Вопросы подбора лампочек и продления срока службы фар и фонарей
В новом году продолжаем делиться полезной справочной информацией, приводить факты и разрушать неверные убеждения. На этот раз коснёмся внешних световых приборов. Подберём лампочки и продлим срок службы фар и фонарей, ещё по традиции обязательно ответим на характерные вопросы.
Мы не будем пытаться спорить с руководством по эксплуатации и наперекор всему разумному устанавливать чужеродные приборы, не будем экспериментировать с нештатным ксеноном и вносить какие-либо недозволенные изменения в конструкцию автомобиля. Не к лицу это в сфере профессиональной эксплуатации коммерческого транспорта. Вместо этого оптимизируем широчайший рынок световых приборов для своих нужд и поставленных задач.
Лампы. Фары и фонари
Освежим терминологию. Часто в беседах транспортников термин «фары» используется, когда речь идёт обо всех без исключения внешних световых приборах автомобиля. Но специалисты по кузовному ремонту никогда не перепутают фары – приборы головного света, фонари – задние и боковые световые и сигнальные приборы, а также повторители – чаще всего дублирующие указатели поворота и габаритный свет. Предметом индивидуального творчества автовладельцев чаще всего является именно головной свет – всем без исключения хочется обеспечить себя наилучшей видимостью в тёмное время суток, но зачастую за счёт встречных участников движения и не без ущерба для электрики автомобиля. С него (головного света) и начнём.
Самое простое, что большинству приходит на ум, – установка ламп бóльшей мощности или ламп с синеватой окраской колбы, якобы меняющей спектр света в сторону белого. На самом деле, если установить лампы мощностью более чем на 10%, превышающей штатную, через некоторое время произойдёт помутнение рефлектора из-за нарушения его температурного режима. Внешне это практически незаметно, но светить фара станет хуже, к тому же при этом из-за большей потребляемой мощности ламп возрастёт нагрузка на генератор и АКБ.
Что касается всяких «новомодных» колб, якобы заправленных всякими экзогазами (однажды на провинциальном рыночке вдоль трассы я видел надпись на коробке «ZARIN») в изобилии встречающихся на рынках и развалах запчастей, в абсолютном большинстве это низкопробная китайская продукция, которая при стендовых замерах либо вообще не соответствует никаким требованиям, либо работает хуже, чем даже самые простые штатные лампы любого официального производителя.
Но! Несколько лет назад ведущие производители автомобильных ламп представили на рынке ряд высокотехнологичных продуктов премиальной линейки: лампы с интерференционным напылением, колбами из кварцевого стекла, лампы с более точным позиционированием нити накаливания, с повышенным давлением газа в колбе (примерно в два раза – с пяти-шести до двенадцати бар). Эти технологии действительно работают, и такие лампы объективно лучше светят, причём безопасно для всех систем автомобиля. Естественно, что цена таких приборов выше, чем обычных, и при этом всё равно никакого ослепительного чуда не произойдёт: расстояние видимости на дороге зависит от множества факторов, кроме типа и мощности ламп.
Точная фиксация и «прицел»
Фокусировка нити накаливания и фиксация лампы в световом приборе являются основными факторами, определяющими интенсивность и правильное распределение светового потока. В такой конструкции при сборке лампы фокусирующий фланец и цоколь точно прилегают друг к другу по одной горизонтальной плоскости. Это исключает отклонения по вертикали геометрических координат положения нитевой системы колбы относительно базовой (установочной) плоскости лампы. В результате обеспечивается наилучшее качество геометрических параметров лампы.
Такое техническое решение позволяет минимизировать возможные отклонения при производстве лампы, значительно увеличивает ресурс лампы (дополнительная защита от неизбежных вибраций при движении автомобиля), а при замене штатной лампы на лампу Н7 такого типа световые параметры фар головного освещения автомобиля будут соответствовать всем необходимым требованиям, благодаря точному расположению нити накала лампы относительно фокуса отражателя фары.
Лампы такой конструкции выпускают ведущие производители: PHILIPS, OSRAM, NARVA, «СтартВОЛЬТ».
Светодиодный негатив и позитив
Другой конёк современного автомобилиста – желание использовать светодиодные источники света где ни попадя. В ряде случаев это оправданно и позитивно, только стоимость качественных и по-настоящему долговечных светодиодов довольно высока и не окупается их высоким сроком службы, всё остальное – ширпотреб, который не принесёт ничего, кроме разочарования. Но если вы всё же готовы пойти на «светодиодные» траты, обратите внимание на следующую информацию. Использование светодиодов взамен штатно устанавливаемых галогенных ламп (там, где это изначально не предусмотрено конструкцией) приведёт к снижению температуры внутри фары, что в условиях дождя или снегопада приведёт к запотеванию в корпусе фары и условиям для образования коррозии на контактах и поверхностях отражателя. К тому же точная фокусировка светового пучка по аналогии нити лампы накаливания удаётся лишь единичным производителям, поэтому не исключено ослепление встречных водителей.
Теперь о хорошем, когда светодиоды на пользу. С 2011 года ПДД требуют от нас передвигаться в светлое время суток с включённым ближним светом фар или дневными ходовыми огнями, использование габаритных огней не допускается из-за их недостаточной яркости. Так вот, если ваш автомобиль ещё не оборудован оптикой с ходовыми огнями по умолчанию, можно попробовать установить светодиодные приборы повышенной яркости (900–1300 К) в разъём габаритной лампы, потребляемая мощность их минимальна – дисбаланс энергопотребления не наступит, плюс ко всему светодиоды холодные – температурный режим фары не изменят, да и вмешательства в электропроводку, связанного с монтажом дополнительных огней не потребуется.
Кстати, ещё «холод» светодиодов пригодится в противотуманных фарах. Разогретый галогеновой лампой стеклянный и иногда даже пластиковый рассеиватель «ПТФ-ки» (так на сленге кузовщиков именуются противотуманные фары) может треснуть при контакте с водой из лужи или снежным сугробом, а заменив источник света в «противотуманке» на полупроводниковый, избавляемся от этой проблемы, тем более что эти световые приборы обязаны давать рассеянный свет, точная фокусировка луча не требуется.
И вот ещё один пример из личной практики. В автопарке гоночной команды имелся богатый набор из дюжины полуприцепов самого разного назначения: автовозы, «шоу-трак», передвижная сцена, ПАРМ, контейнеровоз и даже передвижной подиум. В зависимости от проводимых мероприятий всегда использовалась лишь часть этого многообразия, поэтому изобилие прицепной техники обслуживалось лишь двумя тягачами, причём один из них был американского происхождения с 12-вольтовым электрооборудованием, другой – классический европеец с напряжением бортовой сети 24 В. Нам удалось найти в продаже светодиодные лампы в фонари полуприцепов, работающие в диапазоне напряжений 8–32 В. Тем самым мы избавили себя от необходимости каждый раз заменять весь комплект ламп на полуприцепе в зависимости от используемого тягача, что в условиях работы автогоночной команды здорово экономит время, ведь работать часто приходится в темноте, кроме того, необходимо было всё время помнить, какие лампы в данный момент установлены именно на этом полуприцепе…
Редакция благодарит специалистов УК «КАРВИЛЬ» за помощь при подготовке материала
Сессия вопросов и ответов
Какие фары по конструкции лучше: классические с «рифлёными» стеклянными рассеивателями, современные «прозрачные» или миниатюрные круглые линзы?
Ничего универсального, как известно, в природе не существует. В начале 21-го века на смену фарам традиционной конструкции со стеклянными рассеивателями с так называемой «насечкой» массово пришли фары с прозрачным рассеивателем из пластика. Они многофункциональные и лучше пропускают свет, не боятся камней, но со временем мутнеют, рассыхаются и затираются дорожной абразивной грязью. Их производство обходится дороже, так как они более сложные и объединяют в одном блоке несколько световых приборов.
Совсем новое течение – необслуживаемые светодиодные умные («смарт») блок-фары, меняющие фокусировку и направление светового пучка, они потребляют мало энергии, при этом выигрывают по светосиле и распределению света, не нуждаются в спорных газоразрядных лампах, но это только на свежих и премиальных автомобилях. На массовых и относительно бюджетных транспортных средствах сегодня пользуются популярностью так называемые компактные стандартизованные линзы. Использование таких приборов упрощает работу конструкторов, дизайнеров и ремонтников – дёшево, компактно, практично, вот только светят они не лучшим образом даже по отношению к такой классике, как древние фары типа ФГ-140, разменявшие полвека, но и до сих пор актуальные.
Именно поэтому разные автомобилестроители ведут принципиально разную политику в отношении внешних световых приборов. К примеру, компания MAN принципиально не использует линзы, но славится отменным головным светом. На автомобилях Scania, в зависимости от комплектации и предназначения техники (строительная, городская, магистральная, внедорожная), без проблем уживаются и классические «стеклянные» фары, и современные прозрачные пластиковые блоки.
Японцы для марки Hino используют классические рассеиватели с насечкой, но изготовляют их не из стекла, а из ударопрочного и износостойкого пластика. Отечественные конструкторы, любящие по традиции всё унифицированное, часто применяют компактные блок-линзы, ведь цена и ремонтопригодность для нас на первом месте.
Как продлить срок службы современных пластиковых фар, улучшить их внешний вид, надо ли фары полировать или лучше использовать защитные бронеплёнки?
Пока автомобиль новый, достаточно периодически использовать в изобилии имеющиеся в продаже средства для очистки и ухода за пластиком. Можно периодически полировать фары различными «любительскими» составами, продающимися в обычных магазинах. Применение профессиональных абразивных составов, которые используют при кузовном ремонте, лучше отложить до того, пока поверхность станет совсем неудовлетворительной или настанет момент предпродажной подготовки. Дело в том, что структура поверхности пластика на самом деле неоднородная, и чем глубже зайдёт абразив, тем хуже пластик будет сопротивляться дорожным невзгодам и значительно быстрее мутнеть и затираться, посему такое решение наиболее оправдано для старых автомобилей с большим пробегом, когда уже нечего терять.
Покрывать фары защитными плёнками нам официально запрещено ПДД, поэтому в рамках данной публикации мы не можем этого рекомендовать. Однако существуют современные высококачественные материалы, которые почти не ухудшают светопропускание и светораспределение, причём это подтверждается инструментально при честном проведении технического осмотра.
Стóит ли использовать лампы премиальной серии, премиальных брендов, если визуально никакой разницы в свете фар нет?
Для автомобильного хозяйства, закупающего такие компоненты в большом количестве, в сегодняшних реалиях это довольно расточительно. Но тем не менее премиум-лампы реально лучше, качественнее изготовлены, более стабильны на протяжении всего срока службы, поэтому могут порадовать зажиточного частника, если можете себе позволить, зачем отказывать!
Обязательно ли менять перегоревшие лампы парами (левую и правую)?
Если автомобиль относительно новый, не был в авариях (где требовалась замена оптики), не имел неисправностей, связанных с перебоями электропитания, то разница во времени между отказами левой и правой ламп головного света или стоп-сигналов после наработки определённого количества часов действительно будет невелика, можно заменить комплект. Во всех остальных случаях прогнозировать, когда перегорит та или иная лампа, затруднительно. Логично просто всегда иметь при себе в кабине запасной набор всех типов ламп для данного автомобиля. Особенно если речь идёт о магистральной работе.
Можно ли браться руками за колбу галогенной лампы при её замене?
Демонтировать перегоревшую лампу можно любым удобным хватом, естественно, при выключенном электропитании. При установке новой лампы контакт пальцев с колбой недопустим, иногда производитель с целью избежания касания поверхности колбы предусматривает специальную упаковку. Последствия неграмотной установки галогенной лампы зависят от состава стекла колбы: в местах отпечатков пальцев могут образоваться тёмные пятна, в отдельных случаях колба лопается. Если же случайно при осмотре новой лампы дотронулись до колбы, протираем стекло нетканым материалом, слегка увлажнённым спиртовым раствором (можно использовать «незамерзайку», очиститель стёкол, антизапотеватель или размораживатель), затем вытираем насухо чистой салфеткой, окончательно удаляя загрязнение.
Есть ли смысл устанавливать в задние габаритные фонари более мощные лампы, чтобы сделать транспортное средство более заметным на дальнем расстоянии?
Этого категорически делать нельзя! Во-первых, конструкторы при проектировании фонаря уже позаботились о необходимой видимости в соответствии с целой библиотекой всевозможных стандартов, правил ЕЭК ООН и прочих требований безопасности. Во-вторых, более яркий свет в задних «габаритках» снизит контрастность восприятия стоп-сигналов, значит, сигналы торможения будет сложнее различить! И наконец, такой яркий красный свет раздражает глаза водителей, движущихся следом в попутном направлении, что провоцирует их выполнять обгоны, а это никак не повышает безопасность движения.