Volvo верит в Россию
Минувший год ЗАО «Вольво Восток» закончило с рекордными показателями продаж, в очередной раз подтвердив статус лидера по импорту новых и подержанных грузовиков в Россию. Во время выставки «КомТранс-2007» компания огласила сенсационную новость: под Калугой откроется завод мощностью 10 000 автомобилей Volvo в год. Об этом проекте и других новостях компании в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту рассказал генеральный директор ЗАО «Вольво Восток» Ларс Корнелиуссон.
А.Т.: Господин Корнелиуссон, довольны ли Вы результатами 2006 года? Что в нем было примечательного?
Л.К.:
Да, я очень доволен результатами прошлого года, поскольку Volvo уже девятый год подряд лидер российского рынка по импорту коммерческих автомобилей. В 2006 году мы поставили в Россию более семи тысяч грузовых автомобилей, и таким результатом нельзя быть не довольным. И приятно отметить тенденцию увеличения в этом объеме доли новых машин. Российские клиенты начинают думать о своих инвестициях на более длительный срок. Мы уверены, что сложившаяся на рынке тенденция будет продолжаться и усиливаться, поэтому мы концентрировали усилия на расширении своего бизнеса и открыли много сервисных станций и точек продаж. К началу мая у нас была 31 фирменная СТО и 18 пунктов продаж по всей России, и это не окончательное число. Темп движения в этом направлении хороший, поскольку мы понимаем: клиенты ждут от нас качественного обслуживания в том регионе, где им удобно. Кстати, это один из ключевых факторов, почему перевозчики покупают именно Volvo, а не автомобили другой марки. Это справедливо как в отношении новых, так и в отношении автомобилей с пробегом. А одним из главных событий прошлого года стало открытие регионального склада оригинальных запчастей в Москве – второго по величине в Европе. Это сделано для того, чтобы минимизировать простои техники и обеспечивать ее нужными деталями по запросу транспортных предприятий. Все запчасти уже растаможены и готовы к отгрузке. И это тоже говорит о динамике развития нашей компании.
А.Т.: Какое событие было для Вашей фирмы знаковым?
Л.К.:
Я думаю, тот факт, что мы поставили за год 7000 машин, говорит о многом. Среди импортеров Volvo мы вышли на второе место в мире после США, и это очень большой успех. Сейчас мы ставим перед собой цель стать вторым рынком в мире по годовому объему продаж новых грузовиков.
А.Т.: В связи с этим вопрос: завод в Зеленограде имеет потенциал для увеличения выпуска автомобилей или он будет работать на пределе своих возможностей?
Л.К.:
В Зеленограде возможности расширения производства очень ограничены. Поэтому завод будет работать на пределе своих мощностей без их увеличения.
А.Т.: Какие задачи вы ставите перед собой на 2007 год и что уже удалось сделать с начала года?
Л.К.:
Задачи у нас грандиозные. Вы знаете, что спрос на рынке очень большой. Нам важно удовлетворить запросы клиентов на коммерческую технику в полном объеме. В соответствии с решением совета директоров AB Volvo мы дали задания нашим партнерам, связанные со строительством сборочного завода в Калужской области. Мы будем продолжать расширять нашу сервисную сеть и еще более активно продавать наши сервисные контракты. Это удобно для клиентов, поскольку позволяет им планировать свои расходы. Темп продаж у нас не уменьшается, поэтому мы видим очень хорошую перспективу для Volvo в России на 2007 год.
А.Т.: У вас есть комплексное транспортное предложение для российских автоперевозчиков в виде пакетных автомобилей FM «Регион» и «Регион Профи». Будут ли аналогичные решения по автомобилям семейства FL и FE?
Л.К.:
Мы обсуждаем этот вопрос сейчас, особенно по модели FE, поскольку видим в ней потенциал для дальнейшего увеличения сбыта. Модель заинтересовала российских транспортников, и наши специалисты изучают оптимальную комплектацию, которой были бы довольны клиенты. Пока мы не предлагаем пакетные версии FL и FE, это понятно, ведь новые грузовики появились на данном рынке совсем недавно. Возможно, мы сформируем свое коммерческое предложение еще в этом году и до конца года объявим о создании нового рыночного продукта именно для российских перевозчиков.
А.Т.: Недавно вы подписали крупный контракт с компанией Coca-Cola на поставку автомобилей Volvo. Можете сообщить детали этой сделки и кто, кроме этой компании, является заказчиком подобной техники?
Л.К.:
Компания Coca-Cola заказала у нас почти 300 машин, если точно – 295 единиц. Заказ сделан на модели нового семейства FE и обновленной серии FL, самой популярной до настоящего времени. Хочу отметить, что это не единственный контракт с производителем безалкогольных напитков Coca-Cola. Первые автомобили для этой компании в России мы поставили в 1992 году, и с тех пор наш деловой партнер мог по достоинству оценить и качество грузовиков Volvo, и эффективность сервиса. На протяжении многих лет они имели возможность убедиться в надежности и функциональности шведской техники и, наверное, поэтому остановили на ней свой выбор. Сейчас автопарк компании обновляется, и мы очень гордимся, что предпочтение вновь отдано бренду «Volvo». Приятно отметить, что есть и другие фирмы, остановившие свой выбор на шведских автомобилях для дистрибуции. В основном это торговые сети больших городов.
А.Т.: По статистике у Volvo в России 23% рынка и примерно 31 тысяча грузовиков в эксплуатации. Есть ли в связи с этим прогноз, какими темпами будет обновляться эта техника?
Л.К.:
Конечно, постепенно этот автопарк будет меняться. Но нужно понимать, что есть три основных фактора роста рынка. Один из них – это обновление нынешнего парка. Ясно, что парк многих российских транспортных компаний устарел и будет обновляться. Есть другой немаловажный фактор – экономический рост, который сейчас происходит. Он дает не только обновление, но и увеличение парка. Мы видим и тенденцию увеличения спроса на самые современные новые модели, потому что большинство клиентов думают не о сиюминутной выгоде, а смотрят на несколько лет вперед. Они научились просчитывать свой доход с учетом остаточной стоимости автомобиля к концу планируемого срока эксплуатации. Все это приведет к тому, что через три–пять лет после покупки автомобилей они вновь будут менять их на новую технику. Кроме них на рынке появятся другие перевозчики, которым тоже будет нужна новая техника. Поэтому обновление парка как на показатель роста рынка – примерно третья или даже всего лишь четвертая часть. А третий основной фактор – увеличение доли новых машин на внутренних перевозках. Конечно, речь идет не только о тягачах, автомобилях для дистрибуции, но и о самосвалах. Рынок уже третий год подряд растет на 100% ежегодно. Возможно, таких темпов потом не будет, но что динамика окажется положительной, сомнений нет. Поэтому мы смело можем прогнозировать довольно продолжительный рост продаж новой техники.
А.Т.: В модельном ряду на что быстрее увеличивается спрос: на седельные тягачи, шасси, самосвалы?
Л.К.:
Удивительно, но факт: рост спроса на разную технику примерно одинаковый. Нельзя сказать, что какой-то один вид автомобилей востребован больше других – вся продукция пользуется спросом. Это говорит о состоянии рынка, который насыщается по всем секторам.
А.Т.: Сейчас больной вопрос для всех импортеров – большие сроки поставки. В апреле заявки на Mercedes-Benz принимались на ноябрь текущего года, а по грузовикам DAF – на февраль 2008 года. Как дела с этим обстоят у Volvo?
Л.К.:
Если вам нужен самосвал, в настоящее время мы готовы поставить его вам через месяц. Но по автомобилям в конкретной комплектации сроки как у других участников рынка – 6–7 месяцев, а то и больше. В целом можно сказать, что не только российский, но и европейский рынок на подъеме. Если учесть рост заявок из Восточной Европы, то очевиден тот факт, что заводы не справляются с резким увеличением объемов производства. Сроки поставок неизбежно увеличиваются. Мы ищем пути сокращения сроков поставки грузовиков, но реальный рычаг только один – увеличение производственных мощностей предприятий. Помимо сборочных заводов за увеличением спроса должны поспевать производители комплектующих, а в короткий срок решить эту проблему нереально. Одна из существенных мер, позволяющих избежать риска потери клиентов, – строительство завода в России.
А.Т.: Да, но бизнесмены любят не только прогнозировать, но и умеют планировать. Разве нельзя заранее заказать определенное количество тягачей и самосвалов в определенной комплектации, чтобы быть готовым к растущему спросу?
Л.К.:
В принципе, можно, но всего не предусмотришь. К тому же завод иногда вводит квоты, поскольку всплеск заказов отмечается и в Западной Европе, а страны ЕС являются приоритетными. Сначала производитель удовлетворяет их заявки, а во вторую очередь – всех остальных. Мы не можем диктовать производителю свою волю и вынуждены считаться с объективными факторами.
А.Т.: В апреле вы объявили о строительстве сборочного завода Volvo под Калугой. Почему именно этот регион и каковы параметры нового проекта?
Л.К.:
Срок реализации этого проекта – 2009 год. На площади в 40 гектаров будет построено современное производство по выпуску грузовых автомобилей Volvo всех моделей: FL, FE, FM, FH. Его плановая мощность – 10 000 единиц коммерческой техники в год. На нем будет занята одна тысяча человек. Но это не сборочное производство, а полноценный, как мы называем, номенклатурный завод – такой же, что работает в Европе. В отличие от предприятия в Зеленограде, где машины собираются из готовых узлов и агрегатов, здесь применяются другой принцип и другая технология. Логистика будет построена так, что автомобили будут изготавливать на месте из отдельных комплектующих. Это будет предприятие со 100%-ным шведским капиталом. Калугу выбрали как перспективный регион, расположенный вблизи столицы и имеющий быстро развивающуюся инфраструктуру, ведь неспроста и Volkswagen выбрал для инвестиций именно эту площадку.
А.Т.: Сейчас можно говорить, в каком соотношении будет вестись производство моделей грузовиков Volvo?
Л.К.:
Нет, говорить об этом слишком рано. И устанавливать объемы производства мы будем не по своей прихоти, а исходя из потребностей транспортных компаний. Пропорции нам будет диктовать рынок. Производство планируется гибким, и если мы увидим потребность в определенных моделях, будем искать возможность увеличить их выпуск в нужном нам количестве.
А.Т.: А цены на технику будут такими же, как в Европе, или все-таки меньше?
Л.К.:
Цены тоже определяет рынок. Можно лишь с уверенностью сказать, что они точно не будут выше. Скорее всего, они будут примерно такими же. И надо иметь в виду, что клиент оценивает не только денежный эквивалент нашей техники при покупке, но и развитость сервиса, качество и оперативность других услуг, доступность запчастей и многое другое.
А.Т.: Техника с маркировкой «Сделано в России» будет поставляться и в страны СНГ?
Л.К.:
Не только. Конечно, в первую очередь эти грузовики будут поставлять в Россию, затем в республики бывшего Советского Союза, но в дальнейшем мы планируем продавать их и в странах Восточной Европы. Все будет зависеть от того, насколько это окажется рентабельным, ведь транспортировка стоит немалых денег.
А.Т.: А какова будет степень локализации производства под Калугой?
Л.К.:
Мы уже сейчас работаем с некоторыми российскими поставщиками комплектующих, с кем заключали контракты на обеспечение производства в Зеленограде. Это был первый шаг. И в качестве примера я могу привести самосвальные кузова «Бецема», которые оказались очень качественными. Мы помогали предприятию получить сертификат соответствия ISO, поскольку были заинтересованы в долгосрочной совместной работе. Сейчас мы рассчитываем на аналогичный процесс, только более масштабный. Речь будет идти не об одном, а о нескольких поставщиках, как крупных, так и небольших. Наряду с прежними деловыми партнерами будем искать и новых. Главное для нас – качество и точность исполнения принятых обязательств.
А.Т.: Вы будете использовать в новом проекте исключительно собственную логистику или не исключаете возможность сотрудничества с компанией Volkswagen, которая откроет завод по соседству?
Л.К.:
Мы, конечно, рассчитываем на то, что Volkswagen будет оказывать позитивное влияние на развитие Калужской области в целом, на развитие логистических схем, строительство дорог, открытие компаний по производству комплектующих. Поэтому мы считаем, что такое соседство для нас очень выгодно, мы и регион от этого только выиграем.
А.Т.: Каков объем инвестиций в строительство завода под Калугой?
Л.К.:
Первичный объем – 100 млн. евро. В дальнейшем, в зависимости от спроса на готовую продукцию, возможно увеличение. Но о конкретном размере дополнительных инвестиций говорить пока очень рано. В любом случае речь идет о перспективе после 2009 года.
А.Т.: Спасибо за беседу. Успехов Вам в Вашем бизнесе!