Масла, топливо и королевские автогонки
В уходящем году исполнилось 20 лет успешного сотрудничества двух знаменитых партнёров – McLaren и ExxonMobil. А недавно масляный бренд Mobil Delvac вывел на рынок новый продукт – специальное моторное масло для применения в грузовиках и автобусах, оснащенных двигателями, использующими в качестве топлива сжатый или сжиженный природный газ. Учитывая значимость этих событий, журналистов пригласили в гости. Ни много ни мало – в технологический центр гоночной команды McLaren, расположенный в окрестностях Лондона.
Уютный сельский ландшафт в осенних тонах – так можно внешне охарактеризовать территорию уникальной научной и производственной базы. И действительно, наш гид вскоре рассказал, что часть помещений технологического центра расположена под землёй – для сохранения как раз того самого живописного ландшафта.
Кладезь практического опыта
Компания ExxonMobil уже 20 лет поставляет топливо и смазочные материалы знаменитой гоночной команде. Это касается не только болидов, весь станочный парк и сборочный конвейер использует индустриальные масла и технологические жидкости марки Mobil. Требования жесточайшие: помимо строгого соответствия материалов заявленным требованиям стандартов и регламентам автоспорта несколько лет назад специалистами команды McLaren была поставлена ещё более сложная задача поставщикам топлива. Предстояло создать бензин, обеспечивающий одновременно максимальную мощность и защиту от детонации. Проблема решалась комплексно, в итоге кроме нового топлива в коробках передач болидов поселилось новое трансмиссионное масло, снижающее механические потери.
В автотранспортном подразделении команды есть несколько автопоездов со специальными полуприцепами, один из которых – мобильная лаборатория, позволяющая в реальном времени мониторить топливо и масло. По текущим параметрам можно сделать выводы не только о необходимости замены смазки, но и о состоянии двигателя и трансмиссии. Согласно «формульному» регламенту, запрещено производить разборку узлов и агрегатов во время проведения очередного этапа, в этих условиях вся надежда на дистанционный мониторинг, и главное – чтобы смазка не подвела.
Масло для экологически чистого транспорта
Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 – моторное масло премиум-сегмента, разработанное специально для применения в грузовиках и автобусах, оснащённых двигателями, использующими в качестве топлива сжатый или сжиженный природный газ. Данный продукт предназначен в первую очередь для компаний, планирующих переориентировать свой автопарк в сторону коммерческого транспорта, оснащённого газовыми двигателями.
Природный газ является более чистым топливом, чем дизельное или иное топливо. При использовании природного газа выбросы CO ниже на 93%, а NOx – на 33%.
Гоночный гражданский
В 1994 году здесь появился на свет первенец особого класса суперкаров – самый быстрый дорожный автомобиль со многими конструктивными решениями, заимствованными у гоночного болида «Формулы-1» – McLaren F1. Сегодняшняя модель называется McLaren 650, стоимость экземпляра начинается от отметки 18 000 000 евро. Заправляют его на конвейере, естественно, маслами марки Mobil.
Соответствовать фактическим условиям
Впервые здесь я услышал мнение – создать повседневное гражданское масло гораздо сложнее, чем гоночное. В автоспорте заведомо известны условия и продолжительность работы всех материалов, широкого разнообразия двигателей тоже не предусмотрено, частота замены «испортившегося» масла не ограничена. Гораздо всё многограннее, когда речь идёт о регулярной эксплуатации коммерческого транспорта. В первую очередь необходимо обеспечить продолжительность использования и стабильность свойств весь этот период. Вторая проблема – масло должно работать эффективно в более широком диапазоне температур, чем в автоспорте. В повседневной жизни утро обычного грузовика начинается с холодного пуска, но в заторах и при перевозке тяжёлых грузов его температура неуклонно растёт. Диапазон частоты вращения гражданских двигателей в разы шире, чем стабильно высокие обороты гоночных болидов.
Отдельная тематика – газовые двигатели. Отсутствие жидкого топлива не смывает масляную плёнку со стенок цилиндров, что положительно сказывается на смазке цилиндропоршневой группы, но вместе с тем и существенно возрастает температура сёдел клапанов, лишившихся охлаждения жидким топливом. В двигателях, работающих на сжатом или сжиженном природном газе, также повышено образование воды и окисляющих продуктов, что предполагает отдельные требования к зольности масла и концентрации нейтрализующих присадок. Эти и другие особенности были учтены при создании нового специального моторного масла Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40.
Проверено на практике
Новое моторное масло прошло ряд не только обязательных лабораторных испытаний, но и было проверено на практике опытной эксплуатацией. По результатам теста Cummins C8.3G и полевых испытаний Detroit Diesel 50 G Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 предоставляет возможность увеличения интервалов замены масла и обеспечивает снижение износа деталей газового двигателя. Дополнительные тесты продемонстрировали возможность снижения коррозии на 42%, износа поршневых колец на 71% и уменьшения поршневых отложений на 22% при использовании данного смазочного материала.
Тест Cummins C8.3G был проведён в течение 400 часов (в 2 раза продолжительнее требований производителей оригинального оборудования). По результатам теста при использовании Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 изменение вязкости масла было минимально. Испытания показали, что по сравнению с обычным моторным маслом 15W-40 при использовании нового продукта уровень поршневых отложений был ниже на 22%, это говорит о хороших очищающих свойствах и улучшенной защите от образования шлама. Отмечено снижение коррозии на 42% и износа поршневых колец на 71% при эксплуатации в тяжёлых условиях по сравнению со стандартными условиями.
Полевые испытания Detroit Diesel Series 50 проводились на дистанции в 173 809 км. Результаты показали, что при использовании Mobil Delvac CNG/LNG 15W-40 уровень износа двигателя меньше, чем при использовании стандартного моторного масла вязкости 15W-40.
Грузовое «Гран-при» от партнёров
Во время «Гран-при» 2013 года компания ExxonMobil Fuels & Lubricants и команда McLaren Mercedes объединились для проведения соревнования среди водителей грузовиков, которые боролись за максимальное количество очков во время транспортировки по Европе автомобилей и оборудования команды McLaren Mercedes, которое используется на этапах «Формулы-1». Цель соревнования – повышение эффективности управления грузовиком и выявление потенциальных преимуществ, которые могут быть достигнуты: повышение безопасности, снижение износа двигателя и тормозов, снижение расхода топлива. В конкурсе водительского мастерства приняли участие 17 водителей, которые поддерживали команду McLaren Mercedes на протяжении сезона. Очки начислялись после каждого гоночного уик-энда, при этом результаты каждого водителя рассматривались отдельно по следующим параметрам – ход педали (уровни давления перед дроссельным клапаном и частота использования тормозной педали), работа двигателя (контроль оптимального использования двигателя), контроль расхода топлива на рабочих и холостых оборотах, движение по инерции (контроль равномерности скорости грузовика). Соревнование было проведено повторно в сезоне 2014 года.