Шоу стопперов IAA HANNOVER 2014 (часть 1)
Два года пролетели, можно сказать со скоростью света, и опять, бродя по осеннему Ганноверу в поисках новиноки необычного конструктива, наталкиваешься на новые тенденции. В этом году экспозиции исполняется 65 – хороший возраст. И спустя два года видно, сколько отличий в содержании нынешней выставки, гораздо больше, чем в её форме.
Время волны новинок и введения более жёстких экологических стандартов («ГП» № 11, 2012 г.) сменилось плавным этапом эволюционирования и подгонки индивидуальных решений, не без помощи их величества цифровых технологий. Вылезла на поверхность и некая новая обособленность серьёзных производителей, налицо явное желание сделать всё самим до последнего винтика, дабы ни от кого не зависеть. Ни в прошлом, ни в будущем. Второе течение – повальная электризация с гибридизацией, прячущаяся в привычном облике серийных автомобилей, но громких побед на этом фронте в 2014 году мы не зафиксировали, и, наконец, третье течение – газификация. Но и здесь всё по-прежнему: ответы на одни вопросы порождают новые. Очевидно, что при таком подходе зрелищность экспозиций снижается, и, дабы это компенсировать, необходимы яркие шоу-стопперы. Так оно и вышло в сложном для Европы и России 2014 году.
АМЕРИКА ЗДЕСЬ!
В России эти быстроходные «динозавры» шустро сбиваются в самые настоящие американские конвои. Но в отличие от наших просторов на дорожной сети Европы полстеллары из США почти не встречаются. И, естественно, что в Ганновере они играют роль шоу-стопперов. Нередко какой-нибудь стенд плавно перетекал в область заокеанских и азиатских дружественных брендов, и вот тут и пригождались крокодилообразные американские тягачи для рекламы. Так, на площадке Daimler-Benz соседствовал полстеллар Western Star в адской раскраске по мотивам известного фильма, нутро которого скрывало общую с европейскими моделями агрегатную базу, но настроенную в соответствии со стандартами США.
ASTRA
Серия тяжёлых шасси HD9, выпускаемая с 2012 года компанией Astra Veicoli Industriali S.p.A., пополнилась новой моделью HD9 84.56, для транспортировки грузов массой до 40 т. Этот тягач снаряжённой массой 10 815 кг укомплектован 560-сильным турбодизелем Cursor 13 и 16-ступенчатой КП ZF 16S2520 с механическим ретардером.
BHARATBENZ
Пока Daimler Trucks разрабатывает новую линейку бюджетных грузовиков (см. «ГП» № 10, 2014 г.), рынок не ждёт. Поэтому уже с 2012 года концерн идёт на упреждение, не желая отдавать сектор бюджетных грузовиков китайским производителям. Самосвал BharatBenz 3143 оснащены турбодизелями Mercedes-Benz OM 457.
CAMC
Порой казалось, что находишься на московской выставке, поскольку не ожидаешь увидеть на пресыщенном рынке Германии целый выводок из Китая (см. «ГП» № 10, 2012 г.). Концерн CAMC привёз аж пять моделей! Региональный фургон 4х2, трёхосные самосвал, автобетоносмеситель и два седельных тягача старого (Hualing N2C) и нового поколения H08. Ларчик открывается просто: Ганновер является лишь имиджевой площадкой для Балкан и стран Восточной Европы.
CITROЁN
После распада альянса PSA и Fiat по совместному производству фургонов и минивэнов на заводах SEVEL. Рестайлинговый Citroёn Jumper в Ганновере был показан впервые, и, похоже, это его лебединая песня на IAA.
PSA-Citroёn решил не продолжать своё сотрудничество с компанией FIAT, так как в 2011 году вступил в союз с Toyota для совместного производства коммерческих и семейных вэнов Toyota ProAce, Citroёn Jumpy и Peugeot Expert, появление которых намечается как раз в 2016 году.
DAF
Трудно, очень трудно в условиях жесточайшей конкуренции придумать востребованную технологию. Но галантный «европеец» по имени DAF отнюдь не растерялся, а представил грузовой автомобиль пониженной шумности CF Silent для городской развозки грузов в вечернее и ночное время. Выход модели на рынок запланирован на начало 2015 года. При включении специальной кнопкой режима тихой работы «Silent» уровень шума, производимый машиной, не превышает 72 дБ. В результате эта версия модели CF удовлетворяет требованиям для сертификации в качестве «грузовика малой шумности» и позволяет работать в районах с ограничениями по уровню шума в вечернее, ночное и утреннее время. Новый фургон DAF CF Silent оснащают 10,8-литровым турбодизелем PACCAR MX-11, соответствующим, естественно, экологическому классу Euro 6. После нажатия этой кнопки система управления двигателем выбирает алгоритм работы, ограничивающий крутящий момент и частоту вращения коленчатого вала двигателя. Кроме того, передачи переключаются при более низкой час-тоте вращения двигателя. Специальный кожух коробки передач дополнительно снижает уровень шума. Компания DAF начнёт поставки развозного грузовика CF малой шумности в начале 2015 года. Для заказа будут доступны версии грузовика и тягача с колёсной формулой 4x2. На выбор покупателям предложат следующие варианты кабин: Day Cab (без спального места), Sleeper Cab (со спальным местом) и Space Cab (повышенной вмес-тимости) и конечно же широкий ассортимент колёсной базы.
FIAT
Итальянский концерн Fiat Auto-mobile S.p.A шумно въехал в залы Hanovermesse на рестайлинговом Ducato серии 250, на фоне которого даже премьера обновлённого Doblo серии 223 несколько замылилась. Внешне новая версия Ducato отличается от предыдущей конфигурацией фар, задних огней, облицовкой радиатора и бампером, а внутри появилось широкое пассажирское кресло для двоих пассажиров. Для Европы, как и прежде, предложена версия Ecojet, доступная для 75- и 105-сильной дизельных версий и прочие атрибуты экономии топлива по принципу «до последней капли»: система «старт-стоп», шины с пониженным сопротивлением качению, масла низкой вязкости, «маленький» генератор и аэродинамический пакет. Все эти мероприятия должны довести расход дизтоплива до 4,4 л / 100 км. В пакет 2014 года включены устройства на основе электронной системы стабилизации: удержание на уклоне, стабилизация кузова в повороте, регулируемое тормозное усилие в зависимости от центра массы и пр.
DONGFENG
Пожалуй, одна из самых громких премьер этой выставки – бюджетный магистральный тягач Dongfeng KX Kinland Flagship с нетипичной для Европы колёсной формулой 6х4.
Заявленная цена новинки – около $ 100 000. В официальном пресс-релизе концерна DFMC сказано, что при создании машины инженеры ориентировались на лучшие европейские образцы дальнобойной техники. Вот несколько подтверждающих данные слова фактов: дизайн кабины создан итальянцами из ателье Up-Design, 450-сильный двигатель – совместная разработка Dongfeng и Cummins, а роботизированную КП поставляет ZF.
Кроме того, концерн не прекращает попытки закрепиться на рынке Германии. С 2015 года линейка продукции расширена региональными и развозными грузовиками серии KR со 140-275-сильными моторами и линейкой тягачей серии KL с двигателями мощностью от 212 до 450 л.с.
FORD
Европейское подразделение концерна Ford модельные ряды Transit. К прежним моделям (а их всего три) добавились бортовые грузовики со сдвоенной 7-местной кабиной, длиннобазные версии для кузовов вместимостью свыше 10,6 м3, а также полноприводные версии.
Среди фургонов разнообразие достигнуто за счёт версий Combi и длиннобазного цельнометаллического фургона Ford Transit Super Jumbo (длина грузового отсека 5,2 м, площадь 11,2 м2) с двойной ошиновкой заднего моста. На базе Super Jumbo был спроектирован и 18-местный автобус.
Роль айз-стоппера играл концепт Hot Wheels на шасси Ford Transit Connect, подготовленный к американскому автошоу SEMA-2013.
HYUNDAI
В углу стоял магистральный тягач Xcient P520 6x2, созданный для конкуренции с «большой семёркой». Если не считать сеульского Мотор-шоу 2012 года, то первый раз этот шедевр грузового подразделения компании «Хёндэ» публика увидела на московском «КОМТРАНСе» пару лет назад. Собственно, товарным автомобилем этот призрак назвать нельзя: у него до сих пор нет заводских табличек или намёка на шильдик с VIN-кодом. Ощущение, что за два года ему просто сменили окрас с вишнёвого на серебристый, и уже новый магистральник от Hyundai рвётся в виртуальный дальний бой уже на европейских просторах.
В унисон ему новая линейка цельнометаллических фургонов и микроавтобусов Н350 выглядит более осязаемо. Из заводской шильдовой таблички можно узнать, что это модель Trago серии KB18PP. Для корейских и японских авто в сегменте LCV до 3,5 т более традиционна вагонная компоновка, тогда как эти новинки построены по более распространённой в Европе полукапотной схеме. Двигатель для Н350 пока предложен только один – 2,5-литровый турбодизель мощностью 150 или 170 л.с.
MAN
Немецкий автомобилестроитель из концерна VAG разместил свою экспозицию по соседству с выставочными площадями своего головного офиса. Кстати, здесь был представлен единственный на выставке гибридный седельный тягач TGX Hybrid.
Чтобы презентовать новое поколение двигателей D38 для пущей убедительности, один из моторов водрузили на особо тяжёлый грузовой тягач 41.640 8x4 / 4 D38 с полной массой автопоезда до 250 т.
Cейчас концерн MAN вывел на рынок обновлённое семейство сочленённых автобусов MAN Lion’s City GL габаритной длиной 18,75 м.
MERCEDES-BENZ
По традиции один из главных фигурантов форума занял два огромных павильона, в которых помимо основных марок концерна, разместились дружественные и аффилированные бренды: Mitsubishi Fuso, BhartaBenz, Setra. Действие шоу, развивающееся от главного в экспозиции грузовика будущего (Future Truck 2025), плавно через стройные ряды огромного количества грузовиков и автобусов (всего 63 экспоната) всевозможного функционала, размера и тоннажа. Сам виновник торжества и главный шоу-стоппер Future Truck 2025, впервые показанный пару месяцев назад в Магдебурге, сменил замаскированную кабину четвёртого «Актроса» на принципиально новую, донельзя футуристичную, и заманчиво мерцал множественными светодиодами, но этот экспонат сегодня, скорее, вопрос будущему, чем ответ на то, что нас в скором времени ждёт…
Центральным элементом малотоннажной программы стала официальная премьера нового Vito. Теперь предлагается три варианта привода ведущих колёс, полная масса новинки в рамках линейки модификаций колеблется от 2,5 до 3,2 т, вариантов колёсной базы также три, забавно, что для такого, в общем, небольшого фургона, грузоподъёмность может достигать рекордного уровня – 1369 кг. Для нового переднеприводного Vito предлагается компактный четырёхцилиндровый агрегат с рабочим объёмом 1,6 л в двух вариантах мощности – 88 и 114 л. с. В новом Vito с задним приводом работает уже известный четырёхцилиндровый двигатель с рабочим объёмом 2,15 л, доступный в трёх разных по мощности модификациях: 136, 163 и 190 л.с. С двигателями агрегатируют 6-ступенчатую механическую КП или автоматическую 7G-TRONIC PLUS – единственную в мире 7-ступенчатую классическую АКП для малотоннажников. Естественно, что без Mercedes-Benz Sprinter никак не обойдётся ни одна экспозиция данной тематики. За преобразившимся в прошлом году обликом автомобиля Sprinter скрывается обновлённая техническая начинка. Основным элементом программы дизельных двигателей для Sprinter является четырёхцилиндровый двигатель OM 651 рабочим объёмом 2,15 л. В рамках экологического стандарта Euro 6 технология SCR с впрыскиванием реагента AdBlue и сажевый фильтр обеспечивают более чистый выхлоп. Следующий «малыш» по имени Daimler AG – выскочка Mercedes-Benz Citan. За пару лет обитания на рынке он расплодился в трёх вариантах длины, в вариантах с кузовом фургон, грузопассажирским вариантом Mixto (ганноверская премьера) и даже микроавтобусом (!) полной массой от 1,8 т до 2,2 т.
В классе автобусов также произошли изменения. Система Active Brake Assist, наконец, добралась до серийных Travego.
IVECO
На стенде площадью более 2500 м2 итальянский производитель расставил свой актуальный модельный ряд техники – от лёгких грузовиков и магистральных тягачей до внедорожных самосвалов и автобусов. В центре стенда установлена стелла с изображением ключевых событий в истории компании со времени её основания до перехода под управление CNH Industrial, включая создание первого бренда Magirus в 1864 году, которому исполняется 150 лет, и формирование концерна IVECO в 1975 году. Здесь основной шоу-стоппер, вокруг которого развивается вся композиция, – IVECO Daily. Несмотря на то что 80 % компонентов автомобиля было модернизировано, он сохранил классическую рамную конструкцию, а следовательно, и широкие возможности установки различных надстроек. Для наглядности производитель изготовил инсталляции с конструкциями нового двигателя F1C, новой трансмиссии Hi-Matic (8-ступенчатая автоматическая коробка передач) и подвески QuadLeaf, которыми комплектуют новую модель. АКПТ Hi-Matic переключает передачи намного точнее и быстрее опытного водителя: пауза при переходе на пониженную передачу не превышает 200 мс, новая передняя подвеска Quad Leaf предлагается в качестве стандартной опции для Daily с полной массой 3,5 т в версиях шасси и фургон. Она состоит из двух поперечных рычагов неравной длины и поперечного упругого элемента – листовой рессоры для оптимизированной кинематики перемещения колеса. C целью увеличения жёсткости и уменьшения общей массы неподрессоренных элементов были модернизированы поперечные рычаги подвески.
Не обошлось и без газовой версии модели IVECO – Daily CNG красовался на стенде в паре со «старшим братом» Stralis LNG. Согласно официальным заявлениям, у газового Daily CNG аналогичные с дизельной версией характеристики грузоподъёмности, несмотря на наличие дополнительных баллонов для сжатого метана. Они не отнимают грузовое пространство и расположены по обе стороны шасси таким образом, чтобы не помешать установке надстройки. Stralis Hi-Way Natural Power, работающий на сжиженном природном газе (LNG), теперь оборудуют новым баллоном, который соответствует новым требованиям UNECE в отношении типа транспортного средства, вступившим в силу с 10 июня 2014 года.
Опять шоу-стоппер – концептуальный фургон Vision располагает системой, которая сканирует габариты груза и советует, каким образом его оптимально разместить внутри фургона.
MITSUBISHI-FUSO
Компания Mitsubishi-Fuso, входящая в концерн Daimler Trucks, в последнее время активизировалась на рынке Европы. Её техника представляет собой равную альтернативу немецким грузовикам: интерьер поскромнее и обилие электроники. И если раньше ставка делалась на среднетоннажники Canter и гибридные версии Eco-Hybrid, то в этот раз компания начала продвигать и крупнотоннажные грузовики FJ.
NEOPLAN
Рестайлинг моделей, проводимый концерном MAN в последние годы, казалось бы нацелен на новое восприятие продукта. Однако автобусы Neoplan в оркестре MAN играют ту же партию, что и гамма люксовых автобусов Setra в концерне Daimler-Benz – они вносят мажорные нотки в жизнь пассажира. Neoplan уже при жизни стала памятником себе, став эталоном качества в сегменте, улучшая качество и угадывая настроения пассажироперевозчиков. Но устраивать дизайнерскую революцию ежедневно невозможно. Причёсанные Skyliner и Cityliner мало отличимы от моделей 8-летней давности.
NISSAN
Электрические микрофургоны e-NV200 Evalia – основа экспозиции Nissan. Интрига в цене 18 500 евро (!), что делает его самым доступным грузовым электромобилем! Nissan имеет запас хода примерно 170 км, притом полностью зарядить батарею при наличии 400-вольтового терминала CHAdeMO можно всего за полчаса. Новинка уже доступна в трёх версиях: фургон, такси и E-VIP Shuttle.
Кроме того, на стенде были представлены новый грузовик NT500, который заменит 3,5-7-тонные Atleon, и его младший собрат Nissan NT400 (Atlas / Condor).
OPEL
Последствия рестайлинга «близнецов» Renault Trafic и Opel Vivaro видны не только снаружи. Помимо обновлённых внешности и интерьера, машины стали ещё практичнее: в перегородке между кабиной и кузовом появился лючок, да и грузовой отсек чуть подрос в размерах, а полезный объём грузового пространства составил 17,0 м3. Но главное – новые подвески и 1,6-литровые дизельные двигатели мощностью от 90 до 140 л.с. взамен 2,0-литровых. Кроме того, модельный ряд компании Adam Opel AG расширился за счёт появления остеклённого фургона Vivaro Combi, который будет стоить 25 485 евро.
RENAULT/ RENAULT TRUCKS
У наследников Луи Рено есть повод для гордости. Интеграция с Volvo и одновременно тесное сотрудничество с Nissan сделали на их улице (стенде Renault Trucks) праздник – ярмарку широты ассортимента. Первое, что придётся усвоить, – линейка концерна теперь окончательно поделена на две: легковая и малотоннажная линейка Renault и суббренд специально для грузовых автомобилей – Renault Trucks.
Грузовая линейка начинается от Master полной массой 2,8 т и заканчивается Renault Trucks K грузоподъёмностью 120 т. Основными темами стенда Renault Trucks стали сокращение потребления топлива и повышение эффективности грузовых автомобилей. Добиться успешной и выгодной эксплуатации грузовиков помогут комплексные решения компании Renault Trucks, такие как Optifleet и система Optitrack, увеличивающая тяговые возможности строительных грузовиков и сохраняющая при этом низкий расход топлива при обычной эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования. Renault Trucks показала эксклюзивный прототип грузовика, который позволит в будущем добиться ещё большего сокращения потребления топлива.
Кроме того, компания Renault берётся спроектировать к 2016 году гамму коммерческих фургонов и минивэнов Fiat Scudo, которые сейчас выпускают совместно с группой PSA на заводе Sevelnord. Новое семейство, в которое инвестировано 230 млн евро, будут выпускать на заводе в Сандовилле, где сейчас выпускают легковые Renault Laguna, минивэны Espace и Trafic. Производство первых двух моделей в настоящее время переведено в Дуэ (Франция). А завод в Сандовилле сейчас сосредоточился на выпуске фургонов Renault Trafic и его итераций Opel Vivaro и Vauxhall Vivaro. Кроме того, сюда будет переведено производство «близнецов» Nissan Primastar и NV200 из Барселоны, чтобы освободить место для нового компактного хэтчбека Datsun.
Как стало известно, IV поколение Fiat Scudo будет основываться на платформе Trafic, что позволит сэкономить производственные затраты.
Примерно 80 тысяч машин от 150 000 годовой производственной мощности завода в Сандовилле придётся на Trafic. Из них не более 10 % выпуска будут составлять Nissan Primastar и двойники Opel и Vauxhall. Ещё 9000 единиц придётся на Nissan NV200. Ежегодный выпуск Fiat Scudo будет составлять 30 000 машин.
SCANIA
Заявленная тематика экспозиции шведского автомобилестроителя Scania, кажется, набила оскомину – продукты и услуги, которые помогают повысить доход владельцев грузовиков и автобусов… Тем интереснее проанализировать демонстрируемый материал такого авторитетного производителя, как Scania. Принципиально новых автомобилей я не увидел, уже выпускаемые модели значительно обновили начинку. Помог им в этом новый двигатель стандарта Euro 6, мощностью 450 л.с., оборудованный только системой SCR. В качестве носителя новинки был выбран седельный тягач с низким шасси Scania Streamline R 450 4х2. Помимо двигателей активно позиционировались и другие обновлённые компоненты силовой линии: ретардер свободного хода, снижающий расход топлива, и усовершенствованная система переключения передач Scania Eco-roll. Экономия топлива достигается благодаря повышению рабочей температуры и применению масла низкой вязкости.
Ещё из автомобилей нельзя было не заметить многоцелевой развозной грузовик Scania P 320 6х2х4 с биодизельным двигателем. Достоинство машины заключается в использовании любых смесей топлива, а использование 100 % био-дизеля снижает выбросы CO2 до 66 %. Не обошлось и без автомобиля с чисто газовым двигателем – Scania G 340 4х2 (седельный тягач). Заявленная величина снижения выбросов СО2 при использовании биогаза – 95 %!
В линейке автобусов тоже ряд изменений и дополнений: Scania Citywide LE представила свою собственную гибридную технологию.
SETRA
Подразделение Setra Omnibusse в этот раз выдвинуло три мировых премьеры. Линейка MultiСlass, прежде ориентированная на пригородный сегмент пассажирских перевозок, дополнена новой модификацией Setra MultiСlass S 416 LE business, рассчитанной для представительских целей в городах. Модельный ряд ComfortClass для клубных и туристских перево-зок полнился сразу двумя машинами: 2-осным S 511 HD и 3-осным S 519 HD.
UNIMOG
Подразделение концерна Daimler-Benz – Unimog – навело лоск в модельных рядах, представив обновлённые модели U527 и U5023 в стилистике позапрошлогоднего концепта Special Truck. Кроме того, в гамме появились двигатели экостандарта Euro 6.
VOLVO
Шведские конструкторы из Гётеборга давно грозились показать новый строительный самосвал FMX с колёсной формулой 10х4, но премьера всё как-то откладывалась, и, видимо, откладывалась до Ганновера. Эта новинка и была в центре внимания. Всё остальное очень похоже на соседей: флит-системы, мониторинг парка, цифровые технологии, природный газ, снижение выбросов и повышение эффективности, но главное – безопасность…