Покупка со скидкой автокомпонентов с истекающими сроками хранения и ненадлежащими условиями хранения
Сегодня все уже привыкли к тому, что любой товар имеет срок годности, срок хранения, срок реализации, гарантийный срок. Это в полной мере относится и к автомобильным запасным частям и расходным материалам. Поэтому поставщики таких товаров при приближении часа «Х», когда один из указанных сроков близок к завершению, предлагают значительные скидки.
Тема сегодняшнего разбирательства – установить, в каком случае покупка новых автокомпонентов с большим дисконтом – подарок судьбы и удачное стечение обстоятельств и когда следует воздержаться от сомнительных предложений.
Что не обсуждается
Очевидно, что прежде всего из нашего предполагаемого списка выгодных приобретений необходимо исключить ряд элементов, которые приходят в негодность, даже если автомобиль не эксплуатируется, а бережно хранится в отапливаемом гараже. В первую очередь это отдельные резинотехнические изделия – уплотнители, манжеты, сальники, пыльники, чехлы, шланги, приводные ремни, ремкомплекты ремней ГРМ и др. Не рекомендуется экспериментировать с вдоволь постоявшей на складе тормозной жидкостью – её стоимость просто копеечная по отношению к вероятным последствиям.
Нет смысла экономить на аккумуляторных батареях, даже для самых современных АКБ справедливо утверждение: чем меньше времени прошло между датой выпуска батареи и датой начала эксплуатации, тем дольше аккумулятор прослужит.
Наша справка
С 2014 года Varta и Bosch стали использовать новую кодировку даты изготовления аккумуляторных батарей. В длинном цифровом коде это 4-я, 5-я и 6-я цифры; 4-я цифра кодирует год выпуска, 5-я и 6-я – код месяца выпуска: январь – 17, февраль – 18, март – 19, апрель – 20, май – 53, июнь – 54, июль – 55, август – 56, сентябрь – 57, октябрь – 58, ноябрь – 59, декабрь – 60.
Что вне сомнений надо брать
Когда начинаются официальные продажи новой модели, через некоторое время на складах официалов появляется полный комплект запасных частей, в том числе и кузовных. но все автомобили индивидуальны, и бывает так, что часто страдают одни и те же компоненты кузова, а технические «слабые звенья» выявляются не сразу, а после накопления статистики, когда продажи новинки примут массовый характер. Капоты, крылья, стёкла, радиаторы, фары и фонари, подшипники, молдинги, замки и дверные ручки, элементы обивки, плафоны, клавиши, выключатели, декоративные панели и даже некоторые электронные блоки и датчики могут пылиться годами на полках, загромождая склады и быть невостребованными, иногда причиной затоваривания может быть и ошибка логистики.
Аналогичная ситуация бывает, напротив, под занавес продаж модели или марки, поэтому распродажа складских остатков стёкол, кузовных деталей и прочих мелочей – это нормально и выгодно, только надо успеть опередить чутких на подобный улов бдительных снабженцев альтернативных автосервисов и братию рыночных торгашей-перекупщиков.
С повреждением упаковки
Другая достаточно распространённая причина интересных скидок на автозапчасти – повреждение заводской упаковки. Здесь надо проявить внимание и осмотрительность. Усилие вырыва шарового пальца из корпуса шаровой опоры даже на легковом автомобиле составляет около 8 т, и если нерасторопный тучный кладовщик наступил на коробочку с этой деталью подвески и порвал картон (а ведь после установки узла вы коробочку даже очень красивую всё равно, скорее всего, выбросите!), это совершенно не означает что пострадало содержимое упаковки, но товарный вид утрачен, значит, есть повод для скидки.
Однако бывает и наоборот, особенно это касается дорогостоящих электронных компонентов. Ушлые и непорядочные работники складов и логистических центров могут вскрыть упаковку с фирменной деталью и подменить её контрафактом или просто более дешёвым вариантом, закамуфлировать подлог могут умышленным повреждением упаковки. В этом случае внимательно изучаем артикул, каталожный номер и всю маркировку детали, тут помогут и фото требуемого компонента или сам аналогичный узел, взятый с собой в магазин в качестве образца.
Вся эта игра вполне стоит свеч: получить скидку в 25–30% на оригинальный датчик кислорода (лямбда-зонд) или датчик массового расхода воздуха, цена которых может достигать 40 000 рублей и выше, вам не интересно? Если нет, вам незачем дальше читать этот материал…
Масла, смазки и технические жидкости
Моторное масло, как правило, в большинстве автомобилей нам предписывается заменять после определённого пробега, наработки моточасов или один раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше. Некоторые маленькие машинки и, наоборот, здоровенные грузовики потребляют «лонг-лайф» с периодичностью замены один раз в три года, но не более определённого пробега. Весь свой срок службы моторное масло плещется в картере, подаётся под давлением к трущимся парам, разбрызгивается, образует масляный туман, вступает в различные химические реакции и окисляется, окисляется, окисляется, даже когда машина мирно ночует на базе с выключенным двигателем. но всё это происходит там, в двигателе, а не в герметично закрытой специальной таре. Поэтому покупать со скидкой моторное масло на грани срока хранения (в среднем пять лет) можно смело, желательно лишь сразу же его использовать по назначению, заправив в агрегат, так как некоторые присадки, входящие в его (масла) состав, могут со временем менять свои свойства и дальнейшее хранение нецелесообразно.
Аналогичная, но более спокойная ситуация и с трансмиссионным маслом, оно в меньшей степени подвержено тепловым нагрузкам во время работы, окисляется медленнее, подтверждение тому – следующий факт. Уже давно существует и немало механических КП с пожизненной заливкой трансмиссионного масла при изготовлении, не предусматривающих замену масел в процессе эксплуатации. Высококачественные пластичные смазки на синтетической основе не страдают преждевременным старением, во многие узлы при изготовлении на заводе закладывается смазочный материал, не предусматривающий обновление на протяжении всего срока службы, а это может быть и 10–15–20 лет.
Теперь об охлаждающих жидкостях. Признак того, что антифриз перележал своё и не годен – выпадение твёрдого осадка. Это чаще случается с готовыми к применению антифризами, причём не самого высокого качества, концентраты хранятся более стабильно. Но антифриз с истекающим сроком хранения (типовой срок хранения антифризов составляет пять лет) можно смело использовать для долива, а вот при полной заправке системы охлаждения лучше подстраховаться и сократить интервал замены, но это в теории, которая может отличаться от практики. Многие японские автомобили до сих пор заправляются с завода высококачественным, но устаревшим антифризом типа «G11» и при этом производитель автомобиля не регламентирует интервал его замены, или в инструкции может быть сноска типа «исходя из фактического состояния».
В моей практике был случай, когда на автопредприятии мы выгодно приобрели несколько подержанных автомобилей с небольшим пробегом у обанкротившейся компании. Возраст этих машин был 8 лет, антифриз там никто не менял, и вообще предшественники особо плановыми ТО себя не утруждали. Тем не менее никакого криминала в системах охлаждения мы не выявили: килограммовых слоёв окислений, проеденных коррозией сквозных дыр и рассохшихся шлангов не было. Вывод: качественный антифриз в качественном моторе имеет право на долгую счастливую жизнь, но всё же не вечную. Да, передержать годик-другой можно, и всё обойдётся, особенно когда эксплуатант стеснён в средствах, однако речь не идёт о десятилетиях и миллионных пробегах, всё хорошо в разумных пределах.
Подводные рифы и универсальные детали
В своей конвейерной жизни серийный массовый автомобиль переживает множество модернизаций, даже за кулисами официального рестайлинга. и может получиться так, что при работе с устаревшей версией «запчастёвой» программы или каталога был куплен не соответствующий электронный датчик, узел, прибор и т. п. Если прибор принципиально другой, имеет иные размеры, посадочное место, резьбу, то его остаётся только вернуть обратно продавцу, но это не всегда возможно из-за вскрытия упаковки и попытки установки деталей. но ведь кому-то, вероятно, как раз потребуется именно такой прибор, узел, компонент, и этот кто-то сможет найти своего покупателя при помощи форума владельцев определённой марки или различных интернет-аукционов, естественно, что не сразу, но всегда по взаимовыгодной цене.
Если же в целом прибор подходит, но не соответствует электрический разъём, его можно перепаять, предварительно прозвонив электроконтакты при помощи схем. Это решение в последние годы набирает популярность при необходимости замены кислородных датчиков, страдающих из-за содержащихся в топливе различных присадок. Поставщики запчастей предлагают универсальные приборы, которые дешевле оригинальных в несколько раз – экономия составляет до 80% стоимости!
Здесь из практики один общий совет. Прежде, чем заказывать универсальный зонд, выверните старый и найдите маркировку с его производителем, чтобы покупаемый универсальный прибор соответствовал вашей марке – это упростит прозвон контактов из-за несоответствия цвета проводов, ускорит его самоадаптацию и исключит возникновение ошибок ЭБУ. Если маркировку установить (распознать) не удалось, попробуйте замерить сопротивление, и новый датчик подбирайте с близкими значениями, как правило, сопротивление указывается в технических характеристиках прибора.
Комментарий специалиста
Петр Нечипоренко, директор по маркетингу ООО «ТД Лузар», коммерческий директор ООО «КАРВИЛЬ»:
– Есть запчасти, где используются резиновые уплотнения, теряющие свои свойства с течением времени. Одной из таких запчастей является автомобильный радиатор, но не каждый радиатор, а имеющий пластиковые бачки. В таких радиаторах сердцевина соединяется с бачками посредством уплотнительной прокладки «лапшевидной» формы. Хотя данная прокладка имеет небольшую площадь сечения и практически полностью закрыта от контакта с воздухом (который агрессивен к резине), тем не менее через пять–семь лет хранения на складе резиновая прокладка может «задубеть» и перестать герметизировать радиатор. Парадоксально, но резиновая прокладка, омываемая антифризом, не боится времени – радиатор, установленный в автомобиль, может служить десятилетиями.
Естественно, радиаторы с металлическими бачками, которые привариваются или припаиваются к сердцевине, не имеют резиновой прокладки у них практически неограниченный срок хранения.
И также, естественно, что радиаторы, у которых охлаждающие трубки не припаиваются к опорным доньям, а устанавливаются через резиновые кольца (не очень распространённый тип грузовых радиаторов), тоже не рекомендуется хранить долгое время.
Езда и шарканье
Это очень тонкий вопрос – рекомендовать устаревшие новые шины. Срок хранения и эксплуатации автомобильных шин в среднем составляет опять же не раз упомянутые пять лет. Мотоциклетные покрышки за три года эксплуатации, вне зависимости от пройденного километража, серьёзно теряют сцепные свойства, и это очень остро ощущает водитель двухколёсного транспорта. на грузовиках и автобусах количество колёс всегда не менее четырёх, и почувствовать возрастное «дубение» резины невозможно, но старые шины плохо работают на высокой скорости, нагреваются, изнашиваются неравномерно, вырывая куски протектора, но, опять же, далеко не все и не всегда. Для магистральной работы и пассажирских автобусов я бы полностью исключил возможность использования шин с просроченным сроком хранения, а вот неспешно шаркать по полям, лесам, технологическим дорогам и карьерам вполне можно попробовать, если скорость не превышать…