Mercedes-Benz O 309 1973 года в качестве «технички» спортивной команды по ралли-кроссу
Прошлой весной я получил приглашение от автогонщиков. Команде по ралли-кроссу требовался механик на этап чемпионата России. В мои обязанности входили подготовка гоночной машины к заездам, ее обслуживание во время гонок и вождение «технички». Признаться, я стал более инертным, не первый год сидя в кресле главного инженера крупного автопредприятия. Особенно настораживал тот факт, что помимо «болида» мне предстояло готовить к рейсу «техничку» и при необходимости ремонтировать ее на дороге. Сомнений прибавил еще и факт нашего первого визуального знакомства с ней. Это оказался Mercedes-Benz O 309 1973 года выпуска, причем в исполнении для стран Ближнего Востока…
Вечером я встретился с друзьями на Таганке. Единогласно было решено, что мне просто необходимо ехать! Дело в том, что за время, проведенное на руководящей работе, я привык к иному подходу к обслуживанию и ремонту автомобилей. Такие процедуры с точки зрения регулярной эксплуатации должны проводиться в определенные сроки, а в промежуточный период только беззаботная езда. Но воспоминания моей молодости, когда я из последних сил (финансовых) старался быть 100%-ным автомобилистом, говорили мне, что это не так. Согласились с этим и автогонщики – члены нашей спортивной команды. И накормили меня очень вкусным ужином. А потом состоялось мое первое знакомство с «бен Ладеном». Нет, отнюдь не террористом. Такое прозвище дали автогонщики нашему грузопассажирскому фургону, носильщику спортивного автомобиля, дому для членов команды, полевой авторемонтной мастерской для гоночного автомобиля.
На открытой стоянке нашего полигона (МАДИ) скромно стоял автобус, который помимо своего почтенного возраста еще и не эксплуатировался полгода как минимум, судя по его внешнему виду. И даже несмотря на соседство хорошо оснащенной ремонтной базы, меня терзали сомнения относительно нашего с ним совместного покорения российских просторов. Перечень предстоящих работ выглядел следующим образом. Для начала необходимо было сделать банальное ТО-1 с заменой масла в двигателе и всех фильтров. Потом предстояло снятие и установка тормозных барабанов с подведением колодок и регулировкой ступиц колес, ремонт выпускной системы, подготовка тягово-сцепного устройства к буксировке прицепа. С ТО-1 мы справились в первый же вечер, а вот работа по тормозной системе и колесным узлам, которые выглядели весьма непритязательно, заставила меня настроиться на серьезный лад.
На следующий день я приехал на полигон, набравшись гражданского мужества и гаражного инструмента. Переодевшись, приступил к работе. Все работы, указанные в приведенном списке, были завершены. Начиная свою карьеру молодым водителем, я по старой доброй автохозяйственной традиции свой первый «рабочий» автомобиль поднимал «от забора». Но тот автомобиль не был «Мерседесом»…
Утром привезли прицеп. Это оказался МЗСА-821700 – двухосный, предназначенный для транспортировки легковых автомобилей. Прицеп новенький «с иголочки», оснащенный V-образным дышлом, тормозами наката и съёмными трапами для заезда спортивного автомобиля. Родство элементов прицепа со всемирно известным брендом AL-KO, а может быть, высокое качество изготовления сыграли свою роль, но тренировочные маневры и постановка задним ходом в ограниченном пространстве очень быстро освежили в моей памяти навыки управления автопоездом категории Е. Смущало только, что автопоезд суммарной массой около 4 т предстояло «таскать» атмосферному дизелю рабочим объёмом 4,2 л и мощностью 90(!) л.с.
Проверка на дороге показала – автомобиль знаменитого бренда блестяще справился и с этой задачей. Да, конечно, такой автопоезд не способен идти на сложный обгон на крутом подъеме (причем дело не только в двигателе; не забывайте и о гидравлических тормозах тягача). Но зато идеально четкая работа коробки передач и верный подбор передаточных отношений позволяли держать крейсерские 85–90 км/ч, а иногда разгоняться и до 110, при этом ни разу не было даже намека на повышение температуры охлаждающей жидкости или каких-либо «капризов» вроде недостатка тяги на слишком низких или высоких оборотах.
Как про любую хорошо сделанную вещь, например автомобиль марки Mercedes-Benz, трудно написать много. Он просто безупречно выполняет свои функции в любых условиях, и познать это необычайное качество можно только в сравнении. Поэтому немного остановимся на оборудовании нашего грузопассажирского автомобиля, предназначенного для работы в спортивной команде по ралли-кроссу. Помимо того, чтобы доставить спортивный автомобиль и гонщиков к месту проведения соревнований, наш автобус должен еще служить и жилым домом на время гонок, и мобильной ремонтной базой. Для этого пассажирский салон был разделен силовой перегородкой на две части. В головной располагались рабочее место водителя и жилой отсек, в хвостовой – багажное отделение и мастерская для ремонта автомобиля в полевых условиях. К силовой перегородке со стороны пассажирского отсека были закреплены две полки, добытые из списанного пассажирского железнодорожного вагона. Под нижней полкой размещался багажный отсек для личных вещей, рядом установлена тумбочка, в которой находились необходимый для жилья инвентарь и газовый баллон. Забавно, но рычаг КП является еще и прекрасным бытовым ножом!
На крыше установлены фиксаторы, посредством которых с помощью алюминиевых профилей прямо в паддоке можно смонтировать просторный тент, который служил дополнительным помещением для жизни, а укрывал спортивный автомобиль от «дурных глаз» и давал возможность провести механикам необходимые работы в условиях непогоды.
Грузовой отсек сделан таким образом, что благодаря необычной конструкции задних дверей он трансформируется в ремонтную мастерскую, которая одновременно служит бытовым помещением, а открывающаяся вверх половинка задней двери служит дополнительным навесом. В оснащение ремонтной мастерской входят помимо инструмента бензогенератор, компрессор, аппарат для мойки высокого давления. До мелочей продуманная конструкция в перерывах между гонками может служить и отличным кемпером.
Российский ралли-кросс – очень необычная спортивная дисциплина, в которой «тусуются» как оснащенные по последнему слову техники и неограниченные в финансировании команды, так и бюджетные спортсмены, которые строят свои автомобили в гаражах, например, на окраинах Пензы (речь идет о реальных персонажах), что, впрочем, не мешает им выступать на равных и занимать призовые места…