Серебряный «рафик»: не оторвать взгляда
Офис на колесах на основе РАФ-2203
Встретив на дороге этот микроавтобус, в первый момент можно подумать, что это обычный РАФ-2203, восстановленный с элементами нехитрого тюнинга: кузов окрашен нарядным серебристым металликом, фары заимствованы у ВАЗ-2105, литые колесные диски, необычные объемные бамперы. Нередко хозяева старых микроавтобусов стараются улучшить внешность своих машин подобными доработками.
Но почему у этого РАФа стойка кузова между кабиной и пассажирским салоном заметно шире, чем положено? Эта особенность показывает, что микроавтобус, который мы встретили в городе Новомосковске Тульской области, не обычный РАФ-2203, а самоделка. Под кузовом, похожим на серийный, скрываются существенные отличия от базовой модели.
Владелец микроавтобуса Владимир Ханычев – не водитель, не механик, а инженер «неавтомобильного» профиля. Сложный ремонт транспортных средств он называет своим давним хобби. Когда-то он восстанавливал мопеды, мотоциклы, «401-й» и «407-й» «Москвичи», модернизировал трансмиссию «Нивы». За реконструкцию видавшего виды РАФа Ханычев взялся в 1995-м. К тому времени у Владимира Алексеевича был большой опыт ремонта автомобилей, особенно кузовного. «Самодельщику» или автореставратору необходимы не только знания и навыки. Без подходящего для работы помещения никак не обойтись. Ханычев располагал просторным гаражом, составленным из трех боксов ГСК.
В 1990-е годы различные фирмы в Латвии и России занимались тюнингом РАФов. Обычно доработанные автобусы получали высокую крышу, наподобие медицинских машин финской фирмы «Тамро». Получался более просторный, чем у серийной модели салон, в котором можно встать в полный рост. При этом страдал внешний дизайн. Автобус становился похожим на шкаф, его силуэт терял динамичность, заложенную латвийскими дизайнерами в РАФ-2203. У машины из Новомосковска осталась стандартная высота крыши, и облик сохранил стремительность.
Основные отличия новомосковского «рафика» от серийного прототипа скрываются «под брюхом». Вместо того чтобы восстанавливать основание кузова, Владимир Алексеевич самостоятельно изготовил новую оригинальную раму. Она сварена из отрезков швеллера №16, которые производил авторемонтный завод в Новомосковске. А главное – создатель автобуса решил изменить распределение массы по осям, избавиться от характерной для РАФа перегрузки передних колес. Для этого Ханычев пересмотрел взаимное расположение двигателя и передней подвески.
Чем отличаются шасси автомобилей ГАЗ-24 и РАФ-2203? Унифицированные агрегаты расположены по-разному. Двигатель микроавтобуса немного смещен вперед по сравнению с легковой машиной. Нижняя выступающая часть поддона картера у «Волги» находится позади балки передней подвески, а у РАФа тот же выступ поддона расположен впереди балки. Колесная база РАФа короче, чем у «Волги» (2620 против 2800 мм), зато благодаря перенесенному за передний мост двигателю карданный вал на микроавтобусе получился более длинный, и у него, в отличие от вала ГАЗ-24, есть промежуточная опора.
Ханычев на своем РАФе применил такую же компоновку шасси, как у ГАЗ-24. Мотор перемещен назад, выступ поддона оказался позади балки, а крепление двигателя к подвеске взято от серийной «Волги». Такое решение выгодно по двум причинам. Во-первых, частично снизилась нагрузка на передний мост, во-вторых, удалось отказаться от промежуточной опоры, которая у горьковских машин по традиции не очень надежна, и поставить серийный «24-й» карданный вал. Колесная база машины Ханычева составляет 2,8 м. Именно по этой причине увеличилась толщина стойки за передней дверью.
В зоне удлиненных стоек жесткость кузова обеспечивает невысокая полая перегородка. Небольшие решетки на стойках служат не для вытяжки из салона, а для вентиляции моторного отсека.
Перенос двигателя повлек за собой заметную перемену в кабине. У серийного РАФ-2203 кожух капота в передней части кабины «уходит» под середину приборной панели. У машины Ханычева капот находится в задней части кабины, между сиденьями, возле перегородки, как на УАЗ-452.
Двигатель работает на бензине и газе. Газовый баллон стоит продольно на левом лонжероне рамы, за передним мостом, а редуктор – в задней части моторного отсека. На полу салона с левой стороны над баллоном характерный выступ, а в левом борту сделан большой люк для заправки газа.
Под капотом стоит карбюратор серии ДААЗ «Вебер», применявшийся на «Жигулях» и «Москвичах» 1970-х годов. Силами хозяина он адаптирован к двигателю ЗМЗ-402. Радиатор от ГАЗ-52 находится за облицовкой, на большом расстоянии от двигателя, и вентилятор системы охлаждения, конечно же, электрический. Система выпуска отработавших газов состоит из самодельных глушителя и резонатора. Они поглощают шум намного эффективнее, чем серийные.
У РАФ-2203 рычаг переключения передач смещен назад, что не нравится большинству водителей. У новомосковской машины рычаг практически под рукой. Ханычев изготовил полностью оригинальный механизм переключения, работающий легко и по точности не уступающий серийному. Рычаг стояночного тормоза взят от старой модификации ГАЗ-24, он установлен под панелью приборов.
Рулевой механизм оснащен современным «газовским» гидроусилителем. Насос удалось без проблем поставить слева от блока цилиндров, а бачок занял место под передним псевдокапотом. Уменьшенное усилие на руле позволило использовать маленькую «баранку» от Honda. Подрулевой переключатель с тремя рычажками взят от «Жигулей». В данном случае использован тот вариант, у которого три позиции включения света фар. На мой взгляд, он самый удобный из отечественных машин.
Переднюю и заднюю подвески хозяин машины позаимствовал от ГАЗ-3110. Передние тормоза дисковые. Задний мост с неразрезным картером, как у ЗИМа, «Чайки» и выпускавшихся в последние 10 лет автомобилей «Волга». Ходовая часть тоже доработана. На современной «Волге» конструкторы ГАЗа сделали «жигулевское» крепление колес болтами вместо традиционных шпилек. Только у «Жигулей» при замене ставить колесо на ступицу помогают два направляющих штифта. У ГАЗ-3110 их нет, и колесо приходится «ловить» болтом. Высверливать сломанный болт намного сложнее, чем заменить сломанную шпильку. Поэтому Ханычев применил вместо болтов традиционные шпильки. Колеса навешиваются как у старых «Волг» и РАФов, но посадочный размер дисков соответствует ГАЗ-3110.
Но самое интересное новшество в задней подвеске. Между балкой моста и кузовом Владимир Алексеевич поставил справа и слева пневматические подушки, извлеченные из подвески ЛиАЗ-677. Они изменяют жесткость подвески. Когда машина порожняя или с небольшим грузом, достаточно штатных рессор. Если надо перевезти что-то тяжелое, можно накачать воздух в подушки. Это намного лучше, чем ставить дополнительные листы рессор. В свое время Ханычев оснастил такими же баллонами подвески двух машин – УАЗ-452Д и еще одного РАФа.
Внешне микроавтобус Ханычева отличается от серийного РАФа необычными объемными бамперами. Думаете, изделия такой сложной формы изготовлены из пластика? Оказывается, они металлические! Средняя часть основного бруса переднего и заднего бамперов взята от серийного переднего бампера РАФ-2203 старого образца. К ней приварены изготовленные вручную оригинальные углы бампера, заходящие на боковины. Снизу к основному брусу приварена оригинальная юбка, набранная из небольших кусков тонкой листовой стали. Такую работу, причем на фирменном уровне, мог выполнить только человек, ювелирно владеющий мастерством жестянщика. Под задним бампером спрятан солидный поперечный усилитель, на котором закреплен фаркоп.
Самостоятельно и исключительно аккуратно Ханычев изготовил полукруглые наружные закаты арок передних и задних колес. Они сварены с подкрылками в колесных нишах. В результате с внутренней стороны арок не скапливается летящая из-под колес грязь.
В пределах колесной базы Владимир Алексеевич сохранил красивую серийную форму нижней части боковин. С тыльной стороны бортов, ниже рамы, у РАФа прилипает большое количество грязи, поэтому быстро развивается сквозная коррозия. Для защиты от грязи между рамой и нижним краем бортов создатель машины поставил съемные самодельные горизонтальные щитки. Левый вдобавок защищает газовый баллон.
Двери с оконными форточками – от старой модификации РАФ-2203. В отличие от дверей более позднего выпуска, на которых завод отказался от форточек, у данного варианта более надежный механизм опускания стекла. Форточка служит направляющей, и стекло никогда не перекашивается в проеме. По сравнению с серийной моделью у этого микроавтобуса немного «опущены» нижние края дверей кабины. Открывая дверь, видишь самодельные подножки-решетки, о которые можно сбить с подошв ботинок грязь и снег.
Владимир Алексеевич приспособил к кабине рижского автобуса панель приборов легкового BMW. По ширине она была меньше, чем надо, пришлось ее разрезать посередине и расширить за счет вставки.
Планировка салона с первого взгляда напоминает серийную, только вместо среднего сиденья слева стоит откидной столик из натуральных дубовых панелей. На самом деле в интерьере осталось мало общего с базовым микроавтобусом. Все сиденья самодельные. В основу каждого кресла положено объемное основание из стального листа. Под обивкой – мягкая подкладка подушек и спинок из мебельного поролона. Форму спинок передних сидений Ханычев подгонял по своей фигуре. Для водителя и переднего пассажира предназначены современные инерционные ремни безопасности.
Первый ряд в пассажирском салоне образуют два соединенных вместе кресла. Вынув из спрятанных под краями подушек самодельных петель стержни, можно переставлять эти кресла лицом или спиной к движению. Одиночное сиденье, стоящее у правого борта, поворачивается на 90°: пассажир может сидеть лицом или боком по ходу машины. У серийного РАФа за задним сиденьем есть багажный отсек. Ханычев заменил это сиденье складным диваном-кроватью. Если его разложить, спинка займет место задней багажной площадки. Слева посередине, как было сказано, расположен откидной стол. В рабочем положении его удерживает диагональная стальная растяжка, крепление которой выполнено так, чтобы при движении стол не гремел.
В салоне РАФа ничем не прикрыт окрашенный металл тыльной стороны стоек кузова. Владимир Алексеевич покрыл стойки обивкой из искусственной кожи. У серийного автобуса между боковой обивкой салона и бортом кузова есть небольшие полости. Хозяин этой машины оклеил ковровой обивкой тыльную сторону бортов, и за счет исчезнувших полостей салон получился на несколько сантиметров шире. Дополнительный уют создает красивая тканевая обивка потолка, тоже сшитая самостоятельно. Пол покрыт линолеумом, под которым скрывается шумоизоляционная подкладка.
Если повернуть правое сиденье боком, передний ряд – против хода и разложить стол, салон превращается в настоящий офис на колесах. А когда разложен задний диван, получается жилое помещение.
В салоне спрятано в общей сложности четыре отопителя, и никакой мороз обитателям этой машины не страшен. Под панелью приборов в кузов интегрирован вентиляционный короб солидного размера. Дополнительный воздухозаборник находится под днищем кабины справа. Под ногами водителя и переднего пассажира – трубы воздуховодов, в которых просверлены многочисленные отверстия. Зимой к ногам поступает теплый воздух, которого всегда не хватало в серийном РАФе. А другой воздуховод под задним диваном обогревает ноги пассажиров салона. Кстати, на переднем бампере не противотуманные фары, а решетки забора воздуха, за которыми под бампером скрываются вентиляторы «печек».
Аудиосистема с двумя парами динамиков, тонированные боковые окна, спектральная полоса вверху ветрового стекла соответствуют вкусам многих современных автомобилистов.
Объем переделок, выполненный Ханычевым, огромный. На перестройку РАФа ушло три года. Машина исправно работает с 1998 года, прекрасно выдержала несколько дальних поездок по стране. Сегодня существует немало серийных и тюнинговых автобусов, используемых как офис на колесах и кэмпер. Такая машина на основе РАФа, выполненная на фирменном уровне, – редкость. Автомобили 1970-х постепенно превращаются в «ретро», и со временем многие люди сумеют оценить, каким стильным получился «рафик» представительского класса. На мой взгляд, этот автомобиль – отличная альтернатива серийному «бизнес-купе» в кузове «Соболя».