<<< Назад

Островной полигон
Автополигон Wacom компании Isuzu Motors Ltd

Андрей Филиппов, фото автора

Автомобильные полигоны и центры испытаний всегда разные. Несмотря на, казалось бы, весьма сходные задачи, вы не встретите даже пары похожих. Поэтому посещение любого из них – это всегда событие. Вдвойне интересно посмотреть полигон зарубежный. Втройне, если он находится в экзотическом для нас месте. Меня командировка загнала в Японию на автополигон Wacom, принадлежащий компании Isuzu Motors Ltd, который расположился на острове Хоккайдо. В Японии здесь самый суровый климат.

Кстати, именно из-за относительно жёстких погодных условий на острове сосредоточено 26 полигонов и испытательных центров. Почти каждый японский производитель автомобилей и спецтехники имеет здесь свою испытательную базу. Так что место, в котором нам довелось побывать, – просто кладезь японского автопрома…

Дороги, дороги

Полигон начал работать 1 ноября 2002 года. Занимаемая им территория 443 га практически равна площади Центрального международного аэропорта Нарита. С учётом небольших размеров страны в целом и высокой плотности населения выделить такой жирный кусок для территории под автополигон дорогого стоит. Но обычно их строят на бедных почвах и на выработанных карьерах. Впрочем, гораздо важнее, насколько рационально эта территория используется, – попробуем разобраться.

Уклон на радиусе разгонной трассы составляет 42°. Её общая протяжённость 4,4 км

Больше всего места занимает скоростное кольцо – его овал имеет общую протяжённость 5 км. Поперечный уклон на радиусах составляет 42°, а скорость их прохождения 200 км / ч. Скажу сразу, прохождение на автобусе этих участков даже по нижней траектории – тот ещё аттракцион.

Вторым по протяжённости является так называемое разгонное кольцо с прямыми участками, по форме напоминающее телефонную трубку (естественно, речь не о мобильнике).

Его длина 4,4 км, а разворотные радиусы имеют всё тот же в 42° уклон. Правда, допустимая скорость здесь меньше – всего 120 км / ч. И здесь же, на большой петле, расположена ванна с максимальным техническим уровнем воды – 600 мм.

Отдельно отмечу, что в буклетах 2011 года заявленная скорость на этих двух участках составляла 250 и 150 км / ч соответственно. Тише едешь – дальше будешь?..

Уклоны различной крутизны имитируют 30, 20 и 12% на подъёме (округлённо 17, 11,5 и 7°) и 25, 15 и 10% на спуске. Такие спецучастки за рубежом обычно называются «русские горки» по аналогии с известным аттракционом, который в России называется «американскими»

На третьем месте стоит отметить трек со скользким покрытием. Базальтовое покрытие считается на любом полигоне чуть ли не высшим шиком из-за сложности строительства и содержания. У Isuzu оно оснащено ещё и системой автоматического полива, что позволяет имитировать на нём практически любое дорожное покрытие от обычного асфальта до припорошенного снегом или покрытого водой раскатанного льда.

Кстати, именно здесь нам демонстрировали разницу в поведении «головы» Isuzu Giga EXD52AD с системой АБС и без неё. По сути, немного наивно, так как для нас АБС – это давным-давно как руль или панель приборов. Но зато со стороны выглядит очень эффектно – брызги воды, скользящие в боковом заносе тягачи…

Участок специальных покрытий включает четыре типа дорог: «бельгийская мостовая» в виде S-образной шиканы с изменяющимся профилем, кольцо с длинной волной, гравийную дорогу и уклоны – 10 и 12 %, 15 и 20 %, 25 и 30 %.

Isuzu Giga при демонстрации работы системы АБС на участке с базальтовым покрытием, обильно смоченным из сплинкеров водой

Ну и конечно же в наличии участок пересечённой местности. Он состоит из щебёночной, грязевой и неровной дорог, трамплина, брода и уклонов. Общая длина дороги невелика – всего 2,6 км, а ширина трассы 5 м.

Кстати, этот участок нам так и не показали. Смею предположить, что отчасти причина такой скрытности заключается в том, что Isuzu является поставщиком техники для сил самообороны Японии и здесь тестируют технику головного концерна General Motors. Поэтому видеть дороги, где испытывают спецмашины, гостям не положено. Впрочем, это лишь предположение…

Isuzu Elf NPR85AN-HE6A-M (4х2) был единственный с классическим кузовом-фургоном Вот она кабина с «неправильным» рулём и каверзными рычагами. Хотя адаптируешься быстро Двигатели ничем не отличаются от тех, что ставят на Isuzu, собираемые в Ульяновске

Я испытатель

Пресс-конференции, зрелищные экскурсии, эффектные видеодемонстрации – это, конечно, всё здорово и интересно, но старые привычки тянут за руль. И мозг подзуживает: «Обман. Нет, ну точно обман! Если есть полигон, должны быть и испытания, а не болтовня…» Похоже, мы были не первыми гостями на полигоне, так как японцы точно знали, что за руль нас посадить придётся, и к тест-драйву подготовились отлично…

Проверить в динамике доверили четыре автомобиля: фургон Isuzu Elf NPR85AN-HE6A-M (4х2), двух «бабочек» Isuzu Forward FRR90S2-NCYS-M-13A и Isuzu Giga CYL77A-VX-D23A (6х2), а также седельный тягач Isuzu Giga EXD52AD-XNRA-D 3A (4х2) – т. е. охват составил основные классы выпускаемых грузовиков. Кроме того, три машины стояли, чтобы в ожидании своей очереди специалистам было чем занять себя, – грамотный подход!

Сразу оговорюсь, из-за «правого руля» и отсутствия отметки в правах категории «E» за руль «седельника» я так и не сел, хотя на закрытых полигонах на это обычно не смотрят и ограничиваются вопросом: «Умеешь?» А получив утвердительный ответ, пускают за руль. Но принцип есть принцип, и на сделку с совестью я не пошёл. Зато на всех остальных машинах проехал. Причём не один раз…

Isuzu Forward FRR90S2-NCYS-M-13A с кузовом F-Cargo типа «бабочка» Обратите внимание: вместо среднего сиденья в кабине большой органайзер

Но сначала о впечатлениях водителя, впервые усевшегося в «праворульный» автомобиль. Очень забавное, надо сказать, ощущение – подойти к пассажирской двери и… очутиться за рулём. Впрочем, на адаптацию ушло около минуты. Кабины уже известные, поэтому, несмотря на зеркальное расположение органов управления, руки перестраиваются быстро (хорошо, что педали правильной последовательности, а то быть беде). Мозг тоже оперативно перестраивается, поэтому никаких серьёзных проблем я не испытал.

Хотя без курьёза не обошлось. Как водитель-испытатель я машинально при трогании и остановке автоматически включаю поворот – ну вот привык я так! Естественно, на полигоне я проделал эту операцию на автоматизме. На первой машине меня смутило отсутствие на панели мигающей символики включённого поворота. На второй озадачили ни с того ни с сего заработавшие дворники. И только когда я сел на автомобиль с «роботом» и левая половина конечностей освободилась от работы, я понял – рычаг «поворотников»… СПРАВА! Поэтому, дёргая за рычаги ретардера и включения стекло-очистителя, мудрено увидеть на панели включённый поворот…

Технические характеристики автомобилей Isuzu
Модель Isuzu Elf
NPR85AN-HE6A-M
Isuzu Forward
FRR90S2-NCYS-M-13A
Isuzu Giga
CYL77A-VX-D23A
Isuzu Giga
EXD52AD-XNRA-D 3A
Колёсная формула 4х2 4х2 6х2 4х2
Полная масса, кг 5345 7980 24 950 39 940
Снаряжённая масса, кг 3180 4870 10 740 7090
Грузоподъёмность, кг 2000 3000 14 100
Двигатель 4JJ1-TCS,
турбодизель I-4
4HK1-TCS,
турбодизель I-4
6UZ1-TCN1,
турбодизель I-6
6WG1-TCN1,
турбодизель I-6
Рабочий объём, cм3 2999 5193 9839 15 681
Мощность, л.с. 150 при 2800 мин-1 210 при 2400 мин-1 380 при 1800 мин-1 420 при 1800 мин-1
Крутящий момент, Н∙м 375 при
1400–2800 мин-1
706 при
1600 мин-1
1765 при
1200 мин-1
2256 при
900–1300 мин-1
Коробка передач MYY-6S, механическая MZW6P, механическая MJX12P, роботизированная MJX12P, роботизированная
Количество ступеней вперёд/ назад 6/ 1 6/ 1 12/ 1 12/ 1

Машины я гонял по упомянутому ранее 4,4-километровому разгонному кольцу. Поэтому в каждой новой машине я докучал японским инструкторам и само-собой переводчикам вопросами типа, по какой полосе можно ехать, с какой максимальной скоростью, а какая должна быть минимальная, чтобы не свалиться с уклона? Как-никак, а верхняя дорожка – это наклон в 42°! В итоге в первой машине инструктор на меня странно покосился, во второй поинтересовался, часто ли вожу грузовики, а в третьей просто расслабился и махнул рукой, мол, езжай, раз умеешь.

Впечатления же от машин на динамке следующие…

Начинал я с Isuzu Elf. И хотя единого ответа по загрузке кузова я не услышал (были варианты 70 % и 100 %), по динамическим ощущениям машина была просто порожней. Большая будка, какие-то уклоны, разгон на ограниченном участке – о чём вы?! Включаешь поворот (если вспомнил, с какой стороны рычаг), вставляешь передачу, «газ в пол» – и только вы меня и видели. До 110 км / ч машина разгоняется просто играючи, а дальше я не стал пробовать. Это всё же коммерческий фургон с большой парусностью кузова, а не болид, хотя потенциал ещё чувствовался.

Седельный тягач Isuzu Giga EXD52AD-XNRA-D 3A (4х2) В Giga водитель огорожен персональным кокпитом – по кабине не поскачешь Isuzu Giga CYL77A-VX-D23A (6х2) с фургоном G-Cargo на вираже скоростной трассы

Вторым был Isuzu Forward. Здесь разгон был уже не таким искромётным, а, как и положено грузовику, в меру напористым. Передачи перебираются быстро, и к первому радиусу я и на этой машине с гарантированным запасом переходил на высшую передачу. Ограничитель скорости в 90 км / ч на Forward, равно как и на других машинах, не предусмотрен, поэтому «сотню» автомобиль разменивает довольно быстро, не докучая при этом никакими посторонними шумами (двигатель, шины, ветер в зеркалах), которые на некоторых грузовиках дают о себе знать и на меньшей скорости. Кстати, именно на этой машине, когда я сел в неё второй раз, мне сразу предложили уйти со средней дорожки на верхнюю – вроде как поигрался, и хватит, пора и тест-драйв проводить! Естественно, я воспользовался таким доверием и по верхнему радиусу прошёл. Ощущение от виража феерическое – гружёный среднетоннажник со здоровенной будкой несётся по вертикальной стене! Горизонт встал на дыбы: справа земля, а слева только небо. Именно так это воспринимается из кабины, причём, судя по бледному лицу и позе переводчика, не только мной. Эффектно и незабываемо…

А самым скучным оказался Isuzu Giga, хотя обычно большегрузы меня цепляют больше. Загружённый балластом и оснащённый «роботом», он так неспешно разгонялся, что через десяток секунд после старта я понял, что если не утоплю педаль «газа» в пол, то просто не успею набрать минимальные для входа в поворот 80 км / ч. Да и потом, напрямую машина неспешно разгонялась до 95 км / ч, после чего разгон прекращался и дальше шло монотонное движение локомотива по рельсам. Стабильно, уверенно, но безэмоционально – для отчётной статьи просто жесть, а для реальной жизни самое то…

Байки для VIP

А ещё японцы по нашей просьбе выкатили на площадку снегоуборочную технику, обслуживающую полигон. Не всю, конечно, но и то, что было показано, произвело впечатление.

Как и положено по корпоративной этике, техника, работающая на полигоне Isuzu, несёт марку ISUZU. Причём на «боевом дежурстве» стоят совсем уж уникальные полноприводные Isuzu Giga с колёсными формулами 6х6 и 4х4. Причём передние мосты на них не японские, а хорошо известной у нас венгерской Raba.

Так как летом снега, естественно, не нашлось, то увидеть воочию работу этих аппаратов мне не удалось. Но видя заинтересованность, японцы показали очень неплохой фильм об этой технике. Поверьте, в работе эти машины смотрятся ещё круче... особенно на 42-градусном уклоне в скоростном вираже!

Isuzu Giga (6х6) с поворотным зимним отвалом и регулируемым грейдерным ножом Уборочно-всасывающая машина с эжекторно-вихревым приводом на базе Isuzu Forward 210 Подметальный автомобиль на полноприводном шасси Isuzu Giga с колёсной формулой 4х4
Комментировать ... >>
Loading...