IAA HANNOVER 2016 – обзор автокомпонентов
Такие мотористалища, как ганноверский IAA-2016, трудно сравнить с подиумом невест на автошоу в Париже и Женеве. IAA-2016 – это жёсткий гамбургский счёт среди тяжеловесов, где сходятся производители сырья, оснастки и комплектующих. Они – калькуляторы чужих идей и они же предвестники грядущей научно-технической революции.
Подозрения обывателя, что законы и нормы в автотранспортной отрасли пишутся под диктовку производителей автокомпонентов не лишены основания. Весь мир ориентируется на несколько крупных стандартов: JIS, SAE, EEC и наш родной ГОСТ. Их десятилетиями пестовали в картельных сговорах США и Япония, оберегали под сенью государственного патернализма СССР и Россия, навязывала волюнтаризмом Европа и возводились они на международную трибуну ООН уже в качестве эталона. В основе стандартов лежат возможности экономики империй и без конкурентной борьбы прогресс невозможен. Только так лучший товар становится эталоном, на который стоит равняться.
Производство комплектующих – самая наукоёмкая часть автостроения. Она является узким горлом развития технологий и процветания экономики ведущих стран. Государственный патронаж здесь играет основную роль. Так, российское правительство предприятиям, развивающим беспилотные технологии, готово компенсировать более 90 % затрат и ежемесячно выделять до 1 млрд рублей.
Alcoa / Arconic
Концерн Alcoa Inc. – ведущий поставщик колёсных дисков для коммерческого транспорта – ещё в марте 2016-го заявил о разделении на две отдельные компании – Arconic Inc. и Alcoa Corporation. Операторы на рынке ценных бумаг сидели в ожидании cплита акций, когда привлечение дополнительных инвесторов будет происходить путём намеренного понижения рыночной цены акции и пропорционального увеличения количества акций в обороте. На фоне такой интриги на выставке IAA-2016 все ожидали новых известий, и они не заставили себя ждать. Arconic Inc. займётся выпуском продукции для аэрокосмической и автомобильной отраслей, а Alcoa Corp. продолжит развивать горнодобывающий и металлургический бизнес.
Allison
О многочисленных преимуществах коробок передач Allison Transmission можно было узнать на 2-этажном стенде компании, которая является крупнейшим в мире производителем автоматических трансмиссий для средних и тяжёлых грузовиков и лидером в области гибридных приводов для городских автобусов.
С помощью запатентованной технологии Continuous Power Technology гидротрансформатор Allison позволяет менять передачу без разрыва потока мощности, что позволяет водителю легко контролировать машину в сложных дорожных условиях.
Одна из последних новинок – технологии FuelSense®and XFE. Это следующее поколение в среде энергосберегающих технологий, которые благодаря уникальному набору программного обеспечения и электронных систем позволят поднять показатели экономии топлива до 20 %. В городских и междугородных автобусах технология XFE экономит до 7 %.
Bosch
Центральное место экспозиции компании занимал концепт Bosch VisionX с дизель-электрическим силовым агрегатом для вождения автопоездов полной массой 40 т. Он демонстрировал, какими будут грузовые автомобили через десять лет. Одна из множества технологий, воплощённых в концептуальном грузовике Bosch Vision X, – это автоматическое движение в колонне. В будущем многочисленные системы помощи вождению будут совмещены с автопилотом. Транспорт в режиме реального времени начнёт получать всю нужную информацию через облачный сервис Bosch IoT Cloud. Как только автомобиль выедет на автобан, он может присоединиться к колонне других грузовиков, следующих в том же направлении, и будет двигаться в автоматическом режиме. Водитель осуществляет управление грузовиком лишь до тех пор, пока не найдёт подходящую для движения колонну. Когда автомобиль достигнет нужного съезда с магистрали, водитель возвращается к управлению, выезжает из вереницы и продолжает движение в ручном или частично автоматическом режиме.
Carrier Transicold
Своей экспозицией на выставке компания Carrier Transicold демонстрировала, как может выглядеть мир подключаемого холода. Для этого специалисты компании прямо на стенде построили эксклюзивную лабораторию e-Solutions. Внутри лаборатории посетители могли опробовать разнообразные технологии, которые используются в холодильно-обогревательных установках Carrier Transicold настоящих и будущих поколений – от современных коммуникационных систем, работающих в режиме реального времени, до устройств, направляющих клиенту уведомления.
Здесь же был представлен первый прототип агрегата компании Carrier Transicold на природном хладагенте для трейлеров. Агрегат получает питание за счёт всё той же запатентованной полностью электрической технологии E-Drive, что и в существующей серии Vector. Агрегат уже проходит испытания у европейского ритейлера Netto Marken-Discount. На стенде было представлено новое поколение агрегатов без двигателя, которые дополнили ассортимент продуктов компании Carrier после приобретения компании TRS Transportkoeling b.v. (TRS).
Continental
Осью экспозиции Continental стала информационно-управляющая система ContiConnect для грузовых шин. Новое решение предоставляет полные сведения о состоянии шин каждого автомобиля, а значит, влияет на снижение эксплуатационных расходов, повышение производительности и уменьшение объёма административной работы. Система отслеживает давление и температуру во всех шинах автопарка через проверенные временем датчики ContiPressureCheck, а затем передает информацию на центральный диспетчерский пульт. Система не только отправляет менеджеру автопарка нужные данные, но и в случае необходимости предлагает меры по устранению неисправностей, например, через сервисную сеть Conti360°. На онлайн-портале появляется полная информация о состоянии шин всех автомобилей парка и общей эффективности их работы. Со II квартала 2017 года ContiConnect будет предлагаться на основных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Америки.
В экспозиции компании присутствовали и шины для коммерческого транспорта, созданные из каучука на основе радикса – корней одуванчика. Этот материал по латинскому названию одуванчика получил имя Taraxagum. На стенде концерна был представлен прототип опоры двигателя с улучшенной виброизоляцией, а также промежуточная опора карданного вала. Оба этих элемента изготовлены из нового материала под названием Taraxagum.
Как и все конкуренты, Continental представила шины Conti EfficientPro для ведущей и рулевой осей, обеспечивающих максимальную топливную экономичность (класс А по европейской системе маркировки шин). А шины Conti LightPro позволяют увеличить грузоподъёмность автопоезда с цистерной для транспортировки нефтепродуктов почти на 80 кг.
Delphi
В лаконичной экспозиции этого международного концерна основная тематика – форсунки и компоненты дизельной топливной аппаратуры. Технологии, которые демонстрировала компания Delphi позволят силовым агрегатам соответствовать строгим требованиям по вредным выбросам и показателям расхода топлива, которые станут актуальными в начале следующего десятилетия. Новые модульные системы Common Rail для среднетоннажных и большегрузных автомобилей изготовлены по технологии Delphi Euro 6. Сердцем новых модульных систем Common Rail является инновационная форсунка, которая в режиме реального времени передаёт блоку управления информацию о своей работе. Данные, поступающие от форсунки, позволяют реализовать управление с обратной связью, которое непрерывно контролирует и оптимизирует впрыск топлива с учётом меняющихся условий, в том числе износа компонентов по мере старения автомобиля.
Серьёзным шагом вперёд в снижении шума двигателя и повышении эффективности его работы является ещё одна разработка компании, дающая возможность управления ранними стадиями сгорания топлива. Кроме того, компания Delphi разработала новую линейку контроллеров двигателей и трансмиссий, заметно превосходящих по мощности устройства нынешнего поколения. Новые интегральные схемы, разработанные компанией Delphi, обеспечивают дополнительные преимущества, такие как повышение кибербезопасности, усовершенствование встроенной системы тиристорного управления и сокращение времени калибровки.
Goodyear
Шинный производитель представил прототип шин SUPER FUELMAX, соответствующие высшей европейской категории топливной экономичности класса А. Новые шины были представлены в двух типоразмерах SUPER FUELMAX S 385 / 55 R22.5 – для рулевой оси и SUPER FUELMAX D 315 / 70 R22.5 – для ведущей оси. Они являются дальнейшим развитием популярной линии шин с низким сопротивлением качению Goodyear FUELMAX. На выставке IAA-2016 новые шины экспонировались на осях тягача DAF XF 4x2, отличающегося рекордной топливной эффективностью. Модель-прототип шин сертифицирована как зимняя шина с маркировкой «3 горных пика со снежинкой» (3PMSF) и демонстрируют стремление компании Goodyear Tire & Rubber Company к разработке инновационных продуктов, снижающих стоимость эксплуатации автомобилей в парках коммерческого транспорта благодаря низкому расходу топлива.
Hankook
Корейская компания представила на Международной выставке коммерческого транспорта линейку шин премиум-класса e-cube MAX, SmartFlex и SmartWork предназначенных для грузовых автомобилей Европы. Уже сейчас они доступны в 42 размерах. Такая стратегия очень понятна: Hankook Tire продолжает расширение ассортимента шин первичной комплектации для грузовых автомобилей большой и средней грузоподъёмности в рамках существующего соглашения с Mercedes-Benz. Соглашение охватывает модели Actros, Antos, Arocs, Axor, Econic и Atego. Новейшая линейка шин первичной комплектации Hankook включает AL10+ e-cube MAX, DL10+ e-cube MAX, SmartFlex AH31, SmartFlex DH31 и т. д.
Webasto
На стенде Webasto были представлены новинки в обеих областях, где специализируется фирма – отопительном и климатическом оборудовании.
Отвечая европейскому тренду «электрической мобильности», фирма разработала жидкостные подогреватели, работающие на электричестве высокого напряжения (250–450 В) HVH (High Voltage Heater) мощностью 5; 7 и 10 кВт. Они предназначены в первую очередь для гибридных грузовиков и автобусов, двигатели которых имеют жидкостную систему охлаждения, но остаточного тепла от них недостаточно для обогрева. Благодаря используемой технологии сверхтонких слоев подогреватели не содержат редкоземельных элементов и свинца, а значит, очень лёгкие, компактные и относительно недорогие, имеют широкий диапазон установочных положений и преобразуют электроэнергию в тепло практически без потерь (КПД выше 95%).
В разделе климатического оборудования Webasto представила накрышные кондиционеры новой серии RTC, которые придут на смену современной линейке, выпускаемой под брендом Diavia. Модель RTC 110 (выставлявшаяся и на Busworld в Москве) производительностью 11 кВт демонстрировалась в составе интерактивного стенда, на котором было показано всё разнообразие систем Webasto, применяемых на лёгком коммерческом транспорте.
Lumikko
Финский производитель холодильного оборудования представил свою новейшую разработку для коммерческих автомобилей – новый охладитель Lumikko L4 с энергоэффективным компрессором Bitzer. Гибридный компрессор может работать от дизеля либо от электрического привода. Он лёгок, компактен и совместим с экологически чистыми хладагентами, такими как R448A, R449A и R452A. Новый охладитель значительно легче аналогичных систем, он весит всего около 400 кг, а это важный фактор, влияющий на расход топлива автомобиля и его грузоподъёмность.
L4 предназначен для использования на грузовых автомобилях массой более 5,5 т и идеально подходит для транспортировки чувствительных к температуре продуктов.
Michelin
Французский концерн Compagnie Générale des Établissements Michelin представил новую линейку грузовых шин Michelin X Multi Energy, которая появится на рынке только в 2017 году и будет представлена в типоразмере 315 / 70 R22.5. Новинка отличается низким сопротивлением качению, а значит, высокой топливной экономичностью. Шины могут одинаково эффективно использоваться на междугородных и региональных перевозках.
Помимо новых грузовых шин Michelin X Multi Energy, компания «Мишлен» представила в Ганновере новые типоразмеры 315 / 70 R22.5 и 385 / 55 R22.5, отличающихся высокой износостойкостью и увеличенной грузоподъёмностью. Были показаны шины серии Michelin X Line Energy, получивших высшую оценку «А» по топливной экономичности в европейской маркировке покрышек.
TEXA
Известная своими решениями в области диагностики грузовых автомобилей, итальянская компания TEXA S.p.A. представила ряд новинок. Особое внимание заслуживает новейшее программное обеспечение для диагностических приборов IDC5. Оно позволяет систематизировать дополнительные данные о транспортном средстве, такие как технические бюллетени, карты описания элементов, электрические схемы и другие важные параметры. Новая версия разработана с учётом пожеланий пользователей и делает процесс диагностики и обслуживания проще и более интуитивным. IDC5 отличается улучшенным графическим интерфейсом и разработано так, чтобы максимально релевантно отвечать на запросы пользователя о состоянии систем автомобиля. Новая функция Interactive Wiring Diagrams позволит наглядно отобразить состояние электронных систем управления эксплуатируемой техники и управлять параметрами автомобиля. TEXA планирует и дальше совершенствовать систему, в частности, была анонсирована возможность управления с помощью голосовых команд и другие инновации.
Всё большее значение на рынке современной техники приобретают системы безопасности. На этой выставке ТЕХА представила разработку для калибровки и адаптации систем AEBS и LDWS, аварийную систему торможения и контроля над уходом с полосы движения, использующие в своей работе камеры и радары, устанавливаемые на современных грузовиках. Специальные функции программного обеспечения позволят быстро и точно произвести необходимые процедуры калибровки при ремонте или техническом обслуживании и обеспечить их безошибочную работу.
Thermo King
Thermo King Corp. представила на выставке сразу несколько новинок: новую платформу SLXi монотемпературных и мультитемпературных холодильных установок для полуприцепов; технологическую концепцию комбинированного привода; решения с интеллектуальными системами и мультитемпературные установки для грузовых автомобилей.
Нужно отметить, что платформа SLXi холодильных установок для полуприцепов – это новый тренд компании, которому она будет следовать в ближайшие годы. Она на 20 % более экономична, и в стандартном варианте исполнения оборудована всеми средствами телематики.
Впервые была представлена концепция полуприцепа с комбинированным приводом, которая станет компонентом платформы SLXi для полуприцепов с холодильными установками. Гибридный привод позволяет работать с электрическим приводом прицепу с холодильной установкой в сцепке с тягачом, который оборудован приводом FRIGOBLOCK Enviro с инверторным фильтром. Это даёт возможность приводить в действие холодильную установку прицепа в качестве комбинированного привода от электрогенератора или от собственного автономного дизельного двигателя.
Впервые демонстрировалась и мультитемпературная установка UT Spectrum для грузовых автомобилей. Она разработана для нужд городского развоза и расширяет модельный ряд платформы изделий серии UT. Напомним, что холодильные установки этой серии предполагают возможность подкузовного монтажа на полуприцепах и прицепах.
Zanotti
Блоки прямого привода Zanotti S. P. A. для сплит-систем малой мощности пополнились новыми холодильными установками серии ZER0°. Они заправлены новым хладагентом R134a и отличаются аэродинамичным дизайном. Система «мини-труб» с низким запасом охлаждающей жидкости за счёт большей площади охладителя позволяет увеличить площадь забора воздуха для улучшения потока воздуха и одновременно снизить расход отбираемой от сети автомобиля электроэнергии.
Voith
В преддверии 150-летнего юбилея, который компания Voith отметит в 2017 году, она представила несколько новинок, среди которых акватардер SWR для Mercedes-Benz Actros и Antos и коробка передач DIWA 6.
Акватардер работает по гидродинамическому принципу. Для большей стабильности температурного режима в новой модели система охлаждения ретардера объединена с системой охлаждения двигателя, что позволило на 35 % снизить массу агрегата и на 50 % – объём жидкости.
Новая автоматическая коробка передач DIWA.6 с электронным управлением E 300.1, позволяет снизить расход топлива до 5 %. Это достигнуто за счёт применения программы переключения передач SensoTop, диагностического ПО ALADIN и системы «стоп-старт».
WABCO
Концерн WABCO нацелился на рынок автономного вождения грузового автотранспорта. Было объявлено об объединении усилий по разработке совместных решений для грузового автотранспорта с компанией Mobileye (глобальный лидер в области продвинутых систем содействия водителю ADAS и технологий автономного вождения AD). Решения будут сочетать ведущую видеосистему, картографическую технологию и технологию Road Experience Management (REM) компании Mobileye с технологиями контроля и управления из ведущего в промышленности портфолио компании WABCO и позволят получать данные в режиме реального времени по точному местоположению и определению полосы движения в высоком разрешении.
Одновременно компания анонсировала работу с технологиями компании Peloton для продвижения инновационного решения по формированию автоколонн грузового автотранспорта с интегрированной связью между грузовиками.
Новая система OnCity Urban Turning Assist – технология для защиты пешеходов и велосипедистов в условиях движения городского транспорта. Датчик в ночное время, при ослепляющем солнечном свете и плохой видимости на дороге информирует водителя визуально и акустически о возможности столкновения со всеми участниками дорожного движения во время поворота и позволяет автономно включить тормоз во избежание столкновения, если водитель не предпримет соответствующие меры.
На выставке состоялся первый показ некоторых решений для полуприцепов, например, OptiFlow AutoTail – высокоэффективная система оптимизации воздушного потока позади прицепа. В неё включена система автоматического развертывания и свертывания аэродинамических задних панелей в зависимости от скорости движения. Также показана система AEBS экстренного торможения OnGuardMAX при угрозе столкновения с впереди стоящими и движущимися автотранспортными средствами.
ZF
На выставке ZF представила три совершенно новые функции безопасности для коммерческого транспорта, для чего из плексигласа был сооружён прозрачный концепт-трак. Без него было бы непонятно, как вообще работают новые системы.
Столкновения при движении задним ходом становятся самыми распространёнными авариями среди грузовиков, которые нередко заканчиваются тяжкими телесными повреждениями или смертельным исходом. С первой в мире функцией EMA для грузовиков компания ZF совместно с WABCO создали новую функцию, которая может помочь предотвратить такого рода аварии.
Вторая система, AEBS, рассчитана на экстренное торможение 40-тонного автопоезда со скорости 80 км / ч перед препятствиями, скрытыми за слепыми поворотами и на скользкой дороге.
Электрогидравлическое сервоуправление ReAX благодаря функции EMA тоже позволяет изменить траекторию движения и направить грузовик в безопасное от аварии место.