SSM: краткое содержание 2016 года
Масштабные модели отечественного автотранспорта
Да, именно краткое и именно содержание, потому что полностью растечься «мысью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками» («Слово о полку Игореве»), увы, не позволяет малый объём нашей рубрики. Поэтому заранее приносим извинения читателям, если случайно обойдём стороной ту или иную модель, сконцентрировавшись на наиболее интересных, по нашему субъективному мнению.
Безусловно, SSM в минувшем году закрепил свое положение лидера отечественного рынка как по разнообразию выпускаемых моделей, так и по суммарному их тиражу (к слову, о тиражах своих моделей SSM сообщает крайне редко). Что и неудивительно – этот бренд взял за правило выпускать новинки в продажу еженедельно. Нетрудно подсчитать, что за год коллекционеры получают в свои коллекции около 50 новых моделей, что стоит дорогого во всех смыслах. Место, занимаемое SSM на рынке масштабных моделей отечественного автотранспорта, можно оценить хотя бы по разделу «Товары почтой» на нашего журнала. Нетрудно заметить, сколько моделей предлагает SSM, а сколько – все остальные бренды.
Прорыв года
Однако минувший 2016 год оказался для этого бренда особенным по другой причине. SSM подписал соглашение с «КАМАЗом» об использовании торговой марки «КАМАЗ» и даже часть тиража моделей КАМАЗов теперь продаётся через дилерскую сеть автогиганта. Логотипы присутствуют не только на моделях, но и соответствующим образом изменена упаковка моделей, которая теперь несёт на себе логотип «КАМАЗа». Уже на прошедшей в сентябре выставке «Армия-2016» на стенде ПАО «КАМАЗ» была организована торговля маленькими КАМАЗами. И торговля эта, по свидетельствам очевидцев, шла весьма бойко, что, вероятно, связано с тем фактом, что модели современных КАМАЗов промышленно не выпускались до настоящего времени.
Но обратимся к новинкам. В этом году SSM выпустил целую россыпь КАМАЗов как гражданского, так и военного назначения. Прежде всего отметим вышедшие в разное время модели автомобилей семейства «Мустанг» в трёх основных базовых моделях – «43502» колёсной формулы 4х4, «53501» колёсной формулы 6х6 и «6350» колёсной формулы 8х8. Отметим тот факт, что все машины получили разные кабины, причём «мустангёнок» «43502» сначала был издан в июле с кабиной старого образца и в бежевом цвете, а в октябре месяце в продажу поступило его переиздание, но уже в цвете хаки и с рестайлинговой кабиной. И хотя КАМАЗ-43502 получился очень приятной моделью, КАМАЗ-6350, вышедший после майских праздников, его, пожалуй, превзошёл – всё же от полноприводного четырёхосного автомобиля веет неукротимой мощью даже если это всего лишь его модель на стеклянной полке.
Помимо перечисленных трёх «Мустангов» в 2016 году SSM побаловало коллекционеров еще двумя КАМАЗами в военных мундирах – это полноприводный самосвал КАМАЗ-6522 и седельный тягач КАМАЗ-65225. Правда, стремление производителя потрафить коллекционерам и поставить на их полки модели с максимальными отличиями в оформлении в случае с КАМАЗ-65225 сыграло злую шутку – модель неожиданно получила фары головного света как в «старой» решётке радиатора, так и в интегральном бампере.
Гражданских КАМАЗов SSM выпустил раза в два больше, чем военных. Помимо синего бортового полноприводного КАМАЗ-43118, о котором мы уже подробно писали, свет увидела и его более поздняя вариация с рестайлинговой кабиной и полноприводный седельный тягач КАМАЗ-44108 с такой же кабиной.
Отдельную группу моделей составили шоссейные машины колёсной формулы 6х4 и 8х4. Прежде всего это, конечно, строительные самосвалы – тот вид техники, которым «КАМАЗ» был славен всегда. Тут следует упомянуть два варианта ладно скроенного КАМАЗ-65115. Первый вариант – обычная машина со светлой кабиной и оранжевым кузовом, на облик которой наложил свой тяжёлый отпечаток характер её условного водителя, в полном соответствии с представлениями о прекрасном которого модель получила надпись «KAMAZ» на передке на фоне российского триколора и коллекцию вымпелов в кабине на ветровом стекле. При этом регистрационные знаки на модели почему-то отсутствуют. Ну, будем ждать выхода этой модели в виде набора для самостоятельной сборки, а до тех пор считать, что это некий собирательный образ машины без привязки к конкретному региону. В этом плане вышедший вторым вариант в «спецовке» самосвала аварийной службы, выглядит куда более цельно с эстетической точки зрения. Впрочем, благодарные покупатели смели с прилавков оба варианта модели.
Ещё один интересный самосвал, предложенный брендом SSM, – четырёхосный КАМАЗ-6540 колёсной формулы 8х4. В середине октября была выпущена машина жёлтого цвета с рестайлинговой кабиной, а пару месяцев спустя, под занавес 2016 года, коллекционерам была предложена и более ранняя версия этой машины вишнёвого цвета с кабиной и бампером предыдущего поколения. Как и в случае с КАМАЗ-6350, выглядит этот самосвал-четырёхосник весьма внушительно.
И, наконец, ещё два челнинских самосвала с почти одинаковым обозначением, но разной внешностью – оранжевый КАМАЗ-6520-060006 (второго экологического класса) и бело-синий рестайлинговый КАМАЗ-6522 (четвёртого экологического класса). Обе машины вышли почти одновременно в декабре 2016 года, причём без особых анонсов.
А для дальнобойщиков SSM приготовил три варианта длиннобазного КАМАЗ-65117 – два обычных синего цвета, различающихся кабинами, и один МЧСовский с надписями «Гуманитарная помощь Российской Федерации». Куда именно отправлялись такие машины, на коробке не указано, но можно предположить, что речь идёт о гумконвоях для Луганской и Донецкой областей. Кстати, на этой модели воспроизведено даже ошибочно отзеркаленное изображение герба России по правому борту – ошибка, допущенная в то время и на настоящих машинах МЧС, где поражающий дракона копьём всадник обращён влево, а орел держит скипетр и державу не в тех лапах. Впрочем, кажется, эта модель всё же является собирательным образом машины российского гумконвоя, а не копией реального автомобиля.
Напоследок отметим выход в декабре минувшего года седельного тягача КАМАЗ-6460, а также двух пожарных автомобилей – АЦ-3,0-40 (43502) и АЦ-5-40 (43118). Причём, у последней модели есть досадное упущение – в кабине боевого расчёта, расположенной за стандартной штатной кабиной машины, отсутствуют двери. Есть дверные ручки, обозначены дверные петли, но сами двери загадочно отсутствуют. Ну как тут не вспомнить незабвенного М. Жванецкого с его вечно актуальной фразой «Тщательнее надо, ребята!».
Белорусское направление
Нужно сказать, моделей МАЗов в ушедшем году SSM тоже выпустил немало – под полтора десятка. В большинстве своем это были МАЗы последних поколений – МАЗ-6422, МАЗ-5432, МАЗ-5440, МАЗ-6516 и другие, которые нередко можно встретить на наших дорогах. Немалое количество мазовской техники в списке вышедших моделей является седельными тягачами. При этом выпущены они не сами по себе, а в комплекте с различными полуприцепами, которых долгое время не хватало в собраниях коллекционеров. Разумеется, полуприцепы эти тоже марки МАЗ: здесь и бортовые МАЗ-9758 и МАЗ-93971, и самосвальный МАЗ-9506–20, и контейнеровоз МАЗ-938920 с контейнерами компании Maersk. Свет увидела даже такая экзотика для наших дорог, как щеповоз МАЗ-9506-30. Остальные выпущенные модели МАЗ ожидаемо были самосвалами и бортовыми грузовиками, а вот цистерн, увы, мы не увидели ни одной.
Однако настоящим подарком коллекционерам стали всё же не эти современные нам рабочие лошадки, а огромный трёхосный карьерный самосвал советских времен МАЗ-530. Как бы в пару к вышедшему ранее карьерному самосвалу МАЗ-525, модель была выпущена в августе лимитированным тиражом 540 экземпляров в единственном тёмно-красном выставочном варианте окраски. Модель МАЗ-530 была раскуплена очень быстро, но, к удовлетворению всех опоздавших, вскоре последовал её выпуск в виде набора для самостоятельной сборки в рамках серии «Автомобиль в деталях». Теперь все, кто возражал против её кирпично-красного цвета, могут собрать модель и окрасить в соответствии со своими предпочтениями. Впрочем, по некоторым сведениям, нас еще ожидает перевыпуск этой модели в зелёном цвете и тоже лимитированным тиражом.
Миасский и горьковский грузовики
Мы уже упоминали, что «КАМАЗ» предоставил бренду SSM право использования своей торговой марки в моделях, а вот с «Группой ГАЗ», в которую входят автомобильный завод «Урал» и Горьковский автомобильный завод, такого соглашения пока достичь не удалось. Поэтому во избежание лишних трений с правообладателем торговой марки модели «Уралов» и «ГАЗов», выпускаемые брендом SSM, деликатно именуются «миасский грузовик» и «горьковский грузовик» соответственно.
И всё бы ничего (в конце концов, коллекционерам, как правило, нет дела до того, как модель именует её производитель и как он решает свои вопросы с владельцем товарного знака), но, чтобы полностью себя обезопасить от возможного судебного разбирательства, SSM вдобавок убрал с передков моделей штампованные надписи «Урал» и «ГАЗ», которые десятилетиями присутствовали на настоящих машинах. Прямо скажем, это большой и жирный минус, который чуть ли не перевешивает плюсы этих моделей.
Модели грузовиков «Урал» и ГАЗ совокупно составили примерно треть всего ассортимента SSM в 2016 году. Базовым шасси почти для всех газовских моделей стала «шишига» ГАЗ-66. На её шасси в минувшем году были выпущены кунг К-66, командно-штабная машина Р-142Н (причём два варианта – традиционный хаки и машина в пожарном красном «мундире»), передвижной стоматологический кабинет КСП-2001, о которых долгое время мечтали отечественные коллекционеры. Ещё две вышедших «шишиги» – это бежевый ГАЗ-66-12 выпуска после 1993 года (судя по типу бортовой платформы), вышедший в продажу в октябре месяце, и неожиданно! – опытный трёхосный ГАЗ-34, созданный в далёком 1966 году. Причём вторая модель была предложена коллекционерам сразу в двух вариантах окраски. Одна – в традиционном армейском зелёном цвете, вторая – красная с белым, предназначенная для показа на выставках. Увы, в силу унификации с ранее выходившими ГАЗ-66, внешний облик модели ГАЗ-34 не в полной мере соответствует своему прототипу. Возможно, именно по этой причине модель до сих пор можно встретить в продаже.
И наконец, после анонса брендом DIP-models своих ближайших планов, где среди прочего были заявлены модели пожарных двухкабинников на шасси ГАЗ-53А, аналогичные модели выпустил в продажу бренд SSM. В сентябре в двух вариантах окраски вышла модель АЦ-30 (53А) – 106А, а затем в ноябре – и АЦ-30 (53А) – 106В тоже в двух вариантах. Срочный выпуск в продажу этих пожарных «газонов» после анонса конкурента, кажется, не очень помог их продажам – эти модели, как и модель ГАЗ-34, до сих пор есть в свободной продаже. По всей видимости, коллекционерский люд решил сперва дождаться выхода моделей DIP-models, затем провести очное сравнение моделей разных производителей и сделать для себя выбор наилучшей модели. Как ни крути, но для потребителя конкуренция производителей всегда была на руку.
В части миасских грузовиков SSM продолжил развитие модельного ряда на базе вышедшего в 2014 году «Урал-375Д». В 2016 году увидели свет кунг К-375 и реактивная система залпового огня БМ-21 «Град». Отметим для себя, что БМ-21 выполнена намного ажурнее и детализированнее по сравнению с аналогичной моделью казанского предприятия «Элекон», выпускавшейся ещё в советское время.
Не обошёл SSM своим вниманием и пожарные автомобили на шасси «Урал». Первой в марте вышла автоцистерна АЦ-40 (375Н) Ц1А. Модель была представлена в двух вариантах окраски – чисто красный (по старому ГОСТу), без тактических обозначений, и машина в красно-белой «ливрее» (современная цветографическая схема окраски), принадлежавшая московской ПЧ № 9. Затем в сентябре уже на шасси «Урал-4320» коллекционерам была предложена автоцистерна АЦ-7,5-40 (4320), выполненная в двух красно-белых вариантах окраски – СЧ Иваново и просто машина без тактических обозначений, не относящаяся к какой-либо пожарной части. Стоит упомянуть, что во всех случаях коллекционеры ставили на вид производителю чрезмерную толщину пластикового пожарного ствола, однако модели и в таком виде продавались хорошо.
И говоря об «Уралах», нельзя не отметить появление модели такого диковинного для большинства коллекционеров автомобиля, как «Урал-43223», одного из перспективных образцов семейства «Суша», которое в своё время чуть было не стало серийным. Увы, этому помешал развал СССР и последующий спад в экономике. Модель вышла в апреле 2016 года, была весьма благосклонно принята коллекционерами, которые ожидали появления в скором времени и других грузовиков этого семейства – плавающего грузовика, седельного тягача, строительного и сельскохозяйственного самосвалов. Однако продолжения не последовало. Что же, будем надеяться на выход этих моделей в 2017 году.
Завершая рассказ о моделях автомобилей, выпускаемых «Группой ГАЗ», отметим выход в июле модели автобуса КАвЗ-3976. Модель вышла в двух вариантах исполнения – обычном бело-синем и хаки. Самым примечательным в этой модели оказался логотип КАвЗа на решётке радиатора. Странно! Ведь КАвЗ – это тоже «Группа ГАЗ». Или именно с Курганским заводом лицензионное соглашение SSM подписал?
«…Примите и проч.»
В разделе «Прочее» следует упомянуть две модели кременчугских седельных тягачей – КрАЗ-258Б с полуприцепом-тяжеловозом ЧМЗАП-5523 и КрАЗ-258Б с полуприцепом-цистерной ТЗ-22. Последняя модель была предложена в цвете хаки и в стандартной жёлто-белой цветографической схеме окраски «Аэрофлота».
В конце января увидела свет модель грузового паромобиля НАМИ-012.
И в завершение немного о спецтехнике. В мае минувшего года SSM выпустил дорожный каток ДУ-50, в октябре в пару к нему вышел каток СД-802, а заодно и трактор Т-150К (в трёх вариантах окраски), на базе которого он выпускался. Вообще говоря, впечатляющее зрелище – каток на базе «Кировца»!
В апреле увидел свет гусеничный АТС-59Г. Плотно сбитая, немного похожая на деловитого жука машина. Отличное дополнение к вышедшему годом ранее арттягачу АТ-Т. К слову, не менее впечатляющая модель, чем каток СД-802. Тем удивительнее было увидеть в продаже второй её вариант в пожарном исполнении. Особых отличий от стандартного хаки он, кажется, не имел и отличался только схемой окраски. По всей видимости, именно в силу экзотичности пожарного варианта его до сих пор можно свободно купить, в отличие от хаки, который исчез из продажи почти сразу после выхода.
И, наконец, под занавес года, в декабре, коллекционерам была предложена модель чехословацкого полноприводного самосвала Tatra 815S1. Можно спорить, насколько этот автомобиль является отечественным, но объёмы поставок машин Tatra в нашу страну говорят сами за себя – порядка тридцати пяти тысяч экземпляров этого семейства трудились в народном хозяйстве. Как было заявлено SSM, модель этого самосвала создана в сотрудничестве с европейским брендом Premium Classixxs, что, по всей видимости, намекает на нацеленность модели и на европейский модельный рынок. В полном соответствии с прототипом в модели отражена характерная особенность Татры – «косолапый» наклон полуосей. И, конечно, правильно подобраны цвета: красный – для кабины самосвала, жёлтый – для его кузова. Увы, но кабина этой модели в отличие от остальных моделей бескапотных автомобилей SSM статична и не откидывается.
Как бы то ни было, выпущенная модель Tatra 815S1 заслуживает отдельной большой статьи и ждёт своего вдумчивого исследователя, не понаслышке знакомого с восточно-европейским автопромом в целом и с особенностями различных модификаций грузовых чешских машин в частности.
В наступившем 2017 году SSM не собирается сбавлять обороты и по-прежнему ведёт активное наступление по всем модельным фронтам. Мы же со своей стороны постараемся посвящать обзорные материалы наиболее интересным новинкам этого бренда. Приятного коллекционирования!