Звездный лайнер
Автобус Neoplan StarLiner
Хотите прокатиться по Москве, чтобы окружающие удивленно оборачивались и с завистью провожали вас взглядом, а вы при этом чувствовали себя настоящей "звездой" и наслаждались небывалым комфортом? Нет ничего проще, для этого вам необходим лишь Neoplan StarLiner!
VIP-кворум
Маловероятно, что этот суперлайнер в России будут эксплуатировать на дальних междугородных маршрутах или в качестве экскурсионного. Скорее всего, его будут приобретать как служебный транспорт организации наподобие "Газпрома" или спортивные команды высшей лиги. Это автобус для тех, кто хочет быть круче всех! Для кого имидж компании важнее полумиллиона долларов.
У нас появилось желание не просто полюбоваться мегалайнером в стерильных условиях выставки "Комтранс-2007", где он был впервые представлен отечественной публике, а стать на некоторое время его пристрастными пассажирами.
И в один прекрасный день небольшая редакционная делегация загрузилась в StarLiner, чтобы совершить на нем вояж по Москве. Это путешествие оставило неизгладимые впечатления. У всех! И у тех, кто совершал турне в мегалайнере, и у тех, кто был снаружи. Эта фешенебельная "яхта" завораживала взгляды москвичей уже своим стайлингом. Огромную белоснежную глыбу высотой 4 метра и длиной почти 13 и впору считать произведением современного искусства. Интриги добавляло и то, что снаружи стекла салона совершенно не просматриваются и кажутся абсолютно черными, а обывателю любопытно, что за VIP-персоны внутри...
Панель приборов на StarLiner – настоящее произведение дизайнерского искусства |
Кстати, у этих сильно тонированных стекол есть и оборотная сторона – салон автобуса всегда в тени, какое яркое солнце ни светило бы снаружи. Плохо, что из-за этого не всегда сразу разберешь, какое время суток за бортом. Едешь – вроде сумерки, а вышел из автобуса – оказывается, на улице яркое солнце. Наверное, для того, чтобы пассажиры совсем не потерялись во времени, в салоне на самом видном месте светятся электронные часы.
Перед полетом
Анатомические кресла Vоgel оригинального дизайна и качественной отделки расставлены по салону так, что мы по-барски развалились, закинув ногу на ногу. Прямо как в бизнес-классе. Основным критерием классности автобуса как раз и служит шаг сидений – Neoplan StarLiner здесь ****. О таких мелочах на каждом сиденье, как небольшой откидной столик, кармашек-сетка, подножка для ног, поясной ремень безопасности и даже небольшое пластмассовое ведерко для мусора, даже говорить не приходится.
Над каждым двойным пассажирским сиденьем есть закрываемый багажный отсек. Эстетично и к тому же ваши личные вещи теперь надежно скрыты от посторонних взглядов. Под багажными полками расположились оригинальные дефлекторы вентиляционной системы и лампы индивидуального освещения на светодиодах. Лампы понравились особенно. Чтобы их включить, достаточно просто прикоснуться (!) к ним.
Сиденья в Neoplan анатомической формы от фирмы Vоgel с оригинальным дизайном |
Было бы странно, если бы мы в этом автобусе не нашли туалетную комнату или кухонную стойку – для "четырехзвездочных" лайнеров это уже стандартный набор. А на вместительный холодильник в передней панели при входе мы сразу обратили внимание – с таким агрегатом освежающих напитков должно хватить на всех. Работу мощной климатической установки с кондиционером (38 кВт) и встроенным противопыльцовым фильтром мы проверили случайно и весьма оригинальным образом. Каюсь. Недоглядел. Пассажир, главный редактор Петров, пронес на борт лайнера помимо спрайта еще и пиво. И надо же такому случиться, что часть этого напитка неуклюжий Петров разлил. Обычно в таких случаях по салону сразу распространяется характерное амбре, однако никто ничего не почувствовал. Мощный кондиционер!
Для полноты впечатлений необходимо упомянуть о мультимедийном оборудовании Neoplan StarLiner. Не надо быть специалистом по звуку, чтобы понять – здесь применена оригинальная система объемного звучания (разработанная совместно с компанией Visation). Музыка звучит в автобусе практически с концертным качеством звучания. А в сочетании с двумя 15-дюймовыми ЖК-дисплеями и DVD-плеером она превращает салон автобуса в первоклассный кинотеатр (вспомним тонированные стекла и дополнительные шторки на окнах для затемнения "кинозала").
Естественное освещение салона осуществляется не только через большие окна, но и через верхние стеклопакеты, которые, словно в туристских автобусах 1950–1960 гг., разместились на скатах крыши. Как раз на стыке этих окон как бы взамен естественному освещению расположены лампы дневного света. Дежурное освещение в проходе обозначено двумя рядами огней, как на взлетной полосе.
В корме автобуса хороший доступ к местам сервисного обслуживания и аккумуляторным батареям |
Восхищение вызывает огромный застекленный колпак-обтекатель в носовой части StarLiner. Снаружи он выглядит красивым элементом экстерьера и о его полной прозрачности догадаться невозможно. А внутри это просто фантастика! Абсолютный обзор впереди – такой, что возникает впечатление... отсутствия передней стенки автобуса. Над дорогой просто летишь. Чувство полета усиливается еще тем, что все пассажиры сидят на трехметровой высоте от уровня дороги и все грузовики и автобусы, не говоря уже о легковушках, находятся где-то далеко внизу, и уже ничто не мешает пассажирам наслаждаться окружающими пейзажами.
Полет
Излишне говорить, что звукоизоляция в салоне с двойными стеклопакетами такая, что звуки с улицы не проникают, а работа собственного двигателя автобуса ощущается почти инстинктивно – если он передвигается, значит, где-то внутри него должен работать силовой агрегат. Но вибрации и шума от него нет! Единственное, что может досаждать привередливому пассажиру, – неровности российских дорог, проглатываемые подвеской автобуса с характерным приглушенным звуком – "ши-и-и-к, ши-и-и-к...". Что поделать, если даже качество дорожного полотна МКАД для этого автобуса оказалось недостаточным. "Ши-и-и-к, ши-и-и-к..." – на слух считаем стыки дороги, а наше тело в это время продолжает пребывать в состоянии невесомости! Ни одна ямка не смогла нарушить наш драгоценный покой. Скорость лайнера тем временем замерла на отметке 100 км/ч – больше разгоняться не позволяет ограничитель. Но и этого достаточно, чтобы чувствовать себя царской особой.
Сзади доступ к силовому агрегату |
Знаете, какая мысль пришла во время тестовой поездки? StarLiner, действительно, безопасный автобус. Силовой каркас кузова уникальной конструкции. Стальные профили, соединяющие боковые стенки салона и багажные отсеки, крепятся без сварки – просто вставляются один в другой, что обеспечивает легкость и прочность всего каркаса. Такая технология используется в судостроении, а на автобусе впервые была применена фирмой Neoplan. В передней части салона и в каркасе задней стенки применены элементы из сверхпрочной стали, которые защищают кузов при перевороте, как дуги безопасности на спортивных автомобилях. Как показали тесты на опрокидывание, кузов StarLiner соответствует директивам ECE R66, а сверхпрочные крепления кресел – ECE R80. Роль элемента пассивной безопасности автобуса играет и топливный бак, расположенный между арками передних колес – так он лучше защищен в случае столкновения.
Капитан лайнера
А как же водитель? Что он ощущает за рулем этого суперсовременного гиганта? Оказалось, что эти чувства сродни капитану воздушного судна или фешенебельной яхты. Управляя Neoplan StarLiner, невозможно избавиться от чувства своей значимости и ответственности за это чудо техники, тем более что за рулем тебя, в отличие от пассажиров, не скрывают от любопытных взглядов тонированные стекла. Зато с места водителя хороший обзор. Переднее цельное ветровое стекло воспринимается как экран в широкоформатном кинотеатре. Впечатление усиливают боковые стойки ветрового стекла, клином уходящие назад, а само стекло с обратным наклоном – так оно меньше бликует. Эффекта феноменальной обзорности добавляет все тот же огромный стеклянный колпак сверху.
Над колесными арками дополнительные багажные отсеки |
Кстати, у него есть одно полезное свойство – высота Neоplan StarLiner практически на грани разрешенного предела: 3,96 м (о чем постоянно напоминает яркий стикер на приборной панели). За рулем сидишь очень низко и воспринимаешь высоту автобуса и препятствия гипертрофированно. Автобус должен проехать под любым путепроводом или войти в любой туннель, но каждый раз при приближении к такому препятствию тревожно: а вдруг не пройдет? Стеклянный колпак сверху очень выручает – поднял голову и реально оценил обстановку.
После того как вставлен ключ в замок зажигания, мотор можно запустить (и заглушить) нажатием кнопки на панели приборов. На стоянках в ожидании своих пассажиров, особенно в зимнее время, полезно время от времени прогревать двигатель, поддерживая в нем и в салоне нормальную температуру, и делать это с помощью одной кнопки очень удобно.
Коробка передач у StarLiner автоматическая – переводишь селектор в положение "drive", и можно трогаться. Кстати, сам селектор расположен в укромном месте под панелью приборов, что его не сразу можно обнаружить, тем не менее дотянуться до него можно не отрываясь от спинки сиденья – весьма продуманное решение. Для маневров на малых скоростях в трансмиссии предусмотрены две "ползучие" передачи – вперед и назад.
Под полом автобуса находится мощный кондиционер |
В стесненных условиях движения эти передачи совершенно не лишние, учитывая габариты лайнера и его стоимость... Лучше перестраховаться и проехать сложное место "тихим ходом".
На автопилоте
На крейсерских режимах движения управлять автобусом помогают различные системы: адаптированный круиз-контроль ACC (Adaptive Cruise Control), который позволяет поддерживать безопасную дистанцию с идущим впереди автомобилем; ретардер-замедлитель; электронная система тормозов EBS, которая помимо ABS включает еще систему курсовой устойчивости ESP, противобуксовочную систему ASR и дотормаживающую Brake Assist. При желании автобус можно дооснастить системой слежения за дорожной разметкой LGC (Lane Guard System) с видеокамерой за ветровым стеклом, при отклонении машины от курса она подаст звуковой сигнал с той стороны, куда смещается автобус (подробнее "ГП", № 4, 2007 г.). При включении заднего хода появляется ЖК-монитор из приборной панели одновременно с автоматическим включением камеры заднего обзора. Теперь можно сдавать назад.
В рабочей зоне водителя можно создать свой микроклимат и даже собственное звуковое сопровождение, а уж закрывающихся отсеков и ящичков для различных вещей вокруг него не сосчитать. Для отдыха экипажа "в трюме" лайнера предусмотрено два раздельных спальных места. Одно в пределах базы автобуса, другое в переднем свесе. А в самом укромном уголке автобуса есть даже вмонтированный в кузов сейф для ценных вещей. Иногда просто диву даешься, как удалось создателям этого чуда вместить сюда столько различных систем и полезных приспособлений, а при этом внешне Neoplan StarLiner остался изящным и элегантным?
Автобус для тест-драйва предоставлен ООО "МАН Автомобили Россия". (495) 258-3945/46