Опубликовано: ГП 01-2017
Диорама «УАЗ-469 в болоте», 1985 г. Производство – «Мастер Колесов» (РФ). Лимитированная серия
«Грязнули» в 43-м: заветам 35-го верны!

Модели и диорамы в масштабе 1:43 с «эффектом эксплуатации»

Александр Трохачёв, фото автора

Долгое время считалось, что уменьшенная в 43 раза копия автомобиля должна быть словно только сошедшая с конвейера – чистая, блестящая, совсем как настоящая. Иными словами, олицетворять собой состояние автомобиля с иголочки. Так называемый «эффект эксплуатации» (запыление, загрязнение, дополнение различными аксессуарами) на моделях был как-то вне правил. И если зарубежные производители вроде британских Gorgi Toys, Matchbox, Vanguards радовали коллекционеров тематическими виньетками или моделями с фигурками, то на просторах СССР дела с этим обстояли «глухо, как в танке».

Впрочем, отдельные положительные исключения имелись. Например, известный производитель моделей, объединение «Русский вариант» под руководством Юрия Гаврилова, ещё в конце 80-х – начале 90-х годов выпускало бронеавтомобиль «Остин-Путиловец» и фигурки к нему: В.И. Ленина, революционного солдата и матроса, делались фигурки Сталина и др. Не отставали и прочие мастерские, но всё это было, что называется, капля в море…

Изменения грянули в последние несколько лет, произошли одновременно с развитием технологий и выходом на рынок новых модельных фирм. Борясь за своих клиентов, желая разнообразить перечень выпускаемой продукции, а иногда и просто для сохранения конкурентноспособности на рынке модельные мастерские, промышленные производители и мастера-одиночки с энтузиазмом взялись за дело.

Первый дивизион

Среди множества фирм, специализирующихся на имитации следов эксплуатации и создании диорам в масштабе 1:43, наиболее авторитетные и самые популярные имеют российские корни. Справедливости ради нужно отметить, что престижные мастерские работают в Республике Беларусь и на Украине, но российских больше и их ассортимент гораздо богаче. В данном обзоре расскажу о некоторых из них.

ICV. Группа мастеров-энтузиастов из Санкт-Петербурга, предлагающая высококлассные эксклюзивные копии легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Первоначально за основу брали модели IST, вносили в них небольшие доработки и изменения, как правило, в виде перекрашивания и нанесения деколей. Впоследствии перешли на полный самостоятельный цикл изготовления моделей с нуля. В производственную программу включили модели с дополнениями в виде фигурок: сначала собственной разработки и изготовления, затем – фирмы North Star Models.

UMI. «Управление механизации Иваново» – группа моделистов из г. Иваново. Объединившись в мастерскую, они предлагают коллекционерам различные модели отечественной строительной и дорожной техники. Как правило, это не выпускаемые никем больше, полностью свои, так и конверсионные версии «стройбата» на базе промышленных моделей. Кроме того, в производственной программе есть всевозможные аксессуары для самостоятельной доработки моделей.

С 2014 года мастерская UMI начала сотрудничество с известным питерским производителем моделей DIP Models. В результате на рынке появились эксклюзивные копии советских грузовиков и их вариаций. Отличительная особенность такого эксклюзива: ограниченный тираж, дополнительная деталировка, нанесение «эффекта эксплуатации», полное соответствие реальному прототипу.

Model Stroy. «Мастер Колесов» представляет собой группу моделистов, работающих для известного интернет-магазина «Мини-Колесо». Первоначально Мodel Stroy заявил о себе как изготовитель различных декоративных элементов для «оживления» коллекции. На рынке появились киоски, газетные щиты, генераторные установки. Позже мастерская взялась за разработку масштабных копий. Особенно известны модели гусеничной техники такие, как трактора «Сталинец», «Фордзон-Путиловец», артиллерийский тягач «Коминтерн».

В настоящее время под брендом «Мастер Колесов» выпускаются диорамы с использованием элементов дружественной фирмы Model Stroy. В продуктовой линейке штучные конверсии и небольшие серии моделей, основанных в том числе на моделях промышленного производства DIP, SSM, «Аист».

Впрочем, есть и более скромные фирмы, и индивидуальные мастера, делающие «состаренные» автомобили и спецтехнику в небольшом количестве. Это нисколько не умаляет их достоинства, даже наоборот, немалая толика таких творений вмиг попадает в разряд шедевров и коллекционных раритетов. И именно такие предметы в конечном итоге выше всего и ценятся.

[b]Диорама «На стройплощадке», 2010 г.[/b] Серия «Времена года. Осень». Авторская работа. Мастер – участник RC-Forum «Ивановец» (РФ). Автопоезд У-170, Т-295 – фирма UMI. Диорама изготовлена по индивидуальному заказу Д.А. Кондакова (Москва)
[b]Бронеавтомобиль «ФАИ», 1934 г.[/b] Производство – Model Stroy (РФ).  Фигурка офицера – Model Stroy (РФ). Лимитированная серия. Советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Выполнен на шасси легкового автомобиля Ford A. Всего было изготовлено 697 бронеавтомобилей ФАИ и ФАИ-М. По массовости в предвоенное время он был вторым в Красной Армии после БА-20
[b]Диорама «У колонки», 2012 г.[/b] Серия «Времена года. Лето». Авторская работа. Мастер – участник RC-Forum «Ивановец» (РФ). Трактор Т-16 – издательство Hachette (Франция). Диорама изготовлена по индивидуальному заказу Д.А. Кондакова (Москва)
[b]Диорама «Ночёвка в тундре», 2014 г.[/b] Производство – «Мастер Колесов» (РФ). Модель ГТ-СМ – фирма SSM (РФ). Дополнения – Model Stroy (РФ). Лимитированная серия: 5 экз.
[b]ГАЗ-69 «Милиция», 1960 г.[/b] Автомобиль – мастерская «Уральский сокол» (РФ). Фигурка милиционера – Model Stroy (РФ). Фигурка овчарки – «Артель Универсал» (Украина). ГАЗ-69, «газик», «козлик», «труженик» – как только не называли этот легендарный автомобиль в народе! Советский джип повышенной проходимости в СССР на десятилетия занял лидирующие позиции и активно использовался во всех отраслях народного хозяйства. Его возможности по достоинству оценили колхозники, геологи, строители, военные и представители других профессий
[b]Артиллерийский тягач «Коминтерн» с гаубицей МЛ-20. Парадный вариант, 1934 г.[/b] Тягач, гаубица, фигурки красноармейцев – мастерская Model Stroy (РФ). Лимитированная серия. Выпускаются и другие варианты модели: зимний, пыльный, грязный и т.д. Модели могут отличаться комплектацией и внешними элементами оформления. Артиллерийский тягач «Коминтерн» создан в 1931 г. по заданию Главного артиллерийского управления Красной Армии. Построен на Харьковском паровозостроительном заводе на узлах и агрегатах танка Т-24. В серии с 1934 г., всего в войска поставлено 1798 ед. Производство прекращено в 1940 г. в связи с появлением более совершенного арттягача «Ворошиловец»
[b]ЗИЛ-164 с прицепом-цементовозом С-571, проект 2015 г.[/b] Автомобиль – фирма SSM (РФ). Полуприцеп – мастерская UMI (РФ). Конверсия – мастерская UMI (РФ). Лимитированная серия. Выпускался в чистом варианте и со следами эксплуатации
[b]Диорама «Лето на заднем дворе», 1985 г.[/b] Производство – «Мастер Колесов» (РФ). УАЗ-452В – фирма DeAgostini (Италия). Атрибутика – мастерская Model Stroy (РФ). Лимитированная серия
[b]Растворовоз А-585 СКБ «Ленгорстрой», 1958 г.[/b] Автомобиль – производства DIP Models (РФ). Конверсия – мастерская UMI (РФ). Лимитированная серия: 36 экз.
[b]Диорама «Призрак», 1988 г. Чернобыльская зона, г. Припять, на АЭС после взрыва.[/b] Производство – «Мастер Колесов» (РФ). ПАЗ-652 – фирма ClassicBus (РФ). Лимитированная серия: штучный выпуск
[b]ГАЗ М21 К «Волга», автомобиль Ю.А. Гагарина, 1960 г.[/b] Автомобиль – производство ICV (РФ). Фигурка Ю. Гагарина – фирма North Star Models (РФ). Лимитированная серия: 200 экз. (на фото экземпляр № 2). «21-я Волга» была подарком советского правительства Юрию Гагарину за успешно выполненный полёт в космос. Автомобиль был изготовлен во II квартале 1960 г., с чёрным кузовом и небесно-голубым интерьером
[b]ГАЗ М21 К «Волга» из кинофильма «Кавказская пленница», 1967 г.[/b] Автомобиль – производство ICV (РФ). Фигурка тов. Саахова – фирма North Star Models (РФ). Лимитированная серия: 200 экз. (на фото экземпляр № 2). «А я пока подышу. Подышу свежим воздухом. А то всё кабинет, кабинет…»
[b]ГАЗ М21 и «Волга» из кинофильма «Бриллиантовая рука», 1968 г.[/b] Автомобиль – производства ICV (РФ). Фигурки – мастерская North Star Models (РФ). Лимитированная серия: 200 экз. (на фото экземпляр № 2). <br/>«– Хто заказывал такси на Дуброуку? <br/>– Я. <br/>– Садитесь!»
[b]УралЗИС-355 М «Цемент» из кинофильма «Джентльмены удачи», 1971 г.[/b] Автомобиль – фирма «Автоистория» (РФ). Прицеп-бочка – мастерская Model Stroy (РФ). Фигурки – «Мастер Колесов» (РФ). Лимитированная серия. Выпускается вариант без фигурки Доцента, с закрытой горловиной
[b]Диорама «Железный конь в деревне», 2016 г.[/b] Производство – Model Stroy, «Мастер Колесов» (РФ). Трактор «Фордзон-Путиловец» – Model Stroy (РФ). Диорама изготовлена по индивидуальному заказу Д.А. Кондакова (Москва)
[b]Трактор «Сталинец» С-65 без кабины, 1938 г.[/b] Производство – Model Stroy (РФ). Лимитированная серия. «Сталинец» С-65 выпускали на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 г. Цифры в названии указывают на количество «лошадиных сил» нового дизельного двигателя М-17
[b]Трактор «Сталинец» С-65 с кабиной ГАЗ-АА, 1946 г.[/b] Производство – фирма Model Stroy (РФ). Лимитированная серия. Трактор использовался в послевоенное время. Для удобства тракториста на нём могла устанавливаться кабина от легендарной «полуторки» – грузовика ГАЗ-АА (4х2)
[b]Трактор Т-74, 1970 г.[/b] Производство – Model Stroy (РФ). Лимитированная серия. Советский гусеничный трактор Т-74 тягового класса 3 т, серийно производившийся на Харьковском тракторном заводе. Создан путём модернизации тракторов ДТ-54 и Т-75. Находился в серии с апреля 1962 по 24 ноября 1983 г.
[b]ЗИЛ-130 В1 с низкорамным тралом для перевозки спецтехники, 1980 г.[/b] Автомобиль – фирма «Автоистория» (РФ). Конверсия – мастерская UMI (РФ). Лимитированная серия. Выпускались чистый и грязный варианты
[b]Бульдозер Т-74, 1971 г.[/b] Производство – Model Stroy (РФ). Лимитированная серия
[b]Каток ДУ-47 1980 г.[/b] Производство – Model Stroy (РФ). Лимитированная серия
[b]Трактор «Фордзон-Путиловец», 1924 г.[/b] Производство – Model Stroy (РФ). Лимитированная серия. Колёсный трактор, серийно выпускавшийся на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1924 г. по лицензии Ford Motor. Это была точная копия американского трактора Fordson F (откуда и приставка в названии)
[b]Каток Д-211, 1950 г.[/b] Производство – Model Stroy (РФ). Лимитированная серия
[b]Каток тротуарный ДУ-54, 1985 г.[/b] Производство – Model Stroy (РФ). Лимитированная серия. Самоходный вибрационный каток ДУ-54 выпускал калининградский завод «Стройдормаш»
Комментировать ... >>
Loading...