Фургон Hino 3815 (XZU720L-HKFRPW3) с изотермическим кузовом
Ещё немного и у меня разовьётся «хиномания». Каждый раз знакомясь с продукцией японской компании Hino Motors, Ltd (A Toyota Group Company), я не могу избавиться от одной простой мысли: «Вот же достойный пример того, как надо делать грузовики для людей, почему другие не могут просто посмотреть и сделать так же?»
Не секрет, что с 1 января 2012 года у нас вступает в силу новый экологический стандарт – Euro 4. Это серьёзный порог для автопроизводителей, а ещё больше для моторостроителей. Мало одних только катализаторов выпускных газов и электронных систем управления двигателем, теперь необходимо позаботиться о рециркуляции выхлопных газов или впрыске мочевины (AdBlue). Одновременно с этим автомобили часто претерпевают небольшой рестайлинг – так производители подчёркивают новизну конструкции и «оправдывают» возросшую стоимость. А вот так, чтобы одновременно с двигателем Euro 4 появился грузовик нового поколения, бывает? Пожалуйста, абсолютно новый Hino 300!
Новое поколение популярных японских малотоннажных грузовиков в целом сохранило проверенную конструкцию ходовой части предшественника, но получило модернизированный двигатель повышенной мощности, новую 6-ступенчатую коробку передач, а самое главное – совершенно новую кабину. В результате и машина поехала по-другому, и водитель в ней чувствует себя иначе.
Кабина
Внешне революционных изменений не произошло. Тот, кто пристально не следит за продукцией Hino, может и не заметить обновлённой кабины, так как её дизайн в общих чертах повторяет старую. Сделано это намеренно, чтобы сохранить преемственность поколений и подчеркнуть единый стайлинг грузовиков Hino. При этом в новой кабине нет взаимозаменяемых деталей со старой – сам каркас кабины совершенно другой. Она стала обтекаемой, с более наклонённым ветровым стеклом и плавно закруглёнными боками с минимумом выступающих деталей. Её дверные проёмы стали шире и выше, а ступени удобнее – в результате улучшился доступ в кабину. Конструкторам удалось сделать передние стойки минимально возможной ширины (вписаны в диаметр 65 мм) и они практически не создают теперь «мёртвых» зон – лучшего показателя нет ни у одной другой кабины в мире! Посмотри, это видно даже на фотографиях.
Новая кабина, как и предыдущая, будет предлагаться в двух комплектациях: стандарт (STD) и люкс (DLX). У люксовой есть кондиционер, центральный замок и стеклоподъёмники с электроприводом (в этом отличие от стандартной), а дороже «стандарта» она всего на 65 тыс. рублей. Внешне её можно отличить по решётке радиатора и бамперу, окрашенным в цвет кабины (у стандарта они черные). В штатное оснащение всех комплектаций входит подушка безопасности водителя и магнитола с СD-проигрывателем.
В новой машине постарались создать комфортные условия для водителей крупной комплекции. Так, диапазоны регулировок сиденья в продольном направлении рассчитаны на водителей ростом 147–203 см (предыдущая модель – на 147–188 см) и пространства для ног под приборной панелью оставили больше. А регулируемая в широких пределах (наклон 8,2–14°, вылет 35–47 мм) рулевая колонка позволяет любому водителю подобрать удобное для себя положение.
Слов похвалы заслуживает и многофункциональная панель приборов. Такие мелочи, как закрывающиеся ящички различного объёма, лотки для бумаг и мелких вещей, подстаканники, крючки для пакетов и одежды создают в кабине ощущение заботы о водителе и его труде. Простой пример: подстаканники на приборной панели находятся прямо под воздушными дефлекторами климатической установки, что позволяет поддерживать требуемую температуру напитков.
«Изюминками» кабины можно назвать складывающиеся рычаги управления КП и стояночного тормоза (его можно убрать, не снимая машины с «ручника»). В результате в кабине образуется свободное место, равноценное спальному. Полноценному «спальнику» оно уступает лишь по длине и то из-за ширины кабины.
О преимуществах новой кабины Hino можно говорить бесконечно, а из недостатков я отметил лишь не совсем удачный дизайн комбинации приборов, у которой многофункциональный информационный дисплей перекрывает циферблат спидометра. Красиво, но мешает восприятию информации.
Шасси
Основные изменения, произошедшие в двигателе (модель N04C-UV), направлены на снижение токсичности отработавших газов и повышение топливной экономичности. Экологические нормы Евро 4 достигнуты за счёт применения системы рециркуляции отработавших газов (EGR) и каталитического нейтрализатора окислительного типа, что позволило обойтись в этой машине без использования мочевины (AdBlue). Модернизация коснулась турбокомпрессора – теперь он имеет механизм изменения геометрии выпускной части, что способствует хорошим тяговым характеристикам двигателя в широком диапазоне оборотов. Промежуточный охладитель (интеркуллер) нагнетаемого турбиной воздуха увеличился в объёме, что потребовало переноса радиатора кондиционера в другое место – под правую подножку кабины (на предыдущей модели он был установлен перед основным радиатором). Применение новых узлов, включая топливную систему с общей топливной рампой Common Rail, позволило увеличить мощность двигателя со 136 до 150 л.с.
Коробка передач 6-ступенчатая, точно такая же, как на новых Isuzu. Это плюс, так как Isuzu уже поставляют на наш рынок и соответственно их снабжают запасными частями.
Ездовые качества
За рулём нового грузовика осваиваешься сразу, будто всю жизнь только на нём и ездил. По уровню шума в кабине, усилиям, прикладываемым к органам управления, и чёткости работы механизма переключения передач напрашиваются банальные сравнения с легковым автомобилем. По сути, так оно и есть!
На порожнем фургоне (мне довелось проехать только в таком режиме) мощности двигателя хватает «за глаза». Однажды при старте машины я случайно включил четвертую передачу вместо второй. Машина не заглохла, не поперхнулась, лишь разгон получился вялым. Такое «безразличное» отношение к ошибкам пилота отчасти объясняется выдачей максимального крутящего момента в широком диапазоне оборотов дизеля, в том числе и на самых низах.
В процессе движения моё внимание привлекал постоянно загорающийся на панели приборов символ «ECO», свидетельствующий о движении автомобиля в экономичном режиме. Правда, скорость его реакции на изменение условий движения сильно запаздывала и я сомневался, что на него надо ориентироваться. Скорее этот информационный сигнал и к эконометру не имеет никакого отношения.
А вот тормоз-замедлитель (с заслонкой на выпускном коллекторе) при умелом обращении действительно поможет водителю не только экономить топливо, но и сберегать на длительных спусках тормозные накладки. Кстати, тормозные механизмы на всех колёсах здесь дисковые, а сама тормозная система с гидравлическим приводом, поэтому реакция машины на нажатие тормозной педали мгновенная и в то же время вполне контролируемая. Безопасности движения грузовика способствует штатная антиблокировочная система (ABS) и обязательный стабилизатор поперечной устойчивости в передней подвеске.
Полная масса, кг | 7500 |
Снаряжённая масса, кг | 2565 |
Грузоподъёмность шасси, кг | 4935 |
Двигатель:
|
Toyota N04C-UV, турбодизель, I-4, EGR, Common Rail, Euro 4 4009 150 (110) при 2500 мин-1 420 при 1400 мин-1 |
Коробка передач:
|
MYY6S, механическая, 6-ступенчатая, синхронизированная I – 5,979, II – 3,434, III – 1,862, IV – 1,297, V – 1,000, VI – 0,759, з.х. – 5,701 |
Передаточное число главной передачи | 4,625 |
Сцепление | Сухое, однодисковое диафрагменного типа, гидропривод с вакуумным усилителем |
Тормозная система | Гидравлическая, двухконтурная, с вакуумным усилителем, ABS, EBD, дисковые тормозные механизмы на всех колесах |
Стояночный тормоз | Барабанный трансмиссионный |
Вместимость топливного бак, л | 100 |
Подвеска передняя/ задняя | Зависимая на полуэллиптических листовых рессорах, с гидравлическими амортизторами и стабилизатором поперечной устойчивости/ зависимая на полуэллиптических листовых рессорах, с гидравлическими амортизторами |
Шины | Yokohama RY023 215/75 R17,5 126/124 |
Расход топлива, л/100 км | 17,2 |
Максимальная скорость, км/ч | 124 |
Когда и почём?
В России грузовики 300-й серии будут доступны с тремя вариантами кабины – узкой, широкой однорядной и широкой двухрядной. При этом машины с узкими и широкими кабинами значительно отличаются друг от друга как по конструкции, так и по дизайну, потому машины с узкими кабинами достойны отдельного повествования. Грузовики Hino 300 с широкими кабинами имеют три варианта длины шасси – 3430, 3870 и 4200 мм. Двухрядные широкие кабины устанавливаются только на шасси с длиной базы 3870 мм. Первое техническое обслуживание необходимо сделать после пробега 5000 км, далее периодичность ТО каждые 15 000 км.
Стоимость шасси (3870 мм) с однорядной кабиной в стандартной комплектации начинается от 1 458 000 руб. При необходимости монтажа специальных надстроек можно заказать шасси с уже предустановленной коробкой отбора мощности (КОМ).
Продажи новых Hino 300 вслед за США и Канадой уже стартовали и в России.