Грузовозы Лесснеръ
История автомобильной марки «Лесснер»
Купец первой гильдии Густав Арнольдович Лесснер, российский подданный шведского происхождения, основал в Санкт-Петербурге, на Сампсоньевской набережной, 3, в 1853 году небольшой завод для производства типографских станков. Начало было скромным – в год открытия предприятие имело всего одну паровую машину мощностью 8 л.с., три кузнечных горна и несколько слесарных верстаков. Дело оказалось доходным, и завод со временем вырос в многоотраслевое предприятие, постепенно освоив производство стационарных паровых машин (по терминологии тех лет – локомобилей) и паровых судовых двигателей. Заказы Морского ведомства принесли фирме финансовое благополучие и позволили расширить ассортимент выпускаемых продуктов. С 1878 года Густав Лесснер приступил к постройке минных аппаратов для военных кораблей и «самодвижущихся пневматических мин» – так в то время называли торпеды.
В 1898 г. завод стал акционерным обществом с основным капиталом 2,62 млн. руб. и получил название «Акцiонерное Общество Машиностроительнаго, Чугуно-Литейнаго и Котельнаго Завода «Г. А. Лесснеръ». В том же году общество приступило к строительству на Выборгской набережной, 23–25, второго завода, названного позже «Новый Лесснер», а первый завод на Сампсоньевской получил имя «Старый Лесснер».
Об автомобильном производстве на фирме «Лесснер» написано много. Известные советские автомобильные историки Л.М. Шугуров, В.И. Дубовской, К.В. Шляхтинский, А.Д. Рубец и многие другие долгие годы занимались исследованием этого вопроса, они опубликовали много работ по этой теме. Самым компетентным трудом, без сомнения, можно считать книгу В.И. Дубовского «Автомобили и мотоциклы в России 1896–1917», где истории «Лесснера» уделяется много внимания. Однако многое в истории этого автомобильного производства так и осталось неясным и загадочным. Известные факты противоречивы и не всегда корректны, в них есть много пробелов и неточностей. Восстановить автомобильную историю Российской империи полностью из-за отсутствия многих данных уже не представляется возможным. Тем не менее попробуем разобраться хотя бы в вопросе, соответствующем профилю журнала, – попытаемся по крупицам восстановить историю производства грузовых автомобилей на заводе «Лесснер», опираясь на скупые данные из российских и германских архивов.
Россия на рубеже ХIХ и ХХ веков. В идеологическом представлении советских историков пьяная и лапотная, отсталая и безграмотная. Но так ли это было? Есть и другие факты расцвет отечественной науки и искусства, строительство заводов и фабрик, грандиозная постройка Транссибирской железной дороги, поражающей своими масштабами весь мир и ныне. Огромный темп индустриального роста страны. На Всероссийской промышленной выставке 1896 г. показан первый автомобиль русского производства «Яковлев и Фрезе»...
Пожалуй, главную роль в развитии автомобильного производства на «Лесснере» сыграли два фактора – покровительство предприятию его основного заказчика, Морского ведoмства, и связь с талантливым русским инженером, выпускником Высшей технической школы города Мюнхена, российским подданным, работавшим в Германии, Борисом Григорьевичем Луцким.
Нет смысла описывать биографию этого человека, достаточно напомнить о его заслугах в мировой истории автомобильной промышленности. Б.Г. Луцкий (Луцкой) по праву занял в конце ХIХ века почетное место в ряду первых конструкторов автомобилей и двигателей внутреннего сгорания.
Уже в 1890 гг. петербургский завод «Г.А. Лесснер» построил несколько стационарных газовых двигателей системы Луцкого и экспонировал их в 1896 г. на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. А в 1900 г. представитель Русской военной миссии в Берлине, генералмайор Фабрициус, ознакомился с легковыми и грузовыми автомобилями системы Луцкого, изготовленными на собственном предприятии Б.Г. Луцкого Gesellschaft fuer Automobilbau System Loutzky (GfA) в Берлине. Эти автомобили выпускались в Германии под маркой Loutzky.
Мощности предприятия GfA не позволяли освоить массовое производство автомобилей, но разработки Б.Г. Луцкого использовали многие германские автомобильные и моторные производители. В частности, легендарная Daimler Motorengesellschaft (DMG) в Канштатте и ее лицензиат Motorfahrzeug-und Motorenfabrik Berlin-Marienfelde (MMB, c 1897-го по 1898-й известная под именем AMG-Allgemeine Motorwagen-Gesellschaft mbH) в Мариенфельде под Берлином. С грузовиком Marienfelde ознакомился представитель Российского Морского ведомства вице-адмирал В.П. Верховский в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. Там же произошло знакомство Верховского с Луцким, оно закончилось подписанием договора о поставке трех автомобилей (двух грузовых грузоподъемнстью 5 т и одного легкового) для Морского ведомства.
Наступил ХХ век. Моторизация охватила не только Западную Европу и Северную Америку – она дошла и до России. Первая «гонка моторов» в России состоялась еще в 1898 году, а годом позже начались регулярные автомобильные пробеги по маршруту Москва–С.-Петербург. В разных уголках страны появляются автомобили, импортированные из Германии и Франции, но также и отечественного производства. Велосипедные и экипажные фабрики, такие как «Фрезе», «Старлей», «Победа», «Лидтке», «Скавронский» в Петербурге; «Дукс», «Бромлей» и «Ильин» в Москве; «Лейтнер» в Риге, «Хрущов» в Орле, «Аксай» в Нахичевани, «Интернациональ» и «Романовский» в Варшаве приступают к серийной сборке и производству автомобилей с использованием импортных комплектующих. Основываются «Российское Автомобильное Общество» и клубы автомобилистов в Петербурге и Москве. Начинается применение легковых и грузовых автомобилей в хозяйстве страны и в армии. Печатаются первые периодические издания и книги, посвященные вопросам автомобилизма.
Эти машины были построены на заводе MMB, они базировались на патентах Даймлера, доработанных Б.Г. Луцким. B марте 1901 г. автомобили были доставлены на Ижорский завод в Колпино, под Петербургом, где происходила их доводка. 30 апреля 1901 г. эти три автомобиля совершили пробную поездку по Невскому проспекту, и Борис Луцкий представил их императору Николаю II и группе официальных лиц, в числе которых был и вицеадмирал Верховский. Примечательно, что эти машины, построенные по российскому заказу, официально назывались «Мотоpными телегами Луцкого» и на их капоте было написано «Loutzky», другие же подобные автомобили производства фирмы MMB для европейского рынка традиционно назывались MMB или Marienfelde. В 1902 г. произошло слияние фирмы DMG в Канштатте с заводами MMB в Мариенфельде.
Связь между фирмами Daimler и MMB, инженером Б.Г. Луцким и Российским Морским ведомством определила и начало производства в Российской империи двигателей и автомобилей по немецким патентам. В июне 1901 г. вице-адмирал Верховский предложил фирме «Лесснер», традиционному подрядчику Морского ведомства, приступить к производству двигателей внутреннего сгорания системы «Даймлер–Луцкого». А в августе того же года представители «Лесснера» информировали Верховского о переговорах с немецкой фирмой Daimler на предмет покупки лицензии на производтво двигателей внутреннего сгорания и автомобилей. Логическим завершением этих переговоров стало заключение 14 декабря 1901 г. договора между фирмами Daimler и «Лесснер». Вскоре этот договор вступил в силу – с российской стороны он был подписан внуком основателя завода «Г.А. Лесснер» Артуром Лесснером. Договор гарантировал фирме «Лесснер» эксклюзивное право на продажу продуктов Daimler и Loutzk-Daimler на всей территории Российской Империи и право производства всех конструкций по патентам Даймлера в России.
Интересны выдержки из некоторых параграфов этого договора.
§1 – «. . .фирма «Даймлер» предостaвляет для постройки моторов все строительные планы и чертежи и вообще все, что надобно для производства последних. . .»
§8 – «. . .фирма «Даймлер» предоставляет технический персонал для организации производства, . . . инженером-консультантом назначается Б.Г. Луцкий, с которым фирма «Леcснер« заключает особый договор. . .»
§9 – «. . .с каждой стороны мотора, построенного обществом «Лесснер», должна прикрепляться табличка с надписью «Loutzky–Daimler» и порядковым номером. . .»
Однако условия этого договора нельзя назвать для «Лесснера» выгодными. Pоссийская сторона обязывалась заплатить за лицензию довольно значительную по тем временам денежную сумму 125 тыс. руб. и, кроме того, переводить в Германию 7% от всего оборота, сделанного на продаже лицензионных и импортных продуктов фирмы Daimler. Но с другой стороны, он давал компании «Лесснер» не только права на производство моторов и автомобилей системы «Луцкий–Даймлер» в России, но и монопольное право на распространение на территории империи всех продуктов фирмы Daimler, изготовленных в Германии. Именно это обстоятельство, то что «Лесснер» не только строил автомобили, но и продавал немецкие машины, затрудняет работу автомобильных историков. Изза недостатка информации и неполного соответствия российских и германских архивных данных зачастую невозможно идентифицировать конкретные автомбили марок «Лесснер» и «Даймлер-Лесснер» и установить страну их производства.
Новая эпоха фирмы «Лесснер» началась в феврале 1903 г. с постройки двух 4-цилиндровых судовых двигателей мощностью 16 л.с., работающих на спирте. С этого времени моторостроение на основе лицензии Daimler стало одной из главных отраслей деятельности завода. Но в сентябре того же года Морской технический комитет отказался от замены паровых силовых установок на двигатели внутреннего сгорания для катеров флота, и Лесснер потерял своего главного заказчика. Несмотря на это руководство предприятия решило продолжать постройку моторов, тем более что моторный цех уже работал и к новой сфере деятельности были привлечены квалифицированные специалисты во главе с инженером М.Ф. Соболевым.
В поисках новых заказчиков руководство общества «Г.А. Лесснер» решило приступить к производству грузовых автомобилей, но не имея достаточного оборудования для их полной постройки, завод был вынужден комплектовать свои «грузовозы» импортными частями. Практически все грузовые «Лесснеры» были построены на немецких шасси, приобретенных на заводе Daimler в Мариенфельде.
7 июля 1904 г. по заказу Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга «Лесснер» отгрузил свой первый автомобиль. Это была пожарная машина на 2-тонном шасси с 2-цилиндровым двигателем мощностью 15 л.с. Российские автоисторики считают этот пожарный «Лесснер» первым автомобилем фирмы, собранным в России и оснащенным русским двигателем, однако этот факт вызывает сомнения. По данным архива Daimler-Benz, в Россию были отправлены шасси с мотором и трансмиссией, сохрaнилась даже фотография готового для отправки в Россию шасси постройки 1903 г., этот снимок сделан в Германии. Вероятно, завод «Г.А. Лесснер» только оснастил эту машину кузовом и противопожарным оборудованием, которое поставила петербургская фирма «Лангензипен». Косвенным подтверждением версии о германской постройке этой машины является тот факт, что она не имела никакого индекса. Автомoбиль был оснащен 3-ступенчатой КП, масса шасси была 1150 кг, максимальная скорость 25 км/ч, экипаж состоял из 14 пожарных. Сначала машина имела только 100 саженей пожарного рукава и инструменты – багры, лестницы, но в 1906 г. на нее был установлен паровой насос и цистерна для воды. Двумя годами позже фирма Лесснера поставила тому же заказчику еще один пожарный автомобиль, но на 3-тонном шасси. Об этой машине не сохранилось практически никаких сведений, но можно предположить, что и она была импортирована из Германии в 1903–1904 гг. в виде готового шасси. Оба автомобиля конструктивно почти полностью повторяли «Моторные телеги Луцкого», привезенные в Петербург в 1901 г., их конструкция была архаична с низким расположением сотовых радиаторов под капотом. В это же время Лесснер активно рекламировал в прессе семейство подобных грузовиков – бортовые машины и фургоны, омнибусы и платформы, при этом все рисунки на рекламных объявлениях были скопированы с каталогов Daimler. О постройке этих машин в России нет никакой информации, вероятно, используя свои договорные права с «Даймлером», компания «Г.А. Лесснер» предлагала к продаже импортную продукцию.
19 июня 1904 г. Почтовое ведомство подписало с фирмой «Г.А. Лесснер» договор о поставке 14 легких почтовых фургонов для петербургского почтамта взамен сгоревших во время пожара почтовых автомобилей фирмы «Фрезе». Первый почтовый фургон «Лесснер Тип 1» был изготовлен в марте 1905 г. Для постройки этих машин были выписаны из Германии готовые легковые шасси, но моторы, элементы трансмиссии и кузова были изготовлены своими силами в Петербурге. Этот факт позволяет считать почтовые фургоны первыми грузовыми машинами марки «Лесснер», что подтверждает и их официальный индекс – «Тип 1». Mашины оснащали 2цилиндровыми двигателями мощностью 6–9,5 л.с., 3-ступенчатой КП, они могли перевозить 15 пудов (240 кг) груза. За каждый фургон почтовое ведомство заплатило 2940 руб. Развозные «Лесснеры» служили на петербургском почтамте до 1914 г. Еще три таких же автомобиля с кузовом фургон было построено по заказу Городского попечительства о народной трезвости, на этих же шасси «Лесснер» изготовил и небольшую партию легковых автомобилей.
В 1904 г. началась русско-японская война. Российская армия впервые применяет автомобили для курьерской службы, генерал Куропаткин объезжает на «моторе» боевые позиции, во Франции заказывают первый бронеавтомобиль для русской армии. Но в бой этот броневик вступить не успел – война была проиграна. За ней следует Первая русская революция 1905–1907-х гг., народная смута, забастовки, расстрелы демонстраций, баррикады и теракты. Логическим следствием смуты становится экономический кризис, промышленное производство падает, заводы и фабрики закрываются. Почти все пионеры отечественного автостроения прекращают производство автомобилей. Только завод «Г. А. Лесснер» упорно продолжает автомобильную деятельность.
В 1906 г. в кооперации с заводом «Даймлер» в Мариенфельде «Лесснер» собрал два грузовых автомобиля по заказу «Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник». Один из них грузоподъемностью 1,5 т был оснащен кузовом типа фургон. Однако происхождение и этой машины остается спорным. По данным российских автоисториков, этот фургон модели «Тип 2» был с 2-цилиндровым двигателем мощностью 10–12 л.с., но в архиве Daimler-Benz этот же автомобиль числится под маркой Daimler, его изготовление немцы приписывают себе и сообщают о его мощности 9,5 л.с. Причем в немецкой литературе постоянно публикуется та же фотография машины, что и в отечественной. Второй грузoвик для «Трeугольника» был бортовым, трехтонный «Лесснер Тип 3», с 2-цилиндровым двигателем, развивавшим 15–16 л.с. Возможно, этот грузовик тоже был в готовом виде привезен из Германии, этот вопрос остается открытым. Инженер А.М. Пашкевич, печатавший статистические ежегодные «Автомобильные справочники С.-Петербурга», перечислял в них автомобили марки «Лесснер» и марки «Даймлер-Лесснер». Это тоже позволяет предположить, что некоторые «Лесснеры» не были собраны в России, а куплены в Германии в готовом виде и поставлены закачику под собственной или двойной маркой. В то время такая практика продажи импортных автомобилей была вполне нормальным явлением. Например, английские, итальянские и шведские партнеры Daimler все автомобили импортировали как готовые шасси, оснащали их своими кузовами и продавали под марками Milnes-Daimler, De Luca-Daimler и Hedlund-Daimler.
В 1906 г. в российских газетах были напечатаны сообщения о поставке заводом «Лесснер» двух 16-сильных автомобилей, грузовика и автобуса в Персию для Энзели-Тегеранской дороги. Где они были построены – в России или Германии – тоже остается пока неясным. Примерно в это же время в списках петербургских и московских «грузовозов» находят свое место под именами «Лесснер» и «Даймлер–Лесснер» четыре 2-цилиндровые машины в эксплуатации на пивоваренном заводе «Шитт» (Петербург) и впервые упоминаются грузовики c 4-цилиндровыми двигателями – один во владении петербургского Спиртоочистительного завода и один на службе у московской кондитерской фабрики «Эйнем». Фотографии этих машин пока не найдены.
1907 г. был переломным в автомобильной истории «Лесснера» – компания приступила к полному производству автомобилей. На проходившей в мае 1907 г. в Санкт-Петербурге Первой международной автомобильной выставке, где были выставлены первые автомобили «Лесснер», изготовленные целиком в России, завод получил Большую медаль Государя Императора «За установление автомобильного производства в России».
Фирма экспонировала там несколько легковых машин и шасси для них, построенных согласно концепции фирмы Daimler, конструктивно и визуально практически не отличимых от автомобилей Mercedes. Среди экспонатов был представлен и один грузовой автомобиль «Лесснер» с 4-цилиндровым мотором мощностью 22 л.с., такой же двигатель устанавливался и на легковые машины.
С этого времени компания «Лесснер» начала концентрировать свои усилия на производстве легковых автомобилей, а спрос на коммерческие машины удовлетворяла в основном импортными грузовиками, построенными в Мариенфельде. В рекламных объявлениях «Лесснера» 1907–1909 гг. попрежнему были показаны фотографии и рисунки машин, скопированные из каталогов Daimler. Даже двухпалубный городской автобус с империалом, эксплуатируемый в Берлине, предлагался к продаже в России под маркой «Лесснер», однако ни одной такой машины в Петербурге построено не было, да и из Германии такие автобусы в Россию не импортировались.
В конце 1907 г. «Лесснер» поставил Государственному банку пять лeгких фургонов, повторявших конструкцию почтовой машины «Тип 1» образца 1905 г., но имевших более высокий грузовой отсек и оснащенных 12-сильными 2-цилиндровыми моторами. В 1908 г. фирма изготовила 5-тонный грузовик с 4-цилиндровым двигателем мощностью 35–45 л.с. Для его постройки использовалась импортная ходовая часть завода «Daimler», но двигатель на нем стоял отечественный. В том же году тюремному ведомству был поставлен один фургон для перевозки арестантов на базе усиленного шасси легкового автомобиля модели ТА 2 с 2-цилиндровым мотором, развивавшим 10–12 л.с. Вероятно, это был последний грузовой автомобиль марки «Лесснер».
28 июня 1909 г. договор о постройке двигателей и автомобилей между фирмами Daimler и «Г.А. Лесснер» был расторгнут. Советские автоисторики объясняли этот факт малой рентабельностью моторно-автомобильного производства в России и загруженностью «Лесснера» новыми оружейными заказами Морского ведомства. Но в архиве Daimler-Benz документы свидетельствуют, что инициатором расторжения договора выступила немецкая сторона. Ее руководство ожидало большей активности от своего российского партнера. Тому были веские основания – цены на автомобили «Лесснер», Daimler и Mercedes в России были сильно завышены, что негативно отразилось на количестве их продаж, и многие российские покупатели предпочитали выписывать машины напрямую из Германии.
Для увеличения экспорта легковых и грузовых автомобилей в Российскую империю в том же году фирма «Daimler» нашла себе в Петербурге нового партнера – «Придворную экипажную фабрику Иван Брейтигам». Эта фабрика к тому времени зарекомендовала себя как первоклассный производитель кузовов для легковых автомобилей, причем строились эти кузова исключительно на шасси «Лесснер» и Mercedes. 15 апреля 1910 г. в Москве открылось российское отделение немецкой фирмы «Общество Моторов Даймлер».
В 1909 г. Россия полностью оправилась от кризиса. Наступает новый экономический подъем, политические волнения стихают. Но общество «Лесснер», первый русский крупный машиностроительный завод, рискнувший заняться автостроением, прекращает производство автомобилей. Эстафету «Лесснера» перенимает «Русско-Балтийский вагоный завод» в Риге и начинает постройку легендарных «Руссо-Балтов», прославивших наше отечество на весь мир. Через 5 лет начнется Великая война (так в России прозовут Первую мировую), а еще через 3 года грянет революция и Российская империя прекратит свое существoвание.
Так закончиласъ история производства первых отечественных серийных грузовиков. В этой истории есть еще много пробелов, нам неизвестно даже количество построенных и собранных на «Лесснере» автомобилей. По оценкам специалистов, за 5 лет «Лесснер» изготовил всего от 40 до 100 автомобилей всех типов. Все грузовые автомобили «Лесснер» были построены в той или иной степени с использованием импортных агрегатов. Конструктивно они полностью повторяли свои германские прототипы – машины марок Marienfelde, Loutzky и Daimler. Легкие коммерческие «Лесснеры» имели цепной привод, а машины грузоподъемностью от 2 т и выше оснащались смешанным карданно-шестереночным приводом системы «Рицель» . Эта приводная система была довольно сложной и непрактичной. Карданный вал приводил в действие полуоси, идущие от дифференциала не через мост, а параллельно ему и имевшие на концах зубчатые шестерни, приводившие в движение большой шестереночный «кранц» на внутренней стороне обода. Для стабилизации привода и беспрерывного зацепления шестерней под рамой устанавливались массивные деревянные стабилизационные балки, что делало всю систему громоздкой и снижало дорожный просвет автомобиля, а следовательно, и его проходимость. Ведущие колеса при этом защищались от камней и грязи фанерными или жестяными щитами, вставленными между спицами. Такой сложный привод фирма Daimler использовала довольно долго, в модернизированном виде плоть до 40-х годов ХХ века, хотя уже в 10-х годах система «Рицель» считалась тупиковой. Она была дорогой, но не отличалась надежностью и долговечностью, да и КПД ее был довольно низкий. Вероятно, и этот фактор повлиял на то, что грузовозы «Лесснер» не получили большого распространения в России.
Вплоть до середины 1914 г. общество «Лесснер» косвенно продолжало свое автомобильное дело, при заводе содержался общественный гараж, а бывший моторный отдел занимался ремонтом автомобилей всех систем по казенным и частным заказам. В 1915 г. фирма, имевшая уже два завода в Петрограде («Старый Лесснер» и «Новый Лесснер»), объединилась с концерном «Нобель», ведущим российским производителем стационарных и судовых дизельных двигателей марки «Русский Дизель». Так родилось объединение «Ноблесснер». После революции национализированные заводы «Ноблесснер» неоднократно меняли свой профиль. Oни входили в Машиностроительное объединение имени Карла Маркса, причем завод «Двигатель» (бывший «Старый Лесснер») выпускал, между прочим, и масштабные модели автомобилей.
Не делая никаких выводов, мы сознательно даем читателю возможность на основе этой краткой истории самому судить о значимости производства грузовых автомобилей «Лесснер» и о вкладе этого предприятия в развитие автомобильной промышленности в Российской империи.