Ощущение умения летать
Заголовок для своей статьи я банально украл, не в силах придумать что-нибудь более оригинальное... Позаимствовал, своровал, называйте, как хотите... У кого? У группы «Санди-Манди». Виртуальная группёха, флэш-клипы которой легко можно найти в Интернете. Впрочем, мне кажется, что через несколько месяцев по запросу «Ощущение умения летать «Яндекс» будет выдавать ссылку на эту статью – о новой продукции по «Чайка-Сервис».
Признаться, меня поражают нижегородцы. Что ни неделя – то новинка. А то и две. Тольятти со своими пятилетними планами обороны собственного рынка отдыхает. Если бы на ВАЗе клепали свои новые «тазики» с той же частотой, что и «Чайка-Сервис», то никакие, поверьте, китайские пикапы, немецкие седаны и американские джипы не прорвались бы. Устали бы конкурировать с нашим изобилием. Мечты...
Итак, полдень, среда. На носу сдача майского номера, количество полос зашкалило за сотню, вся корреспондентская братва в командировках по всему бывшему Союзу путешествует, и самое время отдохнуть от горластого редсовета. Но тут звонит Алексей Рябтяев и требует срочного присутствия на показе двух машин «Чайки-Сервис»: «Приезжай! Новые машины уже в Москве!» – обнадеживает он, не давая шанса уклониться от презентации. Что делать? Не ропщу. Еду смотреть, что это там «Чайка-Сервис» удумала?
О спецтехнике писать, каюсь, тяжеловато. Поскольку за характеристиками не всегда удается разглядеть ее суть в полной мере. Небольшая деталь, приспособление, в конце концов, привязанная оглобля способны изменить не только назначение, но и чей-то гужевой бизнес. В большей степени это касается бизнеса автовозов и эвакуаторов. Я не знаю, как на этом можно зарабатывать. Но теперь догадываюсь, где скрыты потайные резервы.
В августе прошлого года я писал, что шасси «Валдая» нижегородское ПО «Чайка-Сервис» выбрало для своих новых моделей по весьма прозаической причине – оно будет вытеснять среднетоннажные ГАЗы. «Валдай» более маневренный и компактный, что важно в условиях городской застройки. Однако не было сказано другое – он до банальности прост, невзирая на то, что после «ГАЗели» кажется трактором!
В конечном итоге «Валдай» может увезти три «ГАЗели», а вот одна «ГАЗель» на такой подвиг не способна. Но самое главное – «Чайка-Сервис» выпустила первый автовоз «Валдай» с двумя ярусами.
Чайка-Сервис 2784А5
«Чайка-Сервис 2784А5» – двухъярусный автовоз, позиционируется в большей мере как эвакуатор, хотя я не могу на примере Москвы представить возможности эксплуатации (по крайней мере, при полной занятости каждый рабочий день) – без гидроманипулятора выдернуть машину из вереницы практически невозможно. Реально второй этаж на эвакуаторе придется держать про запас. А вот с функцией автовоза его роль становится бесспорной – зачастую, чтобы отогнать машину на удаленную стоянку, у дилеров просто не хватает водителей.
Погрузка автовоза происходит сразу на второй ярус. Для втаскивания автомобиля на нижнем ярусе имеется гидрофицированная лебедка, приводимая от КОМ. Для заката перевозимой машины предусмотрены трапы, укладываемые под сходни нижнего яруса. Показанный мне образец был оборудован винтовыми стяжками для крепления трапов, и это решение не кажется рациональным, поскольку существуют другие, более простые и надежные средства.
Расписывать подробности крепления машины я не вижу смысла, поскольку для этого существуют типовые инструкции, но хотелось бы остановиться на порядке загрузки. Естественно, при перевозке одной легковой машины целесообразно загружать сначала нижний ярус, чем будет достигнут более низкий центр тяжести. И этот факт следует учесть при эксплуатации автовоза в режиме эвакуатора (т. е. когда автовоз забирает в одном месте одну машину, а потом вторую).
Вторая особенность касается загрузки верхнего яруса.
На практике все должно происходить так: водитель-оператор поднимает платформу, освобождая стойку крепления яруса (опять же винтовая стяжка). Затем опускает платформу, ставит накатные трапы. Лебедкой затаскивает машину наверх, поднимает платформу двумя гидроцилиндрами, возвращает на место стойку и – вуаля! – фиксирует верхний ярус на упорах стойки. Как загружают машину на нижний ярус, надеюсь, объяснять не надо. Но процесс, на мой взгляд, еще нужно рационализировать. И как можно более автоматизировать. Короче, хочется летать!
Чайка-Сервис 27842Н
Автовоз на три «ГАЗели» Алексей Рябтяев оставил «на закуску». В основе одноярусного автовоза остались проверенные решения: длиннобазный «Валдай» для транспортировки двухосного прицепа-автовоза, сдвижная (продольно смещаемая) платформа и надкрышный спальный отсек («ГП», № 4, 2007, с. 30).
Нет никаких сил по сотому разу описывать смысл сдвижной платформы. Она сдвигается. Но куда? И вот тут начинаются фокусы Коперфильда.
Оказывается, нужно взять «ГАЗель (три штуки). Две «ГАЗели» нам не понадобятся, а засим пусть постоят в сторонке, «покурят». Итак, берем «ГАЗель», заезжаем на прицеп.
Понимаете, к чему клоню? Автовоз «Валдай» можно загружать, не отцепляя прицепа! «ГАЗель» проезжает на платформу прицепа и затем на платформу тягача. Прицеп в это время фиксируется опорами. Для точности такелажных работ имеется гидрофицированная лебедка. После фиксации «ГАЗели» платформа затягивается в исходное, транспортное, положение. Далее наступает черед двух стоявших «ГАЗелей». Трапы, сходни, опоры прицепа, фиксация колес в пазах. Рутина автовозного бизнеса.
Единственное, что смущало, – спальный надкрышный отсек. Насколько он здесь уместен? С этим вопросом пришлось обратиться к своему давнему другу, осваивавшему еще в 1990-х заказы по перевозке первых «ГАЗелей». Его ответ я здесь и помещу целиком.
«Когда начали возить «ГАЗели» на автовозах, не всем это казалось уместным, поскольку проще было на каждую машину сажать по водителю. Расходы разовые и необременительные. Но это с экономической точки зрения. С юридической же – машина уже сделала пробег. Как ее водитель будет гнать, одному Богу известно. Каждому по охраннику и инспектору не посадишь. Сотня километров, конечно, ерунда, но там счет шел на тысячи, а по железной дороге накладно, долго и сохранности никакой. В итоге взяли два КамАЗа, и это было нашей ошибкой – у них не было «спальников». Водитель ведь такой – не будет спать в гостинице. Он на всем экономит! Даже на своем комфорте! Потому и взяли импортные тягачи со «спальниками». Нам ведь летать надо!»