Автобус «Кама»
КамАЗ без буквы "З"
Акционерное общество "КАМАЗ" и ПГ "Самотлор-НН" – заметные отечественные автопроизводители, каждый в своем сегменте. Конечно, у игроков разные весовые категории, разные задачи, объемы и возможности. Однако есть и общее – стремление идти вперед, осваивать новые направления в угоду уже капризному отечественному авторынку. У каждого свой путь. Камский автогигант регулярно радует обновлением модельного ряда на базовых и новых шасси. "Самотлор" же методично удивляет многообразием продукта и точным попаданием в цель. А активная выставочная деятельность компании с непременными новинками позволяет говорить об инжиниринговой зрелости фирмы.
Безусловно, не все опытные конструкции доходят до потребителя в виде товарной продукции, но свою роль они обязательно играют. И главное здесь заключается в том, что предприятиям, которые работают на перспективу, легче реагировать на быстроменяющиеся потребности рынка, производя нужные автомобили едва ли не раньше, чем о них начинает думать потенциальный покупатель.
Так получилось и на этот раз. Перевозчики только начинают присматриваться к девятиметровым туристским и междугородным автобусам, а недавно организованное содружество КАМАЗа и "Самотлора" уже готово предложить такую машину.
Идея создания автобуса на шасси КамАЗ-4308 принадлежит руководству Камского автозавода. Именно оно, имея в своем активе неплохое шасси с двигателем Cummins, искало возможность использовать его в качестве автобусного. А у "Самотлора" накоплен приличный опыт конструирования автобусных кузовов, и, что самое главное, есть репутация надежного партнера, готового справиться с задачей любой сложности. Вот в этом союзе и родился новый автобус с именем "Кама".
При создании "Камы" основная идея была такова: использовать без существенных переделок относительно недорогое отечественное шасси, чтобы Камский автозавод смог продавать и обслуживать эти автобусы через своих торговых и сервисных представителей с полным сохранением гарантийных обязательств. И в этом заложена основа возможного успеха. Ведь неоспоримым конкурентным преимуществом такой машины перед всеми остальными претендентами на захват этого сегмента рынка (а в основном это зарубежные производители) является наличие развернутой сервисной сети КАМАЗа в России и за ее пределами.
Попытки скрестить автобусный кузов и грузовое шасси с передним расположением двигателя предпринимались неоднократно, и всегда возникал вопрос, что делать с силовым агрегатом, оказывающимся в салоне? Существует несколько способов его обойти, но на "Каме" проблему решили неожиданным и изящным способом – через двигатель просто перешагнули...
Для этого, правда, потребовалось увеличить на одну ступеньку переднюю лестницу, ведущую в салон, а на крыше автобуса сделать внушительных размеров надстройку, чтобы можно было проходить над двигателем в полный рост. Но эти нововведения не испортили ни внешнего вида автобуса, ни его эргономику. Единственный компромисс, на который пришлось пойти, – сделать ступеньку в проходе сразу после того, как заканчивается кожух двигателя. Она не создает дискомфорта. Получается, что на "Каме" применено лучшее компоновочное решение салона для автобуса с передним расположением двигателя, известное на данный момент.
Автобус "Кама", который мы протестировали, – первый опытный образец, демонстрирующий возможность установки современного автобусного кузова на шасси КамАЗ. При этом пассажирский салон может быть элегантным и удобным одновременно. Трудно требовать от концепта, созданного с чистого листа всего за три месяца (невероятно короткий срок для такой работы!), потребительских свойств серийного образца. В опытном образце при личном ознакомлении видны мелкие недостатки: неудобный, узкий проход на место водителя, неправильное взаимное расположение панели приборов и рулевой колонки (ступица руля постоянно перекрывает тахометр), отсутствие хорошей шумоизоляции двигателя и многое другое. Но все это компоновочные и технологические огрехи, для выявления которых обычно и создается опытный образец.
Интересно другое. Практически одновременно с туристским вариантом на "Самотлоре" создали и пригородный вариант "Камы". У второй машины салон несколько проще, без кондиционера и регулируемых сидений, но зато больше посадочных мест и есть возможность перевозить стоящих пассажиров. В дальнейшем этот автобусный кузов можно будет попробовать установить на специально подготовленное рамное шасси с центральным или задним расположением двигателя. Но это уже другая история.
Нам же пока остается надеяться на то, что союз КАМАЗа и "Самотлора" будет долгим и принесет видимые, не только в опытных образцах, но и на российских дорогах результаты.
Автобус для теста предоставлен промышленной группой "Самотлор-НН"