Опубликовано: ГП 03-2017
Крайний север Кореи

Развитие транспортного туризма в Северной Корее

Константин Климов,
Фото Йохса Дамсгора Хансена
(Johs Damsgaard Hansen, Дания)

В последнюю пятилетку в Северной Корее началось активное развитие транспортного туризма. Под новый вид бизнеса сданы отели-долгострои и вводятся новые объекты со всеми европейскими удобствами. Нынешний глава КНДР Ким Чен Ын, по примеру Кубы, намерен довести к 2020 году число посещений страны с нынешних 150 тыс. до 2 миллионов, главным образом из Европы и Китая, чтобы пополнить казну и не зависеть от санкций.

В 2014-м иностранцам начали предлагать диковинный тур: техно-этнографические путешествия с осмотром авиа-, железнодорожного и городского транспорта. Наряду с основной программой в комплект тура входит обязательное посещение культовых мест с возложением цветов и оплатой недешёвых входных билетов в различные музеи. Платной является и поездка на троллейбусах. Например, в 2015 г. стоимость рейса на троллейбусе в Пхеньяне составляла $ 100. Экскурсия проходит без рядовых пассажиров на специально выделенном троллейбусе или автобусе, в сопровождении гида и переводчика: такая меркантильность защищает местное население от общения с чужеземцами.

Троллейбус № и 251 самый новый из работающих. Предполагаемое начало выпуска – между 2011 2014 г. Надпись на борту «Для того, чтобы служить людям!»

В ноябре 2016-го группа западных туристов отправилась в подобный транспортный тур по северу КНДР. Среди них был датчанин Йохс Дамсгор Хансен, который сделал серию фотографий малоизвестной транспортной системы из провинции Хамгён-Пукто.

Чхонджин (Chŏngjin) – один из крупнейших административных центров Северной Кореи. По местным меркам этот индустриальный центр считается суровым краем и не самым удобным городом для проживания, хотя и является столицей провинции Хамгён-Пукто. Город расположен на северо-востоке страны, неподалеку от России и разместился между зигзагообразными сопками и Японским морем на 12 км береговой линии.

Водитель хоть и одет в лёгкую форменную одежду, но ведёт машину в тёплых перчатках – не все троллейбусы оснащены системами отопления даже в кабине

В 1980-х Чхонджин славился развитой промышленностью: фармацевтика, химволокна, рыбопереработка, пищепром, но особую статью экспорта составляли чёрная металлургия и металлообработка. В начале 1990-х годов из-за сокращения поставок дешёвого сырья из СССР и Китая большинство заводов перестало работать на полную мощность и, по рассказам очевидцев, город, как и вся страна, сидел лишь на международной гуманитарной помощи. Редкий иностранный путник заезжал сюда в 2000-х и тем интереснее было посмотреть на современный быт общественного электротранспорта северной провинции.

Большая часть жилого фонда была построена в 1960–1970 гг. местным комбинатом ЖБИ, получавшим сырьё из попутных отходов аглофабрики и доменного цеха метзавода. Недавно серые «хрущёвки» перекрасили в более яркие тона.

«Первоочерёдность за Первой политикой!» – прикреплено на листе спереди. По числу служебных троллейбусов КНДР занимает первое место в мире. Этот экземпляр с рабочей башней на крыше не даёт чёткого ответа, являются ли такие троллейбусы пассажирскими?

Троллейбусное движение в городе было открыто 20 октября 1970 г. – спустя 8 лет после пуска первой в КНДР троллейбусной системы в Пхеньяне.

Долгое время Чхонджин был вторым в Северной Корее по числу действующих троллейбусов. Сегодня он уступил место Хамхыну (Hamhŭng), где по имеющимся данным работает около 25 машин, что на 5–10 штук больше, чем осталось в Чхонджине. Новые фотографии свидетельствуют о том, что большая часть старого подвижного состава была выведена из эксплуатации в последние 5 лет, и ему на смену поступили троллейбусы местной сборки. Троллейбусы представляют собой реликтовую смесь северокорейского дизайна из кузовов Jipsan, Chollima Sonyon и Pyongyang.

«Не создавать штурмовщину» – гласит лозунг на передке. Как и в других городах страны, троллейбусы всегда переполнены

Протяжённость троллейбусной контактной сети составляет 20 км. Два маршрута обслуживают северные районы и центр, один изолированный от них с менее интенсивным троллейбусным движением находится в южной части Чхонджина. Выпуск осуществляется с конечных станций и территории центральных ремонтных мастерских.

Трамвайная сеть была открыта в 1999 г. По единственной линии длиной 6 км с интервалом 30 минут ходят вагоны китайской сборки по внешнему виду, собранные на базе чешских вагонов Tatra. Депо расположено в северной части города по соседству с троллейбусным парком.

Увидеть трамвай в Чхонджине – большая редкость. Сегодня в мире известно не более 10 фотографий из Чхонджина с вагоном на маршруте

Поездки туристов редко попадают в сезон пропаганды. Хансену удалось застать лозунги, принятые на VII съезде Трудовой партии Кореи (ТПК) в мае 2016-го. Политические устои пишут масляной краской по вощёной бумаге и временно приклеивают на кузов скотчем по периметру. Так, на трамваях спереди был прикреплён мини-плакат «200 дней битвы». Из него следует, что национальную стратегию экономического развития в пятилетке следует уложить в первые 200 дней трудовой вахты – в канун наступления 2017 года. Сейчас этот лозунг уже утратил злободневность.

Девизы на передках большинства троллейбусов рекомендуют «Не создавать штурмовщину». Это личное указание Ким Чен Ына на съезде ТПК означает ускорение в пятилетке без затоваривания складов и брака. Но самый главный слоган на машинах: «Первоочерёдность за Первой политикой!».

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен