Когда «железо» было железным…
Восстановленная «маршрутка» РАФ-977ДМ «Латвия»
Летом прошлого года наш журнал писал о самодельном пикапе на базе РАФ-977ДМ, построенном в начале 1980-х на АЗЛК под руководством Льва Железнякова. Ровно через год в Музее экипажей и автомобилей, который теперь возглавляет Железняков, мы смогли познакомиться с базовой моделью – микроавтобусом РАФ-977ДМ, каким он в начале 1970-х сходил с рижского конвейера.
Сегодня любой, хорошо восстановленный РАФ-977 – ретро-автомобиль, радующий глаз, всегда желанный на выставках автомобильной «экзотики», его хотят снимать в кино. Этот зеленый микроавтобус много лет был экспонатом Музея такси, созданного в середине 1970-х в 19-м таксомоторном парке. В то время «маршрутки» семейства РАФ-977Д меняли на новые РАФ-22032, и кому-то из руководителей пришла в голову здравая идея сохранить на память один старый «рафик» в недавно открывшемся музее. Поэтому через 30 лет уже в другом автомобильном музее мы можем увидеть живое маршрутное такси начала 1970-х.
В экстерьере РАФ-977ДМ «Латвия» можно найти сходство с микроавтобусом западногерманской фирмы Borgward. Но о заимствовании речь не идет, скорее, это общий стиль начала 1960-х. Дизайн автобусов семейства РАФ-977Д выполнен скромно, но со вкусом. Облик машины получился, как говорят сейчас, дружелюбным к окружающим – особый шарм придает симпатичная пухленькая добродушная «мордочка». Ресурсов кузовного производство рижского завода Rīgas Autobusu Fabrika хватило, чтобы выпускать переднюю панель сложной формы с заметно наклоненным назад ветровым стеклом. При этом качество получилось высокое: панель выполнена без видимых огрехов, а у проема ветрового стекла солидная для «вагонного» кузова жесткость. Опытный глаз отмечает, что передняя панель у РАФ-977Д и РАФ-977ДМ разная. У ранней модификации с узкими окнами средняя часть панели гладкая, а фары вынесены вперед. На середине передней панели РАФ-977ДМ появилась прямоугольная подштамповка, а «очки» фар меньше выступают над поверхностью панели.
Маленькие круглые подфарники и задние фонари стеклянные, а не пластмассовые и однотипные с теми, что устанавливались на ЗИЛ-130, ГАЗ-53 первых выпусков. Багажники легковых машин 1950–1960-х украшал корпус фонаря освещения номера, у каждой модели он был собственный. Сначала на РАФ ставили «фигурный» фонарь «Москвича-402», но позже он уступил место маленькому полукруглому оригинальному фонарю. Примитивные ручки и замки дверей от ЗИЛ-164 у первых РАФов позже были заменены ручками с замками «Москвича-407» и только к началу 1970-х на микроавтобус поставили ручки дверей от «Москвича-408». Они перешли по наследству на РАФ-2203.
Конструкторы, создававшие этот автомобиль, старались при небольших внешних габаритах получить максимально просторный пассажирский салон. Водителя и переднего пассажира компактно разместили по обе стороны от двигателя. В 1950–1960-х эта компоновка считалась прогрессивной. Ее недостаток в том, что водителю приходилось помещаться в ограниченном по ширине пространстве между дверью и капотом. Конструкторы РАФа мастерски выкроили немного места, срезав верхний левый угол капота.
Сиденье водителя примитивное, без регулировки наклона спинки, с тощими подушкой и спинкой. Зато в отличие от УАЗ-452 есть нормальный механизм, сдвигающий сиденье вперед и назад. Сидеть за рулем РАФ-977 даже удобнее, чем в ульяновской «буханке», поскольку рулевая колонка короче, чем у УАЗа, и баранка расположена не так высоко. Вместо примитивных круглых «грузовых» приборов – цивильная комбинация от «Москвича», выпускавшаяся в Риге, на заводе «Автоэлектроприбор» (АЭП). С правой стороны отсутствует перчаточный ящик, но под панелью сделана широкая полка для мелких вещей.
Педали тормоза и «газа» «зажаты» между рулевой колонкой и капотом. Оказывается, имеет значение размер обуви шофера. Максим Шелепенков жалуется: у него не получается быстро перенести ногу с «газа» на тормоз. Край широкого ботинка 43-го размера при отпускании «газа» цепляется за тыльную сторону тормозной педали. На дороге это опасно. А мне в узких мягких кроссовках 41-го размера абсолютно ничего не мешает нормально отпустить «газ» и нажать на тормоз!
При левом повороте руля я зацепился расстегнутой манжетой рукава куртки за рукоятку, открывающую изнутри дверь. Рукоятка очень близко от баранки. Будь машина моя, я бы вывернул винтик крепления и переставил рукоятку на несколько зубьев.
Зато старый РАФ порадовал отличным расположением рычага переключения передач. Длинный рычаг находится рядом с рулем, практически под рукой водителя. Он гораздо удобнее, чем на РАФ-2203, у которого, чтобы переключить передачу, надо тянуться вниз и назад. Схема перемещений, как у напольного рычага ГАЗ-69: первая – влево назад, задняя – влево вперед, вторая – вправо вперед, третья – вправо назад. Несмотря на дистанционный привод все передачи включаются очень легко и четко.
В машине вагонной компоновки жалюзи радиатора оказались под рукой водителя. Короткий рычажок управления, установленный прямо на жалюзи, надежнее, чем, тросовый привод, как в старых автомобилях «Волга» и «Москвич».
Довольно неудобное сиденье у пассажира, сидящего рядом с водителем. С его стороны капот выпирает прямым углом: справа под ним находятся карбюратор и воздушный фильтр. Поэтому крышку никак нельзя было уменьшить или скосить. Расстояние от капота до двери справа меньше, чем с водительской стороны. Сидеть действительно тесно, а забираться в кабину из-за соседства колесной арки не очень удобно, особенно нетренированному человеку. Представляю, как в 1960–1970-х тяжело было женщинам, работавшим врачами «скорой помощи» или экспедиторами на фургонах ЕрАЗ.
В тонких дверях, оставшихся от «рафиков» начала 1960-х, не поместились стеклоподъемники. Боковое стекло не опускается, открывается только поворотная форточка, как в УАЗ-469. Для вентиляции салона в крыше сделано два люка, каждый открывается длинным удобным рычагом. Раздвижные окна боковин позволяют обеспечить вытяжную вентиляцию. Второй отопитель пассажирского салона находится под передним пассажирским сиденьем. Два шланга, соединяющие печку с системой охлаждения двигателя, открыто висят над полом прямо под ногами пассажиров. Человеку, который садится за спиной водителя, приходится переступать через шланги, и многие конечно же спотыкаются о них. Особенно пассажиры маршрутки, которым надо быстро войти и выйти на остановке.
Зато пассажирский салон просторный, с абсолютно ровным полом. У сидений – открытый каркас из тонких трубок, тонкие подушки. Наверное, такие сиденья слишком аскетичны для служебного автобуса, особенно работавшего в «Интуристе». А в маршрутном такси простые сиденья в самый раз: это общественный транспорт, рассчитанный на короткие поездки.
Между задним сиденьем и багажной дверью оказался неожиданно большой багажный отсек. В задней части РАФ-977 и ЕрАЗа больше пространства, чем в других советских микроавтобусах. Задняя стенка РАФ-977 вертикальная, а не «заваленная» вперед, как у РАФ-2203. К тому же старый рижский микроавтобус и ереванский фургон заметно длиннее, чем УАЗ-452. Просторный салон особо важен для «скорой помощи» и различных лабораторий, которые монтировали в кузова микроавтобусов.
Две створки задней двери УАЗа и «ГАЗели» в эксплуатации провисают, перекашиваются, перестают совпадать друг с другом. Жесткость одной створки РАФ-977, по воспоминаниям водителей, тоже была недостаточной. Особенно это проявлялось на «скорой помощи», на пассажирской машине этой дверью пользовались реже.
Конечно, на кузове музейной машины есть следы грубой гаражной реставрации. Но я давно не видел ни одного РАФ-977 в лучшем состоянии, чем этот. Прежде всего у машины целы «родные» пороги кузова. Как правило, ремонтники не восстанавливали их, а заменяли уродливыми плоскими кусками стального листа.
Но главное – оказалось, что микроавтобус на ходу, были даже бензин в баке и вода в радиаторе. Удобно ли проверять уровень воды и масла, сидя на водительском сиденье? Из-за плотной компоновки стенка моторного отсека расположена очень близко к двигателю, поэтому вставить щуп на место и подкачать бензин рычагом бензонасоса, не испачкав руку и рукав, трудно.
Понадобился только аккумулятор, который я без колебаний снял со своего ВАЗ-21074. Доступ к аккумулятору – через люк на полу пассажирского салона. Небольшая современная батарея буквально провалилась в просторный ящик, рассчитанный на большой черный короб старого подольского аккумулятора. С поворотом ключа стартер легко раскрутил двигатель ЗМЗ-21. Когда в круглом окошке поплавковой камеры карбюратора К-126Г бензин поднялся до середины, двигатель завелся с первого нажатия на педаль «газа». Впечатление такое, будто автомобиль не стоял долгое время в музее, а ездил всего несколько дней назад.
На ходу «рафик» порадовал хорошей маневренностью. Выставляя его в выгодных для съемки ракурсах, мы с одного раза разворачивались в таких узких проездах, где не только на «Волге» – на «Жигулях» придется минимум дважды сдавать взад-вперед. Стоящую впереди машину удается объехать, почти вплотную прижавшись к ней, с минимальными дистанцией и интервалом. В сегодняшних транспортных пробках об этом можно только мечтать. Ездить на старом РАФе хочется неторопливо, не превышая скорости, не позволяя себе рискованных обгонов и прочих дорожных авантюр.
У модели РАФ-977 было три поколения. Машины первых выпусков (1959–1962 гг.) с передней панелью от опытного РАФ-10 внешне существенно отличались от более поздних. Второе поколение – РАФ-977Д 1962 года – с узкими окнами пассажирского салона, а третье – РАФ-977ДМ – с широкими окнами, который выпускали с декабря 1968-го и до появления РАФ-2203.
Годовой выпуск РАФ-977 на старой территории завода в Риге составлял около 5 тыс. машин в год, а серийные РАФ-2203 делали на новом заводе в Елгаве по 15–18 тыс.
Музейная машина требует обслуживания. Сцепление схватывает в самом конце хода педали, а в горку пустой микроавтобус трогается с секундным запозданием при полностью отпущенном сцеплении. Тормоза, как у многих долго стоявших машин, «ватные».
Из всех модификаций РАФ-977 в кино чаще снимали медицинский РАФ-977ИМ. Такую «скорую помощь» мы видим в фильмах 1970-х «Дела сердечные», «Белый Бим-Черное ухо», знаменитых кинокомедиях «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи». Даже в более позднем фильме «Третий в пятом ряду» 1984 года игровым автомобилем служил старый РАФ-977ИМ, хотя к тому времени вся московская «скорая помощь» давно пересела на РАФ-22031.
Наконец-то мы видим ретро-автомобиль, обутый в «родную» резину! На этом РАФе – диагональные шины размером 7.1015 от универсала ГАЗ-22. На ровном асфальте и маленькой скорости их свойств не оценишь, но мой друг, лет 15 коллекционирующий старые горьковские легковушки, рассказывал, что резина 7.10 мягче и легче меньших по размеру шин 7.0015 от ЗИМа. Дело в том, что шины для универсала и микроавтобуса проектировали на 10 лет позже, чем «баллоны» ГАЗ-12, а технический прогресс не стоял на месте даже в СССР.
За рулем тех РАФов работали опытные водителипрофессионалы с «автобусной» категорией. Их дисциплина и манера езды не идут ни в какое сравнение с поведением «наездников» сомнительной квалификации, севших через 20–30 лет за руль «ГАЗелей».
Особое мнение. Чуда не случилось
Небольшой тест-драйв маршрутки РАФ-977ДМ меня откровенно разочаровал. С точки зрения современного водителя посадка за рулем этой машины тесная и неудобная, обстановка вокруг примитивная, а обзорность, несмотря на бескапотную компоновку, оставляет желать лучшего: сказывается узкое ветровое стекло и толстые стойки кузова, находящиеся в поле зрения водителя. Единственное, что выглядит достойно даже сегодня, – это расположение и четкость работы рычага трехскоростной коробки передач. Все остальное навевает тихий ужас – как же целый день работали в таких условиях водители маршруток?
Так ведь и для пассажиров условия были не лучше! На высокопрофильной «волговской» резине машина сидит высоко, а сам кузов низкий. Чтобы забраться в салон, пассажир должен поднимать ногу как можно выше, а голову, наоборот, наклонить и при этом еще нырнуть внутрь кузова. Теперь я понимаю, что не самые лучшие с точки зрения посадки РАФ-2203 после старого «рафика» воспринимались как откровение. Пассажирские сиденья в РАФ-977ДМ больше напоминают автобусные, как будто их просто переустановили сюда от ЛАЗа или ЛиАЗа. Никакой комфортабельности легкового автомобиля, о чем так много говорили в РАФовских рекламных проспектах 1960-х годов, здесь нет и в помине. Хотя сама планировка салона сделана грамотно – ко всем местам свободный проход и нет ощущения скученности пассажирских мест. Особенно мне понравился задний трехместный диванчик – просторно и всех видно «с галерки». Но усидеть ровно на этих сиденьях да еще на скорости и ухабах невозможно в принципе… Говорите, туристские версии «рафиков» использовались в «Интуристе»? Ну-ну…
Из положительных моментов нельзя не отметить удобство обслуживания автомобиля – хороший доступ к двигателю открывается через капот в кабине, не то что в современной «ГАЗели», где к зажатому со всех сторон двигателю можно подобраться только спереди. Вообще заниматься с карбюратором, сидя на водительском сиденье, намного комфортнее, чем стоять на улице, да еще не дай бог под дождем. Только здоровенный металлический капот РАФа при этом нужно снять и передать в салон. В открытом состоянии он упирается в потолок и угрожающе нависает острыми кромками над шеей водителя, колдующего над двигателем.
Такие автомобили просто необходимо сохранять в качестве наглядной демонстрации автомобильного прогресса в области микроавтобусов. Что в 1950–1960-х годах воспринималось как верх совершенства, сегодня вызывает лишь сочувствие к тем, кто этой техникой пользовался, но именно РАФ-977 стал первым массовым микроавтобусом в нашей стране и благодаря ему многие узнали о самом факте существования в мире нового подвида транспорта.