. Чем дольше торгуетесь, тем больше уважение!
Легковушки практически все последних годов выпуска: корейские, японские, европейские и собранные в Индонезии, Малайзии, Бразилии, Австралии, Чили, Испании. В курортной Паттайе обнаружилась старушка ВАЗ-2101! По легенде – а об этой «копейке» в городе знают все – хозяин купил её во Вьетнаме и уже оттуда привёз в Таиланд.
Любители и коллекционеры транспортной тематики в Таиланде, скорее всего, не найдут для себя тематическую добычу. Карт города с нанесёнными маршрутами транспорта нет. Всё первобытно. Единственное, что может представлять интерес, так это карта со схемой движения бангкокской монорельсовой дороги. Перидромофилы там же могут приобрести и пассажирский билет. В «тук-туках», велорикшах и джипси билетов нет и, наверное, никогда не будет.