Старая любовь и новые впечатления
Производитель: | DAF Trucks N.V. |
---|---|
Модель: | DAF LF Euro 5 210FA |
Начало продаж в России: | 2015 г. |
В 2011 году на гоночной трассе под Санкт-Петербургом, протестировав DAF LF, я был готов отправиться на нём домой и поставить в свой гараж («ГП», № 10, 2011 г.), настолько он мне понравился. В феврале нынешнего года в окрестностях московского аэропорта Шереметьево мне посчастливилось сесть за руль следующего поколения этого среднетоннажного грузовика. И вот мои впечатления на этот раз.
Специалисты DAF, причастные к выводу продукта на наш рынок, посетовали, что сертификация и прочие правовые процедуры пришлось проводить в авральном темпе, чтобы успеть завершить процесс до конца 2014 года. Новый автомобиль показывали буквально «с пылу, с жару», и я, действительно первый в России, оказался за рулём принципиально нового DAF LF.
В России в пятом классе
Само собой разумеется, что любой грузовик новой модели из Европы должен соответствовать экостандарту Euro 6. Модельный ряд для европейского покупателя так и называется – DAF LF Euro 6. Поскольку сегодня эксплуатация такого автомобиля в нашей стране вызывает массу трудностей, в первую очередь из-за качества топлива, то к нам на рынок часто попадают или модели предыдущего поколения, или с устаревшими силовыми агрегатами. А новый DAF LF как раз ни то и ни другое. Это действительно очередное новое поколение машины, которая основательно переработана, но двигатели специально адаптированы под пятый экологический класс. Новая серия по аналогии с европейской имеет приставку Euro 5 и состоит из того же набора шасси, как и предлагается для стран Евросоюза, – грузоподъёмностью 12, 14, 16 и 19 т. Предусмотрена и строительная модификация полной массой 19 т. Заявленный ресурс нового силового агрегата – 700 000 километров. Давайте вместе изучим новинку.
Привычная внешность
Если верить пресс-релизу, то в новой модели переработано буквально всё, начиная с конструкции рамы и до каждого небольшого узла. Однако внешне машина смотрится привычно и вполне узнаваема. Интрига скрывается в мелочах, которые на самом деле не мелочи. Простите за тавтологию, сейчас я всё объясню. Как, например, на глаз можно распознать новые лексановые фары, которые держат удар дорожных камней и не мутнеют со временем, или новые бамперы с гальваническим покрытием, тоже противостоящие ударам лучше пластиковых и теперь не боящиеся коррозии, как всё металлическое. И таких «мелочей» в новинке набралось немало.
Ещё одна особенность – расположение упругих элементов пневмоподвески внутри рамы, туда же, на внутреннюю сторону лонжеронов, по максимуму «спрятана» электропроводка и некоторые блоки. Это и повышает степень защиты компонентов, и высвобождает место снаружи рамы, если возникнет потребность установки дополнительного оборудования, например, для надстройки. Сама рама новой модели подверглась инспекции на предмет «лишних» косынок и усилителей, отчего полегчала на 60 кг. Такое улучшение для России я бы назвал спорным. Что такое 60 кило при полной массе авто до 19 тонн? А вот запас прочности и жёсткости для нас никогда не был лишним. Впрочем, достаточно мёрзнуть на улице, добро пожаловать в кабину.
Двойственный интерьер
На презентации DAF LF Euro 5 показали два из трёх возможных вариантов кабин: дневную Day Cab и спальную Sleeper Cab. Ещё существует удлинённая дневная версия с Extended Day Cab. Сразу вспомнились азиатские грузовики с их малюсенькими «спальниками». Нет, никакой аналогии! Конечно, внешние габариты кабины ограничивают возможности, но спальное место вполне полноценное, да ещё и полку можно закрепить в откинутом положении, как в вагоне поезда. Прямо под «кроватью» я обнаружил три довольно ёмких прикрываемых крышками ниши для вещей. Похвально!
Теперь обратимся к рабочему месту. Ба, да тут святая простота! Где так полюбившийся мне три года назад шикарно оснащённый «Дафик»? Комплектация тестовой машины была по непонятной причине до нельзя аскетичной, что на фоне полюбившейся мне кабины невольно расстроило. И к бабке не ходи наши перевозчики будут закупать что-то близкое, недорогое. Но хватит грустить, попробуем поработать.
На ходу автомобиль произвёл гораздо лучшее впечатление, чем в статике. Пусть интерьер не побаловал меня удобным перчаточным ящиком и обтянутым кожей рулевым колесом, зато эргономика оказалась на высоком уровне. Пиктограммы немногочисленных клавиш однозначно понятны, рулевая колонка регулируется по углу наклона и вылету, на перекладине рулевого колеса продублировано управление некоторыми функциями, так что тянуться и искать органы управления не придётся. Так этот вынужденный аскетизм неожиданно повернулся ко мне лицевой стороной.
DAF LF Euro 5 в цифрах
Новая модель доступна на российском рынке в четырёх вариантах шасси с тремя вариантами кабин, двигателями диапазоном мощности от 207 до 286 л.с и максимальным крутящим моментом от 760 до 1020 Н∙м. Два варианта КП – механическая и автоматизированная. Интервал технического обслуживания грузовика – 60 000 км, его можно будет выполнить у 34 официальных дилеров. Минимальная высота пола над уровнем дороги у развозного грузовика – 89 см, максимальный клиренс у строительной версии – 32 см, вместимость топливных баков от 115 до 430 л, баков для реагента AdBlue – 25 или 50 л. Хорошая манёвренность в ограниченном пространстве обеспечивается за счёт угла поворота управляемых колёс – 52°.
Предсказуемый результат
Территория, на которой я тестировал автомобиль, была местами почищена от снега с применением реагентов, а местами покрыта откровенным льдом – отличное поле для экспериментов с тягой и эластичностью. Рычаг механической 6-ступенчатой КП хоть и туговат, но избирательность и фиксация выше всяких похвал, так что суетиться в выборе передачи и «подтыкать» какую-нибудь здесь точно не придётся. Да и двигатель Euro 5 – давно пройденный конструкторами этап. Помнится, как раз именно у DAF, но на больших тягачах серии XF, при переходе на стандарт Euro 6 возникали проблемы с эластичностью и не самыми удачными передаточными числами (см. «ГП» № 2, 2013 г.), хотя в целом эта проблема коснулась абсолютно всех автомобилестроителей. А здесь – гуляй поле. Поэтому пустой фургон сходу рвёт на третьей передаче и готов взять штурмом небольшой обледенелый уклон. Поймав в свою сторону укоризненные взгляды представителей фирмы, я немного угомонился. Всё, всё, больше не буду, хорош… Реабилитация нового поколения DAF LF в моих глазах полностью состоялась. Теперь самое время приоткрыть капот и приподнять кабину, и, забегая вперёд, приоткрыть завесу тайны.
Силовая линия – вот так встреча!
Для DAF LF Euro 5, как и подобает солидному автопроизводителю, предлагается набор двигателей, состоящий из PACCAR FR рабочим объёмом 4,5 л и 6-цилиндровых PACCAR GR объёмом 6,7 л. На 12-тонные машины устанавливают мотор FR152 мощностью 207 «лошадок» при 2300 об./мин и максимальным крутящим моментом 760 Н∙м на полке 1400–1800 об./мин.
На тестовом авто был установлен именно такой агрегат, который при детальном рассмотрении на поверку оказался модификацией хорошо себя зарекомендовавшего мотора Cummins ISB4.5EV, о чём, кстати, свидетельствовала заводская табличка. Неплохой плод сотрудничества, да и подмога для рядового эксплуатанта с собственной ремзоной! Подобрать запчасти и отремонтировать такой мотор у нас можно не только с помощью сервисной сети производителя автомобиля. Для более тяжёлых модификаций шасси предусмотрены двигатели GR184 мощностью 250 л.с. и максимальным моментом 950 Н∙м. Для самого мощного строительного шасси предусмотрен мотор мощностью 286 л.с. С двигателями агрегатируются 6-ступенчатые механические КП производства ZF или автоматизированные ZF ASTronic, отдельно в качестве опции предлагается ещё 9-ступенчатая «механика».
Нюансы для России
Нейтрализация отработавших газов осуществляется с использованием технологии избирательной каталитической нейтрализации SCR, но линейка DAF LF Euro 5 в российском исполнении получила интересную вариацию. На европейских версиях после 50 часов работы без реагента запускается функция ограничения мощности, а вот с российскими машинами этого происходить не будет.
Сказать, что в этом грузовом сегменте жёсткая конкуренция – штамп. Но не сказать об этом нельзя. Судьбоносное решение новинки – за розничной ценой на российском рынке, которая не может не зависеть от курса валют. То есть проблема успеха нового DAF LF Euro 5 у нас в стране скорее политическая, чем техническая… А что с техникой? С техникой всё в полном порядке!
Полная масса, кг | 12 000 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 4480/ 8480 |
Двигатель:
|
PACCAR FR152, дизельный, 4 цилиндра в ряд, Euro 5 4,5 207 при 2300 мин-1 760 при 1400–1800 мин-1 |
Коробка передач:
|
Механическая 6/1 |
Сцепление | Сухое, однодисковое |
Тормозные механизмы все колёс | Дисковые |
Вместимость топливного бака, л | 115 |
Подвеска | Спереди – малолистовые рессоры, сзади – пневматическая |
Шины | 245/70R17,5 |
Driver Performance Assistant (DPA)
Эта инновационная система представляет собой пример концепции транспортной эффективности, которой придерживается DAF. Центральный дисплей на приборной панели предоставляет водителю подробную информацию о расходе топлива в режиме реального времени, о торможении и прогнозируемом поведении, что оптимизирует работу за рулём. Кроме того, на информационный экран автоматически выводятся сообщения, призванные повысить его эффективность, в частности рекомендации о переключении на другую передачу. DPA даёт водителю советы по экономии топлива и сокращению операционных издержек, например, путём обеспечения необходимого давления в шинах или настройки спойлера на крыше кабины.