Микроавтобусы и микрогрузовики завода «Терминал»
Восточная часть Оренбуржья протянулась узкой полосой вдоль реки Урал между бескрайними степями Казахстана и густыми лесами Башкирии. Именно здесь расположен небольшой городок Гай. Занесённый в реестр городов России под номером 1000, он особо ничем не примечателен. Жизнь тут, как и во множестве других моногородов нашей страны, вертится вокруг основного градообразующего предприятия – горно-обогатительного комбината, где уже больше 50 лет ведётся добыча медных сокровищ Урала. Но тем не менее именно это место заинтересовало нас, поскольку в 1990-х годах здесь существовал завод по производству микроавтобусов и микрогрузовиков «Терминал»…
Удивительно, но часто найти сведения по деятельности автопредприятий периода 20–30-летней давности оказывается намного сложнее, чем уточнить информацию, например, по более отдалённой истории наших автозаводов середины прошлого столетия. Всё-таки в советские годы государство очень внимательно контролировало работу своих предприятий, от которых требовалось вести строгую и полную отчётность, подробно документировать все произведённые работы и бережно хранить свои архивные материалы.
Чего не скажешь о времени перестройки и становления новой России. Стремительно меняясь, страна переходила на новые рельсы рыночной экономики, и тут уже каждый был сам себе хозяин, а самостоятельно подробно заниматься бумажной волокитой мало у кого тогда возникало желание.
– Ну а что вы хотите, время-то какое было? Бардак! Никто ничего не контролировал, что посчитали нужным, то и отставили! – словно в подтверждение вышесказанного отвечала нам работница местного городского архивного отдела на наше недоумение по поводу такого скромного числа документов, оставшихся от «Терминала». Поиски материалов, связанных с деятельностью гайской фирмы, в других местах тоже особого результата не дали. Всё? Точка? К счастью, нет. Всё же времена конца 1980-х – начала 1990-х не столь отдалённые и ещё вполне можно найти очевидцев и участников интересующих нас событий.
Малое предприятие «Терминал» начало свою деятельность в начале 1991 года, согласно приказу № 491-П от 29.12.1990 «О создании малого предприятия» за подписью Щербакова Сергея Анатольевича, начальника Гайского ПАТП, в одном из помещений которого оно и расположилось. Первым руководителем и одним из основоположников стал Николай Николаевич Корнеев.
Несмотря на то что «Терминал» был организован практически с нуля, уже в первые месяцы работы из ворот цеха начала выходить товарная продукция в виде микроавтобусов на базе шасси УАЗ-3303-01. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству гайчан с расположенным в 40 км Новоорским опытно-экспериментальным механическим заводом (НОЭМЗ), который к тому времени уже в течение нескольких лет производил автопередвижные вахтовые машины АПВ-У-01 по технической документации НПО «Гидроимпульс» из Пскова.
Первоначально из Новоорска в Гай поступали ульяновские шасси и все комплектующие, необходимые для производства автомобилей. АПВ-У-01 представляли собой 7-местные пассажирские микроавтобусы с цельнометаллическим кузовом вагонного типа. При изготовлении таких автомобилей от уазовской кабины отрезали определённый участок задней стенки, после чего к оставшейся части пристыковывали каркас будущего пассажирского отсека, выполненный из прямоугольных металлических труб. Затем осуществлялся монтаж наружных панелей облицовки и крыши, следом шли окраска, внутренняя отделка салона и монтаж сидений.
Ещё одним видом продукции на шасси УАЗ, освоенном гайчанами, были грузопассажирские автомобили АПВ-У-05 «Фермер», имевшие 5-местную кабину с двумя рядами сидений и небольшую грузовую платформу сзади. Документация на них была также получена с НОЭМЗа. Данная модель имела два исполнения: с отдельной деревянной платформой или с металлической, выполненной заподлицо с кабиной автомобиля.
Любопытно, что соседние заводы сделали разные предпочтения в выборе основной модификации для производства. Если в Новоорске на протяжении всего времени выпускали АПВ-У-05 именно в виде пикапов с интегрированным грузовым отсеком, то в Гае, начав производство с аналогичного вида грузовиков, быстро от них отказались в пользу версии с отдельным деревянным кузовом. Такой вариант был легче в производстве, имел увеличенную на 100 кг (за счёт меньшей собственной массы) грузоподъёмность и обладал большей ремонтопригодностью. По заказу фирма производила «Фермеры» и с металлической платформой, но она всё так же располагалась отдельно и легко могла быть демонтирована для замены или восстановления.
В 1994 году было закончено строительство нового производственного корпуса общей площадью 4 тыс. м2, регистрируется АОЗТ «Завод по производству микроавтобусов и микрогрузовиков «Терминал».
Пережив несколько реорганизаций и перейдя в полном объёме на самостоятельное производство машин, вставший на ноги «Терминал» становится полностью независимой организацией, генеральным директором которой по решению собрания акционеров назначили С. А. Щербакова, некогда давшего жизнь этому заводу. Соответственно прекратили и плотное сотрудничество с НОЭМЗом. Интересно, что между ставшими фактически конкурентами предприятиями, расположенными в одном регионе и выпускавшими аналогичную продукцию по похожей техдокументации, сохранились очень добрые отношения.
С возведением нового цеха завод нарастил объёмы производства и в месяц собирали уже более 20 машин. Одновременно расширялся ареал сбыта продукции. Гайские «уазики» пользуются спросом как у местных покупателей, так и отправляются в отдалённые уголки России. Сбыт есть даже в соседнем Казахстане. Но основная масса машин уходит компаниям в соседний Башкортостан – «Терминал» тогда выиграл ряд тендеров как основного поставщика служебных автомобилей для нефтяников, энергетиков и связистов: АНК «Башнефть», АО «Башэнерго», АО «Башинформсвязь».
Особенно заказчикам приглянулись грузопассажирские «Фермеры», сочетавшие высокую проходимость, возможность перевозки грузов и оборудования, а также просторный пассажирский салон, который по заказу можно было оборудовать задним диваном, трансформирующимся в две спальные полки. К тому же качество собранных машин было отменным: например, вся техника перед отправкой покупателям из Башкирии проходила обязательную обкатку на полигоне местного отделения ДОСААФ.
Активно «Терминал» брался и за производство различных вариаций на базе своих автомобилей. По заказу у микроавтобусов вместо глухой задней стенки делали открывающийся люк или дверь, могли изготовить кузов в грузопассажирском варианте или в виде фургона. Производили машины в разнообразных люксовых исполнениях, создавали модификации для рыболовов, туристов и охотников. Сотрудничали с пожарной охраной, разработали на базе АПВ-У-01 санитарную версию для медиков с задними распашными дверями. Особое место занимали автомобили для нужд милицейских структур. Так, например, специально для УВД Оренбургской области по их техническим требованиям «Терминал» изготовил и поставил большую партию машин для перевозки спецконтингента, патрульно-постовых отделов, дежурных АДЧ и прочих служебных автомобилей.
Появление на рынке новых автомобилей семейства «ГАЗель» не осталось незамеченным в Гае. Перспективная модель заинтересовала заводчан. Для знакомства с новинкой руководство предприятия ездило в соседний Новоорск, где к тому времени уже начали осваивать производство грузопассажирского автомобиля на базе шасси ГАЗ-3302. Первой терминаловской «ГАЗелью» в конце 1995 года стал микроавтобус СТГ-01 (средство транспортное на шасси ГАЗ), рассчитанный на перевозку 12 пассажиров. При его разработке специалисты фирмы уже тогда использовали компьютерное моделирование. По сравнению с ульяновскими полноприводниками «ГАЗель» имела современную конструкцию и бóльший комфорт. Учитывая это, «Терминал» выпускал значительную долю микроавтобусов на нижегородских шасси в вариантах «люкс», которые отличались нарядным окрасом, имели салон с улучшенной мягкой отделкой и комфортные кресла с подлокотниками и регулировками. По заказу такие машины дополнительно оснащались барным отсеком и даже местами под хранение модных тогда дипломатов. Подобную технику в то время мало кто предлагал, и автобусы имели успех, использовались в роли служебных, представительских автомобилей во множестве фирм: партия машин даже работала в качестве маршрутных такси в Москве. Именно микроавтобус «ГАЗель» стал в марте 1997 года 1500-м автомобилем, выпущенным с символикой «Терминала». По аналогии с «Фермерами» на базе ульяновских малотоннажников в Гае освоили выпуск грузопассажирских автомобилей и на шасси ГАЗ-3302. Грузовики СТГ-05 имели семь кресел в салоне, и по местной традиции выпускались в варианте с кузовом, выполненным отдельным элементом от пассажирской кабины.
Производством микроавтобусов и грузовиков профиль организации не ограничивался. Предприятие имело хорошо оснащённый современный сервисный участок, где производился широкий спектр работ по техническому обслуживанию, ремонту и оборудованию машин. Большим спросом пользовалась модная в то время мягкая отделка салонов и кабин автомобилей – у гайчан было собственное швейное отделение.
Отсутствие нормального денежного оборота, бартерные взаиморасчёты заставили компанию активно вести и расширять коммерческую деятельность. «Терминал» занимался продажей новых и подержанных машин, имел целый ряд магазинов, авторынок и автостоянку, строительное подразделение. Большую статью доходов составляла продажа нефтепродуктов, которой фирма активно занялась в сотрудничестве с орским нефтезаводом. В общем, такая широкая диверсификация бизнеса помогала сохранить и развивать производство.
Но всё завершилось в одночасье. В мае 1998 года в автокатастрофе погиб генеральный директор фирмы С. А. Щербаков, главный организатор и человек, на котором держалось всё дело. Практически тут же начинаются делёж имущества между оставшимися собственниками, финансовые споры и судебные тяжбы с партнёрами по бизнесу. Завод закономерно сворачивает сборку автомобилей, а большая часть собственности организации перешла в другие руки или была распродана.
Безусловно, многие из событий, происходивших в нашей стране в то время, оставили свой отпечаток на истории «Терминала». Быстрый подъём, благодаря хорошей ориентации в новых координатах экономики, вынужденные бартерные взаимозачёты, клиенты с огромными кейсами денег и партнёры с алчными намерениями – всё это присутствовало. 1990-е годы – своеобразные, для каждого они были свои, для кого-то богатые, для кого-то голодные и неспокойные, а для кого-то тяжёлые, но счастливые.
Модель | АПВ-У-01 | АПВ-У-05-01 | СТГ-01 | СТГ-05 |
---|---|---|---|---|
ТУ | ТУ 33 РФ 116-82 | ТУ 33-100-127-93 | Н. д. | ТУ 33 РФ 100-127-25-95 |
Шасси | УАЗ-3303 | УАЗ-3303 | ГАЗ-3302 | ГАЗ-3302 |
Число мест, шт. | 7+1 | 5+1 | 12+1 | 6+1 |
Снаряжённая масса, кг | 1980 | Н. д. | Н. д. | Н. д. |
Полная масса, кг | 2620 | 2630 | 3500 | 3500 |
Грузоподъёмность, кг | – | 500 | – | 1000 |
Габаритные размеры, мм | 4360х1940х2070 | 4600х2100х2300 | Н. д. | Н. д. |
Автор выражает благодарность бывшему директору завода «Терминал» Солопу Анатолию Федоровичу за помощь в подготовке материала