Музей, которого нет
Мальчишкой я частенько бегал в аэропорт смотреть, как по летному полю деловито ползают разнообразные желтые автомобили с синими крылышками в овале на дверях и большой надписью «Аэрофлот». Мне тогда было непонятно, зачем нужны эти все цистерны, фургоны, подъемники и транспортеры, но я видел, что они подчиняются строгому порядку и всегда знают, в какой момент в их помощи нуждаются огромные воздушные лайнеры.
Уникальный транспортер АТ-4 на шасси ГАЗ-69 кроме как на этой площадке, наверное, нигде не сохранился. Предназначался для механизированной загрузки грузов, почты и багажа в транспортные отсеки воздушных судов. На снимке АТ-4 в транспортном положении |
Прошли годы... На аэродромах так же деловито снуют, но совсем другие автомобили. А где же те старые знакомые, которые так завораживали в детстве? Увы, в музейных экспозициях им места не нашлось. Честно отработав на благо авиации, они навсегда исчезли в мартеновских печах. По крайней мере, в этом я был убежден до недавнего времени. Каково же было мое удивление, когда в непосредственной близости от аэропорта «Киев» в Жулянах, при авиационном университете, я обнаружил огромную площадку, заставленную ровными рядами старых аэродромных машин.
Это не музейные экспонаты, а всего лишь «учебные пособия», но такого подарка судьбы я не ожидал! Вот же они – знакомые буксировщики самолетов, передвижные электроагрегаты, топливо- и маслозаправщики, заправщики спецжидкостями и многие другие.
Достаточно современный авиационный подвижной электроагрегат АПА-5Д на базе «Урал-4320» выпущен Жуковским машиностроительным заводом... |
Неискушенному человеку может показаться, что эта техника не успела перейти в разряд раритетных, те же ЗИЛы и «Уралы» до сих пор еще колесят по нашим дорогам. Те, да не те! Присмотритесь внимательнее к автомобилям на площадке в Жулянах. Это же автомобили 1960–1970-х годов выпуска. И уникальность этой коллекции в том, что здесь, как в заповеднике, сохранились ранние экземпляры ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 или «Урал-375Д».
На дорогах такие уже не встречаются, а те, что еще остались, в автохозяйствах не пытаются специально сохранять, так как их образ еще не стал для нас по-настоящему историческим. А здесь, в Жулянах, эти машины сохранились в первозданном виде. Даже окраска большинства машин соответствует аэрофлотовскому стандарту 1970-х годов.
Единственный автомобиль в экспозиции музея – ЗИЛ-135МБ с установкой беспилотного комплекса тактической разведки ВР-3 «Рейс» |
Это не музей в прямом понимании этого слова, но в настоящих музеях с их стендами, табличками и строгими распорядками редко возникает реальное чувство возврата лет на тридцать назад. А именно оно дорогого стоит!
Рядом с Национальным авиационным университетом, где мы обнаружили собрание аэродромных машин, находится Государственный украинский музей авиации, который открылся 30 сентября 2001 года. Для организации натурной экспозиции музея было выделено около восьми гектаров земли на участках учебной авиационно-технической базы университета.
Интересно, что старую базу специально под музей не перестраивали, а сохранили в первозданном виде все постройки и инфраструктуру аэродрома. Просто на многочисленных стоянках расставили гражданские, транспортные, военные самолеты и вертолеты. В результате при осмотре экспозиции иногда просто забываешь, что находишься в музее. Полное впечатление, что это действующий аэродром!