Гонки «Дакар»-2017 и «Африка Эко Рейс-2017» и триумф команды «КАМАЗ-мастер»
В продолжение прошлых триумфов 2017 год для спортивной команды «КАМАЗ-мастер» встал в один ряд с самыми успешными сезонами. Но взяв 14-е золото «Дакара» челнинцы объявили, что возьмут тайм-аут в следующем, 2018 году.
Началу гонкам «Дакар» и «Африка Эко Рейс», открывающим спортивный календарь 2017 года, предшествовала пресс-конференция 20 декабря в МИА «Россия Сегодня». Ориентироваться на место встречи можно было прямо с Садового кольца по гоночному КАМАЗ-4326 во дворе АПН.
Неожиданное спокойствие Владимира Чагина за судьбу команды и спортивного центра, которому уже 10 лет, объясняется увеличением спонсорского пакета в 2 раза до $ 150 млн, и даже в страшном сне исключало безрезультатное участие без взятия подиума. Слишком много сил и нервов потрачено.
Московский пролог
Алармизм, связанный с финансированием команды и возможным пропуском «КАМАЗа» в календаре ралли-рейдов, уже звучали в прошлом году. Но Владимир Чагин не был бы гением поведения, если б не устроил предстартовую пресс-конференцию, да ещё и с гонщиками.
В спорте высоких достижений, любящем непредсказуемых, российские автогонщики остались единственной элитой с незапятнанной репутацией, где возможны чистые победы под российским триколором. Но Чагин перед стартом не решился сказать, что из календаря «Дакара» в 2018 году, возможно, придётся выбыть. Пресс-конференция шла так, как если бы в зале сидел Великий гоночный Бог, который тоже имеет свои виды.
Большая работа проведена над физической подготовкой экипажей, для тренировок закуплены криокамеры для восстановления спортсменов после нагрузок (это было признано неохотно, а значит, гонщики не двужильные). Плюс к этому проведён сбор экипажей в Карелии. Особая гордость «КАМАЗ-мастер» – своя картинг-трасса в Набережных Челнах, которая знаменует возвращение массового автоспорта в город.
Конечно же на пресс-конференции всех интересовали перспективы использования капотного КАМАЗ-43509 с кабиной Mercedes-Benz Zetros, благо, что машина уже дебютировала на «Золото Кагана», хотя и не показала высокого результата. (В зачёте грузовиков Э. Николаев пришёл восьмым и 24-м в общем). Но командор уверил, что проект будет продолжен.
Текущие изменения в конструкции КАМАЗ-4326 для «Дакара» коснулись настроек двигателя Liebherr D9508, который более приспособлен к условиями высокогорья, увеличена система охлаждения, внесены изменения в трансмиссионный интардер и установлен моторный тормоз, что позволило снизить нагрузку на тормозную систему.
Пока журналисты в Москве допрашивали В. Чагина, спортивные грузовики уже шли морем к месту старта в Асунсьоне для участия в «Дакаре», а вторая команда уже стартовала из Набережных Челнов в Монако для участия в Africa Eco Race 2017. Это было 20 декабря.
На «Дакар»-2017 «КАМАЗ-мастер» выставил четыре «боевых» экипажа:
- № 501 – пилот А. Мардеев; штурман А. Беляев; механик Д. Свистунов;
- № 505 – пилот Э. Николаев; штурман Е. Яковлев; механик В. Рыбаков;
- № 513 – пилот Д. Сотников; штурман Р. Ахмадеев; механик И. Леонов;
- № 515 – пилот А. Шибалов; штурман Р. Аматыч, механик И. Романов.
Компанию соотечественникам составляли мотоциклы: № 59 – Анастасия Нифонтова, № 60 – Александр Иванютин. Квадроциклы: № 254 – Сергей Карякин. Автомобили: № 380 – Сергей Шихотаров / Олег Уперенко. UTV и багги: № 378 – Равиль Маганов / Кирилл Шубин.
Милые бранятся – только тешатся?
Организаторы «Дакара» не скрывали, что бессменное лидерство одной команды (читай – КАМАЗа) создаёт проблему при привлечении спонсоров, продаже эфирного времени и ставит крест на расширении списка команд-участников. В прошлом году был в ходу анекдот, когда Жерар де Рой после тяжёлой битвы буквально вырвал победу у «КАМАЗ-мастер»: «Русские сыграли в поддавки, лишь бы не меняли правила!»
В этот раз ввели новые правила: усложнился маршрут, для штурманов были введены видимые контрольные точки WPC с небольшим, до 300 м радиусом видимости, роудбук теперь не позволит мапсменам с помощью дополнительных координат пробить весь маршрут по GPS и идти самым коротким маршрутом. Но об этих изменениях общественность узнает лишь во время ралли-рейда.
Недовольство новыми регламентами высказывали не только в команде «КАМАЗ-мастер», которая сменила 18-литровый силовой агрегат на 16-литровый. По причине дальнейшего снижения рабочего объёма до 13 л в «КАМАЗ-мастер» даже предположили, что могут пропустить гонку в 2018-м, поскольку за год не успеют подготовить мотор.
Карлос Сайнц, выступая в легковой категории, со своей колокольни тоже увидел несправедливость в новых технических требованиях, которые заведомо ставят автомобили Peugeot 3008 DKR в невыгодное положение в сравнении с конкурентами на Toyota Hi Lux. Причиной, по мнению испанца, являются последние изменения в правилах: в соответствии с новым регламентом, диаметр рестриктора уменьшен на 1 мм, что дало падение мощности.
Но сколько таких регламентов загибали федерации, чтобы закатать в асфальт целые команды фаворитов в кубках GT и F1? Помнится, как Toyota в 1990-х вообще из чемпионата выбыла прямо во время кубка, а сколько было ещё дисквалификаций!
Так что фраза «Спорт – это не только престиж, но и бизнес!», сказанная гендиректором Сергеем Когогиным уже в середине гонки, косвенно свидетельствует, что защиту национального флага и бренда нации следует монетизировать.
Минские прологи
С новогодними ралли всё перепуталось, как с родиной кофе и какао. Кофе родом из Африки, а какао рос в Америке. Сейчас место их культивирования поменялось с точностью до наоборот. Так и Dakar давно перешагнул Атлантику и освоился в Латинской Америке, а гонку Eco Race стоило бы ожидать где угодно, но только не в Африке, где не каждый самозанятый диктатор знает про экологию и экономию.
К подготовке «зубров» из команды «МАЗ-СПОРТавто» подошли с максимальной ответственностью, бороться придётся в первую очередь с «КАМАЗом», которые и будут задавать темп всей гонке. Стартуя уже в шестой раз на «Дакаре», настала пора экипажам «МАЗ-СПОРТавто» подтягиваться к первой пятёрке лидеров. Но команде нужно укреплять стержень и откажись «КАМАЗ» от «Дакара», 2018 год может стать первым годом, где впервые на пьедестал заедут «зубры».
Всего минская команда заявила на ралли-рейд три боевых экипажа. С. Вязович (№ 511) и А. Вишневский (№ 522) пилотировали новейшие автомобили с моторами Gyrtech Caterpillar 13L, экипаж А. Василевского (№ 533) выступал на автомобиле предыдущего поколения МАЗ-5309RR с двигателем Тутаевского моторного завода.
Параллельный старт
Пролог спортивного сезона 31 декабря со стартом Africa Eco Race 2017 в Монако носил исключительно церемониальный характер. Настоящая гонка началась в один день с «Дакаром» уже в Надоре, после паромной переправы. Для Африки «КАМАЗ» подготовил две машины, одна из которых оборудована газодизельным двигателем.
Экипажу «КАМАЗ-мастер» А. Каргинов, А. Мокеев, Д. Никитин присвоен номер 400, газодизельному (С. Куприянов, А. Куприянов, А. Танин) – номер 403. Категорию внедорожников открывал российский экипаж Владимир Васильев – Константин Жильцов со стартовым номером 199. Виктор Хорошавцев – Антон Николаев стартовали под номером 210, Максим Кирпилёв – Артем Шевелёв – 220.
В категории мото / квадро Россию представили Дмитрий Агошков на мотоцикле KTM450EXC под № 107 и Александр Максимов на квадроцикле Yamaha YFM700R под № 190.
Первый африканский этап 2 января в зачёте грузовиков ожидаемо закончился лидерством экипажа Андрея Каргинова из «КАМАЗ-мастер» и Владимира Васильева из команды G-Energy на Mini. Команды спокойно «вкатывались» в трассу.
О ранге Africa Eco Race в календаре телевизионного внимания обращало, что спортивные телестудии репортажи готовили мимо прайм-тайма на ночь, с повторами на обед. А федеральные ТВ-компании либо вкратце упоминали с фотографиями… либо не упоминали вообще. Это касалось не только России, но и Франции, откуда в гонке участвовала добрая треть спортсменов.
Зато репортажам c «Дакара» уделялась масса внимания и репортажи подчас верстали не в спортивном разделе, а на самое дорогое эфирное время основного блока новостей.
Сборная мира
Немаловажный аспект – единый дресс-код комплектов одежды команды «КАМАЗ-мастер». Он стал уже визитной карточкой и атрибутом фирменного стиля «русских», в авторитете которых никто не сомневается.
В сравнении с челнинцами и минчанами некоторые брендовые команды выглядели разномастно, словно дворовые команды.
Дакаровский старт в парагвайском Асунсьоне был дан при 49-градусной жаре. Из 491 заявочных экипажей на старт вышли 318 участников: 144 мотоцикла, 37 квадроциклов, 87 легковых автомобилей и багги из ещё полсотни грузовиков.
Место | Страна | Спортсмен | Команда | Результат | Отставание |
---|---|---|---|---|---|
1 | Россия | Эдуард Николаев | KAMAZ | 27:58:24 | 00:00:00 |
2 | Россия | Дмитрий Сотников | KAMAZ | 28:17:22 | 18:58:00 |
3 | Нидерланды | Жерар де Рой | IVECO | 28:39:43 | 41:19:00 |
4 | Аргентина | Федерико Вильягра | IVECO | 28:58:28 | 01:00:04 |
5 | Россия | Айрат Мардеев | KAMAZ | 30:25:14 | 02:26:50 |
6 | Беларусь | Александр Василевский | MAZ | 30:33:21 | 02:34:57 |
7 | Чехия | Алеш Лопрайс | Tatra | 31:05:20 | 03:06:56 |
8 | Япония | Терухито Сугавара | Hino | 31:17:00 | 03:18:36 |
9 | Нидерланды | Ханс Стейси | MAN | 31:43:20 | 03:44:56 |
10 | Чехия | Мартин Мацик-мл. | LIAZ | 31:53:04 | 03:54:40 |
11 | Нидерланды | Питер Верслёйс | MAN | 32:53:47 | 04:55:23 |
12 | Нидерланды | Йос Сминк | Ginaf | 33:07:24 | 05:09:00 |
13 | Беларусь | Сергей Вязович | MAZ | 33:08:45 | 05:10:21 |
14 | Бельгия | Стивен Ротсарт | MAN | 34:11:32 | 06:13:08 |
15 | Чехия | Мартин Коломы | Tatra | 34:38:43 | 06:40:19 |
16 | Нидерланды | Тон ван Генугтен | IVECO | 34:56:27 | 06:58:03 |
17 | Нидерланды | Вулферт ван Гинкель | IVECO | 36:18:12 | 08:19:48 |
18 | Нидерланды | Франк Тилбургс | DAF | 37:05:15 | 09:06:51 |
19 | Россия | Антон Шибалов | KAMAZ | 37:40:55 | 09:42:31 |
20 | Нидерланды | Паскаль де Бар | Renault | 39:45:37 | 11:47:13 |
21 | Беларусь | Алексей Вишневский | MAZ | 39:08:34 | 11:10:10 |
Поражала популярность MAN – 28 % гоночного состава! 14 грузовиков, два из которых под управлением Ханс Стейси (победитель «Дакара» 2007 года) и Питера Верслуиса: честь Мюнхена защищала сборная земного шара!
Помимо 3 МАЗов и 4 КАМАЗов, аж 6 экипажей поехали на DAF.
Mercedes-Benz, Tatra, Ginaf и Renault Trucks выставили по три машины.
Scania и Hino ограничились парой экипажей. И на фоне этих конюшен чешский экипаж на единственном LIAZ выглядел сиротой.
Ещё привлекло внимание, что на обоих ралли-рейдах почти не было китайцев. Хотя они 2–3 года назад испытывали большой интерес к многодневным гонкам, но, как говорят инсайдеры, КНР не заставит себя ждать и возобновит участие.
Гонка легенд
В начале организаторы не дают сложные спецучастки и дают возможность спортсменам «вкатиться». Однако сходства искать не приходится, так как легенды для «Дакара» в Южной Америке, «Шёлкового пути» и Africa Eco Race пишут разные люди. Есть отличия и по условиям проведения.
Так, на второй день запомнился спецучастком с густой пылью и сплошными прямиками без навигационных задач. На что Сотников (№ 513) прокомментировал: «Трудно было понять, в каком режиме мы идём».
Уже на второй день минчане привезли четвёртый результат, опередив «КАМАЗ» Николаева аж на целую минуту.
На спецучастках с их экстремальными условиями, глубокими песками или полным бездорожьем российские грузовики с их ходами подвески и оборотистыми V-образными турбодизелями традиционно были сильны. Прошлогоднее фиаско команды дало урок, к которому минчане и челнинцы успели подготовиться за минувший год. Высокогорные участки в Боливии, где нехватка кислорода чревата падением мощности и перегревами моторов уже не были камнем преткновения для команд. Свою лепту внесли новые шины Goodyear.
Компания Total, став официальным поставщиком масел для латиноамериканского марафона, выступила также в качестве спонсора КАМАЗов: на основании изучения состояния основных агрегатов, они помогли правильно подобрать смазочные материалы для трансмиссии и двигателя, что позволило не только сократить расход топлива и снизить уровень износа, но и вероятность поломки узлов. В команде не скрывают, что без французов шансы на победу в обоих марафонах могли быть поставлены под угрозу. Тут стоит вспомнить, что Кристоф де Маржери, президент Total, разбившийся во Внуково в октябре 2014 года во время взлёта джета, благоволил России, выступая за политику кооперации и отмену антироссийских санкций со стороны ЕС.
Переключая телепередачи
Многие спортсмены не скрывали, что организаторы, послушав участников поменяли формат, от чего «Дакар» стал настоящим и вернул слаженную работу в команду экипажей. К этому добавились климатические и вовсе неожиданные сюрпризы с погодой. Ещё не достигнув Ла-Паса, самой северной точки маршрута, Боливию, страдавшую от засухи, залило. Бивуак у старинного шахтёрского городка Оруро залило водой так, что второй отрезок спецучастка 5-го этапа и 6-й этап были отменены. Вынужденный отдых для «КАМАЗа» грозил потерей первого места, поскольку Жерар Де Рою удалось на 5 этапе показать лучшее время и возглавить таблицу генеральной классификации.
Из-за отсутствия новостей с «Дакара» телеканалы начали массово переключаться на Africa Eco Race, где «КАМАЗ» уже был в явных фаворитах, а жирная грязь сменилась вязкими песками и острыми камнями Африки. Но лидерство камских аргонавтов в длинных репортажах из Мавритании казались нудными до уныния. «Странно, что нас обогнал только один внедорожник», – заметил Сергей Куприянов.
Дождевые новости из Боливии периодически смывали с экранов телевизора африканские достижения. Седьмой этап отдалённо напомнил сбор «КАМАЗ-мастер» в Карелии, с её грязевыми ваннами, но без песка и острых камней. Результаты 8-го этапа 10 января привнесли уверенности в силах «КАМАЗ-мастер», где экипажи Сотникова и Николаева встали на первые строчки этапа. Седьмое место экипажа Василевского (МАЗ) давало шанс подняться в скором времени на 4-6 место в генеральной классификации. Но тут случился облом – на «Дакаре» опять отменили 9-й этап. На патриотических форумах рунета возмущалась диванная партия болельщиков, верившая старому лозунгу «КАМАЗа» «Танки грязи не боятся!».
Но из-за оползня примерно на 160-м километре дорога, ведущая в Сальту была размыта так, что и танки бы пропали.
Финишные кривые
Из-за форс-мажора и огромной пробки на «Дакаре» многим командам ассистанс пришлось на следующий 10-й этап добираться только к утру 11-го января. С учётом длины лиазона до Чилесито – 675 километров – команды «техничек»-ассистанс действовали в условиях жуткого цейтнота без отдыха. Сборка победителей прошла уже на 11-м этапе.
На первые роли вышли штурманы, которые уже заценили коварство контрольных точек WPC, а командную тактику спортивные стратеги с 10-го этапа уже планово изменили на индивидуальную. Риска практически не было. И 12-й этап лишь корректировал на расклад. Последние 64 километра привели команды в Буэнос-Айрес, где вечером прошла церемония торжественного подиума.
Девятый марафон «Африка Эко Рейс» завершился на Розовом Озере. Общая протяжённость ралли-рейда составила более 6000 км. Из них 3811 км – спецучастки.
На Africa Eco Race-2017 россияне впервые в истории первенствовали сразу в двух зачётах. У грузовиков равных не было экс-чемпиону «Дакара» Андрею Каргинову на КАМАЗе, у внедорожников – Владимиру Васильеву на «Мини».
Таким образом, оба марафона закончились победой российских экипажей «КАМАЗа» в категории грузовых автомобилей. Команда «КАМАЗ-мастер» стала самой титулованной за всю историю «Дакар», одержав 14 побед. Замкнул тройку лидеров голландец Жерар де Рой на IVECO.
«КАМАЗ» – самая мощная грузовая скудерия в мире. Эдуард Николаев из «КАМАЗ-мастер» подвёл свои итоги: «Если сравнивать с прошлым «Дакаром», то организаторы послушали участников – поменялся формат. Были и бездорожье, и пески, и сложная навигация, можно сказать, «Дакар» стал настоящим. Была мокрая гонка, несколько спецучастков отменили. Также было много растительности, острых колючек, которые рвут колёса».
Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто», участвуя в шестой раз, на нынешнем «Дакаре» показала лучшие результаты за все годы выступления, поднявшись на шестое место итогового положения среди грузовиков. Экипаж под управлением Александра Василевского (№ 522) побил предыдущий рекорд команды, когда в 2015 году его экипаж занял 10-е место на «Дакаре» и ежедневный финиш одного из МАЗов в «десятке».
Всего до финиша в Буэнос-Айрес дошли 42 гоночных грузовика, что является одним из лучших результатов гонки, но это лишь показывает, что здесь собираются равные среди равных.